ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-189/20 от 25.05.2020 Ибресинского районного суда (Чувашская Республика)

Дело № 2а-189/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

25 мая 2020 года п. Ибреси

Ибресинский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Козлова В.А.,

при секретаре судебного заседания Орловой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административного искового заявления Константинова ФИО27 к администрации Ибресинского района Чувашской Республики о признании незаконным постановления администрации Ибресинского района Чувашской Республики о снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании незаконным решения жилищной комиссии при администрации Ибресинского района Чувашской Республики об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодой семье и возложении обязанности восстановлении в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий,

Установил:

Константинов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Ибресинского района Чувашской Республики о признании незаконным постановления администрации о снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании незаконным решения жилищной комиссии при администрации Ибресинского района об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодой семье и возложении обязанности восстановления в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий на том основании, что постановлением администрации Ибресинского района от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» он и члены его семьи в составе супруги ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочери ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения сняты с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Из письма администрации Ибресинского района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что данное решение было принято исходя из того что, по мнению жилищной комиссии при администрации Ибресинского района Чувашской Республики, на каждого члена его семьи приходится по 15,21 кв.м., что составляет более учетной нормы, установленной в сельских поселениях Ибресинского района Чувашской Республики.

С указанным постановлением он не согласен, так как в качестве члена его семьи был включен брат ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который членом его семьи не является, совместно с ними не проживает, у него есть своя семья, с которой он проживает в <адрес>. При этом его семья состоит также из четырех человек: супруги и двух детей. Площадь жилого помещения на каждого члена семьи брата составляет: <данные изъяты> квадратных метра: <данные изъяты> квадратных метров. Таким образом, даже если бы брат ФИО1 являлся членом его семьи, то необходимо учитывать лишь <данные изъяты> квадратных метров, а не <данные изъяты> как это сделала жилищная комиссия. Даже в этом случае площадь на каждого члена семьи составила бы <данные изъяты> квадратных метров, то есть в пределах установленной учетной нормы.

При этом жилищная комиссия сослалась на статью 31 Жилищного Кодекса Российской Федерации, которая определяет, кто является членом семьи собственника. Но он не собственник жилого дома 2 <адрес>, в котором проживает его семья, а собственником дома является его мать ФИО7 Кто является членами ее семьи правового значения не имеет, поскольку она не состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Согласно п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам также необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.

Его брат ФИО1 фактически не проживает в доме матери с ДД.ММ.ГГГГ года, выехал добровольно, вещей своих в доме не хранит, коммунальные платежи не оплачивает, ключей от входной двери не имеет. Регистрация по месту жительства носила формальный характер. ДД.ММ.ГГГГФИО1 снялся с регистрационного учета по адресу: <адрес> и ДД.ММ.ГГГГ года зарегистрировался по месту фактического проживания по адресу: <адрес>. Согласно удостоверенному нотариусом обязательству от ДД.ММ.ГГГГ, брат ФИО1 совместно со своей супругой ФИО8 являются с ДД.ММ.ГГГГ года собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес> а также обязуются оформить на своих детей принадлежащие им доли в праве общей долевой собственности на квартиру, поскольку приобретена она была в том числе за счет средств «материнского капитала». Следовательно, ФИО1, выехав из дома, принадлежащего на праве собственности его матери, должен был принять меры по снятию с регистрационного учета по адресу: Чувашская <адрес>. Для определения уровня обеспеченности жилой площадью его и членов его семьи администрации Ибресинского района Чувашской Республики необходимо было учитывать жилой дом, в котором он совместно проживает с членами своей семьи. Исходя из того, что в настоящее время состав его семьи составляет 4 человека, а также собственник жилого дома ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р. - мать, обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составляет <данные изъяты> кв.м, из расчета: <данные изъяты> кв.м.-общая площадь жилого дома расположенного по адресу: Чувашская <адрес>

Вышеуказанные обстоятельства указывают на отсутствие законных оснований, предусмотренных ч.2 ст. 56 ЖК РФ для снятия его и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Кроме того, жилищная комиссия при администрации Ибресинского района Чувашской Республики отказала в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодой семье в составе: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., супруг, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, супруга, сын - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Решение о включении его в Программу молодая семья основывалось на п.5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ годы», согласно которому участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б)признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил; в)наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Согласно п.6 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Таким образом, в виду отсутствия законных оснований для снятия с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и, как следствие, исключения из подпрограммы, он имеет право на восстановление на учете, а, следовательно, на выдачу свидетельства о праве на получение социальной выплаты.

В связи с этим просит признать незаконным постановление администрации Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий». Признать незаконным решение жилищной комиссии при администрации <адрес> Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодой семье ФИО18 в указанном составе. Обязать администрацию <адрес> Чувашской Республики восстановить его и членов семьи на учете в качестве семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий и включить его с составом семьи 4 человек в список молодых семей с очередностью, действующей на дату исключения из списка.

