Дело №2а-188/2021 | Мотивированное решение составлено 15.06.2021 |
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
Коношский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего Груздева Л.А.,
при секретаре Шутеевой С.А.,
с участием помощника прокурора Коношского района Архангельской области
Морозова И.П.,
представителя административного ответчика - администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» Волковой Н.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению прокурора Коношского района Архангельской области к администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район», выразившегося в непринятии мер по созданию и оборудованию мест массового отдыха населения на водных объектах на территории муниципального образования «Ерцевское», возложения обязанности на администрацию муниципального образования «Коношский муниципальный район» создать, оборудовать места массового отдыха населения на водных объектах на территории муниципального образования «Ерцевское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Коношского района Архангельской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц, уточненным в ходе судебного разбирательства, к администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» (далее - Администрация) о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район», выразившегося в непринятии мер по созданию и оборудованию мест массового отдыха населения на водных объектах на территории муниципального образования «Ерцевское», возложения обязанности на администрацию муниципального образования «Коношский муниципальный район» создать, оборудовать места массового отдыха населения на водных объектах на территории муниципального образования «Ерцевское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Коношского района Архангельской области в ходе проведения проверки по заявлению главы муниципального образования «Ерцевское» (далее - МО «Ерцевское») по обустройству Администрацией мест массового отдыха населения на водных объектах, установлен факт бездействия Администрации в части исполнения обязанностей по организации и обустройству мест массового отдыха населения на водных объектах на территории МО «Ерцевское».
В судебном заседании помощник прокурора Коношского района Морозов И.П. уточненные административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.
В судебном заседании представитель Администрации Волкова Н.С. с административным иском не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве главы Администрации, просила в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме. Дополнительно пояснила, что согласно акту осмотра места традиционного отдыха населения у воды в <адрес> (река Лухтонга в районе <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ выявлено, что такое место расположено на левом берегу реки, на расстоянии 100 метров ниже по течению оборудована запруда (плотина) с водопропускной трубой; на расстоянии 200 метров на противоположном берегу расположен противопожарный пирс; акватория заросла травянистой растительностью, на поверхности воды заросли водных растений; вода мутная, рельеф дна не просматривается; подъездные пути в зону рекреации и безопасные подходы к воде отсутствуют. Согласно акту о проведении водолазных работ по осмотру дна акватории места массового отдыха граждан на воде (река Лухтонга <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ наличие гидротехнического сооружения (плотина) запрещает организацию мест массового отдыха на воде вблизи него (менее 250 м). Администрация МО «Ерцевское» в установленном Правилами охраны жизни людей на водных объектах в Архангельской области, утвержденными постановлением администрации Архангельской области от 28.04.2009 №119-па/17, порядке не приняло правовой акт, определяющий место массового отдыха населения на водных объектах на территории МО «Ерцевское». Таким образом в <адрес> отсутствует место для массового отдыха на воде, соответствующее требованиям действующих нормативных правовых актов, следовательно административный иск удовлетворению не подлежит.
Глава Администрации в отзыве на административный иск отмечает, что согласно п.11 ч.2 ст.6 Устава Коношского муниципального района Архангельской области к вопросам местного значения, не отнесенным к вопросам местного значения сельских поселений, которые на территориях сельских поселений, входящих в состав Коношского муниципального района решаются органами местного самоуправления Коношского муниципального района, относится создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам. В соответствии с п.28 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам. Согласно ч.3 ст.6 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд. В соответствии с ч.4 ст.27 ВК РФ к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, предусмотренных ч.1 настоящей статьи, относятся установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципального района, для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на межселенных территориях в границах муниципального района. Во исполнение данных норм законодательства Администрацией распоряжением от 02.06.2020 №177-р утверждены Правила использования водных объектов, расположенных на территории муниципального образования «Коношский муниципальный район». В соответствии с п.3 Правил охраны жизни людей на водных объектах в Архангельской области, места массового выхода людей на водные объекты, используемые для массового отдыха, проведения праздничных мероприятий, купания, спорта и туризма, устанавливаются органами местного самоуправления поселений и городских округов по согласованию с соответствующим органом, осуществляющим государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, ГИМС МЧС России по Архангельской области и органом федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора с соблюдением настоящих Правил. Таким образом, действующим законодательством не установлена обязанность муниципального образования «Коношский муниципальный район» по принятию правовых актов, определяющих места массового отдыха населения на водных объектах на территории муниципального образования «Коношский муниципальный район». В соответствии с указанными правилами на территории МО «Ерцевское» отсутствуют пригодные места для массового отдыха на водных объектах.
