Дело № 2а-1896/2020
(УИД 75RS0023-01-2020-002568-35)
Р Е Ш Е Н И Е (не вступило в законную силу)
Именем Российской Федерации
11 августа 2020 года <...>
Черновский районный суд г.Читы
в составе председательствующего судьи Эповой Е.А.,
при секретаре Забелиной Е.К.,
с участием прокурора Фалилеевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите, в помещении суда административное исковое заявление заместителя прокурора Черновского района г. Читы в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации о признании информации запрещенной,
у с т а н о в и л:
Заместитель прокурора Черновского района г. Читы обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации с вышеназванными административными исковыми требованиями, ссылаясь на следующее:
Прокуратурой района по обращению ФИО1, поступившему из Управления Роскомнадзора по Забайкальскому краю, выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц противоправной и запрещённой к распространению на территории Российской Федерации информации о способах мошенничества с платежными картами, легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, способах наживы в сети «Интернет» на странице сайта с URL-адресом: <данные изъяты>.
По информации Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю при осуществлении проверки наличия информации на странице сайта в сети «Интернет» установлено, что на сайте <данные изъяты> содержится различного рода информация, в том числе не запрещенная к распространению на территории Российской Федерации, в связи с чем невозможно ограничить доступ ко всему сайту на указанной странице.
Вместе с тем, при переходе по ссылкам на сайте <данные изъяты> открываются страницы сайта <данные изъяты> где содержится информация о продажи поддельных денег, <данные изъяты> - на которой содержится информация о продажи автодокументов и государственных автомобильных номеров, <данные изъяты> - с информацией по взлому почты и соцсетей.
В силу ч.ч. 1, 6 ст.10 ФЗ № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Действующим законодательством предусмотрен запрет на мошенническую деятельность и легализацию (отмывание) денежных средств, приобретенных преступным путем, изготовление и последующую реализацию, а также использование поддельных денег государственных регистрационных знаков, взлома страниц в социальных сетях.
В целях ограничения доступа к страницам сайтов с URL-адресами: <данные изъяты> в сети «Интернет», необходимо внести данный сайт в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На момент проверки указатель страниц сайтов с URL-адресами <данные изъяты> в этом реестре отсутствует (<данные изъяты>).
В связи с изложенным административный истец просит суд признать информацию, размещённую страницах сайтов с доменными адресами: <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Участвующий в деле прокурор Фалилеева Е.С. заявленные административные исковые требования уточнила, просила признать информацию по обучению кардингу, легализации (отмыванию) денежных средств, приобретенных другими лицами преступным путем, о продаже фальшивых денег, государственных регистрационных знаков, взлома страниц, размещённую страницах сайтов с URL - адресами:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Кроме того, представила письменные пояснения, в которых указывает, что прокуратурой района перед судебным заседанием осуществлен вход на страницы, указанных в иске сайтов, где запрещенная информация находится в свободном доступе, связи с чем прокуратура района настаивает на удовлетворение уточненных исковых требованиях.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела извещено надлежащим образом, в суд своего представителя не направило, о причинах неявки не сообщило, от руководителя ФИО2 поступили письменные пояснения, где он также просит суд рассмотреть указанное дело в отсутствие представителя Управления (л.д.__).
Суд, принимая во внимание, что имеются сведения о надлежащем извещении заинтересованного лица о месте и времени рассмотрении, находит, возможным рассмотреть дело в его отсутствие, поскольку неявка сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ст.1 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) суды общей юрисдикции рассматривают административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В силу ч.3 ст.1 КАС суды в порядке, предусмотренном указанным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о прекращении деятельности средств массовой информации; об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису и пр.
В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - ФЗ № 149) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч.5 ст. 15 ФЗ № 149).
Частью 6 ст.10 ФЗ № 149 запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ст.9 ФЗ № 149 ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасного государства.
В целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет» (ч.1 ст.15.1 Ф3 № 149).
Согласно ч.2 ст.15.1 ФЗ № 149 в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч.5 ст. 15.1 ФЗ № 149).
