Дело № 2а-1898/2019 (43RS0003-01-2019-002695-43)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Киров 29 июля 2019 года
Первомайский районный суд г. Кирова Кировской области в составе:
председательствующего судьи Марушевской Н.В.,
при секретаре Бушковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кировского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к Министерству лесного хозяйства Кировской области, Министерству охраны окружающей среды Кировской области о признании незаконным разрешения на добычу копытных животных,
УСТАНОВИЛ:
Кировский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации обратился в суд с административным иском к Министерству лесного хозяйства Кировской области, Министерству охраны окружающей среды Кировской области о признании незаконным разрешения на добычу копытных животных.
В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что по заявлению ФИО1, зарегистрированного в министерстве охраны окружающей среды Кировской области 20.08.2018, на основании доверенности на получение документов, выданной ФИО2 уполномоченным лицом управления охраны и использования животного мира министерства охраны окружающей среды Кировской области 20.08.2018 выдано разрешение серия 43 №105428 на добычу копытных животных - лося взрослого в период охоты с 01.09.2018 по 30.09.2018 в общедоступных охотничьих угодьях Кильмезского района. Сведения о добыче копытного животного - лося взрослого по разрешению серия 43 №105428 неустановленным лицом представлены в министерство. В соответствии с заявлением ФИО1 от 21.06.2019, последний с заявлением о выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов - лося взрослого в порядке, установленном Законом, в министерство охраны окружающей среды Кировской области не обращался, ФИО2 доверенность на получение разрешения не выдавал, охоту не осуществляет, оружия не имеет. Выданное уполномоченным лицом министерства охраны окружающей среды Кировской области разрешение на добычу копытных животных - лося взрослого серия 43 №105428 от 20.08.2018 в общедоступные охотничьи угодья Кильмезского района является незаконным и недействительным.
Просит признать разрешение на добычу копытных животных - лося взрослого серия 43 №105428 от 20.08.2018 в общедоступные охотничьи угодья Кильмезского района незаконным.
Определением Первомайского районного суда г. Кирова от 09.07.2019 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен главный государственный инспектор отдела охотничьего контроля и надзора ФИО3
В судебном заседании ст. помощник прокурора Новоселова М.С. требования иска поддержала по указанным основаниям. Суду пояснила, что факт незаконной выдачи разрешения серия 43 №105428 на добычу копытных животных был установлен прокурором после поступления заявления от ФИО1 21.06.2019 г.
Представитель Министерства лесного хозяйства Кировской области ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, просила признать министерство лесного хозяйства Кировской области ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку оспариваемое разрешение Министерство лесного хозяйства Кировской области не выдавало, не является правопреемником Министерства охраны окружающей среды Кировской области. Заявила о пропуске прокурором срока для обращения в суд, поскольку объяснения с ФИО3 по факту выдачи разрешения на добычу копытных животных отбирались прокурором еще в феврале 2019 г., следовательно, о данном факте прокурору стало известно в феврале 2019 г.
Административный ответчик ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворении иска, пояснил, что на основании заявления ФИО1 им 20.08.2018 выдано представителю по доверенности ФИО2, разрешение на добычу копытных животных -лося.
Представитель административного ответчика Министерства охраны окружающей среды Кировской области в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, направил отзывы, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заинтересованное лицо ФИО1 в судебном заседании поддержал административный иск прокурора, пояснил, что в министерство охраны окружающей среды Кировской области с заявлением не обращался, ФИО2 доверенность на получение разрешения не выдавал, охоту не осуществляет, оружия не имеет.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 209-ФЗ от 24 июля 2009 года «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» право на добычу охотничьих ресурсов возникает у физических лиц с момента выдачи разрешения на их добычу.
Согласно ч. 6 ст. 31 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Закон Кировской области от 17.02.2017 №47-ЗО «О порядке распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях Кировской области» устанавливает порядок распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях Кировской области
В соответствии со ст. 3 Закона Кировской области № 47-ЗО распределение разрешений производится исполнительным органом государственным власти Кировской области, осуществляющим полномочия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее - уполномоченный орган).
Заявления об участии в распределении разрешений на добычу медведя в летне-осенний срок сезона охоты, лося и кабана представляются охотником в уполномоченный орган лично на основании предъявляемого охотничьего билета или в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг либо портала государственных услуг Кировской области или многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, либо направляются заказным почтовым отправлением (часть 6 статьи 5 Закона).
Распределение разрешений осуществляется в пределах, установленных лимитами и квотами добычи охотничьих ресурсов, нормами допустимой добычи охотничьих ресурсов и нормами пропускной способности охотничьих угодий в отношении каждого общедоступного охотничьего угодья муниципального района Кировской области (статья 6 Закона).
