ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1898/20 от 11.06.2020 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2а-1898/2020

44RS0001-01-2019-006066-02

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 июня 2020 года г. Кострома

Свердловский районный суд города Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Столбушкиной И.А. с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Костроме к ФИО3 о взыскании задолженности по налогу на имущество,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по г. Костроме обратилась в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим административным иском, в обоснование заявленных требований указала, что ФИО3 <дата> г.р., уроженец <адрес> является плательщиком налога на имущество физических лиц, имеет в собственности следующее имущество: зерновой склад с <дата> по адресу: <адрес> кадастровый ; конюшня на 22 головы с <дата> по адресу: <адрес>, кадастровый ; телятник с <дата> по адресу: <адрес> кадастровый ; зерносклад с <дата> по адресу: <адрес>, кадастровый ; картофелехранилище с <дата> по адресу: <адрес> кадастровый ; коровник на 100 голов с <дата> по адресу: <адрес>, кадастровый . Ответчику начислен налог на имущество физических лиц за 2017 год со сроком уплаты до <дата> в общей сумме 41346 рублей. В адрес ответчика направлялось требование об уплате налога от <дата>, которое до настоящего времени не исполнено. Первоначально налоговый орган обращался за взысканием задолженности в порядке приказного производства. Судебный приказ от №2а-799/2019 отменен определением мирового судьи от <дата>. На основании изложенного истец просит взыскать с ответчика задолженность по налогу на имущество в сумме 41346 рублей. Заявленные требования мотивированы положениями ст.ст. 31, 45, 48, 75 НК РФ.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме, в дополнение к иску указала, что ФИО3 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (глава крестьянского фермерского хозяйства) по месту жительства в ИФНС России по г. Костроме. С заявлением на предоставление льготы по налогу на имущество за 2017 год в связи с его использованием в сельскохозяйственной деятельности как плательщик ЕСХН в инспекцию до настоящего времени не обращался. В 2018 году ФИО3 обращался с заявлением на предоставление льготы за 2016 год в МИФНС №7 России по Костромской области (по месту нахождения имущества). Налоговый орган отказал налогоплательщику ввиду отсутствия документов, подтверждающих право на льготу.

Административный ответчик ФИО3 о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебном заседании не участвует.

Представитель административного ответчика ФИО2 исковые требования не признала. Пояснила, что объекты, в отношении которых взыскивается налог, используются ответчиком для ведения сельскохозяйственной деятельности, в связи с чем обязанность по уплате налога на имущество физических лиц у ответчика отсутствует.

Выслушав стороны, изучив материалы административного дела, материалы дела №2а-799/2019 мирового судьи судебного участка №7 Свердловского судебного района г. Костромы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Статьей 48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 руб., за исключением случая, предусмотренного абз. 3 настоящей статьи.

В соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (п. 1).

Если иное не предусмотрено п. 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (п. 2)

В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 401 НК РФ, объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии со ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи.

В соответствии с п. 1 ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно ст. ст. 405, 406 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений п. 5 настоящей статьи.

В соответствии с п. п. 1-3 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

В соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 346.1 НК РФ индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. 2 и 5 ст. 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности (в части имущества, используемого при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями).

В соответствии п. 6 ст. 407 НК РФ физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Представление заявления о предоставлении налоговой льготы, подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу, рассмотрение налоговым органом такого заявления, направление налогоплательщику уведомления о предоставлении налоговой льготы либо сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы осуществляются в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 3 ст. 361.1 НК РФ налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу. Указанные заявление и документы могут быть представлены в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. В случае, если документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговом органе отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о предоставлении налоговой льготы, запрашивает сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, у органов и иных лиц, у которых имеются эти сведения. Налоговый орган в течение трех дней со дня получения указанного сообщения обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих право этого налогоплательщика на налоговую льготу, и о необходимости представления налогоплательщиком подтверждающих документов в налоговый орган. По результатам рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы налоговый орган направляет налогоплательщику способом, указанным в этом заявлении, уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы. В уведомлении о предоставлении налоговой льготы должны быть указаны основания предоставления налоговой льготы, объекты налогообложения и периоды, применительно к которым предоставляется налоговая льгота. В сообщении об отказе от предоставления налоговой льготы должны быть указаны основания отказа от предоставления налоговой льготы, объекты налогообложения, а также период, начиная с которого налоговая льгота не предоставляется.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО3 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, является главой крестьянского фермерского хозяйства, основной вид деятельности – выращивание зерновых культур, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от <дата>.

Согласно выпискам из ЕГРН от <дата>, в собственности ФИО3 находятся следующие объекты недвижимости: зерновой склад с <дата> по адресу: <адрес>, кадастровый ; конюшня на 22 головы с <дата> по адресу: <адрес> кадастровый ; телятник с <дата> по адресу: <адрес>, кадастровый ; зерносклад с <дата> по адресу: <адрес>, кадастровый ; картофелехранилище с <дата> по адресу: <адрес>, кадастровый ; коровник на 100 голов с <дата> по адресу: <адрес>, кадастровый .

