ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1895/2023 от 29.06.2023 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

63RS0039-01-2023-000667-97

2а-1895/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29 июня 2023 года г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1895/2023 по административному иску Галич Ирины Николаевны к Правительству Самарской области о признании незаконным распоряжения об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества,

установил:

Галич И.Н. обратилась в суд к Правительству Самарской области с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав, что является собственником 19/48 долей квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Распоряжением Правительства Самарской области от 07.07.2022 № 387-р принято решение об изъятии многоквартирного дома по адресу: г.Самара, ул. Рабочая, д. 8 вместе с земельным участком для государственных нужд Самарской области в целях размещения линейного объекта регионального значения «Метрополитен (1 очередь строительства) в границах городского округа Самара, г. Самара, от станции «Самарская» до станции «Театральная».

По мнению истца, данное распоряжение является незаконным, нарушает ее право на жилище, свободу выбора места жительства. Документация по планировке территории, на основании которой вынесено оспариваемое распоряжение, не содержит информации о том, что на данной территории будут располагаться станция метро или иные объекты метрополитена, выходящие на поверхность, либо будет строительная площадка. Строительство метрополитена осуществляется подземным способом, нахождение дома в технической зоне метрополитена не обуславливает необходимость его изъятия для строительства. Кроме этого, изымаемый многоквартирный дом не расположен на изымаемом земельном участке. Также истец полагает, что оспариваемое распоряжение нарушает законодательство об охране культурного наследия, предусматривающее, что изъятие объекта культурного наследия возможно только в случае, если собственник объекта культурного наследия не выполняет требований к сохранению такого объекта или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения, и только по иску регионального органа охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов регионального значения.

В дополнение к административному иску указывает, что строительство метрополитена осуществляется в рамках реализации инвестиционного проекта о комплексном развитии территории, следовательно, собственники жилых помещений в многоквартирном доме, входящем в территорию комплексного развития, имеют право провести общее собрание и исключить свой дом из проекта комплексного развития территории, а также имеют право выбора между получением денежного возмещения за изымаемое жилое помещение и получением другого жилого помещения. Оспариваемое распоряжение лишило истца возможности реализовать указанное право.

Ссылаясь на изложенное, просит признать незаконным распоряжение Правительства Самарской области от 07.07.2022 № 387-р «Об изъятии для государственных нужд Самарской области объектов недвижимого имущества в целях размещения объекта регионального значения «Метрополитен (1 очередь строительства) в г.о. Самара, г. Самара, от станции «Самарская» до станции «Театральная».

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Морозов А.Ю. требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске, дополнении к иску и письменных пояснениях.

Представитель заинтересованного лица Министерства строительства Самарской области по доверенности Соколова Е.А. просила в иске отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Представитель заинтересованного лица Департамента управления имуществом г.о.Самара по доверенности Геворгян О.С. возражала против удовлетворения требований.

Заинтересованные лица, являющиеся собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме, в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Правительства Самарской области не явился, представил письменный отзыв, согласно которому просит в административном иске отказать.

Заинтересованное лицо Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области в судебное заседание представителя не направило, представило отзыв, согласно которому оставляет разрешение дела на усмотрение суда.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно подпункту 2 статьи 49 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, в частности объектов транспорта регионального значения.

Согласно пункту 2 статьи 56.2 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения.

В соответствии со статьей 56.6 Земельного кодекса РФ решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия (пункт 2). Решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие (пункт 3).

Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежит на праве общей долевой собственности (доля в праве 19/48) квартира, расположенная по адресу: г<адрес>, кадастровый номер .

Распоряжением Правительства Самарской области от 07.07.2022 № 387-р принято решение об изъятии для государственных нужд Самарской области в целях размещения объекта регионального значения «Метрополитен (1 очередь строительства) в г.о. Самара, г. Самара, от станции «Самарская» до станции «Театральная» объектов недвижимого имущества, указанных в приложении, а именно: земельного участка площадью 1288 кв.м, кадастровый (условный) номер 63:01:0510002:1:ЗУ1, расположенного на данном земельном участке многоквартирного дома по адресу: г.Самара, Галактионовская, д. 127/ул. Рабочая, д.8, и жилых помещений в данном доме, в том числе жилого помещения, принадлежащего административному истцу.

В силу статьи 56.3 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1).

