ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-189/20 от 18.05.2020 Чемальского районного суда (Республика Алтай)

УИД 02RS0009-01-2020-000167-08

Дело № 2а-189/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 мая 2020 года с. Чемал

Судья Чемальского районного суда Республики Алтай Чорина Е.Н., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное исковое заявление прокурора Чемальского района в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации МО «Куюсское сельское поселение» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности исполнить требования бюджетного законодательства и законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чемальского района Республики Алтай обратился в суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации МО «Куюсское сельское поселение» о признании незаконным бездействия администрации МО «Аносинское сельское поселение», выразившееся в неисполнении требований ч. 3 ст.179 БК РФ, в непринятии мер по принятию финансирования программных мероприятий в соответствии с решением Совета депутатов Куюсское сельского поселения 52-3 от 18.12.2019 «О бюджете Куюсского сельского поселения на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годы» принятию нормативных актов, определяющих постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в МО «Куюсское сельское поселение» и положение о деятельности данного органа, и не размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети Интернет информации для граждан, а также нормативных правовых актов в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в полном объеме, в том числе муниципальных программ и финансирования мероприятий в указанной сфере, об обязании администрации МО «Куюсское сельское поселение» в пределах своих полномочий, предусмотренных бюджетным законодательством, законодательством о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности устранить допущенные нарушения:

- определить правовым актом администрации Куюсского сельского поселения постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, разработать и принять положение о деятельности данного органа;

- привести финансирование муниципальных программных мероприятий в рамках защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности в соответствии с решением Совета депутатов Куюсское сельского поселения 52-3 от 18.12.2019 «О бюджете Куюсского сельского поселения на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годы» в течение 20 дней со дня вступления решения суда в законную силу;

- разместить на официальном сайте органа местного самоуправления в сети Интернет информации для граждан в сфере защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также нормативные правовые акты в указанной сфере в полном объеме, в том числе муниципальные программы и финансирование мероприятий в указанной сфере в течение 20 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование административного иска указано о том, что прокуратурой проведена проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности в деятельности администрации Куюсское сельского поселения выявлены нарушения требований ст.6,11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 N 68-ФЗ (далее – Закон №68-ФЗ), ст.19 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 N 69-ФЗ (далее – Закон №69-ФЗ), ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.03.2003 № 131-ФЗ (далее – Закон №131-ФЗ).

Установлено, что администрацией муниципального образования «Куюсское сельское поселение» принята и реализуется на территории сельского поселения муниципальная программа «Куюсское сельское поселение» «Комплексное совершенствование социально-экономических процессов муниципального образования Куюсское сельское поселение на 2015-2020 гг.», утвержденная постановлением администрации Куююского сельского поселения от 25.09.2014 №49-1.

В силу п.п. «г, з» п.2 ст.11 Закона №68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно, под свою ответственность организуют мероприятия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в рамках предоставленных им полномочий и осуществляют финансирование данных мероприятий, а также создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Согласно ст.24 Закона №68-ФЗ финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций муниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.

В соответствии с ч.2 ст.179 БК РФ объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается решением о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Муниципальные программы, предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее утвержденные муниципальные программы подлежат утверждению в сроки, установленные местной администрацией. Представительные органы муниципальных образований вправе осуществлять рассмотрение проектов муниципальных программ и предложений о внесении изменений в муниципальные программы в порядке, установленном нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с решением о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.

В соответствии с п.п. 8,9 ч.1, ч. 2 ст.14 закона № 131-ФЗ участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значение сельского поселения.

Согласно ст.6 Закона №68-ФЗ информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Установлено, что администрацией Куюсского сельского поселения в нарушении требований п.п. «г,з» п.2 ст.11 Закона №68-ФЗ, не создан постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, не утверждено положение о деятельности данного органа. В нарушении требвоаний ст.179 БК РФ финансирование мероприятий программных мероприятий не соответствует финансированию предусмотренном в решении Совета депутатов Куюсское сельского поселения 52-3 от 18.12.2019 «О бюджете Куюсского сельского поселения на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годы».

В соответствии с п.п. «а» п.2, п.4 ст.13 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» от 22.12.2008 N 262-ФЗ (далее – Закон № 262-ФЗ) информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая органом в сети "Интернет", в зависимости от сферы деятельности органа местного самоуправления в числе прочего включает нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Постановлением главы администрации МО «Куюсское сельское поселение» от 20.12.2014 № 56 утверждено Положение о муниципальных программах муниципального образования «Куюсское сельское поселение» (далее – Положение).

Согласно п.37 Положения годовые отчеты о реализации муниципальных программ, сводных годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности муниципальных программ подлежат размещению на официальном сайте администрации муниципального образования до 10 августа года, следующего за отчетным.

В ходе проверки в деятельности администрации Куюсского сельского поселения установлены факты нарушение требований ст.6, 11 Закона №68-ФЗ, п.4 ст.1 ст.13 Закона №262-ФЗ неразмещения на сайте муниципального образования сельского поселения информации для граждан, а также нормативных правовых актов в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в полном объеме, в том числе муниципальных программ и финансирования мероприятий в указанной сфере.

