№2а-1899/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аксайский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Чимидова М.В.,
при секретаре Москаленко Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №23 по Ростовской области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам, пени,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально административный истец обратился в Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону с административным иском кФИО1 о взыскании недоимки по налогам, пени, указав в обоснование на следующие обстоятельства. В Межрайонной ИФНС России № 23 по Ростовской области (далее - Налоговый орган) на налоговом учёте в качестве налогоплательщика состоит гр. ФИО1 ИНН ... (далее - Налогоплательщик) по адресу местожительства: 344029, Россия, ..., 20 дата рождения: ... место рождения .... Согласно сведений, полученных Налоговым органом в порядке п. 4 ст. 85 НК РФ, за налогоплательщиком ФИО1 зарегистрированы объекты налогообложения:
- Транспортные средства: - автомобили легковые, государственный регистрационный знак: ..., марка/модель: ФОЛЬКСВАГЕН ПАССАТ, VIN: ..., год выпуска 1991, дата регистрации права 08.12.2001
- Автомобили легковые, государственный регистрационный знак: ... марка/модель: АУДИ А624, VIN: ..., год выпуска 1997, дата регистрации права 01.03.2008г.
В соответствии с нормами НК РФ физические лица производят уплату налогов не позднее 1 октября года (в ред. действовавшей в указанный период), следующего за годом, за который исчислен налог. Расчет налога указан в налоговом уведомлении от 24.11.2015 ... от 24.11.2015 ...ГД01.
Налоговым органом в порядке положений ст. 69, 70 НК РФ в отношении ФИО1 выставлено и направлено требование(я) от 10.02.2015 ..., от 14.08.2015 ..., от 17.10.2015 ..., от 29.11.2016 ... об уплате сумм налога, пени, штрафа в котором сообщалось о наличии у него (её) задолженности и о сумме начисленной на сумму недоимки пени. Недоимка по требованию от 29.11.2016 ... в размере 8235.59 руб. не уплачена. Мировым су... вынесено определение от 13.03.2020 года об отмене судебного приказа ...а-5-233/2017 от 21.03.2017 года в отношении ФИО1 ИНН .... На основании изложенного административный истец просит суд взыскать с ФИО1, ... недоимки по транспортному налогу с физических лиц: налог в размере 7425 руб., пеня в размере 810,59 руб. На общую сумму 8235,59 рублей.
В судебное заседание административный истец явку своего представителя не обеспечил, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, об отложении судебного разбирательства суд не просил.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание явился, с заявленными к нему требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях на административный иск, а также указав на то, что им не было получено налоговое уведомление, в связи с чем, оснований для направления налогового требования не возникло, как и не возникло у него обязанности по уплате налога, а кроме того, сослался на пропуск налоговым органом срока для обращения с настоящим иском в суд.
По указанным основаниям дело в отсутствие административного истца рассмотрено в порядке ст.150 КАС РФ.
Выслушав административного ответчика, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст.286Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Судом установлено, что ответчик состоит в качестве налогоплательщика на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 23 и является плательщикомналоговкак физическое лицо.
По данным регистрирующих органов ФИО1 является собственником следующих транспортных средств:
- автомобили легковые, государственный регистрационный знак: ... марка/модель: ФОЛЬКСВАГЕН ПАССАТ, VIN: ..., год выпуска 1991, дата регистрации права 08.12.2001
- автомобили легковые, государственный регистрационный знак: ... марка/модель: АУДИ А624, VIN: ..., год выпуска 1997, дата регистрации права 01.03.2008г.
Обязанность по уплатетранспортного налогав установленный законом срок ответчиком не исполнена, в связи с чем, образовалась задолженность, которая составила за 2014 год – 7425 руб.
Согласно п.1 ст.23 НК РФналогоплательщики обязаны уплачивать законно установленныеналоги.
Статьей356 НК РФпредусмотрено, что транспортный налог устанавливаетсяНалоговымкодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации оналоге.
В соответствии со статьей357 НК РФналогоплательщиками транспортного налогапризнаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектомналогообложенияв соответствии со статьей358 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог наоснованииналоговогоуведомления, направляемого налоговым органом.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплатеналогаявляется основанием для направленияналоговыморганом налогоплательщику требования об уплатеналогав порядке статей69и70 НК РФ.
Частью 1 статьи286 КАС РФустановлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 4 статьи289 КАС РФобязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца, а суд при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций проверяет, в том числе, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, соблюден ли срок обращения в суд (часть 6 статьи289 КАС РФ).
Статьей45 НК РФпредусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплатеналогаявляется основанием для направленияналоговыморганом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплатеналога(ч.1).
Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплатыналогав установленный срок производится взысканиеналогав порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (ч.2).
В соответствии с требованиями ст.361 НК РФи ст. 5 Областного закона Законодательного собрания Ростовской области от 10.05.2012 N 843-ЗС «О региональныхналогахи некоторых вопросахналогообложенияв Ростовской области» ставкиналогаустанавливаются в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства согласно Областному Закону.
Сумманалогауплачивается физическими лицамина основании налоговых уведомленийв срок не позднее 1 декабря года следующего за истекшим налоговым периодом. Расчет налога указан вналоговом уведомлении.
