ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1897/20121 от 12.11.2021 Сарапульского городского суда (Удмуртская Республика)

Дело № 2а-1897/20121

УИД 18RS0023-01-2021-002984-34

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

В окончательной форме решение принято 12.11.2021 года.

Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующий судья Косарев А.С.,

при секретаре Елесиной А.Е.,

с участием представителя истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Акционерного Общества «Сарапульский радиозавод» к Межрайонному отделению судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по УР о предоставлении рассрочки уплаты исполнительского сбора,

установил:

АО «Сарапульский радиозавод» обратилось в суд с административным иском к МОСП по ИОИП УФССП РФ по УР о предоставлении рассрочки уплаты исполнительского сбора.

В обоснование иска приведены доводы о том, что истец является должником в сводном исполнительном производстве -СД, которое находится на исполнении МОСП по ИОИП УФССП РФ по УР и включает в себя 113 исполнительных производств.

При этом исполнительное производство -ИП возбуждено для исполнения решения по делу № А40-232421/2016. Арбитражным судом г. Москвы предоставлена рассрочка исполнения. Остаток задолженности на 30.07.2021 года составляет 5 623 135,26 рубля. согласно определению Арбитражного суда г. Москвы от 30.05.2019 года о предоставлении рассрочки исполнение судебного акта оплата задолженности производится по январь 2022 года включительно.

Остальные 112 исполнительных производств возбуждены в целях взыскания исполнительского сбора на общую сумму 47 006 428,91 рубля. взыскателем задолженности по исполнительскому сбору является МОСП по ИОИП УФССП РФ по УР.

Ряд исполнительных производств о взыскании исполнительского сбора возбуждены в связи с неисполнением в срок, установленный для добровольного исполнения, исполнительных документов, выданных Сарапульским городским судом УР с целью взыскания задолженности по заработной плате.

Истец не имеет возможности произвести оплату исполнительского сбора в размере 47 006 428,91 рубля единовременно в полном объёме, при этом принимает активные действия по восстановлению финансовой возможности к погашению существующих задолженностей, однако в связи с их значительным объёмом не представляется возможным погасить всю сумму одним платежом.

При сохранении возможности для осуществления нормальной финансово-хозяйственной деятельности должник способен оплатить имеющуюся задолженность в течение 48 месяцев. Рассрочка исполнения решения суда позволит исполнить долговые обязательства перед взыскателем и предотвратить неблагоприятные последствия для должника.

Предоставление рассрочки исполнения решения суда не нанесёт ущерба финансовым интересам государства. Сумма исполнительского сбора будет уплачена истцом в полном объёме в соответствии с определением о предоставлении рассрочки.

Истец является исполнителем государственного оборонного заказа, в связи с чем распоряжением Правительства РФ от 20.08.2009 года № 1226-р включён в перечень стратегических, как организация, осуществляющая производство продукции, имеющей стратегическое значение для обороноспособности и безопасности государства.

99,7 % продукции АО «Сарапульский радиозавод» производится в рамках государственного оборонного заказа. В соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» расчёты по государственному оборонном заказу в рамках сопровождаемых сделок между государственными заказчиками и исполнителями ГОЗ производятся по отдельным счетам, открытым в уполномоченном банке. Денежные средства, поступающие на данные счета, имеют целевое назначение и не могут быть использованы для погашения задолженности по исполнительскому сбору.

Для своевременного исполнения государственных контрактов и договоров с исполнителями государственного оборонного заказа, по которым АО «СРЗ» является соисполнителем, заявитель вынужден привлекать заёмные средства (кредиты банков). Согласно бухгалтерской (финансовой) отчётности за 2020 год сумма заёмных средств составила 1 462 238 тыс. руб.

Кредиторская задолженности АО «Сарапульский радиозавод» составляет 1 055 710 тыс. руб., к ней относится, в том числе, заработная плата работников АО «Сарапульский радиозавод». Выплата заработной платы является приоритетным платежом и должна осуществляться своевременно и в полном объёме.

