Дело № 2а-189/2018 Изготовлено 09.04.2018 копия Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 4 апреля 2018 года г. Верхняя Салда Верхнесалдинский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Ефимовой К.В., с участием прокурора г. Нижняя Салда ФИО1, представителя административного истца – ФИО2, представителя административного ответчика – ФИО3, при секретаре Подцепкиной М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО НУК «Жилой дом» к Администрации городского округа Нижняя Салда о признании недействующим постановления администрации городского округа Нижняя Салда от 28.06.2017 № 469, установил: Административный истец ООО НУК «Жилой дом» обратился в суд с административным иском к Администрации городского округа Нижняя Салда, в котором просит признать недействующим с момента его принятия Постановление администрации городского округа Нижняя Салда Свердловской области от 28.06.2017 № 469 «Об установлении размера платы граждан за содержание и ремонт жилого помещения, размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, выбравших способ управления многоквартирным домом и не принявших решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на их общем собрании, на территории городского округа Нижняя Салда» (далее - Постановление администрации городского округа Нижняя Салда Свердловской области от 28.06.2017 № 469), взыскать в административного ответчика расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4500 руб.. В обоснование административного иска указано, что Постановление администрации городского округа Нижняя Салда Свердловской области от 28.06.2017 № 469 размещено на официальном сайте городского округа Нижняя Салда 28.06.2017, вводит в действие с 01.07.2017 размер платы граждан за содержание и ремонт жилого помещения на территории городского округа Нижняя Салда. Указанное постановление нарушает права и законные интересы административного истца в сфере предпринимательской и экономической деятельности, нарушает требования действующего законодательства по ряду признаков. Разбивка размера платы на составляющие (дефисы 1-8 пунктов 1.1, 1.2, подпунктов 1, 2, 3 пункта 1.3 Приложения к постановлению администрации городского округа Нижняя Салда от 28.06.2017 № 469) противоречит п. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации. Разбивая размер платы на составляющие, администрация городского округа фактически устанавливает тарифы на услуги сторонних организаций: подрядчиков, оказывающих услуги по текущему ремонту конструктивных элементов, организаций, занимающихся сбором, вывозом и утилизацией ТБО, то есть регулирует цены на виды деятельности, цены на которые не подлежат государственному регулированию, чем вторгается во внутрихозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов. Отдельные части размера платы (на обращение с коммунальными отходами) приведены без НДС, «так как организации применяют упрощенную систему налогообложения», что в свою очередь ограничивает управляющую компанию в выборе подрядчиков на выполнение этих работ. Правовая позиция административного истца основана на решении Арбитражного суда Свердловской области от 14.05.2014 по делу № А60-26848/2013. Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 26.08.2004 № 441 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год» предписано органам местного самоуправления при установлении цен на содержание и ремонт жилья, а также тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях исходить из необходимости возмещения экономически обоснованных затрат организаций на предоставление жилищно-коммунальных услуг населению с учетом заключения независимой экспертизы и стандартов качества таких услуг. При установлении размера платы администрация городского округа экспертизу не проводила, экономического обоснования не представила. Согласно заключению эксперта, рекомендуемый тариф на 2017 с учетом ИПЦ – 20,44 руб./кв. м. общей площади жилых помещений. Однако, администрация городского округа не учла данное заключение, установив тариф 14,75 руб./кв.м. с НДС – максимальный. Кроме того, в пункте 1,2 Приложения к постановлению администрации городского округа Нижняя Салда от 28.06.2017 № 469 установлен еще один размер платы «в жилфонде, в котором первые этажи и подвальные помещения в многоквартирном доме, согласно проектно-сметной документации принадлежат предпринимателям, муниципалитету». Указанный размер платы значительно ниже общего размера платы, неясна природа этой нормы. В соответствии со статьями 210, 244, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» «размер платы за содержание и ремонт жилого помещения - плата, включающая в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленная из расчета 1 кв. метра общей площади жилого помещения. