Дело № 2а-31/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Вязьма 13 января 2022 года
Вяземский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Титовой Е.В.,
при секретаре Захаровой Е.Н.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика – администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с административным иском, в котором просит:
признать незаконным решение администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, изложенное в уведомлении от 3 сентября 2021 года за ХХХ, об отказе в предварительном согласовании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>;
обязать администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области устранить препятствие к осуществлению его прав и свобод путем предварительного согласования.
В обоснование своих требований административный истец указал, что 17 августа 2021 года он обратился в администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. 3 сентября 2021 года администрация письмом ХХХ отказала в предварительном согласовании земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане по следующим основаниям: 1) орган местного самоуправления не распоряжается земельными участками; 2) несоответствие схемы расположения земельного участка требованиям к ее подготовке, установленные органом исполнительной власти, не учтены материалы и сведения проекта планировки территории; 3) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории; 4) схема расположения земельного участка выполнена с нарушением требований к образуемому земельному участку, предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса РФ. Считает отказ необоснованным, так как согласно публичной кадастровой карте, размещенной на официальном сайте Росреестра, указанный земельный участок не находится в чьей-либо собственности и не имеет официальных кадастровых границ; схема расположения земельного участка выполнена специализированной организацией в соответствии с требованиями действующего законодательства и на основании проектируемого плана застройки, утвержденного 27.12.2010 решением Совета депутатов Новосельского сельского поселения Вяземского района Смоленской области. При сопоставлении схем и плана застройки видно, что схема расположения земельных участков полностью совпадает с проектируемым планом застройки.
Административный истец поддержал требования административного искового заявления.
Представитель административного ответчика – администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель заинтересованного лица – администрации Новосельского сельского поселения Вяземского района Смоленской области, привлеченной протокольно к участию в деле, просил рассмотреть дело в его отсутствие, не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Заинтересованное лицо, привлеченное протокольно судом к участию в деле – кадастровый инженер ФИО3 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
Заслушав участвующих в судебном заседании лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации и главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАЧ РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
На основании ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, к решениям органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке административного судопроизводства, относятся решения, в результате которых, в том числе: нарушены права, свободы и законные интересы гражданина. При этом ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений органов местного самоуправления возлагается на орган, принявший оспариваемые решения.
Как следует из материалов дела, административный истец 17 августа 2021 года обратился в администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, а также утвердить прилагаемую схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 6. 7).
В ответе на данное заявление от 3 сентября 2021 года ХХХ администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области отказала в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 1727 кв.м., из земель, государственная собственность на которые не разграничена, входящего в категорию земель населенных пунктов, включенного в состав территориальной зоны Ж.1 – «Зона застройки индивидуальными жилимыми домами», с видом разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства», расположенного в <адрес> по следующим основаниям: 1) орган местного самоуправления не распоряжается земельными участками; 2) несоответствие схемы расположения земельного участка требованиям к ее подготовке, установленные органом исполнительной власти, не учтены материалы и сведения проекта планировки территории; 3) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории; 4) схема расположения земельного участка выполнена с нарушением требований к образуемому земельному участку, предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса РФ (л.д. 8).
Согласно п. 2 ст. 11 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Согласно п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
На основании подп. 1, 3, 4 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
Пунктом 12 ст. 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762 утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, согласно пункту 4 которых схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения, в том числе проект планировки территории.
Статьей 11.9 ЗК РФ предусмотрены требования к образуемым земельным участкам. Согласно п. 6 названной статьи образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО2 пояснила, что согласно имеющимся в администрации сведениям земельный участок, на который претендует административный истец, накладывается на земли улично-дорожной сети, в связи с чем схема, предоставленная административным истцом, не соответствует действующему законодательству. Смежные участки отведены гражданам в 90-х годах. Они не накладываются на улично-дорожную сеть. При межевании границ земельные участки предоставлены <данные изъяты> и <данные изъяты> в том районе, где просит административный истец. При межевании границы этих участков были сдвинуты. Сведениями о том, что спорный земельный участок принадлежит конкретному физическому лицу, администрация не обладает. Постановлений о выделении земельного участка в указанном административным истцом месте администрацией не принималось.