Также в состав кредиторской задолженности входят расходы в сумме 436 906 тыс. руб., к которым относятся полученные от покупателей авансы, израсходованные на закупку материалов, комплектующих, подготовку производства с целью своевременного изготовления и поставки продукции в рамках исполнения государственного оборонного заказа.

Кроме того, в состав кредиторской задолженности входят прочие расходы в сумме 165 966 тыс. руб., которые включают в себя налоги, сборы и платежи во внебюджетные фонды, уплаченные в 2020 году. Строка 1420 «отложенные налоговые обязательства» включает в себя сумму налогов в размере 90 926 тыс. руб., которые предстоит уплатить в 2021 году.

Правительством РФ, Правительством УР в целях поддержания финансовой стабильности истца в период с 2012 года по настоящее время выделяются субсидии, отражаемые в сроке 2342 бухгалтерской отчётности и используемые в соответствии с условиями договоров о предоставлении субсидий на возмещение части затрат на внедрение современных методов организации производства, разработку и реализацию программ повышения производительности труда, на возмещение части процентной ставки по кредитам, части затрат по лизинговым платежам.

Указанные субсидии имеют строго целевое назначение и не могут быть использованы для расчётов с другими кредиторами.

Сложное финансовое положение, возникшее в 2010-2011 годах в результате отсутствия необходимого объёма государственного заказа, и отражённые в бухгалтерской (финансовой) отчётности за 2020 года, сохраняется по сей день.

Сумма непокрытого убытка составила 33 479 тыс. рублей.

Полученная АО «Сарапульский радиозавод» прибыль направлена организацией на покрытие убытков прошлых лет.

АО «Сарапульский радиозавод» своевременно осуществляет платежи по налогам и во внебюджетные фонды, задолженности перед ними не имеет.

Общая сумма сводного исполнительного производства -СД, возбуждённого в отношении АО «Сарапульский радиозавод», уменьшилась с 274 644 828,25 рубля (2010 год) до 5 623 135,26 рубля (июль 2020 года), на оставшуюся сумму задолженности по исполнительному производству предоставлена рассрочка исполнения.

АО «Сарапульский радиозавод», находясь в тяжёлом финансовом положении, принимает все меры по его улучшению (является исполнителем государственного оборонного заказа, заключая государственные контракты и договоры поставки производимой продукции, реализует имущество, непосредственно не участвующее в процессе производства, морального устаревшее имущество, неликвидные ПКИ, металлолом, макулатуру и т.п.) и имеет реальные возможности исполнить свои обязательства в будущем.

Распоряжением Главы УР от 09.06.2020 года № 124-РГ АО «Сарапульский радиозавод» внесено в перечень системообразующих организаций УР, к которым отнесены организации, осуществляющие деятельность на территории УР, имеющие региональное значение и оказывающие существенное влияние на занятость населения и социальную стабильность УР.

АО «Сарапульский радиозавод» является социально значимым объектом. Организация входит в число градообразующих предприятий г. Сарапула. В АО «Сарапульский радиозавод» трудится значительная часть населения города.

Финансовая нестабильность организации отрицательным образом скажется на социальной жизни города в целом.

Постановлениями Правительства РФ от 03.04.2020 года № 428, от 01.10.2020 года № 1587 АО «Сарапульский радиозавод» предоставлена мера поддержки в виде моратория на банкротство. Мораторий был введён для предприятий наиболее пострадавших от эпидемии COVID-19 отраслей экономики.

У АО «Сарапульский радиозавод» есть положительный опыт работы по утверждённым рассрочкам. По заявлению АО «Сарапульский радиозавод» представлены рассрочки исполнения 26 решений суда.

Платежи по всем предоставленным рассрочкам произведены своевременно и в полном объёме, установленном определением суда. Основной массе взыскателей задолженность уже погашена.

Просит предоставить на срок 48 месяцев рассрочку выплаты в пользу взыскателя МОСП по ИОИП УФССП РФ по УР суммы исполнительского сбора по сводному исполнительному производству -СД в размере 47 006 428,91 рубля с уплатой суммы исполнительского сбора помесячно равными долями в размере 979 300,60 рубля, что не нарушит права истца и обеспечит баланс интересов сторон.