Установлено, что строительство метрополитена в г.о. Самара осуществляется в соответствии со схемой территориального планирования Самарской области, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2007 № 261, а также документацией по планировке территории, утвержденной распоряжениями Правительства Самарской области:

от 24.12.2021 № 602-р «Об утверждении документации по планировке территории в целях размещения объекта регионального значения «Метрополитен (1 очередь строительства) в г.о. Самара, г. Самара, от станции «Самарская» до станции «Театральная»;

от 29.06.2022 № 336-р «Об утверждении документации по внесению изменений в документацию планировке территории в целях размещения объекта регионального значения «Метрополитен (1 очередь строительства) в г.о. Самара, г. Самара, от станции «Самарская» до станции «Театральная», утвержденную распоряжением Правительства Самарской области от 24.12.2021 № 602-р»;

от 30.03.2022 № 99-р «Об утверждении документации по внесению изменений в документацию планировке территории в целях размещения объекта регионального значения «Метрополитен (1 очередь строительства) в г.о. Самара, г. Самара, от станции «Самарская» до станции «Театральная», утвержденную распоряжением Правительства Самарской области от 24.12.2021 № 602-р».

Проектом межевания территории утверждена схема размещения линейного объекта, технических зон и пр., а также установлен перечень земельных участков, расположенных в границе зоны резервирования и (или) изъятия. В частности, под номером 2.28 таблицы 2 графической части проекта межевания территории обозначен земельный участок (кадастровый номер 63:01:051002:1:ЗУ1), на котором находится жилой дом, собственником жилого помещения в котором является административный истец. Земельный участок расположен в границе зоны резервирования и (или) изъятия.

Таким образом, оспариваемое распоряжение об изъятии объектов недвижимого имущества принято в соответствии с документами территориального планирования и утвержденной документацией по планировке территории, которая в установленном порядке не оспорена и не признана недействующей. Оспариваемое распоряжение принято в целях реализации данной документации и само по себе права и законные интересы административного истца не нарушает, поскольку принудительное изъятие имущества для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.

В соответствии с п. 1 ст. 56.6 ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.

Согласно подп. 3 п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ при образовании земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд согласие землепользователей исходных земельных участков не требуется.

Документацией по планировке территории предусмотрено изъятие для государственных нужд земельного участка с кадастровым (условным) номером 63:01:0510002:1:ЗУ1 площадью 1288 кв.м, образуемого путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 63:01:0510002:1 площадью 4 980 кв.м.

Согласно заключению кадастрового инженера Мустафиной Е.А. по результатам анализа сведений ЕГРН и натурного обследования образуемого земельного участка с условным номером 63:01:0510002:1:ЗУ1 площадью 1288 кв.м, расположенного по адресу: г.Самара, Ленинский р-н, ул. Рабочая/Галактионовская, (обозначенного в ПМТ Театральная 2.28), установлено, что в границах образуемого земельного участка расположен многоквартирный дом с кадастровым номером 63:01:0503007:515 площадью по сведениям ЕГРН 1156,9 кв.м по адресу: г.Самара, Ленинский р-н, ул. Галактионовская, 127/ул.Рабочая, 8, в котором расположены 16 помещений.

Таким образом, доводы административного истца о том, что изымаемый многоквартирный дом не расположен на изымаемом земельном участке, являются несостоятельными. Основания ставить под сомнение заключение кадастрового инженера отсутствуют. Доказательств, опровергающих верность заключения, не представлено, ходатайства о назначении землеустроительной экспертизы от участников процесса не поступило.

Доводы о нарушении законодательства об охране культурного наследия также являются несостоятельными. Предусмотренные ст. 54 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» специальные основания прекращения права собственности на объекты культурного наследия и земельные участки в границах территории объекта культурного наследия, не отменяют действия норм земельного законодательства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в отношении объектов культурного наследия, каких-либо исключений в отношении таких объектов законом не установлено. При этом установлено, что здание по адресу: г.Самара, ул. Рабочая, 8 объектом культурного наследия не является.

Доводы о том, что строительство метрополитена осуществляется в рамках реализации инвестиционного проекта о комплексном развитии территории, не дают оснований для признания распоряжения незаконным. Комплексное развитие территории предполагает принятие уполномоченным органом решения о комплексном развитии территории, которое согласно ст. 67 ГрК РФ включает, в том числе, сведения о местоположении, площади и границах территории, подлежащей комплексному развитию, перечень объектов капитального строительства, расположенных в границах территории, подлежащей комплексному развитию, в том числе перечень объектов капитального строительства, подлежащих сносу или реконструкции, включая многоквартирные дома. Сведений о принятии такого решения в отношении территории, на которой расположен изымаемый многоквартирный дом, материалы дела не содержат. Как указано выше, изъятие объектов недвижимости осуществляется на основании документации по планировке территории в целях размещения объекта регионального значения в соответствии со схемой территориального планирования Самарской области.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Такая совокупность оснований для признания незаконным распоряжения Правительства Самарской области от 07.07.2022 № 387-р в ходе судебного разбирательства не установлена, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Галич Ирины Николаевны к Правительству Самарской области о признании незаконным распоряжения Правительства Самарской области от 07.07.2022 № 387-р об изъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья (подпись) А.И. Иванова

Копия верна: судья

Мотивированное решение изготовлено 13.07.2023.