ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-188/2022 от 30.05.2022 Лопатинского районного суда (Пензенская область)

УИД 58RS0019-01-2022-000292-63

№ 2а-188/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 мая 2022 года с. Лопатино Пензенской области

Лопатинский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Швецовой О.В.,

с участием административного истца прокурора Лопатинского района Пензенской области Сабитова И.И.,

при секретаре Гудковой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Лопатинского районного суда Пензенской области административное дело по административному иску прокурора Лопатинского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Комсомольского сельсовета Лопатинского района Пензенской области о признании незаконным бездействия и понуждении поставить на учет бесхозяйный объект недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Лопатинского района Пензенской области обратился в суд с вышеназванным административным иском, указав в обоснование своих требований на то, что проведенной прокуратурой Лопатинского района проверкой соблюдения законодательства о водоснабжении в администрации Комсомольского сельсовета Лопатинского района Пензенской области установлено, что в с.Белогорье Лопатинского района имеется сооружение – водонапорная башня, распложенная по адресу: <адрес>, которая является бесхозяйным недвижимым объектом.

Бездействие администрации Комсомольского сельсовета Лопатинского района Пензенской области, выразившееся в непринятии действенных мер по постановке на учет бесхозяйной водонапорной башни, существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории с.Белогорье Лопатинского района Пензенской области, может вызвать наступление негативных последствий – разрушение инженерных сооружений и водопроводный сетей и, как следствие, нарушение водоснабжения населения.

Ненадлежащее исполнение администрацией сельского поселения возложенных на нее законом обязанностей может привести к террористической уязвимости объекта, а также способно повлиять на принятие эффективных мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их возможных последствий. Нарушения при выполнении требований могут способствовать совершению актов незаконного вмешательства, сопряженных с угрозой жизни и здоровью значительного количества граждан.

Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Комсомольского сельсовета Лопатинского района Пензенской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по постановке на учет расположенной в с.Белогорье Лопатинского района Пензенской области сооружения – водонапорной башни, распложенной по адресу: <адрес>; обязать администрацию Комсомольского сельсовета Лопатинского района Пензенской области принять меры по постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи, а именно сооружения – водонапорной башни, распложенной по адресу: <адрес> в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании административный истец прокурор Лопатинского района Пензенской области Сабитов И.И. административные исковые требования и доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал.

Представитель административного ответчика администрации Комсомольского сельсовета Лопатинского района Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в своем заявлении административные исковые требования признал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители заинтересованных лиц администрации Лопатинского района Пензенской области, Департамента государственного имущества Пензенской области, Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав объяснения административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с п.4 ч.1, п.3 ст.14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений. К вопросам местного значения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частями 1, 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселении, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: 1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

1.1 Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта РФ.

Статьей 1 Закона Пензенской области от 16.10.2014 года № 2626-ЗПО «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пензенской области» вопросы местного значения полномочия, предусмотренные пунктами 4,5, 6, 7-1, 7-2, 8, 13, 15, 18, 22, 31, 33-1, 33-2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закреплены за сельскими поселениями Пензенской области.

В соответствии с п. 4 ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

В части 5 статьи 8 Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416 – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» указано, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети, к которым непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии со п.1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В силу п.3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Судом установлено, что на территории Комсомольского сельского совета Лопатинского района Пензенской области имеется сооружение – водонапорная башня, распложенная по адресу: <адрес> которая является бесхозяйным недвижимым объектом, расположенная в с. Белогорье Лопатинского района Пензенской области.

В реестрах федерального, государственного имущества Пензенской области и муниципального имущества данные объекты недвижимости не числятся, что подтверждается письмами Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в республике Мордовия, республике Марий Эл, Чувашсковой республике и Пензенской области от 24.12.2021 года , Министерства государственного имущества Пензенской области от 21.01.2022 года , ГБУ ПО «Государственная кадастровая оценка» от 30.12.2021, администрации Лопатинского района Пензенской области от 21.12.2021 года .

Из вышеперечисленных норм следует, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия по установлению собственника бесхозяйной вещи, а до установления собственника на нее решить вопрос по постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи в регистрирующем органе, чтобы впоследствии принять меры по признанию бесхозяйной недвижимой вещи муниципальной собственностью. Поскольку данное сооружение является объектом водоснабжения, а обязанность сельского поселения осуществлять водоснабжение надлежащим образом, муниципальное образование должно принять меры направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоснабжения.

Однако каких-либо действенных мер со стороны органа местного самоуправления до настоящего времени по обеспечению бесперебойной работы водопроводных сетей не последовало.

Дальнейшее бездействие со стороны администрации может привести к негативным последствиям – разрушении инженерных сооружений и водопроводных сетей и, как следствие, нарушение водоснабжения населения.

Таким образом, бездействие администрации Комсомольского сельсовета Лопатинского района Пензенской области, выразившееся в непринятии действенных мер по постановке на учет бесхозных водонапорных сооружений существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории с.Белогорье Лопатинского района Пензенской области, в то время, как в соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита является обязанностью государства.

Поскольку доказательств, опровергающих указанные административным истцом обстоятельства, административным ответчиком суду не представлено, суд основывает свое решение на представленных и имеющихся в деле доказательствах, которые признает достаточными и допустимыми.

В силу положений главы 22 КАС РФ суд рассматривает административные дела по административным искам, в частности, об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Лопатинского района Пензенской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Комсомольского сельсовета Лопатинского района Пензенской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по постановке на учет расположенной в с.Белогорье Лопатинского района Пензенской области сооружения – водонапорной башни, распложенной по адресу: <адрес>

Обязать администрацию Комсомольского сельсовета Лопатинского района Пензенской области принять меры по постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи, а именно сооружения – водонапорной башни, распложенной по адресу: <адрес> месячный срок со дня вступления решения в законную силу.

Обязать администрацию Комсомольского сельсовета Лопатинского района Пензенской области опубликовать настоящее решение Лопатинского районного суда в ближайшем выпуске информационного бюллетеня Комсомольского сельсовета Лопатинского района Пензенской области «Сельские ведомости».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Лопатинский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 30 мая 2022 года.

Председательствующий: О.В. Швецова