Дело №2а-188/2021
УИД 52RS0026-01-2021-000305-78
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ветлуга 28 сентября 2021 года
Ветлужский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Потапенко В.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ветлужского района Нижегородской области действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мошкинского сельсовета Ветлужского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия, и обязании провести антикоррупционную экспертизу нормативно правовых актов,
установил:
Прокурор Ветлужского района Нижегородской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Мошкинского сельсовета Ветлужского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия, и обязании провести антикоррупционную экспертизу нормативно правовых актов.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Ветлужского района Нижегородской области проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства о противодействии коррупции.
В ходе проверки установлено, что антикоррупционная экспертиза, действующих на территории Мошкинского сельсовета Ветлужского муниципального района нормативно - правовых актов, проводится не в полном объеме. Так, администрацией Мошкинского сельсовета Ветлужского муниципального района Нижегородской области принято решение от 26.05.2021 № 3 «О внесении изменений в решение сельского Совета Макарьевского сельсовета «О бюджете поселения на 2021 год».
В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения.
Статьей 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», определено - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
Согласно ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», профилактика коррупции осуществляется путем применения таких основных мер как антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
При этом, согласно ст. 4 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Статьей 7 Закона Нижегородской области от 07.03.2008 года № 20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области» антикоррупционная экспертиза НПА (проектов НПА) Нижегородской области проводится в целях выявления в них коррупционных факторов и их последующего устранения.
Решением Мошкинского сельского Совета от 21.04.2009 №12 утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Мошкинского сельсовета Ветлужского района Нижегородской области и их проектов.
Согласно пункта 1.2 Порядка антикоррупционной экспертизе подлежат акты (проекты): регламентирующие контрольные, разрешительные и регистрационные полномочия органов местного самоуправления Макарьевского сельсовета во взаимоотношениях с гражданами и негосударственными юридическими лицами, а также порядок и сроки реализации этих полномочий; утверждающие административные регламенты оказания муниципальных услуг и выполнения отдельных государственных полномочий; связанные с распределением бюджетных средств; связанные с управлением муниципальной собственностью, связанные с размещением муниципального заказа; регламентирующие осуществление полномочий подведомственных организаций.
Согласно п. 1.3 указанного Порядка антикоррупционная экспертиза проводится в целях выявления и устранения несовершенства правовых норм, которые повышают вероятность коррупционных действий в деятельности муниципальных органов, создаваемых ими учреждений, а также в деятельности лиц, замещающих муниципальные должности.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства об антикоррупционной экспертизе антикоррупционная экспертиза постановления администрации Мошкинского сельсовета от 26.05.2021 № 16 «О внесении изменений в решение сельского Совета Мошкинского сельсовета «О бюджете поселения на 2021 года» не проведена.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.ст. 39, ч. 6 ст. 125 КАС РФ прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Макарьевского сельсовета Ветлужского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы постановления администрации Мошкинского сельсовета Ветлужского муниципального района Нижегородской области от 26.05.2021 № 16 «О внесении изменений в решение сельского Совета Мошкинского сельсовета «О бюджете поселения на 2021 года» и обязать администрацию Мошкинского сельсовета Ветлужского муниципального района Нижегородской области провести антикоррупционную экспертизу постановления администрации Мошкинского сельсовета Ветлужского муниципального района Нижегородской области от 26.05.2021 № 16 «О внесении изменений в решение сельского Совета Мошкинского сельсовета «О бюджете поселения на 2021 год».
Прокурор Ветлужского района просил о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Административный ответчик - администрация Мошкинского сельсовета возражений на рассмотрение административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства не представила.
В соответствии с главой 41 КАС РФ административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определено, что противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
Согласно ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», профилактика коррупции осуществляется путем применения таких основных мер как антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
При этом, согласно ст. 4 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
Решением Мошкинского сельского Совета от 17.04.2009 № 7 утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Мошкинского сельсовета Ветлужского района Нижегородской области и их проектов.
Согласно пункта 1.2 Порядка антикоррупционной экспертизе подлежат акты (проекты): регламентирующие контрольные, разрешительные и регистрационные полномочия органов местного самоуправления Макарьевского сельсовета во взаимоотношениях с гражданами и негосударственными юридическими лицами, а также порядок и сроки реализации этих полномочий; утверждающие административные регламенты оказания муниципальных услуг и выполнения отдельных государственных полномочий; связанные с распределением бюджетных средств, связанные с управлением муниципальной собственностью, связанные с размещением муниципального заказа; регламентирующие осуществление полномочий подведомственных организаций.
Согласно п. 1.3 указанного Порядка антикоррупционная экспертиза проводится в целях выявления и устранения несовершенства правовых норм, которые повышают вероятность коррупционных действий в деятельности муниципальных органов, создаваемых ими учреждений, а также в деятельности лиц, замещающих муниципальные должности.
В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Судом установлено, что вопреки требованиям вышеуказанного законодательства не проведена антикоррупционная экспертиза решения постановления администрации Мошкинского сельсовета от 26.05.2021 № 16 «« О внесении изменений в решение сельского Совета Мошкинского сельсовета «О бюджете поселения на 2021 год».
Суд полагает, что не проведение в органах местного самоуправления сельсовета антикоррупционной экспертизы названного акта создает возможность появления иного, отличного от установленного законом порядка, осуществления ими своих полномочий, что нарушает интересы Российской Федерации и Нижегородской области в указанной сфере.
Таким образом, суд находит, что имеются все основания для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь изложенным и ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Ветлужского района Нижегородской области действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мошкинского сельсовета Ветлужского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия, и обязании провести антикоррупционную экспертизу нормативно правовых актов удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Мошкинского сельсовета Ветлужского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной экспертизы решения администрации Мошкинского сельсовета от 26.05.2021 № 16 «О внесении изменений в решение сельского Совета Мошкинского сельсовета «О бюджете поселения на 2021 год».
Обязать администрацию Мошкинского сельсовета Ветлужского муниципального района Нижегородской области провести антикоррупционную экспертизу решения Мошкинского сельского сельсовета Ветлужского муниципального района Нижегородской области от 26.05.2021 № 3 «О внесении изменений в решение сельского Совета Мошкинского сельсовета «О бюджете поселения на 2021 год».
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья
Ветлужского районного суда В.А. Потапенко