Согласно сайту «Википедия» кардинг - мошенничество с платежными картами, кардинг (от англ. carding) — вид мошенничества, при котором производится операция с использованием платежной карты или её реквизитов, не инициированная или не подтверждённая её держателем.
Статьей 159 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за мошенничество.
Статья 174 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, то есть совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.
Как следует из Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 07.07.2015 г. № 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем» легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, добытых преступным путем, создает основу теневой экономики, причиняет вред экономической безопасности и финансовой стабильности государства, затрудняет раскрытие и расследование преступлений, обеспечивает возможность преступным группам (организациям) финансировать и осуществлять свою противоправную, в том числе террористическую, деятельность.
Статьей 326 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за подделку, государственного регистрационного знака транспортного средства.
Изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг также является преступлением, предусмотренным ст. 186 УК РФ.
Ответственность за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации предусмотрен ст. 272 УК РФ.
Такая деятельность сайтов по обучению кардингу, легализации (отмыванию) денежных средств, приобретенных другими лицами преступным путем, о продаже фальшивых денег, государственных регистрационных знаков, взлома страниц противоречит действующему законодательству.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на мошенническую деятельность и легализацию (отмывание) денежных средств, приобретенных преступным путем, изготовление и последующую реализацию, а также использование поддельных денег государственных регистрационных знаков, взлома страниц в социальных сетях.
Согласно ст. 23 Конституции РФ гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
В силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных) настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, иными государственными органами, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным.
Статьей 2 Закона о персональных данных установлено, что целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
В соответствии со статьей 3 Закона о персональных данных персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
В силу ст. 150 ГК РФ достоинство личности, честь и доброе имя, неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, как и иные личные неимущественные права, принадлежащие гражданам от рождения или в силу закона, неотчуждаемы.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона о персональных данных субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе. Таким образом, субъект персональных данных реализует свое право запрещать или разрешать обработку своих персональных данных.
Вместе с тем, на указанных выше страницах интернет-сайтов отсутствует информация, подтверждающая наличие согласия граждан на обработку их персональных данных либо иных законных оснований на обработку персональных данных.
Таким образом, администратором указанного Интернет-ресурса допущено нарушение ч. 1 ст. 9 Закона о персональных данных и требования конфиденциальности, установленного ст. 7 Закона о персональных данных.
Незаконное распространение персональных данных гражданина в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» нарушает права и свободы человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе право на неприкосновенность его частной жизни, личную и семейную тайну.
Наличие в свободном доступе на Интернет-ресурсе информации о незаконном обучении кардингу (мошенничеству с платежными картами), легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, о продаже фальшивых денег, государственных регистрационных знаков, взлома страниц почты и соцсетей нарушает права неопределенного круга лиц - потребителей информационных услуг.
Распространение таких материалов на Интернет-ресурсе при свободном доступе может нанести вред нравственному и духовному развитию неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетним.
Исходя из ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей антиобщественное поведение.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, помимо прочего, относится информация, оправдывающая противоправное поведение.
Одним из способов защиты гражданских прав в силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В целях ограничения доступа к страницам сайтов с URL-адресами: <данные изъяты> в сети «Интернет», необходимо внести данный сайт в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На момент проверки указатель страниц сайтов с URL-адресами <данные изъяты> в этом реестре отсутствует (<данные изъяты>).
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утверждённого постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228.
Установить собственников (владельцев) указанных страниц в ходе проверки не представилось возможным, ввиду того, что указанные на официальном сайте номера телефонов предназначены исключительно для общения по вопросам разъяснения порядка получения услуги или товара и его оплаты, а возможность идентифицировать собственника телефонных номеров исключена. В разделе «контакты» данных о собственнике (владельце) не имеется.
При описанных обстоятельствах суд находит административные исковые требования заместителя прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 19, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования заместителя прокурора Черновского района г.Читы удовлетворить.
Признать информацию по обучению кардингу, легализации (отмыванию) денежных средств, приобретенных другими лицами преступным путем, о продаже фальшивых денег, государственных регистрационных знаков, взлома страниц, размещённую страницах сайтов с URL - адресами:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме через Черновский районный суд г. Читы.
Мотивированное решение изготовлено 11 августа 2020 года.
Судья Е.А. Эпова