ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-18/18 от 17.01.2018 Хабаровского гарнизонного военного суда (Хабаровский край)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

17 января 2018 года гор. Хабаровск

Хабаровский гарнизонный военный суд в составе председательствующего – судьи Аджяна С.В.,

при секретарях судебного заседания Гуровой О.В. и Белоносове В.С.,

с участием административного истца Криворучко А.А. и его представителя Сазонова Д.М., представителей административного ответчика Орловой А.Н. и Глушак Я.А. и представителя заинтересованного лица Глушак Я.А.,

в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части <данные изъяты> Криворучко Алексея Александровича об оспаривании действий (бездействия) Департамента жилищного обеспечения Минобороны РФ, связанных с необеспечением жилищной субсидии,

установил:

Криворучко обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным действия (бездействие) Департамента жилищного обеспечения Минобороны РФ, связанные с необеспечением жилищной субсидии, обязав названное должностное лицо отменить свое решения от 4 декабря 2017 года № об отмене решения от 2 октября 2017 года о предоставлении Криворучко А.А. и членам его семьи жилищной субсидии, обеспечив Криворучко А.А. и членов его семьи жилищной субсидией.

В обосновании исковых требований представитель административного истца Сазонов объяснил, что административный истец вместе со своей супругой ФИО7 состояли на учете нуждающихся в жилых помещениях и административный истец выбрал форму обеспечения жильем путем получения субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (далее – жилищная субсидия). 2 октября 2017 года Департамент жилищного обеспечения Минобороны РФ принял решение о предоставлении Криворучко и его супруге ФИО7 жилищной субсидии. Далее Департамент жилищного обеспечения Минобороны РФ в нарушении Порядка предоставления жилищной субсидии военнослужащим, утвержденного приказов Минобороны РФ от 21.07.2014 № 510 данное решение не направил в финансовый орган для реализации, а в место этого необоснованно требовал от Криворучко сдать служебное жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>А, <адрес>, а потом и вовсе отменил свое решение.

Кроме того, ФИО9 в своих объяснениях отметил, что Криворучко и его супруга ФИО10 дали письменное обязательство о сдаче данного служебного жилого помещения, которое направлено в жилищный орган. Однако в данном порядке нет предписаний о предоставлении военнослужащим жилищной субсидии под условием сдачи служебного жилого помещения. Что касается правил, указанных в п. 18 Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280 и в п. 8 Порядка организации деятельности по предоставлению военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 25.01.2016 № 20, то таковы не обязывают военнослужащих сдавать служебные жилые помещения до получения жилищной субсидии.

Помимо этого ФИО11 в своих объяснениях сослался на то, что Криворучко уже больше года проходит военную службу в Региональном учебном центре войсковой части с местом дислокации в г. Хабаровске, снялся со своей супругой с регистрационного учета по адресу служебного жилого помещения и со своей супругой проживают в г. Хабаровске. Криворучко в настоящее время не может сдать данное служебное жилое помещение, поскольку там продолжают проживать дочь его жены со своими детьми. Таким образом, Криворучко фактически расторг договор найма служебного жилого помещения. Криворучко какого-либо согласия на дальнейшее проживания в жилом помещении дочери своей жены не давал, против её выселения не возражает. Поскольку данное жилое помещение в собственности или по договору социального найма у Криворучко не находится, то он не обязан заниматься вопросами выселения незаконно проживающим там лиц. Этими вопросами должны заниматься Департамент жилищного обеспечения Минобороны РФ и его структурные подразделения, вместе с тем, руководство данного учреждения неправомерно требует у Криворучко решить вопрос с освобождением данного жилого помещения. В связи с изложенным, ФИО12 просит удовлетворить исковые требований Криворучко.

Административный истец поддержал позицию своего представителя и дополнительно объяснил, что выбрал для себя способ обеспечения жильем от Минобороны РФ путем предоставления жилищной субсидии, которая до настоящего времени ему не предоставлена. Он и его супруга не претендуют на указанное служебное жилое помещение и при получении жилищной субсидии намерены приобрести жилье, где в том числе будут проживать дочь жены со своими детьми.

