ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1898/2021 от 12.05.2021 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

КОПИЯ

УИД: 59RS0004-01-2021-002134-44

Дело № 2а-1898/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Пермь 12 мая 2021 г.

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Манько А.В.,

при секретаре Елоховой А.С.,

с участием представителя Каджая Б.Т. – Зинькевич Е.В., действующей на основании доверенности,

представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю Моисеевой Т.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Каджая ФИО8 к ФИО2 Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <Адрес> о признании незаконным уведомления об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений, возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Каджая ФИО9 обратился в суд с административным исковым заявлением к ФИО2 Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <Адрес> (далее-Управление Росреестра по Пермскому краю) о признании незаконным уведомления об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости (далее-ЕГРН) сведений, возложении обязанности.

В обоснование заявленных требований Каджая Б.Т. указывает, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером: площадью 1 500 кв.м, расположенного по адресу: Пермский край, Добрянский городской округ, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования «садоводство». 17 декабря 2020 г. он обратился через многофункциональный центр с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка «садоводство» на «ведение садоводство», по результатам рассмотрения которого Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю выдано уведомление об отказе во внесении в Управление Росреестра по Пермскому краю сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица от ДД.ММ.ГГГГ на основании ч.4 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Данный отказ является незаконным, противоречит положениям ст. ст. 7, 34, 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее-ЗК РФ), ст. 30, п.4 ст. 37 ГрК РФ, ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, ФИО1 просит:

- признать незаконным уведомление об отказе во внесении ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица от ДД.ММ.ГГГГ;

- возложить на ФИО2 Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <Адрес> обязанность повторно рассмотреть заявление Каджая ФИО10 на изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: площадью 1 500 кв.м, расположенного по адресу: <Адрес>.

Каджая Б.Т. в суд не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца в судебном заседании поддерживает заявленные требования, указывая о том, что земельный участок принадлежит ФИО1 на праве собственности. На момент приобретения земельного участка в ЕГРН содержались сведения о том, что он находится на землях сельхозназначения, о том, что изначально он был образован из земель сельхозугодий, им не было и не могло быть известно. ФИО1 выстроил на земельном участке садовый домик, но когда стал его регистрировать, выяснилось то, что вид разрешенного использования земельного участка не позволяет возводить на нем садовый дом. Вместе с тем, согласно Правилам землепользования и застройки Краснослудского сельского поселения земельный участок находится в зоне , который предусматривает основные виды разрешенного использования как «садоводство», так и «ведение садоводства», который позволяет помимо выращивания сельскохозяйственных культур для собственных нужд, размещение на нем садового дома. Собственник земельного участка имеет право самостоятельно выбирать вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с зонированием территорий. Смежные землепользователи имеют вид разрешенного использования земельных участков, позволяющие возводить на них садовые домики. Площадь земельного участка соответствует максимальной площади земельного участка, предусмотренной для ведения садоводства, при этом целевое использование земли никак не меняется. Все земельные участки, которые ранее принадлежали ООО «Совхоз Всходы», образованы из земель сельхозугодий, только одним собственникам можно возводить на них садовые дома, а другим – нет, хотя Правила землепользования и застройки Краснослудского сельского поселения вид разрешенного использования как «ведение садоводство» для зоны СХ 2 предусматривают, а сменить категорию земель никто не разрешит.

Представитель Управления Росреестра по Пермскому краю возражает против удовлетворения заявленных требований, указывая в судебном заседании и в письменном отзыве, что земельный участок административного истца образован из земельного участка с кадастровым номером: , который согласно картографическому материалу Проекта землеустройства (перераспределения земель) бывшего колхоза «Всходы коммунизма» <Адрес> (АО «Всходы»), изготовленным Пермским землеустроительным проектно-изыскательским предприятием «Урал НИИгипрозем» в 1992 году, инв дсп, инструкции по дешифрированию аэрофотоснимков и фотопланов в масштабах , был расположен на сельскохозяйственных угодьях-пашнях. Согласно ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья не могут включаться границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке. Согласно Классификатору вид разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ, сельскохозяйственное производство относится к ведению сельского хозяйства и включает в себя виды разрешенного использования с ко<Адрес>.1.-1.20. Согласно Классификатору вид разрешенного использования «садоводство» (код 1.5) один из видов сельскохозяйственного использования – осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур. Затребованный истцом вид разрешенного использования «Ведение садоводства» имеет иной код 13.2, относящийся к землям населенных пунктов, то есть подразумевает необходимость смены категории земель. В Президиуме Верховного Суда Российской Федерации в Обзоре от ДД.ММ.ГГГГ указано, что разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору. Следовательно, если сведения о виде разрешенного использования земельных участков, имеющих не соответствующий классификатору вид разрешенного использования, внесены в ЕГРН до дня утверждения классификатора видов разрешенного использования признается действительным. Таким образом, изменение вида разрешённого использования не попадает по установленное Президиумом Верховного Суда РФ исключение, поскольку заявитель пытается изменить его в 2020 г.

Суд, изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости"» (далее – Федеральный закон №218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно ч. 4 ст. 33 Федерального закона № 218-ФЗ орган регистрации прав отказывает во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, если органы государственной власти и органы местного самоуправления уведомляют об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения указанного уведомления направляет заявителю соответствующий отказ в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов, на которых основываются данный Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, это 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ, предусмотрено, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно ст.77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В силу п. 4 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся, в том числе, дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, к которым отнесена информация о виде или видах разрешенного использования земельного участка.

