ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-188/2022 от 06.10.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело №2а-188/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 октября 2022 года город Симферополь

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым - Кучеренко Н.В.,

при секретаре – Климовой Е.В.,

с участием прокурора – Игнатова Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Производственного кооператива «ЖЕМЧУЖИНА МОРЯ» к Керченскому городскому совету Республики Крым, заинтересованные лица Администрация города Керчи Республики Крым, Глава Администрации города Керчи Республики Крым об оспаривании нормативного правового акта в части,

установил:

Производственный кооператив «ЖЕМЧУЖИНА МОРЯ» обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным иском, в котором просил признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Приложение №1 «Ставки арендной платы» к «Порядку определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым», утвержденному решением 10-ой сессии 2-го созыва Керченского городского совета Республики Крым от 19 декабря 2019 года №67-2/19, в части установления минимального значения арендной платы за 1 кв. м./год - Зmin в столбце 5 по строкам 101, 105, 111 в размере 32.53.

Исковые требования обоснованы тем, что 19 декабря 2019 года Керченским городским советом Республики Крым принято решение №67-2/19 «О плате за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым». Приложением №1 к указанному решению утверждены ставки арендной платы, а также минимальный порог стоимости земли за 1 кв. м., в частности: пунктом 101 для вида разрешенного использования «Тяжелая промышленность», пунктом 105 для вида разрешенного использования «Пищевая промышленность», пунктом 111 для вида разрешенного использования «Склады» в размере 32,53 руб. каждый. Административный истец является арендатором муниципального земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым , площадью 82 748 кв. м. Размер арендной платы по договору аренды составляет 2 880 457 руб. 88 коп. в год. Однако, произведя расчёт и исключив из формулы такое значение как Зmin, арендная плата за земельный участок составила 2 444 294 руб. 83 коп. в год. Таким образом, административным ответчиком фактически нивелируется понятие кадастровой стоимости земельного участка. Пунктом 1 статьи 39. 7 Земельного кодекса установлено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. Абзацем 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы» установлен принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке. Определением Конституционного суда Российской Федерации от 28 февраля 2017 года №424-0, указано, что органы местного самоуправления должны руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимся в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков. Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельным участков. При принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводится оценка и анализ экономических факторов, влияющих на уровень их доходности. Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки. Исходя из преамбулы решения, Керченский городской совет руководствовался исключительно результатами государственной кадастровой оценки и нормативно правовыми актами, регулирующими земельные отношения на территории Республики Крым, каких-либо документов, подтверждающих проведение многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки, Решение не содержит. Таким образом, принятие оспариваемого решения без проведения такого многофакторного анализа противоречат нормативно правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права административного истца, как арендатора земельного участка.

Определениями Верховного Суда Республики Крым от 01 августа, 01 сентября 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация города Керчи Республики Крым, Глава Администрации города Керчи Республики Крым.

В судебное заседание представители сторон и заинтересованные лица не явились, о дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.

Суд, с учётом положений пункта 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, посчитал возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных неявившихся лиц.

Исследовав материалы административного дела, проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Игнатова Ю.И., полагавшего, что административный иск подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, истцом срок обращения в суд не пропущен, поскольку оспариваемые в части заявленных требований акты являются нормативными.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 8 названной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные требования указаны в пунктах 25, 28, 29, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее Постановление №50 от 25 декабря 2018 года).

Согласно части 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (часть 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации).

Как следует из подпункта 3 части 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16, частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ), владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 12 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», порядок определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, устанавливается: 1) Советом министров Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; 2) органом местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Решением Керченского городского совета Республики Крым от 05.11.2014 №38-1/14 утверждён Устав муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым (далее – Устав), в силу пункта 5 части 1 статьи 37 которого в компетенции Керченского городского совета находятся полномочия по определению порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

На основании частей 1, 4 статьи 62 Устава, органы местного самоуправления от имени городского округа самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законодательными актами Республики Крым, настоящим Уставом и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа. От имени городского округа права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет администрация города Керчи в пределах полномочий, определенных настоящим Уставом и муниципальными правовыми актами.

Согласно пункту 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие данный порядок, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы.

Частью 2 статьи 57 Устава предусмотрено, что решения, принятые на местном референдуме, решения о назначении муниципальных выборов, о назначении местного референдума, по вопросам изменения границ, преобразования городского округа, об избрании председателя Керченского городского совета, назначении главы администрации, его заместителей, решения Керченского городского совета, устанавливающие правила, обязательные на территории городского округа, вступают в силу со дня их официального опубликования, если в самом акте не установлено иное.