Допрошенная в качестве специалиста главный землеустроитель комитета по архитектуре и землеустройству администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области В.И. пояснила суду, что все земельный участки в том районе, где просит согласовать земельный участок административный истец, предоставлены гражданам, свободных не имеется. При этом, все земельные участки, граничившие с испрашиваемым земельным участком поставлены на кадастровый учет, право собственности зарегистрировано в ЕГРН. Для уточнения необходимо провести анализ, и если имеется земельный участок, свободный, он может быть предоставлен ФИО1 Земельный участок, ранее принадлежавший <данные изъяты>, выкупил у него ФИО1 Этот земельный участок наложился на улично-дорожную сеть в связи с кадастровой ошибкой кадастровых инженеров, формировавших земельные участки <данные изъяты>. При их формировании произошло смещение границ и наложение на земельный участок <данные изъяты>, продавшего его <данные изъяты>. В результате присвоения части земельного участка ФИО4, границы всех земельных участков сместились при межевании. Свидетельств о предоставлении в собственность земельных участков <данные изъяты>, <данные изъяты> и другим в администрации нет. ФИО1 получится предоставить и согласовать земельный участок, но в меньшем размере, чем он просит. В 1990-х годах земельные участки отводились без координат. Сейчас требуются координаты. При обращении в администрацию граждан с документами 1990-х годов о праве собственности, им выделяются земельные участки на основании предоставленных документов.
Из представленной истцом как заявителем схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории и заявления об утверждении схемы земельного участка следует, что испрашиваемое использование земельного участка - соответствует основному виду разрешенного использования; наличие ограничений по красным линиям не имеется; обременения не зарегистрированы; схема расположения земельного участка подготовлена в соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков...»; при подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории были учтены сведения ЕГРН; смежными участками являются земельный участок ХХХ (по меже 1-5), приобретенный административным истцом у <данные изъяты>, что не отрицалось сторонами, ХХХ (по меже 3-4) и ХХХ (по меже 4-5), границы данных участков установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства; земельный участок правами третьих лиц не обременен.
При сопоставлении схемы испрашиваемого земельного участка и прилегающих к нему земельных участков с данными публичной кадастровой карты не установлено наложение земельного участка на уличную дорожную сеть. Непосредственно за испрашиваемым земельным участком находится зеленый массив (кустарники), частично расположенный на указанном земельном участке. Соответственно, улично-дорожная сеть в данном месте находиться не может. Образование земельного участка не приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице или невозможности размещения на нем объектов недвижимости, или каким-либо иным недостаткам, препятствующим рациональному использованию и охране земель.
Каких-либо доказательств обратному, административным ответчиком суду не представлено, и в материалах дела таковые отсутствуют.
Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возложена на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен указанным Кодексом, согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ.
В соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В судебное заседание административным ответчиком не представлено доказательств, обосновывающих отказ ФИО1 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка для целей «для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)», расположенный по адресу: <адрес>, оформленный уведомлением от 3 сентября 2021 года ХХХ.
Руководствуясь ст. ст. 175-181 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое ФИО1 к администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка удовлетворить.
Признать незаконным уведомление администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области от 3 сентября 2021 года ХХХ об отказе ФИО1 в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 1728 кв.м., из земель, государственная собственность на которые не разграничена (Новосельское сельское поселение Вяземского района Смоленской области), входящего в категорию земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», расположенного в <адрес>.
Обязать администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области повторно рассмотреть вопрос о предварительном согласовании предоставления ФИО1 земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 1728 кв.м., из земель, государственная собственность на которые не разграничена (Новосельское сельское поселение Вяземского района Смоленской области), входящего в категорию земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», расположенного в <адрес>.
Взыскать с администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области в пользу ФИО1 в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.В. Титова