Из частей 3 и 4 ст. 37 ГрК РФ следует, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Как следует из разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки собственник земельного участка, находящегося в частной собственности, может выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления. Изменение сведений о разрешенном использовании в таком случае производится на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.

Как следует из материалов дела, на основании постановления администрации г. Добрянки Пермской области от 27 марта 2000 г. № 387 земельный участок общей площадью 2 га пашня, расположенный в район д. Адищево, изъят у ООО «Совхоз Всходы» с его согласия и предоставлен Агафоновой Л.П. для ведения личного подсобного хозяйства в счет земельной доли.

Каджая Б.Т. с 30.11.2016 г. является собственником земельного участка с кадастровым номером: 59:18:3630202:3505 общей площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: Пермский край, Добрянский район, Краснослудское сельское поселение, в районе д. Адищево, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: «садоводство».

Данный земельный участок площадью 1500 кв.м образован 15.12.2020 г. в результате раздела земельного участка с кадастровым номером: , расположенного по адресу: Пермский край, Добрянский район, Краснослудское сельское поселение, в районе д. Адищево, общей площадью 1 800 кв.м.

Каджая Б.Т. 17 декабря 2020 г. обратился в Управление Росреестра по Пермскому краю через МФЦ с заявлением № о внесении изменений в сведения в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером: об изменении вида его разрешенного использования «садоводство» на вид разрешенного использования «ведение садоводства».

Управлением Росреестра по Пермскому краю в уведомлении № от 28 декабря 2020 г. Каджаю Б.Т. отказано во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица на основании ч.4 ст. 33 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Причинами для принятия такого решения послужило то основание, что в соответствии с ч.6 ст. 36, ст. 37 ГрК РФ, ч.ч.1, 2 ст. 77, ч. 1 ст. 79 ЗК РФ, Стратегий национальной безопасности Российской федерации до 2020 года, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №683, изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию (л.д. 9).

Вместе с тем, с выводами Управления Росреестра по Пермскому краю об отсутствии у собственника права на изменения основного вида разрешенного использования земельного участка, установленного градрегламентом, поскольку земельный участок изначально выделялся из земель сельхозугодий, нельзя согласиться.

Согласно части 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Правообладатель земельного участка вправе выбирать вид разрешенного использования любого из основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных градостроительным зонированием, и, как следствие, изменять вид разрешенного использования земельного участка (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса).

Подобная регламентация градостроительной деятельности необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения комфортных и благоприятных условий проживания, комплексного учета потребностей населения и устойчивого развития территорий.

Согласно ст. 19 Правил землепользования и застройки территории Краснослудского сельского поселения Добрянского муниципального района <Адрес>, утвержденных решением Совета депутатов Краснослудского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, с изменениями, внесенными решением Земского собрания Добрянского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с положениями ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и связанные с ними вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами - правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования или проведения публичных слушаний.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Согласно справке по градостроительным условиям территории, подготовленной ФИО2 градостроительства и архитектуры администрации Добрянского городского округа ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером: располагается в территориальной зоне , занятая объектами сельскохозяйственного назначения, на нее установлен градостроительный регламент, имеет вид разрешенного использования садоводство (1.5*)-осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда, и иных многолетних культур.

Среди иных основных видов разрешенного использования земельного участка территориальной зоны СХ 2 указан вид «ведение садоводства (код 13.2), предусматривающий осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей. <Адрес> земельного участка для ведения садоводства составляет 500 кв.м, максимальная -1 500 кв.м (л.д. 37-65).

Таким образом, территориальная зона, в которой находится земельный участок с кадастровым номером: , предусматривает один из основных видов разрешенного его использования «Ведение садоводства», площадь земельного участка административного истца соответствует предельному максимальному размеру, предусмотренному для вида разрешённого использования с ко<Адрес>.2 «Ведение садоводства».

Поскольку действующим градостроительным регламентом в отношении земельного участка предусмотрен вид разрешенного его использования «ведение садоводства», при этом соблюдены технические регламенты земельного участка, суд считает, что у собственника земельного участка с кадастровым номером: 59:18:3630202:3505 имелось право на изменение вида его разрешенного использования с «садоводства» на «ведение садоводства».

При этом суд считает необходимым отменить то, что вид разрешенного использования «садоводство» и «ведение садоводства», установленные Правилами землепользования и застройки в территориальной зоне СХ2, являются сочетаемыми и предусматривают использование земельных участков в сельскохозяйственных целях, связанных с выращиванием сельскохозяйственных культур.

То обстоятельство, что вид разрешенного использования «ведение садоводство» позволит административному истцу возвести на земельном участке садовый дом, не ведет к нарушению публичных законных прав и интересов.

Образование земельного участка административного истца изначально из земель сельхозугодий, что подтверждается выкопировкой из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства от ДД.ММ.ГГГГ, , не может являться основанием для нарушения законных прав и интересов собственника земельного участка на выбор основного вида разрешенного его использования, предусмотренных распространенным на него градрегламентом.

В установленном законом порядке действующие Правила землепользования и застройки Краснослудского сельского поселения не обжалованы.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Каджая ФИО11 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю о признании незаконным уведомления об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений, возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия № /1 от 28 декабря 2020 г.

Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю обязанность повторно рассмотреть заявление Каджая ФИО12 о внесении изменений в вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: площадью 1500 кв.м по адресу: .

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий: подпись. Манько А.В.

Копия верна.

Судья: Манько А.В.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 20 мая 2021 г.

Судья: Манько А.В.