ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1897/19 от 03.04.2019 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

дело 2а-1897/19

УИД:56RS0018-01-2019-000911-07

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 апреля 2019 года г. Оренбург

Ленинский районный суд г.Оренбурга в составе председательствующего судьи Пименовой О.А.,

при секретаре Халиулиной А.Р.,

с участием представителя административного истца -помощника прокурора г.Оренбурга Назмутдиновой Г.С.,

представителя административного ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора г.Оренбурга к администрации города Оренбурга об оспаривании нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

прокурор г.Оренбурга обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Оренбурга об оспаривании постановления №... от 19 августа 2010 года, которым утвержден Административный регламент исполнения муниципальной функции по муниципальному земельному контролю на территории муниципального образования «город Оренбург». В обоснование требований указал, что прокуратурой города Оренбурга проведена проверка соответствия требованиям федерального и регионального законодательства постановления администрации города Оренбурга от 19.08.2010 № ..., которым утвержден Административный регламент исполнения муниципальной функции по муниципальному земельному контролю на территории муниципального образования «город Оренбург» (далее по тексту - административный регламент), в ходе которой установлен факт противоречия п.п.1.1,3.2 административного регламента положениям Закона Оренбургской области от 27 октября 2016 года №30/8-VI-ОЗ «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Оренбургской области».

При применении не соответствующего региональному законодательству муниципального нормативного правового акта нарушаются права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

С целью приведения административного регламента в соответствие с нормами федерального законодательства прокуратурой города Оренбурга 30.05.2018 года был принесен протест, который администрацией города рассмотрен и удовлетворен. До настоящего времени муниципальный нормативный правовой акт, не соответствующий требованиям федерального и регионального законодательства применяется при осуществлении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей департаментом градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга.

Просил признать недействующими и неподлежащими применению пункты 1.1 и 3.2 Административного регламента исполнения муниципальной функции по муниципальному земельному контролю на территории муниципального образования «город Оренбург», утвержденного постановлением администрации города Оренбурга от 19.08.2010 № ... и включить в муниципальный нормативный правовой акт нормы о разработке и утверждении программ профилактики нарушений требований законодательства в сфере земельных правоотношений.

В судебном заседании помощник прокурора г.Оренбурга Назмутдинова Г.С. требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.п.7,8,9 ст.213 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 46 Устава муниципального образования «город Оренбург» правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления города Оренбурга не могут противоречить действующему законодательству Российской Федерации и Оренбургской области.

Судом установлено, что постановлением администрации города Оренбурга от 19.08.2010 № ... утвержден Административный регламент исполнения муниципальной функции по муниципальному земельному контролю на территории муниципального образования «город Оренбург».

Данным регламентом установлены сроки, порядок и основания проведения мероприятий по муниципальному земельному контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - владельцев объектов муниципального земельного контроля.

Рассматриваемый муниципальный нормативный правовой акт опубликован в газете «Вечерний Оренбург», № ..., 30.03.2011.

Согласно ч.4 ст. 2 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

В силу ч.ч.1,2 ст. 72 Земельного кодекса РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.

Во исполнение положений ст.72 Земельного кодекса РФ постановлением

Законодательного Собрания Оренбургской области от 26 октября 2016 г. №... принят Закон Оренбургской области от 27.10.2016 № 30/8-VI-ОЗ «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Оренбургской области» (далее Закон области), устанавливающий порядок осуществления органами местного самоуправления муниципального земельного контроля на территории Оренбургской области в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся субъектами муниципального земельного контроля.

В нем указано, что при осуществлении муниципального земельного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных Земельным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с п.3 Закона областик полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений и городских округов (далее - орган местного самоуправления) в сфере осуществления муниципального земельного контроля относятся, в том числе, разработка и принятие административных регламентов осуществления муниципального земельного контроля в порядке, установленном нормативными правовыми актами Оренбургской области.

Постановлением администрации города Оренбурга от 19.08.2010 №... утвержден Административный регламент исполнения муниципальной функции по муниципальному земельному контролю на территории муниципального образования «город Оренбург».

Согласно ч.1 ст.5 Закона области муниципальный земельный контроль осуществляется в форме плановых проверок, внеплановых проверок, мероприятий по контролю без взаимодействия с субъектами муниципального земельного контроля.

В соответствии с п.1.1 административного регламента, последний определяет сроки и последовательность действий при реализации полномочий по муниципальному земельному контролю за использованием земель на территории муниципального образования «город Оренбург» юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Анализ п.1.1 административного регламента позволяет сделать вывод о его несоответствии как положениям ст.72 Земельного кодекса РФ, так и положениям Закона Оренбургской области от 27.10.2016 № 30/8-VI-ОЗ «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Оренбургской области» (далее Закон области), который устанавливает порядок осуществления органами местного самоуправления муниципального земельного контроля на территории Оренбургской области не только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но и в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления и граждан, являющихся субъектами муниципального земельного контроля.

При этом ссылка административного истца на несоответствие п.1.1 административного регламента положениям ст.4 Закона области, устанавливающей, что Порядок организации и осуществления муниципального земельного контроля в границах муниципального образования в обязательном порядке должен содержать порядок разработки и утверждения программ профилактики нарушений требований законодательства в сфере земельных правоотношений, несостоятельна в ввиду следующего.

Оренбургским городским Советом 17 сентября 2018 года принято решение № 569 «Об утверждении Порядка организации и осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования «город Оренбург», согласно которому утвержден Порядок организации и осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования «город Оренбург», где в ст.4.1 определен порядок организации и проведения мероприятий муниципального земельного контроля, направленных на профилактику нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами требований законодательства в сфере земельных правоотношений.

В связи с вышеизложенным оснований для возложения на административного ответчика обязанности включить в муниципальный нормативный правовой акт нормы о разработке и утверждении программ профилактики нарушений требований законодательства в сфере земельных отношений, не имеется.

Пункт п.3.2 административного регламента также противоречит положениям Закона области, а именно его части 1 статьи 5, которой установлено, что муниципальный земельный контроль осуществляется в форме не только плановых и внеплановых проверок, как указано в оспариваемом п.3.2 административного регламента, но и в форме мероприятий по контролю без взаимодействия с субъектами муниципального земельного контроля.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии в оспариваемом правовом акте органа местного самоуправления положений, противоречащих требованиям действующего законодательства, которые нарушают права и законные интересы неопределенного круга физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, в связи с чем требования прокурора о признании вышеуказанного нормативного правового акта противоречащим закону в вышеуказанной части подлежат удовлетворению.

Определяя момент, с которого указанный акт следует признать недействующим, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта подлежат признанию противоречащим закону и недействующим в вышеуказанной части с момента принятия решения.

Руководствуясь статьями 175-180,215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление прокурора г.Оренбурга к администрации города Оренбурга об оспаривании нормативного правового акта удовлетворить частично.

Признать недействующим п.п.1.1, 3.2 Административного регламента исполнения муниципальной функции по муниципальному земельному контролю на территории муниципального образования «город Оренбург», утвержденному постановлением администрации г.Оренбурга от 19 августа 2010 года №... с 03 апреля 2019 года -даты принятия настоящего решения.

В удовлетворении остальной части административного искового заявления прокурора г.Оренбурга к администрации города Оренбурга об оспаривании нормативного правового акта -отказать.

Сообщение о настоящем решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу должно быть опубликовано в официальном печатном издании, в котором официально был опубликован нормативный правовой акт.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись О.А.Пименова

мотивированное решение изготовлено 05 апреля 2019 года

Судья: подпись О.А.Пименова

Копия верна. Судья:

Секретарь:

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...