Заинтересованное лицо - администрация МО «Ерцевское» о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представитель в судебном заседании отсутствовал. Глава МО «Ерцевское» представил отзыв на административный иск, в котором указал, что считает заявленные административные исковые требования законными и обоснованными, просил административный иск удовлетворить в полном объеме. Указал, что МО «Ерцевское» со своей стороны до ДД.ММ.ГГГГ сделает новый мост через Плотину (<адрес>), выделит из местного бюджета денежные средства на укрепление дамбы и другие ремонтные работы.
Заинтересованное лицо - Главное управление МЧС России по Архангельской области (далее - ГУ МЧС России по АО), о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представитель в судебном заседании отсутствовал. Представитель ГУ МЧС России по АО Т.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представила отзыв на административный иск. Из отзыва следует, что на территории МО «Ерцевское» вблизи населенного пункта находятся следующие водные объекты: озеро Островное, река Лухтинга. Водный объект «озеро Островное» является опасным для отдыха, из-за наличия холодных ключей. Водный объект «река Лухтонга» может быть отнесен к водным объектам для массового отдыха людей при соответствующем обустройстве с соблюдением требований, установленных законодательством. Полагает, что требования административного искового заявления являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Заслушав прокурора, представителя Администрации, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.12 Конституции России местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Согласно п.15 ч.1, ч.ч. 3 и 4 ст.14 Закона №131-ФЗ создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Пунктами 24, 28 ч.1 ст.15 Закона №131-ФЗ определено, что к вопросам местного значения муниципального района относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
Согласно ч.ч. 1-3, 6, 8 ст.6 ВК РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.
Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.
Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского рыболовства и причаливания плавучих средств.
В соответствии с пп.11 п.2 ст.6 Устава Коношского муниципального района Архангельской области к вопросам местного значения, не отнесенным к вопросам местного значения сельских поселений, которые на территориях сельских поселений, входящих в состав Коношского муниципального района решаются органами местного самоуправления Коношского муниципального района, относится создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам (л.д.45).
Таким образом, создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья в МО «Ерцевское» относится к полномочиям Администрации.
Согласно п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 №769 «О порядке утверждения правил охраны жизни людей на водных объектах» утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановление администрации Архангельской области от 28.04.2009 №119-па/17 утверждены Правила охраны жизни людей на водных объектах в Архангельской области, которые устанавливают условия и требования, предъявляемые к обеспечению безопасности людей на пляжах и других организованных местах массового отдыха на водных объектах.
В соответствии с п.3 указанных Правил места массового выхода людей на водные объекты, используемые для массового отдыха, проведения праздничных мероприятий, купания, спорта и туризма, устанавливаются органами местного самоуправления поселений и городских округов по согласованию с соответствующим органом, осуществляющим государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, ГИМС МЧС России по Архангельской области и органом федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора с соблюдением настоящих Правил. Использование акватории водных объектов общего пользования осуществляется с учетом правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципальных образований, для личных и бытовых нужд, устанавливаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Пунктом 15 указанных Правил определено, что территория пляжа должна быть тщательно отнивелирована, очищена от мусора и камней, а также должна располагаться на расстоянии не менее 500 метров выше по течению от мест спуска сточных вод, не ближе 250 метров выше и 1000 метров ниже портовых, гидротехнических сооружений, пристаней, причалов, пирсов, дебаркадеров, нефтеналивных приспособлений и не ближе 1000 метров от этих сооружений при действии приливо-отливных течений.