Административный истец ФИО2 и его представитель ФИО17, действующая на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ пояснили, что на момент постановки семьи административного истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, он проживал в деревянном доме матери площадью <данные изъяты> кв.м. в составе своей семьи из трех человек. В то время там был зарегистрирован брат истца ФИО10. Истец проживает там и в настоящее время в составе семьи 4 человека, включая супругу и двоих детей, с ними проживает его мать ФИО7 Брат ФИО10 после армии оставался зарегистрированном в этом доме, но там постоянно не жил, приезжал лишь в гости. После приобретения квартиры в <адрес> для своей семьи, к которому истец отношения не имеет, ФИО10 выписался и проживает там. Имеющаяся жилая площадь ФИО1 не могла учитываться при решении об исключении их с учета, а нуждаемость в улучшении жилищных условий с рождением второго ребенка в ДД.ММ.ГГГГ года остается. Восстановление в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с настоящего времени исключает возможность улучшения им жилищных условий при наступлении возраста 35 лет, и он просит восстановить его в списке нуждающихся со времени снятия учета.

Представитель административного ответчика ФИО13, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ пояснила, что администрация Ибресинского района не согласна с исковыми требованиями ФИО2 в связи с чем главой администрации ФИО14 подано письменное возражение на исковые требования, где указывается, что п.1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», которые предусматривают возможность молодых семей улучшить жилищные условия в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг».

Приложением указанного нормативного правового акта утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее-Правила), устанавливающие порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее - жилой дом, социальная выплата), а также использования таких выплат (пункт 1).

На основании пункта 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятиях ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, изложены в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации к гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относят граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно частям 4 и 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Постановлением администрации Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях установлена 12 кв.м, общей площади жилого помещения на одного человека.

Частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Абзацем 2 пункта 7 Правил также установлено, что при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

В силу статьи 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для снятия их с учета.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Постановлением главы Айбечского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГа ФИО2, проживающий в <адрес> Чувашской Республики признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим право на государственную поддержку в форме социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ г.г. в связи с тем, что уровень обеспеченности общей жилой площадью на одного члена семьи менее учетной нормы. Из выписки из похозяйственной книги Айбечского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГФИО2, ФИО6, ФИО4, ФИО5, ФИО7, ФИО1 зарегистрированы и проживают по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, д.Вудоялы, <адрес>. Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ собственником указанного жилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м, является ФИО7.

В силу части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации ФИО18ФИО2, ФИО6, ФИО4, ФИО5, ФИО1 являются членами семьи собственника жилого помещения.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГФИО1 имеет на праве общей совместной собственности жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости следует, что ФИО1, ФИО8 являются собственниками квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенной по адресу: <адрес> на праве общей совместной собственности.

Исходя из положений части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации общая обеспеченность семьи Константиновых по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> что выше учетной нормы в сельских поселениях Ибресинского района Чувашской Республики.

Истец Константинов А.В. и члены его семьи обеспечены жилым помещением сверх установленной законом учетной нормы, а потому не являются нуждающимися в обеспечении жилой площадью и отказ в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты и снятие с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий является правомерным.

Оспариваемое истцом решение жилищной комиссии при администрации Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодой семье и постановление администрации Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» является законными и обоснованными и в связи с этим удовлетворении иска следует отказать.

На судебном рассмотрении представитель ответчика также пояснила, что к настоящему времени не имеется препятствия для постановки молодой ФИО2 в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, но не с прежней даты. Не оспаривает, что в случае, если семьей Константиновых не будут реализованы права, предусмотренные программой Молодая семья, до наступления возраста 35 лет, они будут из списков исключены.

Заинтересованное лицо ФИО1 пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ года, вернувшись из армии, он состоял на регистрационном учете по месту рождения, но с этого времени приезжал туда лишь в гости, членом семьи брата ФИО2 не являлся. После образования семьи в ДД.ММ.ГГГГ году приобрели в ДД.ММ.ГГГГ году в <адрес> по кредитному договору квартиру площадью <данные изъяты> кв.м. на состав семьи в количестве 4 человек, но отношения к данному жилью его брат ФИО2 не имеет. С 2006 года он не являлся членом семьи матери или брата и считает, что администрация района незаконно учла его как члена семьи ФИО2, а также жилищная комиссия неправильно указала на его квартиру в своем решении.

Заинтересованное лицо Константинова М.В. пояснила, что поддерживает исковые требования супруга. Его брат Константинов Д.А. никогда совместно с ними не жил, не являлся членом семьи свекрови, после того, как приехал с армии. К квартире ФИО15 в г.Чебоксары ни их семья, ни администрация Ибресинского района отношения не имеет. Дом свекрови, где они в настоящее время продолжают проживать, является старым деревянным домом площадью около 52 кв.м. и иных вариантов для улучшения жилищных условий они не имеют.