Так, например, на сайте муниципального образования не размещен план мероприятий по активизации профилактики от пожаров на территории поселения, муниципальная программа по обеспечению пожарной безопасности, в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций, нормативные правовые акты в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций (положение о деятельности постоянно действующего органа управления, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; план реализации мероприятий в рамках муниципальной программы в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что нарушает права граждан на получение информации в указанной сфере.

Согласно части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Федеральный закон от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Закон N 8-ФЗ), регулирующий отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией, в том числе граждан, организаций и общественных объединений, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (пункт 3 статьи 1 и часть 1 статьи 2), закрепляет основные принципы обеспечения доступа к такой информации, относя к ним, в частности, ее открытость и доступность, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (пункт 1 статьи 4).

Одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления согласно части 2 статьи 6 Закона N 8-ФЗ является размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет". В силу части 1 статьи 10 Закона N 8-ФЗ органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование.

Статьями 13, 14 Закона N 8-ФЗ установлены требования к объему и периодичности размещаемой в сети "Интернет" информации о деятельности органов местного самоуправления.

По данным фактам нарушений прокурором района на имя главы Куюсское сельского поселения 22.01.2020 внесено представление об устранении нарушений закона, в том числе путем размещения на сайте муниципального образования сельского поселения в сети Интернет информацию для граждан, а также нормативные правовые акты в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в полном объеме, о муниципальных программах и финансировании мероприятий в указанной сфере.

Вместе с тем, по состоянию на 27.03.2020 по результатам мониторинга сайта муниципального образования нарушения, выявленные в ходе вышеуказанной проверки и указанные в представлении прокурора района, не устранены, что свидетельствует о бездействии администрации Куюсского сельского поселения.

Данные нарушения свидетельствуют о формальном подходе должностных лиц администрации к возложенным на них обязанностям в анализируемых сферах правоотношений и бездействии по устранению нарушений, являются недопустимыми, нарушают права неопределенного круга лиц, в связи с чем, подлежат устранению.

Отсутствие нормативных актов, определяющего постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в МО «Куюсское сельское поселение» и регламентирующего положение о деятельности данного органа, приведение финансирования мероприятий программных мероприятий в соответствии с финансированием, предусмотренном в местном бюджете на 2020 год и плановый период в местном бюджете не позволяет должным образом оценить ход реализации муниципальных программ, а также эффективность использования средств при возникновении или угрозе возникновения чрезвычайной ситуации на территории сельского поселения.

Кроме того, несоответствие финансирования программных мероприятий финансированию, предусмотренном в местном бюджете на 2020 год и плановый период не соответствует принципу результативности и эффективности использования бюджетных средств, закрепленный в Бюджетном кодексе Российской Федерации (часть 8 статьи 28 БК РФ), что также нарушает интересы муниципального образования и является основанием для обращения прокурора в суд в защиту интересов муниципального образования.

Отсутствие указанной информации на официальном сайте в сети Интернет не соответствует принципам доступности и открытости информации при выполнении полномочий по решению вопросов местного значения в рамках исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, бюджетного законодательства. Непринятие администрацией муниципального образования мер, по опубликованию требуемой федеральным законодательством информации в сети «Интернет» влечет за собой грубейшее нарушение прав граждан на получение доступа к данной информации о деятельности органов местного самоуправления, что нарушается принцип публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления.

Невыполнение данных требований законодательства является одним из признаков коррупционности, так как согласно статье 3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Непринятия мер по надлежащей организации доступа к информации о своей деятельности через сеть "Интернет" путем размещения общедоступной информации о их деятельности влечет нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц (пользователей информацией), поскольку не все имеют возможность самостоятельно обратиться в муниципальное образование для получение информации о деятельности МО «Куюсское сельское поселение», что является недопустимым.

Неисполнение предусмотренной законном обязанности по организации доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления МО «Куюсское сельское поселение» пользователям информации через сеть Интернет нарушает интересы Российской Федерации в целом, поскольку тем самым игнорируются организационные основы государственной политики - реализации основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления: открытости и доступности; достоверности информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления; свободы поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом; соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Интересы неопределенного круга лиц (пользователей информации) сводятся к соблюдению установленных на федеральном уровне норм законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, надлежащем исполнении органами местного самоуправления возложенных на них федеральным законодательством обязанностей по выполнению направленных на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В суд от административного ответчика администрации МО «Куюсское сельское поселение» 14.05.2020 года поступило заявление о признании административного иска.

Согласно ч. 3 ст. 157 КАС РФ - в случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, признание административного иска административным ответчиком, суд приходит к выводу об удовлетворении требования административного истца.

Судом установлено, что по фактам нарушений, указанным в административном исковом заявлении, прокурором района на имя главы Куюсского сельского поселения 22.01.2020 внесено представление об устранении нарушений закона, в том числе путем размещения на сайте муниципального образования сельского поселения в сети Интернет информацию для граждан, а также нормативные правовые акты в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в полном объеме, о муниципальных программах и финансировании мероприятий в указанной сфере.