Частью 8 статьи 57 Устава определено, что официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое учреждено или определено Керченским городским советом в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию муниципальных нормативных правовых актов, принятых соответствующим органом или должностным лицом.

В случае отсутствия в городском округе периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в городском округе, официальным опубликованием может признаваться соответствующая публикация в ином печатном издании, которое обеспечивает населению городского округа и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием.

Муниципальные правовые акты, подлежащие официальному опубликованию, размещаются на сайте Керченского городского совета (часть 9 статьи 57 Устава).

Планирование работы Керченского городского совета и порядок подготовки его заседаний, порядок созыва заседаний (сессий) Керченского городского совета, порядок проведения заседаний Керченского городского совета и порядок принятия решений, документирования хода заседания Керченского городского совета и его итогов, порядок избрания должностных лиц Керченского городского совета, порядок проведения депутатских слушаний, права и обязанности депутатов Керченского городского совета и иные вопросы организации работы Керченского городского совета, связанные с осуществлением Керченским городским советом и депутатами Керченского городского совета своих полномочий определяется Регламентом Керченского городского совета, утвержденным решением 16 сессии Керченского городского совета Республики Крым 2 созыва от 19 февраля 2015 года №222-1/15 (т.1 л.д. 78-125).

Согласно статье 14 Регламента, проекты муниципальных правовых актов, вносимые на рассмотрение Керченского городского совета (далее - Городской совет), представляются в Городской совет в виде проектов решений Городского совета. Право внесения проектов решений принадлежит Председателю городского совета, депутатам Городского совета, главе Администрации города Керчи, прокурору города Керчи, органам территориального общественного самоуправления, инициативным группам граждан, Контрольно-счетной комиссии города Керчи Республики Крым, а также иным лицам в случаях, установленных действующим законодательством.

На основании части 1, 2 статьи 16 Регламента, необходимым условием внесения проекта решения Городского совета является представление в отдел организационного обеспечения деятельности городского совета аппарата Керченского городского совета следующих документов: 1) текста проекта решения в бумажном и электронном виде; 2) наличие согласовывающих подписей (виз) на первом экземпляре проекта решения: а) при внесении проекта главой администрации города Керчи: - начальника отраслевого органа администрации города Керчи, готовившего проект решения; - руководителя юридической службы администрации города Керчи; - заместителя главы администрации города Керчи, курирующего отраслевой орган администрации города Керчи, подготовивший проект; - главы администрации города Керчи; - руководителя юридической службы аппарата Городского совета.

Судом установлено, что в связи с необходимостью разработки новых ставок арендной платы за землю на территории города Керчи, начальником управления имущественных и земельных отношений Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Керчи Республики Крым составлена пояснительная записка к предлагаемым для применения ставкам арендной платы за земельные участки на 2020 год (исх. №1577/13-27 от 21 октября 2019 года) (т.3 л.д. 87-90).

Управлением по правовым вопросам Администрации города Керчи Республики Крым проведена экспертиза проекта решения Керченского городского совета «О плате за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым» (т.1 л.д.144), и согласно информации прокуратуры города Керчи от 19 ноября 2019 года №34-2019 об изучении проекта решения Керченского городского совета Республики Крым «О плате за земельные участки, находящиеся в собственности городской округ Керчь Республики Крым», в представленном проекте решения коррупционные факторы не выявлены (т.1 л.д.145).

Из материалов дела усматривается, что 09.12.2019 главой Администрации города Керчи Республики Крым в адрес председателя Керченского городского совета направлен согласованный в установленном Регламентом порядке проект решения «О плате за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым» для включения в повестку дня 10 сессии Керченского городского совета 2 созыва (исх. №02-23/3969) (т.1 л.д. 142-143).

К данному проекту решения прилагались заключение управления по правовым вопросам администрации города Керчи Республики Крым о проведении экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта от 26.11.2019 №187/07-05, информация прокуратуры города Керчи от 19.11.2019 №34-2019 и лист согласования указанного проекта (т.1 л.д.140).

