ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1896/2018 от 23.05.2018 Октябрьского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

№ 2а-1896/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Красноярск 23 мая 2018 года

Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Шатровой Р.В.,

при секретаре Шенфельд Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Олейник О.И. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Олейник О.И. обратилась в суд с административным иском к ДМИЗО администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа № О-17481 от 01 ноября 2017 года в предоставлении земельного участка в собственность за плату, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав истца путем принятия решения о предоставлении ей земельного участка в собственность за плату. Требования мотивировала тем, что, являясь собственником жилого дома по адресу: Х, между домами У и У, она обратилась в ДМИЗО администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении земельного участка, на котором расположен дом, в собственность за плату, однако в удовлетворении заявления было отказано в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах – ИТ, О-1, за границами красных линий и является землями общего пользования. Считает данный отказ незаконным и нарушающим ее права, поскольку земельный участок сформирован в 2007 году, ранее был предоставлен именно для строительства жилого дома.

В судебное заседание административный истец Олейник О.И. не явилась, о месте и времени судебного заседания была извещена, доверила представлять свои интересы своему представителю Лисовской Д.В., которая в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивала. В целях устранения нарушения прав истца просила возложить на ДМИЗО администрации г. Красноярска обязанность подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка.

В судебное заседание представитель административного ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен, ходатайство об отложении разбирательства по делу в адрес суда не направил, направил в адрес суда отзыв на иск, согласно которому просил в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на то обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах – ИТ, О-1; кроме того, решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122 установлены предельные размеры земельных участков, согласно которым минимальный размер составляет 0,06 га, между тем, площадь испрашиваемого земельного участка – 566 кв.м.

При указанных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав представителя административного истца Олейник О.И. – Лисовскую Д.В., исследовав материалы дела, суд считает необходимым административные исковые требования удовлетворить.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно п. 6 ч. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов перечислены в п. 19 ч. 8 ст. 39.15 ЗК РФ.

Порядок и стандарт предоставления департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города (далее - Департамент) муниципальной услуги по предоставлению земельных участков в собственность за плату лицам, являющимся собственниками зданий, сооружений (помещений в них), расположенных на таких земельных участках, определен Административным регламентом, утвержденным Распоряжением администрации г. Красноярска от 28.01.2013 № 8-р.

Судом установлено, что 19 июля 2007 года сформирован земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100090:10 площадью 566 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для строительства индивидуального жилого дома, по адресу: Х, между домами У и У.

03 сентября 2007 года указанный земельный участок предоставлен для использования в целях строительства индивидуального жилого дома в аренду на срок до 02 июля 2017 года Олейник Н.Н.

На основании договора от 25 сентября 2012 года Олейник Н.Н. уступила свои права по договору аренды земельного участка от 03 сентября 2007 года Олейник О.И., в связи с чем 19 ноября 2012 года между ДМИЗО администрации г. Красноярска и Олейник О.И. было подписано дополнение к договору аренды, согласно которому в качестве арендатора в договоре аренды указана Олейник О.И.

03 октября 2017 года за Олейник О.И. зарегистрировано право собственности на жилой дом с кадастровым номером 24:50:0100090:229 площадью 105 кв.м, расположенный по адресу: Х, между домами У и У.

11 октября 2017 года Олейник О.И. обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений с заявлением о предоставлении ей в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100090:10, расположенного под принадлежащим ей жилым домом.

01 ноября 2017 года ДМИЗО администрации г. Красноярска принято решение № О-17481 об отказе Олейник О.И. в предоставлении земельного участка в собственность за плату, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах – зоне объектов автомобильного транспорта ИТ и в зоне делового, общественного и коммерческого назначения, объектов культуры О-1, установленных Правилами землепользования и застройки городского округа г. Красноярск, утвержденными решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122. Кроме того, земельный участок расположен за границами красных линий и является землями общего пользования; красные линии утверждены в составе проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г. Красноярск постановлением администрации г. Красноярска от 25.12.2015 № 833, в редакции постановления администрации г. Красноярска от 28.04.2017 № 278.

Рассматривая спор по существу, суд исходит из следующего.

Принимая решение об отказе в предоставлении земельного участка, ДМИЗО администрации г. Красноярска сослался на то обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах, а также за границами красных линий.

Между тем, принимая во внимание то обстоятельство, что земельный участок был сформирован в 2007 году, имел и имеет до настоящего времени вид разрешенного использования – для строительства индивидуального жилого дома, предоставлен в аренду на срок по 02 июля 2017 года именно для использования в целях строительства индивидуального жилого дома 03 сентября 2007 года, то есть до принятия постановления администрации г. Красноярска от 25.12.2015 № 833 в редакции постановления администрации г. Красноярска от 28.04.2017 № 278 об утверждении проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г. Красноярск и до утверждения Правил землепользования и застройки городского округа г. Красноярск решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122, в настоящее время Олейник О.И. является собственником возведенного в период действия договора аренды жилого дома, испрашиваемый земельный участок фактически не занят площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, напротив, на земельном участке расположен принадлежащий истцу жилой дом, вид разрешенного использования соответствует фактическому виду эксплуатации земельного участка, то указанное в оспариваемом отказе обстоятельство не может являться основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, поскольку в противном случае будут нарушены права собственника объекта недвижимости.

Доказательств того, что испрашиваемый земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте, зарезервированным для государственных или муниципальных нужд или имеются иные предусмотренные п. 14 Административного регламента обстоятельства, исключающие возможность передачи земельного участка в собственность граждан, ответчиком не представлено.

Доводы административного ответчика о несоответствии земельного участка минимальным размерам земельных участков, установленным решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122, суд находит несостоятельными, поскольку испрашиваемый земельный участок был сформирован в 2007 году как объект недвижимости площадью 566 кв.м до принятия вышеуказанного решения.

В целях устранения нарушения прав истца суд считает необходимым возложить на ДМИЗО администрации г. Красноярска обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Олейник О.И. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконным решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска № О-17481 от 01 ноября 2017 года об отказе в предоставлении земельного участка в собственность.

Возложить на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска обязанность подготовить и направить Олейник О.И. проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100090:10, площадью 566 кв.м, расположенного по адресу: Х, между домами У и У.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 25 мая 2018 года.