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. Если рассматривать пониженный тариф как льготу для условно определенной категории субъектов, то администрация городского округа в силу прямого указания закона при утверждении пониженного тарифа обязана была обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат управляющей компании, чего сделано не было. Незаконность установления аналогичного пониженного тарифа установлена решением Нижнесалдинского городского суда от 11.06.2015 по делу № 2-258/15. Представитель административного истца ФИО2 административный иск и изложенные в административном иске доводы в его обоснование поддержал полностью. Представитель административного ответчика ФИО3 заявленные требования не признал полностью, суду показал, что в соответствии с ч. 3 ст. 156 и ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации административный ответчик вправе установить размер платы граждан за содержание и ремонт жилого помещения. При этом действующим законодательством не установлено запрета на деление размера платы. Иначе установить размер невозможно, при установлении размера платы должны быть учтены все составляющие, предусмотренные законодательством. Размер платы установлен обоснованно, на основании заключения ООО «Аудит-Урал», исходя из интересов граждан городского округа и управляющих компаний, без вторжения во внутрихозяйственную деятельность управляющих компаний, с учетом фактически оказываемых услуг населению, то есть без учета затрат по содержанию лестничных клеток, ухода за зелеными насаждениями и вывоза КГМ. Необходимость детализации размера платы в муниципальных правовых актах изложена в информационном письме Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 18.01.2018 № 29-01-80/2018. В пункте 1.2 Приложения речь идет о нежилых помещениях, на которые уменьшена площадь общедомовых помещений, соответственно управляющая компания не несет расходов по содержанию этого имущества и оснований для установления тарифа в большем размере не имеется. Также административным истцом игнорируется вывод эксперта, что в соответствии с создавшейся кризисной ситуацией целесообразно применять такой индекс расчета, чтоб снизить нагрузку на население. Отчеты управляющих компаний городского округа свидетельствуют об отсутствии у них убытков. Управляющие компании не лишены права инициировать собрание собственников многоквартирных домов с предложением увеличения размера платы за содержание жилого помещения. Свидетель ФИО4 суду показала, что является коммерческим директором ООО «АУДИТ-Урал», специалисты ООО «АУДИТ-Урал» работают с предприятиями жилищно-коммунального комплекса, занимаются расчетами тарифов на услуги ЖКХ, являются экспертами в этой области. Она утвердила Заключение о проведении расчета величины платы на содержание, управление и ремонт общего имущества многоквартирных домов по адресу: городской округ Нижняя Салда, составленное специалистом ФИО5, соответственно, суду представлено экспертное заключение. Допрошенная в качестве эксперта ФИО5 суду показала, что рассчитала величину платы на содержание, управление и ремонт общего имущества многоквартирных домов в городском округе Нижняя Салда на 2017 года на основе методических рекомендаций по финансовому обоснованию тарифов по содержанию жилищного фонда после получения у управляющих компаний города данных по техническим характеристикам жилфонда. Управляющая компания «Жилой дом» предоставила ей информацию в полном объеме, поэтому тариф полностью подходит для данной компании. В экономически обоснованный тариф заложены себестоимость затрат и прибыль. Рекомендуемый средний тариф на 2017 составляет 20,44 руб./кв.м. общей площади жилых помещений, в него входят затраты на оказание минимального перечня работ и услуг, однако, тариф без учета работ и услуг, которые не оказываются населению городского округа Нижняя Салда, составляет 14,54 руб./кв.м.. Данный тариф рассчитан без учета затрат по содержанию лестничных клеток, по уходу за зелеными насаждениями и вывозу КГМ. Информация о неоказании данных услуг, а также об услугах, которые не облагаются НДС, представлена ей администрацией города и управляющими компаниями. Разбивка тарифа необходима для прозрачности затрат, возможности производить перерасчеты населению в связи с некачественным оказанием той или иной услуги. Методические рекомендации позволяют рассчитать тарифы с НДС и без НДС, для жилых и нежилых помещений, в заключении учтены все варианты, администрация города имеет право утвердить тариф для населения в пределах экономически обоснованного и с учетом фактических затрат. Заслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, показания свидетеля и эксперта, заключение прокурора, полагавшего необходимым административный иск удовлетворить частично и признать недействующим пункт 1.2 Приложения к Постановлению администрации городского округа Нижняя Салда Свердловской области от 28.06.2017 № 469, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты. В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Судом установлено, что Администрацией городского округа Нижняя Салда принято постановление «Об установлении размера платы граждан за содержание и ремонт жилого помещения, размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, выбравших способ управления многоквартирным домом и не принявших решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на их общем собрании, на территории городского округа Нижняя Салда» № 469 от 28.06.2017 (л.