ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-188/2022 от 17.02.2022 Юргинского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2а-188/2022

УИД 42RS0037-01-2021-004688-79

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 февраля 2022 года город Юрга Кемеровской области

Юргинский городской суд в составе председательствующего судьи Ёлгиной Ю.И., при секретаре судебного заседания Афанасьевой А.С., с участием административного ответчика Макаренко О.А.,

рассмотрев административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Кемеровской области – Кузбассу к Макаренко Р.А. о взыскании транспортного налога и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 9 по Кемеровской области – Кузбассу (далее в тексте - Межрайонная ИФНС России № 9 по Кемеровской области) обратилась с административными исковыми требованиями к Макаренко Р.А. о взыскании транспортного налога в размере 12148,00 рублей, пени по транспортному налогу в размере 915,84 рублей.

Требования мотивированы тем, что Межрайонная ИФНС №7 по Кемеровской области обратилась к мировому судье судебного участка №5 Юргинского городского судебного района Кемеровской области с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Макаренко Р.А. 20.05.2021 мировым судьей вынесен судебный приказ по делу №*** о взыскании недоимки и пени по налогам в размере 13063,84 рублей. 08.07.2021 вынесено определение об отмене судебного приказа по делу ***. Макаренко Р.А. оплату задолженности до настоящего времени не произвел.

Согласно сведениям ГИБДД Кемеровской области Макаренко Р.А. является плательщиком транспортного налога, поскольку в 2019 году имел зарегистрированные средства LAND ROVER RANGE ROVER SPORT, мощностью 510 л/с, год выпуска 2011, государственный регистрационный знак ***; дата регистрации права 17.02.2018, дата утраты права собственности 25.06.2020; Ленд Ровер Рейндж Ровер, мощностью 272 л/с, год выпуска 2009, государственный регистрационный знак ***, дата регистрации права 17.02.2018, дата утраты права собственности 02.12.2020; УАЗ ***, мощностью 96 л/с, год выпуска 2001, государственный регистрационный знак ***; дата регистрации права 13.06.2018, LAND ROVER RANGE ROVER SPORT, мощностью 350 л\с, год выпуска 2014, государственный регистрационный знак ***; дата регистрации права 20.07.2019, дата утраты права собственности 10.07.2021, LAND ROVER RANGE ROVER SPORT, год выпуска 2014, дата регистрации права 28.07.2021. Таким образом, Макаренко Р.А. является плательщиком транспортного налога. В соответствии с п.1 ст.363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. На основании вышеназванного законодательства должнику был начислен транспортный налог за 2019 год в сумме 125 463,00 рублей. В соответствии с п.3 ст. 363 НК РФ административному ответчику налоговым органом Макаренко Р.А. направлено налоговое уведомление *** от 01.09.2020 через личный кабинет налогоплательщика. В установленный срок налоги не оплачены. В соответствии со ст. 75 НК РФ за несвоевременную уплату транспортного налога за 2019 год начислена пеня на недоимку в сумме 12 148 рублей за период с 02.12.2020 по 25.01.2021 и составила 94,65 рубля. В связи с тем, что налог за 2014 год в сумме 48 627 рублей был уплачен 11.01.2016 в сумме 25940,77 рублей; 16.02.2016 в сумме 14451,23 рубль; 02.12.2019 в сумме 448 рублей, 3367 рублей и 4420 рублей вместо установленного срока уплаты 01.12.2015, налоговым органом начислена пеня с 25.10.2015 по 01.12.2019 в сумме 821,20 рублей. В соответствии со ст.ст.69,70 НК РФ требования *** от 26.01.2021 *** от 29.06.2020 об уплате налога, пени направлены через личный кабинет налогоплательщика. В срок, установленный в требованиях, сумма налога и пени административным ответчиком в бюджет не внесены.