Выслушав стороны и лиц, участвующих в деле, а также исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО7 показала, что жилой деревянный <адрес> принадлежит ей и построен в ДД.ММ.ГГГГ году. Вместе с ней проживает семья сына ФИО2 с женой и двумя детьми. Сын ФИО10 после армии в этом доме не жил, был лишь прописан до покупки своей квартиры в <адрес>.

Свидетель ФИО16, соседка ФИО18 на <адрес>, подтвердила указываемые обстоятельства.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО8 показала, что совместно с супругом ФИО1 они в ДД.ММ.ГГГГ году на средства материнского капитала и кредиты приобрели в <адрес> квартиру, к которой семья ФИО2 отношения не имеет. Они проживают отдельно от свекрови, членами ее семьи не являлись никогда.

Из постановления главы Айбечского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГа усматривается, что ФИО2, проживающий в <адрес> д. <адрес> Чувашской Республики признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим право на государственную поддержку в форме социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ г.г. в связи с тем, что уровень обеспеченности общей жилой площадью на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> является собственником жилого дома, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

Свидетельством о заключении брака подтверждается, что ФИО2 и ФИО9 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ. После заключения брака жене присвоена фамилия ФИО18 (<данные изъяты>).

На момент включения в список участников программы и в настоящее время истец вместе с членами семьи зарегистрированы по адресу: Чувашская <адрес>., что подтверждается его паспортом серии <данные изъяты> и паспортом серии ,принадлежащем ФИО3 (<данные изъяты>)

Судом исследованы свидетельства о рождении серии ФИО4, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, и серии о рождении ФИО5, родившейся ДД.ММ.ГГГГ, чьими родителями являются ФИО2 и ФИО3 (<данные изъяты>).

Суду также представлено свидетельство о заключении брака серии <данные изъяты> между ФИО1 и ФИО18 (ранее ФИО20ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

Из свидетельства о рождении ФИО21, рождения ДД.ММ.ГГГГ, ФИО22, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, видно, что их родителями являются ФИО1 и ФИО8.

Из паспорта серии усматривается, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес>

Из постановления администрации <адрес> Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ следует, что учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях устанавливается не более <данные изъяты> кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Судом исследован протокол заседания жилищной комиссии при администрации Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ согласно которой комиссия единогласно решила отказать в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодой семье в составе ФИО2, ее супруги ФИО3 и двоих детей. Также указано о снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий указанной молодой семьи ФИО18 в соответствии с п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ. Решение обосновано тем, что согласно похозяйственной книги Айбечского сельского поселения по адресу <адрес> зарегистрированы 6 человек – ФИО2 с супругой и двумя детьми, его мать ФИО7 и брат ФИО1 Из выписок ЕГРН о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости следует, что жилое здание общей площадью <данные изъяты> кв.м. по указанному адресу по <адрес> принадлежит ФИО7ФИО1 на праве общей совместной собственности ( не указано с кем) принадлежит жилое помещение площадью <данные изъяты> кв.м. в <адрес>. Сделан вывод о том, что все зарегистрированные являются членами одной семьи собственника жилого дома ФИО7 и исходя из учетной нормы <данные изъяты> кв.м. общей площади на одного человека обеспеченность площадью жилого помещения составляет на каждого члена семьи по <данные изъяты> кв.м., что составляет более учетной нормы, установленной в сельских поселения Ибресинского района Чувашской Республики.

Постановлением администрации Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» сняты с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и члены его семьи в составе: супруги ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочери ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в связи с утратой ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, пункт 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса (<данные изъяты>).

Как видно, ДД.ММ.ГГГГ администрацией Ибресинского района Чувашской Республики ФИО2 направлено сообщение о том, что из выписок из ЕГРН о правах отдельного лица не имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости следует о наличии указанного жилого здания в <адрес>, принадлежащей ФИО7 и наличии жилого помещения в <адрес>, принадлежащего на праве общей совместной собственности ФИО1 Указывается, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения являются членами семьи собственнику ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Постановлением администрации <адрес> Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях установлена <данные изъяты> кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. Исходя из положений части 2 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации обеспеченность общей площадью жилого помещения составляет на каждого члена семьи по <данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты>), что составляет более учетной нормы, установленной в сельских поселениях Ибресинского района Чувашской Республики. По итогам заседания семье ФИО18 отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты, также семья Константиновых снята с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (<данные изъяты>).