В соответствии со статьёй 15 Регламента, проекты решений с необходимыми приложениями и сопроводительным письмом на имя Председателя городского совета или его заместителя не менее чем за 10 дней до дня проведения очередного заседания Городского совета представляются в отдел организационного обеспечения деятельности городского совета аппарата Керченского городского совета, где регистрируются. Проекты правовых актов, представленные в нарушение сроков и порядка определенного Регламентом, рассматриваются на последующей сессии Городского совета. Зарегистрированные проекты решений в течение двух дней после их поступления в Городской совет с соответствующей резолюцией Председателя Городского совета направляются заместителю председателя городского совета, который направляет их для дальнейшей работы в комиссии: - в профильную постоянную комиссию, являющуюся ответственной за проект решения, - для рассмотрения, обобщения замечаний и предложений, вынесения заключения; - во все постоянные комиссии - для предложений и замечаний, которые направляются в профильную постоянную комиссию.

Решением Керченского городского совета Республики Крым от 14.10.2019 №15-2/19 утверждено Положение о постоянных комиссиях Керченского городского совета в новой редакции (далее - Положение о постоянных комиссиях), согласно пунктам 2.1.1, 2.1.7 и 2.1.8 которого, Комиссия вносит проекты решений на заседания Керченского городского совета; изучает и обобщает замечания, предложения, рекомендации, представленные комиссиями Керченского городского совета, депутатами, специалистами, к проектам решений Керченского городского совета или по направлению деятельности Керченского городского совета, отнесенному к ведению комиссии; выносит заключение по проектам решений Керченского городского совета по вопросам, отнесенным к ведению комиссии (т.1 л.д.146-147, 148-158).

Пунктами 6.3.1, 6.3.2, 6.3.3 и 6.3.4 Положения о постоянных комиссиях установлено, что Комиссия по градостроительству, имущественным вопросам и земельным отношениям осуществляет рассмотрение проектов решений, внесенных в Керченский городской совет; разработку проектов решений по вопросам, отнесенным к ведению комиссии; рассмотрение вопросов управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым; обсуждение и внесение предложений по вопросам приватизации, продажи или аренды муниципального имущества.

В соответствии с заключением постоянной комиссии по градостроительству, имущественным вопросам и земельным отношениям от 13 декабря 2019 года Комиссия рассмотрела вопросы, включенные в повестку 10 сессии Керченского городского совета 2 созыва. Предложений и замечаний не имела (т. 1 л.д. 159).

В соответствии с частью 4 статьи 27 Устава, Керченский городской совет состоит из 28 депутатов, избираемых на муниципальных выборах с применением смешанной избирательной системы с закрытыми списками кандидатов.

Согласно статьям 58, 63, 67 Регламента, решение Городского совета считается принятым, если за него проголосовало большинство, наделенное в соответствии с Уставом городского округа, правом решающего голоса.

Согласно протоколу пленарного заседания очередной десятой сессии Керченского городского совета 2 созыва от 19 декабря 2019 года всего депутатских мандатов - 28, избрано депутатов - 28, присутствовало на сессии – 18, присутствовали приглашенные - 17. В процессе проведения сессии депутат Керченского городского совета 2 созыва Еникеев М.А. удалился из зала заседания по производственной необходимости (т.1 л.д. 161-165).

В повестку дня под №11 включён вопрос «О плате за земельные участки, находящиеся в собственности городской округ Керчь Республики Крым». По данному вопросу докладывал председатель Керченского городского совета Хужина М.В. Голосовали о принятии проекта решения в целом: «за» - 17, «против» - нет, «воздержавшихся» - нет. Решение принято единогласно.

Таким образом, 19 декабря 2019 года Керченским городским советом Республики Крым на 10-й сессии 2 созыва принято решение №67-2/19 «О плате за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым» (далее – Решение №67-2/19), которым утверждён Порядок определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым (приложение 1) (далее - Порядок определения размера арендной платы).

Пунктом 2 вышеуказанного решения постановлено: «Считать утратившим силу с 01 января 2020 года решение 56 сессии Керченского городского совета Республики Крым 1 созыва от 27 октября 2016 года №965-1/16 «О плате за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым»».

Пунктом 3 Решения №67-2/19 установлено, что расчёт арендной платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков производится на основании действующей кадастровой оценки земельного участка.

Размер платы, указанный в договорах аренды земельных участков, соглашениях о плате за сервитут, заключенных до вступления в силу настоящего Порядка, с 01 января 2020 года подлежат перерасчёту согласно приложению №1 (Пункт 4 Решения №67-2/19).

Согласно пункту 7 Решения №67-2/19, настоящее решение вступает в силу с момента официального опубликования и применяется с 01 января 2020 года.

Приложением №1 к Порядку определения размера годовой арендной платы за земельные участки установлены «Ставки арендной платы».