И.о. прокурора Коношского района, после обращения главы МО «Ерцевское» с заявлением о бездействии Администрации по организации обустройства мест массового отдыха населения на водных объектах в МО «Ерцевское» (л.д.9), главе муниципального образования «Коношский муниципальный район» внесено представление «Об устранении нарушений законодательства в сфере определения мест массового отдыха населения на водных объектах» от ДД.ММ.ГГГГ, в п.п.2,3 которого содержится требование принять правовые акты, определяющие места массового отдыха населения на водных объектах на территории муниципального образования «Коношский муниципальный район», определить на территории Коношского района места массового отдыха населения на водных объектах (л.д.17).
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на указанное представление глава муниципального образования «Коношский муниципальный район» указал, что в соответствии с п.3 Правил охраны жизни людей на водных объектах в Архангельской области места массового выхода людей на водные объекты, используемые для массового отдыха, проведения праздничных мероприятий, купания, спорта и туризма устанавливаются органами местного самоуправления поселений и городских округов по согласованию с соответствующим органом, осуществляющим государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, ГИМС МЧС России по Архангельской области и органом федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора с соблюдением настоящих Правил. Таким образом, действующим законодательством не установлена обязанность муниципального образования «Коношский муниципальный район» по принятию правовых актов, определяющих места массового отдыха населения на водных объектах (л.д.19).
Указанное представление не обжаловалось, информация о его исполнении в части п.п.2,3 в суд не представлена.
Пунктом 5 распоряжения Администрации от 02.06.2020 №177-р «Об установлении правил использования водных объектов, расположенных на территории МО «Коношский муниципальный район» запрещено купание в оз. Островное МО «Ерцевское», как опасном месте (л.д.13).
Актом осмотра места традиционного отдыха населения у воды в <адрес> (река Лухтонга в районе <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Акт осмотра) комиссией в составе: начальника отдела по делам ГО, ЧС и ВМР Администрации А.Н., начальника отдела архитектуры, строительства ТЭК, ЖКХ Администрации Т.А., и.о. главы МО «Ерцевское» А.В. выявлено, что место традиционного отдыха населения расположено на левом берегу реки, на расстоянии 100 метров ниже по течению оборудована запруда (плотина) с водопропускной трубой; на расстоянии 200 метров на противоположном берегу расположен противопожарный пирс; акватория заросла травянистой растительностью, на поверхности воды заросли водных растений; вода мутная, рельеф дна не просматривается; подъездные пути в зону рекреации и безопасные подходы к воде отсутствуют.
Согласно акту о проведении водолазных работ по осмотру дна акватории места массового отдыха граждан на воде (река Лухтонга <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ№ максимальная глубина на удалении до 15 м от береговой черты - 1,5 м.; ямы, скаты, уступы рельефа дна - отсутствуют, состояние грунта - песок, ил, трава; выход грунтовых вод, ключи с холодной водой - отсутствуют, захламление дна - отсутствует. Указано, что наличие гидротехнического сооружения (плотина) запрещает организацию мест массового отдыха на воде вблизи него (менее250 м).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ старший государственный инспектор по маломерным судам Каргопольско-Няндомско-Коношского инспекторского участка Цента ГИМС ГУ МЧС России в ответ на запрос начальника отдела по делам ГО, ЧС и ВМР Администрации от ДД.ММ.ГГГГ сообщает, что согласование места планируемого пляжа с ГИМС МЧС России возможно после получения согласования от соответствующих органов.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ глава муниципального образования «Коношский муниципальный район» просит глав муниципальных образований Коношского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить в отдел по делам ГО, ЧС и ВМР информацию об установленных в соответствии с действующим законодательством местах массового отдыха людей на водных объектах или их отсутствии.
Таким образом в судебном заседании установлено, что действия Администрации, направленные на выяснение вопроса о возможности создания мест массового отдыха населения на водных объектах на территории муниципального образования «Коношский муниципальный район», в том числе на территории МО «Ерцевское», совершены после обращения прокурора района с рассматриваемым административным иском в суд.