Представитель административного истца - Межрайонная ИФНС России № 9 по Кемеровской области, Заляйс И.В., действующий на основании доверенности, требования поддержала, просила рассмотреть дело в их отсутствие (л.д.107), представила письменные пояснения, из которых следует, что у налогоплательщика по сроку уплаты 02.12.2019 имелась задолженность за 2018 год в сумме 12 148 рублей. Указанная задолженность сложилась из начисленной суммы транспортного налога за 2018 год в сумме 103 265 рублей и уплаченной суммы в размере 91 117 рублей. Задолженность в сумме 12148 рублей была погашена произведенными платежами от 02.12.2019 года, поскольку при оформлении платежных документов были указаны неверно обязательные реквизиты, а именно налоговый период указан 02.03.2019 года (реквизит 107). А в поле «основание платежа» содержится «0» (реквизит 106). Неуказание основания платежа и налогового периода (2018) явилось следствием отнесения платежей в иные налоговые периоды (2014, 2016). В связи с чем образовалась недоимка за 2018 год по сроку уплаты 01.12.2019 в сумме 12148 рублей, которая была погашена из платежа в сумме 19125 рублей от 30.11.2020 года, оставшаяся сумма платежа 6977 рублей была направлена на погашение налога за 2019 год. Платеж в сумме 12148 рублей был учтен в счет погашения недоимки за иной налоговый период (2018), поскольку были неверно заполнены обязательные реквизиты, позволяющие идентифицировать принадлежность платежа. Так в поле основание платежа было указано «0» и в поле налоговый период также содержится «0». В связи с этим, поступивший платеж был направлен на погашение задолженности за 2018 год. Далее налогоплательщику по сроку уплаты 01.12.2020 года был начислен транспортный налог за 2019 год в сумме 125 463 рубля. Исходя из произведенных платежей от 30.11.2020 в сумме 36720 рублей, в сумме 768 рублей, в сумме 68 850 рублей и в сумме 6977 рублей, на сегодняшний день задолженность по транспортному налогу за 2019 год составляет 12 148 рублей. Не согласны с доводом административного ответчика о пропуске срока обращения в суд с административным исковым заявлением. В данном случае налогоплательщику было направлено два требования об уплате налогов: *** от 29.06.2020 с суммой задолженности в размере 1627,93 рублей со сроком исполнения до 24.11.2020 и *** от 26.01.2021 с суммой задолженности 12 242,65 рублей со сроком исполнения до 01.03.2021. Следовательно, налоговая инспекция должна обратиться с заявлением о вынесении судебного приказа в течение шести месяцев со дня, когда суммарная задолженность превысила 10 000 рублей, а именно на основании требования *** от 26.01.2021 со сроком исполнения до 01.03.2021 года. Налоговая инспекция обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа 30.04.2021 года, то есть в пределах установленного срока. Также не согласны с доводом о том, что что ранее административный истец в 2018 года обращался в Юргинский городской суд Кемеровской области с аналогичным исковым заявлением. Довод административного ответчика не состоятелен, поскольку в деле *** рассматривалась задолженность за иной налоговый период, а именно за 2016 год на основании иного требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа *** от 02.03.2018.

Административный ответчик Макаренко Р.А. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований по тем основаниям, которые указаны в письменных возражений, указав на то, что за все налоговые периоды начиная с 2014 года им оплачены налоги в полном объеме, в том числе транспортный налог за 2019 год, оснований для отнесения платежей у административного истца не имелось, т.к. платежные документы содержали указание на вид платежа, его период.

Суд, выслушав административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что требования Межрайонной ИФНС России № 9 по Кемеровской области не подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Частью 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено право налогового органа обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Макаренко Р.А. в 2019 году являлся собственником транспортного средства LAND ROVER RANGE ROVER SPORT, г/н *** с 01.03.2016 по 25.06.2020; Ленд Ровер Рейндж Ровер, г/н *** с 17.02.2018 по 02.12.2020; УАЗ 315192, г/н *** с 13.06.2018; LAND ROVER RANGE ROVER SPORT, г/н *** с 20.07.2019 по 10.07.2021 (л.д.16).

В соответствии с п.1 ст.357 НК РФ Макаренко Р.А. являлся плательщиком транспортного налога.

В силу п.1 ст.363 НК РФ, транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с частью 1 статьи 397 Налогового кодекса РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговым органом произведен расчет транспортного налога за 2019 год в размере 125 463 рублей, в адрес Макаренко Р.А. направлено налоговое уведомление *** от 01.09.2020 (л.д.17).