Указанное решение опубликовано в спецвыпуске газеты «Керченский рабочий» от 21 декабря 2019 года №40 и размещено 19 декабря 2019 года на сайте Керченского совета Республики Крым (т. 1 л.д. 167-186).

Таким образом, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу о том, что решение Керченского городского совета Республики Крым от 19 декабря 2019 года №67-2/19 «О плате за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым» принято уполномоченным представительным органом местного самоуправления муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым в пределах его компетенции, с соблюдением процедур его принятия, официального опубликования, что не ставится под сомнение административным истцом.

Проверкой оспариваемого решения Керченского городского совета Республики Крым от 19 декабря 2019 года №67-2/19 «О плате за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым» в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам большей юридической силы, установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

16 июля 2009 года Правительством Российской Федерации принято постановление №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее – постановление Правительства РФ от 16.07.2009 №582).

Арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, как указано в данном постановлении, определяется исходя из ряда основополагающих принципов.

Так, установленный принцип экономической обоснованности предусматривает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке (абзац 2 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582).

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 28 февраля 2017 года №424-О, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.

Пунктом 2 утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2017 №710 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 №582, в целях применения названного принципа рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, в соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - порядок определения размера арендной платы) предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы (далее - ставки арендной платы).

Таким образом, ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

При принятии нормативного правового акта об определении размера арендной платы должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

Согласно строкам 101, 105, 111 столбцу 5 Приложения № 1 «Ставки арендной платы» к «Порядку определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым», утвержденного решением 10-ой сессии 2-го созыва Керченского городского совета Республики Крым от 19 декабря 2019 года №67-2/19 (далее - Приложение №1), установлено следующее минимальное значение арендной платы за 1 кв.м./год – Зmin при расчёте размера арендной ставки в отношении земельных участков с видом разрешенного использования:

- «Тяжелая промышленность» (код 6.3) - 32,53;

- «Пищевая промышленность» (код 6.4) - 32,53;

- «Склады» (код 6.9) - 33,93 (т.1 л.д.133-139).

Однако, административным ответчиком не представлено суду доказательств проведения каких-либо расчетов в целях обоснованности введения оспариваемых значений в зависимости от вида целевого использования земельного участка, учёта экономических и иных факторов при установлении механизма установления такой составляющей размера ставки арендной платы.

Ссылки стороны административного ответчика на пояснительную записку к оспариваемому нормативному правовому акту, что учитывался анализ изменения арендной нагрузки на землепользователей-арендаторов в зависимости от разрешенного использования земельного участка с целью недопущения социальной напряженности, о применении равновесных ставок, являются несостоятельными, поскольку в содержании предоставленной суду пояснительной записки вышеуказанное надлежащее обоснование с расчётами отсутствует, а установление соответствующих категории и вида разрешенного использования земельным участкам имело место и до принятия оспариваемого акта.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что установление оспариваемого значения в размере ставки по арендной плате от кадастровой стоимости земельного участка в отсутствие экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, не отвечает установленному принципу экономической обоснованности арендной платы земельных участков, следовательно, не соответствует требованиям нормативных правовых актов большей юридической силы: положениям пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

Более того, в рамках административного дела №2а-33/2022 оспариваемый акт уже был предметом рассмотрения в Верховном Суде Республики Крым и решением от 04.03.2022 признан недействующим в части установления в Приложении минимального значения арендной платы за 1 кв. м./год – Зmin по строке 41.

Проверяя доводы административного истца о нарушении его прав, судом установлено следующее.

04 сентября 2020 года между Администрацией города Керчи Республики Крым и Производственным кооперативом «Жемчужина моря» заключён договор аренды земельного участка, по которому административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым площадью 82748 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; основной вид разрешенного использования: пищевая промышленность (код 6.4), вспомогательные виды разрешенного использования: тяжелая промышленность (код 6.2), склады (код 6.9), деловое управление (код 4.1) на срок установленный пунктом 8 данного договора (т.1 л.д. 6-13).

Пунктом 2.1 Договора предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок составляет 2880457, 88 руб. без учёта НДС, в соответствии с расчетом, установленным Порядком определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, утверждённым решением Керченского городского совета Республики Крым от 19.12.2019 №67-2/19 «О плате за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым» (рассчитан Двадцать первым Арбитражным апелляционным судом в постановлении от 22.07.2020 по делу №А-83-14949/2019).

Пунктом 8.1 Договора установлено, что настоящий договор заключён сроком на 49 лет и подлежит государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством.