д. 11-18 Т.1). Оспариваемое постановление является нормативным правовым актом, регулирующим вопросы установления размера платы граждан за содержание и ремонт жилого помещения, размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, выбравших способ управления многоквартирным домом и не принявших решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на их общем собрании, размещено на официальном сайте городского округа Нижняя Салда и опубликовано в газете «Городской вестник плюс», № 69, 08.09.2017. В соответствии с ч. 7 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления. Таким образом, по смыслу указанных положений и применительно к настоящему спору, изложенное означает, что установление размера платы граждан за содержание и ремонт жилого помещения в указанных случаях находится в компетенции Администрации городского округа Нижняя Салда. Порядок опубликования спорного нормативного акта Администрацией городского округа Нижняя Салда соблюден. В силу п. 1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающим содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Суд отмечает, что действовавшим на момент принятия спорного нормативного акта законодательством не была установлена какая-либо обязательная методика расчета тарифа на содержание жилья в указанных пунктом 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации случаях. Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год» от 26.08.2004 № 441 органам местного самоуправления при установлении цен на содержание и ремонт жилья исходить из необходимости возмещения экономически обоснованных затрат организаций на предоставление жилищно-коммунальных услуг населению с учетом заключения независимой экспертизы и стандартов качества таких услуг. Административным ответчиком в материалы дела представлено экономическое обоснование установленных размеров платы за содержание жилья, установленных оспариваемым постановлением, а также экономическое обоснование для установления цен на «составные» услуги по содержанию и ремонту жилья. Судом установлено, что размер платы граждан за содержание и ремонт отдельной квартиры в многоквартирном доме (пункт 1.1 Приложения к постановлению администрации городского округа Нижняя Салда), в том числе с разбивкой на составляющие (дефисы 1-8 пункта 1.1), размер платы граждан за содержание и ремонт в коммунальной квартире, комнате(ах) в жилом доме с коридорной или секционной системой проживания (подпункты 1, 2 и 3 пункта 1.3 Приложения к постановлению администрации городского округа Нижняя Салда), в том числе с их разбивкой на составляющие, размер платы граждан за пользование жилым помещением (пункт 2 Приложения к постановлению администрации городского округа Нижняя Салда), а также размеры платы, предусмотренные пунктами 3 и 4 Приложения к постановлению администрации городского округа Нижняя Салда, рассчитаны и приняты администрацией городского округа Нижняя Салда в соответствии с экспертным заключением ООО «АУДИТ-Урал». При этом заключение о проведении расчета величины платы на содержание, управление и ремонт общего имущества многоквартирных домов в городском округе Нижняя Салда от 01.05.2017 (л.д. 55-109, 183-233 Т.1) выполнено квалифицированным специалистом, допрошенным в судебном заседании, оно надлежащим образом мотивировано и аргументировано, составлено на основе обширной нормативной базы (л.д. 176-181 Т.1), оснований не доверять ему у суда не имеется. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что размеры платы за содержание жилья, предусмотренные пунктами 1.1, 1.3, 2, 3 и 4 Приложения к постановлению администрации городского округа Нижняя Салда от 28.06.2017 № 469, установлены на основе действующего законодательства и не носят произвольный характер. Между тем, какого-либо экономического обоснования размера платы граждан за содержание и ремонт в жилфонде, в котором первые этажи и подвальные помещения в многоквартирном доме принадлежат предпринимателям и муниципалитету, административный ответчик суду не представил. Экспертное заключение ООО «АУДИТ-Урал» позволяет установить тарифы в отношении жилфонда, в котором имеются нежилые помещения, однако, правовая природа помещений, поименованных в п. 1.2 Приложения к постановлению администрации городского округа Нижняя Салда, не определена. Следовательно, пункт 