Представитель ответчика МОСП по ИОИП УФССП РФ по УР в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.

Руководствуясь ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное дело рассмотрено в отсутствие неявившегося ответчика.

В судебном заседании представитель административного истца АО «Сарапульский радиозавод» - ФИО1 исковые требования поддержала в полном объёме.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что в настоящее время на исполнении судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП РФ по УР ФИО2 находится сводное исполнительное производство -СД в отношении должника АО «Сарапульский радиозавод» о взыскании остатка задолженности в сумме 4 685 946,04 рубля в пользу Министерства обороны РФ и исполнительского сбора в общем размере 47 006 428,91 рубля в пользу федерального бюджета.

Также в подтверждение указанного обстоятельства истцом представлены копии постановлений о взыскании исполнительского сбора и постановления об объединении исполнительных производств в сводное исполнительное производство.

В установленный срок для добровольного исполнения требования исполнительных документов должником АО «Сарапульский радиозавод» не исполнены, что административным истцом не оспаривается.

Частью 11 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. 112 и 116 данного Закона.

В силу ст. 105 ФЗ от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно статье 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника -индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации.

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Таким образом, в силу прямого указания в Федеральном законе «Об исполнительном производстве» тяжелое имущественное положение должника может являться основанием для предоставления рассрочки взыскания исполнительского сбора.

Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении № 13-П от 30.07.2001 года, установление конкретных размеров штрафных санкций и иных актов является прерогативой законодателя. Однако размер штрафного взыскания - поскольку такое взыскание связано с ограничением конституционного права собственности - во всяком случае должен отвечать критерию соразмерности, вытекающему из статьи 55 (части 3) Конституции Российской Федерации. Пункт 1 статьи 81 Закона об исполнительном производстве содержит, по сути, специальную норму об административной ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьями 85 и 87 названного Федерального закона эта норма должна применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. Следовательно, установленный в ней размер взыскания представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силе статей 34 (часть 1), 35 (части 1-3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.

Таким образом, в силу пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве и по смыслу правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 13-П от 30.07.2001 года, выплата исполнительского сбора может быть рассрочена судом при наличии соответствующих оснований.

Доводы истца о наличии у него тяжёлого материального положения нашли подтверждение приложенными к исковому заявлению бухгалтерскими (финансовыми) отчётными документами за период 2020 года; соглашением о предоставлении субсидии из бюджета УР.

При этом по состоянию на 30.07.2021 года АО «Сарапульский радиозавод» не имеет неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Представленными платёжными поручениями подтверждается также добросовестное исполнение АО «Сарапульский радиозавод» предоставленной ему рассрочки исполнения решения Арбитражного Суда г. Москвы от 25.07.2018 года № А40-232421/16.

Всесторонне, полно и объективно исследовав все доказательства по делу в их совокупности, учитывая обстоятельства дела: тяжёлое финансовое положение должника; принцип соразмерности наказания степени общественной опасности допущенного нарушения, отсутствие возражений административного ответчика, суд полагает возможным удовлетворить требования АО «Сарапульский радиозавод», предоставить на срок 48 месяцев рассрочку выплаты в пользу взыскателя МОСП по ИОИП УФССП РФ по УР суммы исполнительского сбора по сводному исполнительному производству -СД в размере 47 006 428,91 рубля с уплатой суммы исполнительского сбора помесячно равными долями в размере 979 300,60 рубля.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

решил:

Административные исковые требования Акционерного Общества «Сарапульский радиозавод» к Межрайонному отделению судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по УР о предоставлении рассрочки уплаты исполнительского сбора удовлетворить.

Предоставить Акционерному Обществу «Сарапульский радиозавод» рассрочку выплаты в пользу взыскателя МОСП по ИОИП УФССП РФ по УР суммы исполнительского сбора по сводному исполнительному производству -СД в размере 47 006 428,91 рубля на срок 48 месяцев – с уплатой суммы исполнительского сбора помесячно равными долями в размере 979 300,60 рубля.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, через Сарапульский городской суд УР.

Судья Косарев А.С.

<данные изъяты>