К делу № 2а-1891/2022
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Адлерский район город Сочи 16 мая 2022 года
Адлерский районный суд города Сочи
Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Машевец С.Ю.,
при секретаре Чобанян А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Адлерского района города Сочи в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец прокурор Адлерского района города Сочи обратился в Адлерский районный суд города Сочи в в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что прокуратурой Адлерского района г. Сочи проведена проверка соблюдения законодательства о воинской обязанности и военной службе, в ходе которой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлена информация, содержащая сведения о способах незаконного уклонения от службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Так, в ходе мониторинга сети «Интернет» установлено, что не органичен доступ к интернет-страницам, содержащим информацию о способах незаконного уклонения от службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, а именно: http://idiplomany.com/spravka-v-voenkomat, https://sochi.diplomvrukix.com/drugie-dokumenty/kupit-spravku-dlya- voenkomata.html, http://sochi.area-diploms.com/spravki/spravka-v-voenkomat. На указанных Интернет-сайтах содержатся предложения по изготовлению справок из военкомата в г. Сочи для отсрочки от армии, предлагается помощь в получении военного билета, описываются способы уклонения от службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также стоимость услуг. При этом вход на сайты свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса сайтов не требуется, ознакомиться с содержанием указанной страницы и заказать вышеуказанные документы может любой интернет-пользователь, информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен, ограничения на передачу, копирование, распространение отсутствуют. Фактически лиц призывного возраста призывают уклоняться от призыва на военную службу за денежное вознаграждение.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом Российской Федерации от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе » (далее - Федеральный закон № 53-Ф3). На основании ст. 1 Федерального закона № 53-ФЗ граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом. В силу п. «а» ч. 2 ст. 24 Федерального закона № 53-Ф3 право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования; в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, специалитета, магистратуры. Согласно ст. 28 Федерального закона № 53-Ф3 обязанности по организации медицинского освидетельствования граждан, принятию в отношении них решений о призыве на военную службу, предоставлении отсрочек от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу возлагаются только на призывные комиссии субъектов Российской Федерации.
Кроме того, за незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, а также использование заведомо подложного документа, а также за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы предусмотрена уголовная ответственность ст. ст. 324, 328 УК РФ. Как следует из ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Частью 1 ст. 10, ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что распространение информации в Российской Федерации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Частью 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ установлен запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная и административная ответственность. Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Исходя из п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ одним из оснований для включения в Реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В соответствии с п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (вместе с «Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», «Правилами принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено») основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются информации, распространяемой посредством сети «Интернет», решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.
Согласно п. 4 Правил принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, в том числе и в отношении информации, распространяемой посредством сети «Интернет», решение о запрете к распространению, которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом. Установлено, что на момент проверки данные сайты в Реестре отсутствуют. Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора.
Поскольку информация, содержащаяся на вышеуказанном интернет ресурсе прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, необходимо признание такой информации в каждом конкретном случае запрещенной к распространению в судебном порядке. Иной порядок ограничения доступа к данной информации и, соответственно, защиты прав граждан от такой информации не предусмотрен. Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В силу ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Доступ к интернет-адресам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимо ограничить, поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства в указанной сфере. Для установления сведений об административном ответчике проверена информация о сайтах через базу данных Whois (whois-service.ru), расположенную в сети «Интернет», которая является автоматизированной системой, предоставляющей публичный доступ к информации о доменном имени. Согласно данным данного сервера, доменные имена, указанные в исковом заявлении, заняты без указания собственника или владельца сайта.
Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах неопределенного круга лиц, в целях защиты прав и законных интересов других лиц и охраняемых интересов общества и государства в целом.
Просит суд признать информацию, содержащуюся в информационно телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации на следующих интернет - ресурсах: http://idiplomany.com/spravka-v-voenkomat, https://sochi.diplomvrukix.com/drugie-dokumenty/kupit-spravku-dlya- voenkomata.html, http://sochi.area-diploms.com/spravki/spravka-v-voenkomat. Включить вышеуказанные интернет-сайт в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Решение обратить к немедленному исполнению, направив в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (109074, г. Москва, пр. Китайгородский, д 7, стр. 2) для включения интернет-адресов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Представитель прокурора Адлерского района города Сочи в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, на удовлетворении административного иска настаивает.
Представитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному Федеральному округу в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования прокурора Адлерского района города Сочи в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Адлерского района г. Сочи проведена проверка соблюдения законодательства о воинской обязанности и военной службе, в ходе которой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлена информация, содержащая сведения о способах незаконного уклонения от службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В ходе мониторинга сети «Интернет» установлено, что не органичен доступ к интернет-страницам, содержащим информацию о способах незаконного уклонения от службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, а именно: http://idiplomany.com/spravka-v-voenkomat, https://sochi.diplomvrukix.com/drugie-dokumenty/kupit-spravku-dlya- voenkomata.html, http://sochi.area-diploms.com/spravki/spravka-v-voenkomat.
На указанных Интернет-сайтах содержатся предложения по изготовлению справок из военкомата в г. Сочи для отсрочки от армии, предлагается помощь в получении военного билета, описываются способы уклонения от службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также стоимость услуг.
При этом вход на сайты свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса сайтов не требуется, ознакомиться с содержанием указанной страницы и заказать вышеуказанные документы может любой интернет-пользователь, информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен, ограничения на передачу, копирование, распространение отсутствуют. Фактически лиц призывного возраста призывают уклоняться от призыва на военную службу за денежное вознаграждение.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом Российской Федерации от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе » (далее - Федеральный закон № 53-Ф3).
На основании ст. 1 Федерального закона № 53-ФЗ граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
В силу п. «а» ч. 2 ст. 24 Федерального закона № 53-Ф3 право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования; в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, специалитета, магистратуры.
Согласно ст. 28 Федерального закона № 53-Ф3 обязанности по организации медицинского освидетельствования граждан, принятию в отношении них решений о призыве на военную службу, предоставлении отсрочек от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу возлагаются только на призывные комиссии субъектов Российской Федерации.
Кроме того, за незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, а также использование заведомо подложного документа, а также за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы предусмотрена уголовная ответственность ст. ст. 324, 328 УК РФ.
Как следует из ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Частью 1 ст. 10, ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что распространение информации в Российской Федерации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности.
Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Частью 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ установлен запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная и административная ответственность.
Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Исходя из п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ одним из оснований для включения в Реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (вместе с «Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», «Правилами принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено») основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются информации, распространяемой посредством сети «Интернет», решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.
Согласно п. 4 Правил принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, в том числе и в отношении информации, распространяемой посредством сети «Интернет», решение о запрете к распространению, которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.
Установлено, что на момент проверки данные сайты в Реестре отсутствуют. Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора.
Поскольку информация, содержащаяся на вышеуказанном интернет ресурсе прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, необходимо признание такой информации в каждом конкретном случае запрещенной к распространению в судебном порядке.
Иной порядок ограничения доступа к данной информации и, соответственно, защиты прав граждан от такой информации не предусмотрен.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Доступ к интернет-адресам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимо ограничить, поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства в указанной сфере.
Для установления сведений об административном ответчике проверена информация о сайтах через базу данных Whois (whois-service.ru), расположенную в сети «Интернет», которая является автоматизированной системой, предоставляющей публичный доступ к информации о доменном имени. Согласно данным данного сервера, доменные имена, указанные в исковом заявлении, заняты без указания собственника или владельца сайта.
Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
При таком положении суд считает, что административные исковые требования прокурора Адлерского района города Сочи в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Адлерского района города Сочи в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, – удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в информационно телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации на следующих интернет - ресурсах: http://idiplomany.com/spravka-v-voenkomat, https://sochi.diplomvrukix.com/drugie-dokumenty/kupit-spravku-dlya- voenkomata.html, http://sochi.area-diploms.com/spravki/spravka-v-voenkomat.
Включить вышеуказанные интернет-сайт в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение обратить к немедленному исполнению, направив в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (109074, г. Москва, пр. Китайгородский, д. 7, стр. 2) для включения интернет-адресов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Адлерский районный суд г. Сочи.
Председательствующий: подпись. С.Ю. Машевец
Копия верна: Судья- Секретарь-