ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-188/2018 от 18.04.2018 Сулейман-стальского районного суда (Республика Дагестан)

Дело Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сулейман-Стальский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Айбатова М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сулейман-Стальского района РД (в порядке ст. 39 КАС РФ) к администрации муниципального района «Сулейман-Стальский район» о понуждении разработать проект организации дорожного движения и схему дислокации дорожных знаков,

установил:

Прокурор Сулейман-Стальского района РД, в порядке ст. 39 КАС РФ, обратился в суд с административным иском к администрации МР «Сулейман-Стальский район» о понуждении разработать проект организации дорожного движения и схему дислокации дорожных знаков.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района совместно с инспектором по дорожному надзору ОГИБДД ОМВД России по ФИО1 району Ярахмедовым ФИО4 проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, в том числе соблюдения требований по организации дорожного движения на территориях сельских поселений в части размещения дорожных знаков, организация дорожного движения в межпоселенческих автодорогах района.

Проверкой установлено, районом и сельскими поселениями проект организации дорожного движения на территории поселения в установленном порядке не разработан и не согласован, не определен.

Отсутствие проекта организации дорожного движения создает реальную угрозу безопасности лиц - участников дорожного движения, что в свою очередь влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц (водители, пешеходы), транспортного сообщения между поселениями, обеспечения безопасной эксплуатацией дорожных участков, мостов, сооружений и т.д.

В соответствии с Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов входит в состав работ по содержанию дорог.

Автомобильные межпоселенческие дороги районного значения находятся в ведении и на балансе МР «Сулейман-Стальский район».

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В настоящее время в МР «Сулейман-Стальский район» отсутствует действующая схема дислокации дорожных знаков, проект организации дорожного движения не разработан.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются и соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 10 этого же закона в целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения разрабатываются федеральные, региональные и местные программы, направленные на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий.

Федеральные, региональные и местные программы обеспечения безопасности дорожного движения финансируются за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников.

В соответствии с положениями ст. 21 указанного закона, мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ на основе проектов, схем и иной документации, утвержденных в установленном порядке.

В силу ч. 1 ст. 22, деятельность по организации дорожного движения осуществляется на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в РФ техническими регламентами и схемами организации дорожного движения.

Согласно ч. 4 ст. 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с п.6 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно п. 3 ст. 15 этого же закона, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Кроме того, по соглашению сторон полномочия в сфере обеспечения дорожной деятельности муниципальным районом переданы сельским поселениям.

Согласно п. 8.8 Наставления по службе дорожной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, являющегося приложением к приказу МВД России от ДД.ММ.ГГГГ, проекты организации движения разрабатываются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги (улицы).

В соответствии с п. 9 раздела 1У Приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них" разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов входит в состав работ по содержанию дорог.

Из совокупности приведенных норм следует, что полномочия по разработке проекта организации дорожного движения являются полномочиями Администрации сельского поселения.

Отсутствие проекта организации дорожного движения нарушает права неопределенного круга лиц, так как такое положение противоречит требованиям закона в области безопасности дорожного движения.

В соответствии с п. 15 основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, и п. п. «н» пункта 11 Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденного указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ, на Госавтоинспекцию возлагаются обязанности по согласованию в установленном порядке проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах.

При таких обстоятельствах необходимо обязать администрацию МР «Сулейман-Стальский район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать схему дислокации дорожных знаков и проект организации дорожного движения автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и согласовать с ОГИБДД ОМВД России по ФИО1 району.

Неисполнение органом местного самоуправления данных требований в области безопасности дорожного движения может создать угрозу нарушения указанных прав граждан.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

На основании п. 2 ст. 314 ГК РФ в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства.

В связи с чем, при определении срока исполнения обязательств, исходя из условий разумности, необходимости финансирования проведения данных работ, рассмотрения указанного вопроса о включении данных расходов в бюджет на очередной финансовый год в ноябре 2018 года, необходимо установить срок проведения работ администрацией МР «Сулейман-Стальский район» до ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с этим, просит обязать администрацию МР «Сулейман-Стальский район» в срок до 31.12.2018г. разработать схему дислокации дорожных знаков и проект организации дорожного движения автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов.

Также административный истец заявил ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрошенного (письменного) производства предусмотренного ст. 291 КАС РФ.

Административный ответчик не представил суду возражений по иску, а подал в суд ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощённого (письменного) производства, указав также о признании исковых требований прокурора.

Суд, проверив и исследовав материалы дела, считает, что административное исковое заявление прокурора Сулейман-Стальского района РД, подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Из искового заявления прокурора Сулейман-Стальского района РД и Справки по результатам проверки состояния исполнения законодательства о безопасности дорожного движения от 26.02.2018г. следует, что администрацией МР «Сулейман-Стальский район» действующая схема дислокации дорожных знаков, проект организации дорожного движения не разработан.

Отсутствие проекта организации дорожного движения создает реальную угрозу безопасности лиц - участников дорожного движения, что в свою очередь влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц (водители, пешеходы), транспортного сообщения между поселениями, обеспечения безопасной эксплуатацией дорожных участков, мостов, сооружений и т.д.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Административный ответчик подал в суд ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощённого (письменного) производства, указав также о признании исковых требований прокурора.

Согласно ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если: всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным; ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.

В силу ч.3 ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

В соответствии со ст. 65 КАС РФ обстоятельства, которые признаны сторонами в результате достигнутого ими в судебном заседании или вне судебного заседания соглашения, а также обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания (1).

Если обстоятельства, признанные и удостоверенные сторонами или стороной в порядке, установленном настоящей статьей, приняты судом, они не подлежат проверке в ходе производства по административному делу (4).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 291-294 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Сулейман-Стальского района, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района «Сулейман-Стальский район» Республики Дагестан в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать схему дислокации дорожных знаков и проект организации дорожного движения автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда РД в течение пятнадцати дней со дня получения копии решения.

Председательствующий по делу

Судья: подпись М.М.Айбатов