На основании ч. 10 статьи 7 Закона Кировской области №47-ЗО разрешения на добычу медведя в летне-осенний срок сезона охоты, лося и кабана распределяются случайной выборкой, если количество поданных заявлений на участие в распределении разрешений превышает квоту или часть квоты, норму или часть нормы добычи указанных видов, в том числе части квоты и нормы, определенных в соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 настоящей статьи. Порядок проведения случайной выборки определяется уполномоченным органом.
Сведения об охотниках, которые по результатам распределения разрешений приобрели право на получение разрешений на добычу медведя в летне-осенний срок сезона охоты, лося и кабана или могут; приобрести такое право, размещаются на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее десяти рабочих дней после дня окончания распределения разрешений.
В соответствии с пунктом 3 Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц, утвержденного Приказом Минприроды России от 29.08.2014 N 379 физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, или иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и заключивший договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства, для получения разрешения представляет заявление в уполномоченный орган либо в природоохранное учреждение, а также документы, предусмотренные настоящим Порядком.
Срок начала подачи заявлений на получение разрешения в общедоступные охотничьи угодья на предстоящий сезон охоты может быть установлен законом субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона об охоте, и не может составлять менее 10 календарных дней до установленных в субъекте Российской Федерации сроков охоты.
Согласно п. 13 Порядка предусмотрено, что при личном представлении заявителем заявления охотпользователь, природоохранное учреждение в течение 1-го рабочего дня, а при получении заявления по почте либо в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5-ти рабочих дней со дня получения заявления: осуществляет проверку содержания заявления и комплектности прилагаемых к нему документов, а также их соответствие требованиям порядка подачи заявок и заявлений; оформляет разрешение путем заполнения бланка разрешения с использованием штампов, печатей, машинописных средств либо ручкой с пастой (чернилами) черного или синего цвета и выдает заполненное разрешение заявителю, о получении которого делается соответствующая отметка в разрешении.
Аналогичные нормы содержаться в Административном регламенте предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, утвержденного Приказом Минприроды России от 29.06.2012 № 204.
Согласно пункту 73 Административного регламента при соответствии заявления о выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов и прилагаемых к нему документов (при наличии) требованиям, установленным пунктами 20 и 22 Регламента, уполномоченное должностное лицо в течение одного рабочего дня с момента принятия решения о выдаче такого разрешения оформляет разрешение на добычу охотничьих ресурсов путем заполнения бланка разрешения на добычу охотничьих ресурсов с использованием машинописных средств либо ручкой с пастой (чернилами) черного или синего цвета, подписывает разрешение на добычу охотничьих ресурсов и проставляет на нем оттиск печати уполномоченного органа.
Уполномоченное должностное лицо в течение одного дня со дня подписания разрешения на добычу охотничьих ресурсов сообщает заявителю по телефону или по электронной почте (при их указании в заявлении) или почтовым отправлением о том, когда он может получить разрешение на добычу охотничьих ресурсов (пункт 74 Административного регламента).
Уполномоченное должностное лицо выдает разрешение на добычу охотничьих ресурсов заявителю лично на основании предъявляемого им охотничьего билета (при выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов уполномоченному представителю - документа, удостоверяющего личность, и доверенности).
В случае невозможности заявителем получить разрешение на добычу охотничьих ресурсов лично уполномоченное должностное лицо по согласованию с заявителем в течение одного дня направляет его заявителю заказным почтовым отправлением по указанному им в заявлении о выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов почтовому адресу с уведомлением о вручении и описью вложения (пункт 75 Административного регламента).
В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной проверки Кировской межрайонной природоохранной прокуратурой по обращению ФИО1 установлено, что по его заявлению, зарегистрированному в министерстве охраны окружающей среды Кировской области 20.08.2018, на основании доверенности на получение документов, выданной ФИО2, уполномоченным лицом управления охраны и использования животного мира министерства охраны окружающей среды Кировской области ФИО3 20.08.2018 выдано разрешение серия 43 №105428 на добычу копытных животных - лося взрослого в период охоты с 01.09.2018 по 30.09.2018 в общедоступных охотничьих угодьях Кильмезского района.
Сведения о добыче 28.12.2018 копытного животного - лося взрослого по разрешению серия 43 №105428 неустановленным лицом представлены в министерство охраны окружающей среды Кировской области.
Административный истец указывает, что в соответствии с обращением ФИО1 от 21.06.2019, последний с заявлением о выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов - лося взрослого 20.08.2018 в порядке, установленном Законом, в министерство охраны окружающей среды Кировской области не обращался, ФИО2 доверенность на получение разрешения не выдавал, охоту не осуществляет, охотничий билет не терял, оружия не имеет.