В соответствии со ст.363 п.1, ст.397 п.1 Налогового кодекса РФ указанные суммы налога должны быть уплачены налогоплательщиком в срок до 01.12.2020.

Согласно требованию от 26.01.2021 г. *** об уплате налога, пени административным истцом Макаренко Р.А. поставлен в известность о том, что за ним числится (выявлена) недоимка, задолженность по налогу и пени, подлежащая уплате до 01.03.2021 г., в виде налога в сумме 12148,00 рублей, пени в сумме 94,65 рубля (л.д. 9).

Путем размещения в личном кабинете требование направлено административному ответчику в соответствии с ч. 2 ст. 70 НК РФ (л.д. 10).

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

В силу части 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Поскольку сумма налогов административным ответчиком, по мнению административного истца, в установленные законом сроки уплачена не была, в соответствии со ст.75 Налогового кодекса РФ налоговым органом начислены пени по транспортному налогу в сумме 12 148 рублей с 02.12.2020 по 25.01.2021 в размере 94,65 рублей.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ:

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2).

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (пункт 3).

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4).

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).

Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств (драгоценных металлов) налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.

Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса (пункт 6).

Поскольку сумма налогов административным ответчиком не уплачена в установленный законом срок, в соответствии с пунктом 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ пени должны начисляться по день погашения недоимки.

Из представленных административным ответчиком в материалы дела платежных поручений следует, что 30.11.2020 Макаренко Р.А. произведены платежи за 2019 год по уплате транспортного налога в размере 19125 рублей (платежное поручение ***), транспортного налога в размере 768 рублей (платежное поручение ***), транспортного налога в размере 36720 рублей (платежное поручение ***), транспортного налога в размере 68850 рублей (платежное поручение ***), (л.д.150-154).

В связи с чем, у налогового органа отсутствовали законные основания для самостоятельного отнесения уплаченных административным ответчиком денежных средств по чекам-ордерам от 30.11.2020 к иным основаниям платежа, поскольку в данных платежных поручениях налогоплательщик идентифицировал платеж посредством указания периода и вида налога, в счет уплаты которого совершен этот платеж.

Доводы административного истца по отнесению указанных платежей от 30.11.2019 на оплату более ранней задолженности не нашли своего подтверждения, доказательств стороной административного истца о наличие более ранней налоговой задолженности у административного ответчика, и зачете данной суммы, в нарушении ст. 62 КАС РФ, ст. 282 КАС РФ суду не представлено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца в части взыскания транспортного налога за 2019 год в сумме 12 148 рублей, пени по транспортному налогу в сумме 94,65 рубля.

В соответствии со ст. 48 Налогового Кодекса РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2).

Требование о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3).

Из указанных положений Налогового Кодекса Российской Федерации следует, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей. Соблюдение установленного шестимесячного срока является обязательным как при обращении налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа, так и с иском после вынесения определения об отмене судебного приказа.

В материалах дела отсутствуют сведения о своевременном принятии налоговым органом мер по взысканию недоимки по транспортному налогу за 2014, 2016 годы в судебном порядке. Сведений о том, что налоговая инспекция принимала меры для взыскания задолженности за 2014,2016 в установленные сроки, не имеется.

Учитывая, что ранее Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Кемеровской области обращалась в суд с требованиями о взыскании с Макаренко Р.А. недоимки по транспортному налогу и пени за 2016 год и в дальнейшем отказался от этих требований, то, следовательно, в дальнейшем начисление транспортного налога не могло привести к образованию недоимки по этому налогу и пени за указанный период.

В нарушение ст. 62 КАС РФ, ст. 282 КАС РФ доказательств, подтверждающих наличие задолженности по взыскиваемым налогам, соответствующей взыскиваемой сумме недоимки и пени за иные периоды, по которым налоговый орган не утратил права взыскания не представлено, а также не представлено доказательств отнесения платежей за 2014, 2015, 2016 на оплату задолженности по транспортному налогу и пени за 2019.

Таким образом, по указанным основаниям, исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-181 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Кемеровской области – Кузбассу к Макаренко Р.А. о взыскании налога и пени отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Юргинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 04.03.2022 года.

Судья Ю.И. Ёлгина