Согласно выписки из похозяйственной книги Айбечского сельского поселения по адресу: <адрес> было зарегистрировано 6 человек: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения-супруг, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения-супруга, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения - сын, ФИО5-ДД.ММ.ГГГГ года рождения - дочь, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения - мать, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения - брат.

Из представленной суду домовой книги для прописки граждан, проживающих в <адрес> видно, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, снят с регистрационного учета по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости правообладателями на жилое помещение в виде квартиры площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной в <адрес> являются ФИО8 и ФИО1 на праве общей совместной собственности.

Судом также исследовано обязательство от ДД.ММ.ГГГГ о том, что состоящие с ДД.ММ.ГГГГ года в зарегистрированном браке ФИО1 и ФИО8 и являющиеся собственниками квартиры <адрес> на праве общей совместной собственности в связи с решением о направлении материнского капитала на погашение долга по кредитному договору обязуются оформить указанную квартиру на всех членов семьи, включая детей.

Данное обязательство также подтверждает, что жилая площади в виде квартиры в <адрес>, на которую ссылались члены жилищной комиссии при принятии решения от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит семье ФИО1, который не является членом семьи ФИО7 с момента регистрации брака с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации к гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относят граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно частям 4 и 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Сторонами не оспаривается, что постановлением администрации Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях установлена 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Действительно, частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Абзацем 2 пункта 7 Правил также установлено, что при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

Но совокупность исследованных доказательств указывает, что зарегистрированный до ДД.ММ.ГГГГ по месту рождения в доме своей матери ФИО1 примерно с ДД.ММ.ГГГГ года там не проживал, но фактически имел на тот период необходимость улучшения своих жилищных условий. С ДД.ММ.ГГГГ году он имеет свою самостоятельную семью, отдельную от матери и брата ФИО2, состоя в зарегистрированном браке, с ДД.ММ.ГГГГ года приобрел в <адрес> с супругой на праве общей долевой собственности отдельную от матери и брата жилую площадь в виде квартиры.

Заявитель ФИО2 в составе семьи из четырех человек проживает вместе с матерью ФИО7 в ее жилом бревенчатом доме ДД.ММ.ГГГГ года постройки площадью <данные изъяты> кв.м. и в ДД.ММ.ГГГГ года обоснованно был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. После рождения в ДД.ММ.ГГГГ года второго ребенка нуждаемость в улучшении жилищных условий сохранилась, приобретение братом ФИО1 жилой площади в виде квартиры для своей семьи в <адрес> не изменило существующего положения молодой семьи ФИО2 о необходимости улучшения жилищных условий по месту его постоянного проживания и регистрации.

Установленные судом обстоятельства дела показывают, что вывод жилищной комиссии администрации Ибресинского района о том, что полученную самостоятельно жилую площадь семьи ФИО1 в <адрес> следует учитывать при разрешении имеющихся жилищных вопросов у его брата ФИО2, проживающего в сельском поселении на территории Ибресинского района является необоснованным, не соответствующим фактическим обстоятельствам, связанных с необходимостью улучшения жилищных условий семьи ФИО2 и противоречит задачам и целям государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», которые предусматривают возможность молодых семей улучшить жилищные условия. Ссылка на ст.31ЖК РФ неприменима, так как молодая семья ФИО18, проживающих в д.Вудоялы, с ДД.ММ.ГГГГ года по количеству состава семьи оставалась нуждающейся в улучшении жилищных условий. Восстановление в списке учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в настоящем времени может нарушить права семьи, препятствуя получению жилья супругами ФИО19 до достижения ими <данные изъяты> возраста, что не опровергается и представителем административного ответчика.

Суд приходит к выводу, что истец ФИО2 и члены его семьи не обеспечены жилым помещением сверх установленной законом учетной нормы, обоснованно были ДД.ММ.ГГГГ поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, по фактическим обстоятельствам оснований для снятия с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года не имелось.

В связи с этим постановление администрации Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» семьи Константинова и решение жилищной комиссии при администрации Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодой семье Константиновых и снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий следует признать незаконным и обязать администрацию Ибресинского района Чувашской Республики восстановить семью Константиновых в списке молодых семей по состоянию на начало марта 2020 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.174, 175-180, 218 КАС Российской Федерации, суд

Решил:

Административные исковые требования Константинова ФИО23 к администрации Ибресинского района Чувашской Республики удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» семьи Константинова ФИО24 в составе семьи из 4-х человек.

Признать незаконным решение жилищной комиссии при администрации Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодой семье Константинова ФИО25 в составе семьи из 4-х человек и снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Обязать администрацию Ибресинского района Чувашской Республики восстановить Константинова ФИО26 и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включении Константинова А.В. с составом семьи 4-х человека в список молодых семей с очередностью, действующей на дату исключения из списка.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Ибресинский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

Мотивированное решение составлено 28 мая 2020 года