ФИО3 исчислен налог на имущество физических лиц за 2017 год в отношении следующих объектов недвижимости: с кадастровым номером – 1801 рубль, – 9506 рублей, – 5719 рублей, – 7726 рублей, – 5437 рублей, – 11636 рублей.

В адрес ФИО3 налоговым органом направлялось налоговое уведомление от <дата> об уплате налогов, в том числе налога на имущества физических лиц за 2017 год, в срок до <дата>.

В связи с неуплатой налога на имущество физических лиц за 2017 год в установленный срок, в адрес ФИО3 налоговым органом направлено требование от <дата> об уплате налогов в срок до <дата>.

По заявлению МИФНС №7 по Костромской области мировым судьей судебного участка №7 Свердловского судебного района г. Костромы <дата> вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО3 задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 41825 рублей.

Определением мирового судьи судебного №7 Свердловского судебного района г. Костромы от <дата> судебный приказ №2а-799/2019 от <дата> отменен в связи с поступившими возражениями ФИО3

До настоящего времени задолженность по налогу на имущество физических лиц ФИО3 не погашена, доказательств обратного ответчиком в порядке ст. 62 КАС РФ не представлено.

Из материалов дела следует, что ФИО3 обращался в ИФНС России по г. Костроме с заявлением от <дата> об освобождении от уплаты налога на имущество физических лиц за 2016 год в отношении объектов, используемых в сельскохозяйственной деятельности с кадастровыми номерами: , , , , , .

ИФНС России по г. Кострома заявление ФИО4 направлено в МИФНС России №7 по Костромской области для рассмотрения в соответствии с территориальной принадлежностью объектов налогообложения.

МИФНС России №7 по Костромской области в адрес ФИО3 направлено уведомление от <дата> о необходимости предоставления копии книги учета доходов и расходов для предоставления льготы по налогу на имущество физических лиц.

Согласно информации МИФНС России №7 по Костромской области от <дата>, ФИО3 льгота по налогу на имущество физических лиц за 2016 год не представлена, так как налогоплательщиком на запрос инспекции не представлены подтверждающие документы (копии книги учета доходов и расходов).

ФИО3 <дата> обратился в МИФНС России №7 по Костромской области с заявлением о предоставлении льготы по налогу на имущество физических лиц, используемого в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности.

МИФНС России №7 по Костромской области в адрес ФИО3 направлено уведомление от <дата> о необходимости предоставления книги учета расходов и доходов, указания отчетного периода, объекта недвижимости в отношении которых предоставляется льгота.

Согласно информации МИФНС России №7 по Костромской области от <дата>, заявлений от ФИО3 на предоставление льготы по налогу на имущество физических лиц за 2017 год не поступало.

Из материалов дела следует, что ФИО3 обращался в ИФНС России по г. Костроме с заявлениями от <дата>, от <дата> о предоставлении льготы по транспортному налогу в отношении транспортных средств, используемых в сельскохозяйственной деятельности, с заявлением от <дата> о предоставлении льготы по налогу на имущество физических лиц за 2019 год, используемого в сельскохозяйственной деятельности.

Документов, подтверждающих обращение в налоговые органы с заявлением о предоставлении льготы по налогу на имущество физических лиц за 2017 год ответчиком ФИО3 не представлено.

При изложенных обстоятельствах оснований к отказу в иске судом не усматривается, поскольку доводы ответчика об использовании имущества в сельскохозяйственной деятельности не подтверждены документально и ответчиком не соблюден заявительный порядок обращения в налоговый орган за предоставлением льготы в виде освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц, используемого в сельскохозяйственной деятельности.

Сама по себе регистрация ответчика в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства с видами деятельности в сфере сельского хозяйства не влечет освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

Статья 333.19 НК РФ устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

В соответствии с п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» в силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. При разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса РФ судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса РФ как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

С учетом ст. ст. 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса РФ уплата государственной пошлины по настоящему делу, рассмотренному районным судом, подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования городской округ город Кострома.

Поскольку административный истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, на основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ, абз. 8 п. 2 ст. 61.1 БК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 1440 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Инспекции ФНС России по г. Костроме к ФИО3 удовлетворить.

Взыскать с ФИО3 в пользу Инспекции ФНС России по г. Костроме задолженность по налогу на имущество за 2017 год в сумме 41346 (сорок одна тысяча триста сорок шесть) рублей.

Взыскать с ФИО3 в доход бюджета городского округа г. Кострома государственную пошлину в сумме 1440 рублей.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Д. Тележкина