Вместе с тем, по состоянию на 27.03.2020 по результатам мониторинга сайта муниципального образования нарушения, выявленные в ходе вышеуказанной проверки и указанные в представлении прокурора района, не устранены, что свидетельствует о бездействии администрации Куюсского сельского поселения.

Данные нарушения свидетельствуют о формальном подходе должностных лиц администрации к возложенным на них обязанностям в анализируемых сферах правоотношений и бездействии по устранению нарушений, являются недопустимыми, нарушают права неопределенного круга лиц, в связи с чем, подлежат устранению.

Отсутствие нормативных актов, определяющего постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в МО «Куюсское сельское поселение» и регламентирующего положение о деятельности данного органа, приведение финансирования мероприятий программных мероприятий в соответствии с финансированием, предусмотренном в местном бюджете на 2020 год и плановый период в местном бюджете не позволяет должным образом оценить ход реализации муниципальных программ, а также эффективность использования средств при возникновении или угрозе возникновения чрезвычайной ситуации на территории сельского поселения.

Кроме того, несоответствие финансирования программных мероприятий финансированию, предусмотренном в местном бюджете на 2020 год и плановый период не соответствует принципу результативности и эффективности использования бюджетных средств, закрепленный в Бюджетном кодексе Российской Федерации (часть 8 статьи 28 БК РФ), что также нарушает интересы муниципального образования и является основанием для обращения прокурора в суд в защиту интересов муниципального образования.

Отсутствие указанной информации на официальном сайте в сети Интернет не соответствует принципам доступности и открытости информации при выполнении полномочий по решению вопросов местного значения в рамках исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, бюджетного законодательства. Непринятие администрацией муниципального образования мер, по опубликованию требуемой федеральным законодательством информации в сети «Интернет» влечет за собой грубейшее нарушение прав граждан на получение доступа к данной информации о деятельности органов местного самоуправления, что нарушается принцип публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления.

Невыполнение данных требований законодательства является одним из признаков коррупционности, так как согласно статье 3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Непринятия мер по надлежащей организации доступа к информации о своей деятельности через сеть "Интернет" путем размещения общедоступной информации об их деятельности влечет нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц (пользователей информацией), поскольку не все имеют возможность самостоятельно обратиться в муниципальное образование для получение информации о деятельности МО «Куюсское сельское поселение», что является недопустимым.

Неисполнение предусмотренной законном обязанности по организации доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления МО «Куюсское сельское поселение» пользователям информации через сеть Интернет нарушает интересы Российской Федерации в целом, поскольку тем самым игнорируются организационные основы государственной политики - реализации основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления: открытости и доступности; достоверности информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления; свободы поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом; соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Интересы неопределенного круга лиц (пользователей информации) сводятся к соблюдению установленных на федеральном уровне норм законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, надлежащем исполнении органами местного самоуправления возложенных на них федеральным законодательством обязанностей по выполнению направленных на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 293 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

Принять признание административным ответчиком администрацией МО «Куюсское сельское поселение» административного искового заявления прокурора Чемальского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации МО «Куюсское сельское поселение» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности исполнить требования бюджетного законодательства и законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности.

Административные исковые требования прокурора Чемальского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации МО «Куюсское сельское поселение» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности исполнить требования бюджетного законодательства и законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Куюсского сельское поселение», выразившееся в неисполнении требований ч. 3 ст.179 БК РФ, в непринятии мер по принятию финансирования программных мероприятий в соответствии с решением Совета депутатов Куюсское сельского поселения 52-3 от 18.12.2019 «О бюджете Куюсского сельского поселения на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годы» принятию нормативных актов, определяющих постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в МО «Куюсское сельское поселение» и положение о деятельности данного органа, и не размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети Интернет информации для граждан, а также нормативных правовых актов в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в полном объеме, в том числе муниципальных программ и финансирования мероприятий в указанной сфере.

Обязать администрацию МО «Куюсское сельское поселение» в пределах своих полномочий, предусмотренных бюджетным законодательством, законодательством о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности устранить допущенные нарушения:

- определить правовым актом администрации Куюсского сельского поселения постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, разработать и принять положение о деятельности данного органа;

- привести финансирование муниципальных программных мероприятий в рамках защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности в соответствии с решением Совета депутатов Куюсское сельского поселения 52-3 от 18.12.2019 «О бюджете Куюсского сельского поселения на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годы» в течение 20 дней со дня вступления решения суда в законную силу;

- разместить на официальном сайте органа местного самоуправления в сети Интернет информации для граждан в сфере защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также нормативные правовые акты в указанной сфере в полном объеме, в том числе муниципальные программы и финансирование мероприятий в указанной сфере в течение 20 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения путем подачи апелляционной жалобы через Чемальский районный суд Республики Алтай.

Судья Е.Н. Чорина