В судебном заседании ФИО1 подтвердил указанные обстоятельства.
При таких обстоятельствах, выданное уполномоченным лицом министерства охраны окружающей среды Кировской области разрешение на добычу копытных животных - лося взрослого серия 43 №105428 от 20.08.2018 в общедоступные охотничьи угодья Кильмезского района является незаконным.
Законодательство об охоте, порядок оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц, Административный регламент предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов не содержат досудебный порядок признания выданного разрешения на добычу охотничьих ресурсов незаконным и недействительным.
В соответствии с Постановлением Правительства Кировской области от 30.10.2018 №509-П «О передаче полномочий» с 01.01.2019 полномочия по проведению государственной политики и осуществлению управления в сфере охраны, воспроизводства, рационального использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов; по осуществлению федерального государственного надзора в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов от министерства охраны окружающей среды Кировской области переданы министерству лесного хозяйства Кировской области, в связи с чем оснований признавать Министерство лесного хозяйства Кировской области ненадлежащим административным ответчиком не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Публично-правовым образованием, в интересах которого предъявляется исковое заявление, является Российская Федерация, т.к. в силу статьи 4 Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ "О животном мире" животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.
Выдача указанного разрешения на добычу копытного животного нарушает интересы Российской Федерации, поскольку свидетельствует о предоставлении права на добычу фактически неустановленному лицу, что грубо нарушает положения закона Федерального закона "О животном мире" и "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и свидетельствует, в конечном итоге, о незаконной добыче охотничьего ресурса - лося.
О нарушении законных интересов Российской Федерации прокурору стало известно по окончанию проверки по заявлению ФИО1 от 21.06.2019 года, составлению справки по результатам проверки 21.06.2019 г.
С административным иском, прокурор обратился 08.07.2019 г., поэтому срок для обращения в суд, предусмотренный ст. 219 КАС РФ прокурором не пропущен.
Доводы представителя административных ответчиков ФИО4 о том, что прокурору стало известно о данном факте еще в феврале 2019 г. из объяснений ФИО3, судом отклоняются, поскольку в судебном заседании ФИО3 не подтвердил факт выдачи им незаконного разрешения на добычу копытного животного 20.08.2018 г. и не заявлял об этом прокурору при опросе в феврале 2019 г., а сам по себе факт получения объяснений с государственного инспектора, еще безусловно не свидетельствует об установлении прокурором факта незаконной выдачи разрешения на добычу копытного животного.
Доводы представителя ответчиков том, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность должностных лиц при оказании государственной услуги устанавливать подлинность подписи на заявлениях и взаимоотношения доверенного лица и доверителя, судом отклоняются.
Как следует из п. 75 Административного регламента уполномоченное должностное лицо выдает разрешение на добычу охотничьих ресурсов заявителю лично на основании предъявляемого им охотничьего билета (при выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов уполномоченному представителю - документа, удостоверяющего личность, и доверенности).
Требования к оформлению доверенностей регламентированы нормами ГК РФ.
В соответствии с ст. 186 ГПК РФ доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна.
В материалы дела представлена доверенность на имя ФИО2, не имеющая даты ее совершения, следовательно, такая доверенность ничтожна, и не позволяла ФИО3 производить выдачу разрешения на добычу копытных животных ФИО2
Кроме того п. 13 Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, на должностное лицо возложена обязанность осуществить проверку содержания заявления и комплектности прилагаемых к нему документов, а также их соответствие требованиям порядка подачи заявок и заявлений.
При установлении в судебном заседании факта получение данного разрешения неуполномоченным лицом и добычи копытного животного на основании разрешения от 20.08.2018 г. неустановленным лицом, позволяют суду прийти к выводу о незаконности выданного разрешения.
Доводы ответчика об отсутствии оснований для отказа в выдаче указанного разрешения не заслуживают внимания, поскольку п.п. 1 п. 28 Административного регламента предусмотрен отказ в предоставлении государственной услуги, если заявитель представил заявление и прилагаемые к нему документы (при наличии), которые не соответствуют требованиям пункта 20 Регламента или содержат недостоверные сведения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Кировского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать разрешение на добычу копытных животных - лося взрослого серия 43 № 105428 от 20.08.2018 года в общедоступные охотничьи угодья Кильмезского района, выданное Министерством охраны окружающей среды Кировской области, незаконным.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд, через Первомайский районный суд г. Кирова в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Марушевская Н.В.
Мотивированное решение изготовлено: 01.08.2019 г.
Судья Марушевская Н.В.