Согласно ст. 6 Областного закона по истеченииналоговогопериода налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, производят уплату транспортногоналогав срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшимналоговымпериодом.
Исполнение обязанности по уплатеналоговобеспечивается пеней, порядок и условия начисления и уплаты которой установлен ст.75 НК РФ.
В соответствии с пунктами 1 - 5 статьи75Налоговогокодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся суммналоговили сборов, в том численалогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством оналогахи сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате суммналогаили сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплатеналогаили сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства оналогахи сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплатеналогаили сбора, начиная со следующего за установленным законодательством оналогахи сборах дня уплатыналогаили сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммыналогаили сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой суммналогаи сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В нарушение норм действующего законодательствадолжникоплату в счет погашения указанных начислений, не производил, в связи с чем, в адрес ответчика было направлено требование об уплате сумм транспортногоналогаи пени № 1346 от 29.11.2016г. в размере 22275,00 рублей и пени в размере 2814,81 руб.
В силу ст.62 КАС РФкаждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые онассылаетсякак на основании своих требований.
Из материалов дела следует, что 21.03.2017 года мировым судьей судебного участка №5 Первомайского судебного района г. Ростова-на-Дону был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортномуналогуза период с 2012 по 2014 г. в размере 22275,00 рублей и пени в размере 5342,48 руб.
Определением мирового судьи судебного участка №5 Первомайского судебного района г. Ростова-на-Дону от 13.03.2020г. указанный судебный приказ № 2а-5-233/17 отменен на основании возражений должника относительно его исполнения.
На основании пункта 3 ст.48Налоговогокодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взысканииналога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взысканииналога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявленоналоговыморганом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Заявление о взысканииналога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплатеналога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачиналоговыморганом заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплатеналога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Статьей48Налоговогокодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплатеналога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализацииналоговыморганом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи48Налоговогокодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которогоналоговыйорган вправе обратиться в суд с требованием о взысканииналога, сбора, пеней, штрафов.
Соответственно, по смыслу действующего законодательства юридически значимый период для исчисления срока на обращение в суд начинается с даты истечения срока исполнения требования об уплатеналога, сбора, пеней, штрафов, а также с даты принятия определения об отмене судебного приказа.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1Налоговогокодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании санкций заналоговоеправонарушение либо о взысканииналога(сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица илиналоговогоагента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи48или пунктом 1 статьи115Налоговогокодекса Российской Федерации сроки для обращенияналоговыхорганов в суд. Принудительное взысканиеналогаза пределами сроков, установленныхНалоговымкодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012г. №-О-О).
Учитывая, что административное исковое заявление было подано в суд 14.08.2020г., административным истцом не пропущен шестимесячный срок для реализацииналоговыморганом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа, то есть, с 13.03.2020г.
Не был пропущен административным истцом и срок для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, поскольку судебный приказ был вынесен 21.03.2017г., а в требовании № 1346 от 29.11.2016г. был установлен срок для его исполнения до 16.01.2017г.
Ссылка административного ответчика на то, что им не было получено налоговое уведомление, что исключает его обязанность уплачивать налоги, отклоняется судом ввиду следующего.
Пункт 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ устанавливает, что обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данногоналога.
В соответствии с п. 1 ст.45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
Согласно ст.52 НК РФналогоплательщик самостоятельно исчисляет суммуналога, подлежащую уплате заналоговыйпериод, исходя изналоговойбазы,налоговойставки иналоговыхльгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации оналогахи сборах, обязанность по исчислению суммыналогаможет быть возложенананалоговыйорган илиналоговогоагента. В случае, если обязанность по исчислению суммыналогавозлагаетсянаналоговыйорган, не позднее 30 дней до наступления срока платежаналоговыйорган направляет налогоплательщику налоговоеуведомление.Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляетсяналоговымиорганами не более чем за триналоговыхпериода, предшествующих календарному году направленияналоговогоуведомления.
Налоговоеуведомлениеможет быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В случае направленияналоговогоуведомленияпо почте заказным письмомналоговоеуведомлениесчитается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В материалах административного дела находятся список заказных писем, поданных в ОПС от налогового органа, с отметками почтового отделения о принятииналоговыхтребований иуведомлений, в том числе направленныхналоговыморганом в адрес ФИО1 Указанными выше нормами НК РФ установлено, чтоналоговоеуведомлениесчитается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма, в связи с чем административный истец надлежащим образом исполнил обязанность поуведомлениюналогоплательщика о наличии задолженности поналогами пени.
Более того, как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, административный ответчик изменил адрес своей регистрации, однако, доказательств надлежащего уведомления налогового органа о смене адреса в материалы дела не представил.
В нарушение статьи 45Налоговогокодекса РФ административный ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате транспортногоналогаи пени, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст.144 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска, а потому, согласно п. 8 ч. 1 ст.333.20 НК РФ и ст.ст.111,114 КАС РФ, с ответчика в доход местного бюджета взыскивается госпошлина в размере 400 руб.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Межрайонной ИФНС России №23 по Ростовской области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам, пени – удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с ФИО1 недоимки по транспортному налогу в размере 7 425 рублей, пени в размере 810 рублей 59 копеек.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей 00 копеек
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Аксайский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 12 августа 2021 года.
Председательствующий М.В.Чимидов