Согласно выписке из ЕГРН от 29.08.2022 №, дата государственной регистрации договора аренды – 09 февраля 2021 года (т.2. л.д. 202-205).

Кадастровая стоимость данного земельного участка установлена в размере 92237540, 64 рублей (т.1 л.д. 21).

ДД.ММ.ГГГГ заключено дополнительное соглашение к Договору аренды земельного участка со следующими изменениями:

1.1. По тексту договора изменён основной вид разрешенного использования арендуемого земельного участка с «пищевая промышленность (код 6.4), вспомогательные виды разрешенного использования: тяжелая промышленность (код 6.2), склады (код 6.9), деловое управление (код 4.1)» на основной вид разрешенного использования: «пищевая промышленность, тяжелая промышленность, склад».

1.2. Пункт 2.1 пункта 2 «размер и условия внесения арендной платы» договора аренды земельного участка изложен в новой редакции: «2.1. Размер арендной платы за Участок составляет 2903044,31 рублей в год, без учёта НДС, в соответствии с расчётом арендной платы, который является неотъемлемой частью настоящего Договора».

1.4. Приложение №3 к Договору – расчёт арендной платы изложен в редакции Приложения №3 к настоящему дополнительному соглашению.

1.5. Соглашение в части определения размера арендной платы действует с 01.01.2022 с учётом коэффициента индекса инфляции 1,04 (т. 3 л.д. 144-145).

Расчёт годовой арендной платы на земельный участок с кадастровым <адрес>, вид разрешённого использования – пищевая промышленность (код 6.4), тяжелая промышленность (код 6.2), склад (код 6.9) приведен в приложении №3 к Дополнительному соглашению от 26 сентября 2022 года, который является неотъемлемой частью настоящего соглашения.

Согласно приведенному расчёту значение арендной платы в год за 1 кв.м. земельного участка составляет:

92237540,64 рублей (кадастровая стоимость земельного участка) х 2,65 % (ставка арендной платы, установленная в процентах от кадастровой стоимости земельного участка согласно Приложению 1 Порядка) / 82748 кв.м. (площадь земельного участка) = 29,54 руб. за 1 кв.м.

Поскольку значение арендной платы за 1 кв.м. земельного участка меньше минимального значения арендной платы за 1 кв.м. (Зmin), расчёт годовой арендной платы произведён в соответствии с подпунктом 2.2.1 Порядка:

32,53 (Зmin) х 82748 кв.м. (площадь земельного участка) х 1,037 (коэффициент индекса инфляции на 2021 год) х 1,04 (коэффициент индекса инфляции на 2022 год) = 2903044,31 руб.

Таким образом, арендная плата за земельный участок в год составила 2903044,31 руб.

При этом, из расчёта годовой арендной платы на земельный участок усматривается, что значение арендной платы при применении формулы, предусмотренной вышеуказанным Порядком составляет 29,54 руб. за 1 кв.м., при применении которого арендная плата для административного истца составила бы меньший размер, а именно: 2444294, 83 руб. (т.3 л.д. 58).

Таким образом, административный истец является субъектом применения оспариваемого акта в оспариваемой части.

При вышеизложенных установленных обстоятельствах, является очевидным, что оспариваемым актом, принятым в оспариваемой части без соблюдения принципа экономической обоснованности арендной платы за землю, нарушаются права административного истца, как арендатора земельного участка муниципальной собственности.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что заявленный административный иск Производственного кооператива «ЖЕМЧУЖИНА МОРЯ» подлежит удовлетворению.

Признавая недействующим оспариваемый в части нормативный правовой акт со дня вступления решения суда в законную силу, суд выходит из разъяснений абзаца 3 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

Пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

решил:

Административный иск Производственного кооператива «ЖЕМЧУЖИНА МОРЯ» к Керченскому городскому совету Республики Крым об оспаривании нормативного правового акта в части - удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Приложение №1 «Ставки арендной платы» к «Порядку определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым», утвержденному решением 10-ой сессии 2-го созыва Керченского городского совета Республики Крым от 19 декабря 2019 года №67-2/19, в части установления минимального значения арендной платы за 1кв.м./год Зmin по наименованиям вида разрешенного использования земельных участков: строка 101 «Тяжелая промышленность» столбец 5 - 32,53; строка 105 «Пищевая промышленность» столбец 5 – 32,53; строка 111 «Склады» столбец 5 - 33,93.

Сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Керченского городского совета Республики Крым.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Крым подпись Н.В. Кучеренко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>