1.2 Приложения к оспариваемому постановлению противоречит Постановлению Правительства Российской Федерации «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год» от 26.08.2004 № 441. Соответственно, оспариваемое постановление, за исключением пункта 1.2 Приложения к Постановлению администрации городского округа Нижняя Салда Свердловской области от 28.06.2017 № 469 «Об установлении размера платы граждан за содержание и ремонт жилого помещения, размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, выбравших способ управления многоквартирным домом и не принявших решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на их общем собрании, на территории городского округа Нижняя Салда», соответствует действующему законодательству (ч. 1 ст. 156, ч.ч. 1 и 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации), принято Администрацией в пределах предоставленных ей полномочий, не нарушает права и законные интересы административного истца, не создает препятствий для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности. Доводы административного истца о заниженности тарифов, нарушении прав управляющей компании в выборе подрядчиков на выполнение работ, ничем не подтверждены. Тот факт, что из установленного тарифа по содержанию и ремонту жилого фонда исключены позиции по вывозу КГМ, уборке лестничных клеток, уходу за зелеными насаждениями, не свидетельствует о нарушении прав административного истца, поскольку данные услуги управляющей компанией населению не оказываются. Последний факт на территории городского округа Нижняя Салда является общеизвестным. Кроме того, вынесенный акт не лишает административного истца возможности обращения к нанимателям жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального фонда, собственникам жилых помещений с целью принятия решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в ином размере, нежели установлен указанным постановлением. Довод административного истца о том, что разбивка размера платы на составляющие противоречит требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, суд отклоняет, как основанный на неправильном толковании закона. Запрет на детализацию размера платы за содержание жилых помещений исходя из ее составляющих при вынесении муниципального правового акта действующее законодательство не содержит. При этом отсутствие в муниципальном правовом акте такой детализации нарушит права граждан на перерасчет в связи с ненадлежащим исполнением услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Довод представителя административного истца на сложившуюся судебную практику, суд отклоняет, указанные судебные постановления не могут быть приняты во внимание, поскольку они не имеют преюдициального значения для настоящего дела. Таким образом, административный иск подлежит удовлетворению частично, следует признать недействующим с момента его принятия пункт 1.2 Приложения к Постановлению администрации городского округа Нижняя Салда Свердловской области от 28.06.2017 № 469 «Об установлении размера платы граждан за содержание и ремонт жилого помещения, размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, выбравших способ управления многоквартирным домом и не принявших решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на их общем собрании, на территории городского округа Нижняя Салда». В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины, следовательно, с административного ответчика не подлежат взысканию понесенные административным истцом расходы по уплате государственной пошлины. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-178, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Административное исковое заявление ООО НУК «Жилой дом» к Администрации городского округа Нижняя Салда о признании недействующим постановления администрации городского округа Нижняя Салда от 28.06.2017 № 469 – удовлетворить частично. Признать недействующим с момента его принятия пункт 1.2 Приложения к Постановлению администрации городского округа Нижняя Салда Свердловской области от 28.06.2017 № 469 «Об установлении размера платы граждан за содержание и ремонт жилого помещения, размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, выбравших способ управления многоквартирным домом и не принявших решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на их общем собрании, на территории городского округа Нижняя Салда». В остальной части административных исковых требований – отказать. Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете «Городской вестник плюс». Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Верхнесалдинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме лицами, участвующими в деле, их представителями и иными лицами, права, свободы и законные интересы которых затрагиваются решением суда. . Судья - подпись Копия верна: судья Ефимова К.В. |