Ссылка главы муниципального образования «Коношский муниципальный район» в возражениях на административный иск, представителя Администрации в судебном заседании о том, что администрация МО «Ерцевское» в установленном п.3 Правил охраны жизни людей на водных объектах в Архангельской области порядке не приняло правовой акт, определяющий место массового отдыха населения на водных объектах на территории МО «Ерцевское», судом не принимается по следующим основаниям. Непосредственно глава администрации МО «Ерцевское» обратился в прокуратуру с заявлением о бездействии Администрации по организации мест массового отдыха населения на водных объектах на территории МО «Ерцевское»; прокуратурой района в адрес главы муниципального образования «Коношский муниципальный район» внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства в сфере определения мест массового отдыха населения на водных объектах, которое Администрацией не исполнено; в отзыве на административный иск глава МО «Ерцевское» выражает готовность провести ремонтные работы вблизи предполагаемого места массового отдыха населения на водном объекте - реке Лухтонга. То есть при надлежащем сотрудничестве Администрации, во исполнение п.15 ч.1, ч.ч. 3 и 4 ст.14, п.п. 24, 28 ч.1 ст.15 Закона №131-ФЗ, пп.11 п.2 ст.6 Устава Коношского муниципального района Архангельской области с администрацией МО «Ерцевское» имелась возможность определить место массового отдыха населения на водных объектах на территории МО «Ерцевское».
Суд не соглашается с заявлением главы муниципального образования «Коношский муниципальный район», выраженным в возражениях на административный иск, и представителя Администрации, выраженным в судебном заседании, о том, что на территории МО «Ерцевское» отсутствует место для массового отдыха на воде, соответствующее требованиям действующих нормативных правовых актов, в частности из-за наличия гидротехнического сооружения (плотины) вблизи предполагаемого места массового отдыха на воде (менее 250 м) на реке Лухтонга на территории МО «Ерцевское», так как заявления представителей ответчика опровергаются материалами дела. Так, из отзыва представителя ГУ МЧС России по АО следует, что на территории МО «Ерцевское» водный объект «река Лухтонга» может быть отнесен к водным объектам для массового отдыха людей при соответствующем обустройстве с соблюдением требований установленных законодательством. Из схемы участка реки Лухтонга в районе <адрес>, приложенной к Акту осмотра, усматривается, что планируемое место отдыха на воде расположено ближе 250 м от гидротехнического сооружения (плотины), что противоречит п.15 Правил охраны жизни людей на водных объектах в Архангельской области. Вместе с тем из данной схемы можно сделать вывод, что место отдыха на воде возможно расположить вверх по течению реки Лухтонга на расстоянии более 250 м от гидротехнического сооружения (плотины).
Суд приходит к выводу о наличии места для массового отдыха на воде в МО «Ерцевское» при соответствующем обустройстве согласно Правилам охраны жизни людей на водных объектах в Архангельской области.
Таким образом, административное исковое заявление подлежит удовлетворению в части признания незаконным бездействия Администрации, выразившегося в непринятии мер по созданию и оборудованию мест массового отдыха населения на водных объектах на территории МО «Ерцевское».
В части возложения обязанности на Администрацию создать, оборудовать места массового отдыха населения на водных объектах на территории МО «Ерцевское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ суд полагает, что с учетом необходимости проведения работ для приведения таких мест (места) в соответствии с требованиями Правил охраны жизни людей на водных объектах в Архангельской области, разумным следует установить срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования прокурора Коношского района Архангельской области к администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район», выразившееся в непринятии мер по созданию и оборудованию мест массового отдыха населения на водных объектах на территории муниципального образования «Ерцевское».
Возложить на администрацию муниципального образования «Коношский муниципальный район» обязанность создать, оборудовать места массового отдыха населения на водных объектах на территории муниципального образования «Ерцевское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Коношский районный суд Архангельской области.
Судья Л.А. Груздев