Представители Департамента жилищного обеспечения Минобороны РФ Орлова и Глушак, исковые требования не признали и в их удовлетворении просили отказать, пояснив, что жилищная субсидия является одной из форм жилищного обеспечения военнослужащих, а поэтому правила, указанные в п. 18 Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280 и в п. 8 Порядка организации деятельности по предоставлению военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 25.01.2016 № 20 полностью распространяются и на порядок обеспечения военнослужащих жилищной субсидии. Вместе с тем, Криворучко указанное служебное жилое помещение не сдал, в то время как в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 июля 2011 года № 1133 «Об утверждении Инструкции об оформлении, учете и хранении справок о сдаче жилых помещений и справок о необеспеченности жилыми помещениями по месту прохождения военной службы» военнослужащий при получении справки о сдаче жилого помещения должен доказать факт освобождения жилого помещения им и членами его семьи, в том числе бывшими. Поскольку до настоящего времени все зарегистрированные в указанном служебном жилом помещении, не освободили его, то служебное жилое помещение не считается сдавшим Минобороне РФ.

Представитель заинтересованного лица - ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ Глушак просила отказать в удовлетворении требований административного истца по тем же основаниям. Более того она пояснила, что пока все жильцы не освободят данное служебное жилое помещение, Криворучко не будет обеспечен жилищной субсидией.

Выслушав вышеуказанные объяснения, исследовав материалы дела, военный суд приходит к выводу, что заявление Криворучко подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно справкам войсковой части административный истец с ДД.ММ.ГГГГ проходит военную службу по контракту в Региональном учебном центре указанной воинской части в должности <данные изъяты>.

Как установлено в судебном заседании административный истец и его супруга с 28 февраля 2012 года признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Административный истец и его супруга изъявили свое желание реализовать свое право на жилье от Министерства обороны РФ путем получения жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения (жилых помещений).

Как следует из решения заместителя руководителя Департамента жилищного обеспечения Минобороны РФ от 2 октября 2017 года Криворучко и его супруге предоставлена жилищная субсидия.

Однако, как следует из сообщения того же должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ и объяснений представителей административного ответчика, фактическое предоставление Криворучко жилищной субсидии будет реализовано после предоставления в Департамент жилищного обеспечения Минобороны РФ справки о сдаче жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес><адрес>.

2 декабря 2017 года заместителем руководителя Департамента жилищного обеспечения Минобороны РФ принято решение , которым отменено вышеуказанное решение от 2 октября 2017 года со ссылкой на п. 18 вышеуказанной Инструкции.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Приказом Министра обороны от 21.07.2014 № 510, утвержден Порядок предоставления субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения военнослужащим – гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, и гражданам РФ, уволенным с военной службы (далее – Порядок).

Пункт 4 Порядка, устанавливает, что для перечисления жилищной субсидии военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей представляют в уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих (далее - уполномоченный орган) либо специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) (далее - структурное подразделение уполномоченного органа) договор об открытии банковского счета и заявление о перечислении жилищной субсидии с указанием реквизитов банковского счета, подписанное ими и всеми членами их семей.

При этом, пункты 7 и 8 Порядка, определяют, что решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей с приложением документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, в течение трех рабочих дней с даты его принятия направляется уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) в закрепленное за ним управление (отдел) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации (далее - финансовый орган).

Копия решения о предоставлении жилищной субсидии выдается уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) в течение трех рабочих дней с даты его принятия под роспись военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, членам их семей либо направляется способом, позволяющим установить факт получения военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, членами их семей такого уведомления, а также направляется в кадровые органы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Жилищная субсидия предоставляется военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей путем ее перечисления на основании документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, на указанный в заявлении о перечислении жилищной субсидии банковский счет.

Таким образом, Порядок, устанавливает обязанность Департамента жилищного обеспечения Минобороны РФ, после принятия решения о предоставлении жилищной субсидии, направить данное решение в закрепленное за ним управление (отдел) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, для дальнейшего перечисления жилищной субсидии на банковский счет военнослужащего.

Как следует из материалов дела, данная обязанность Департаментом жилищного обеспечения Минобороны РФ не исполняется на основании п. 18 Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280 и в п. 8 Порядка организации деятельности по предоставлению военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 25.01.2016 № 20.

Оценивая доводы административных ответчиков в обоснование бездействия Департамента жилищного обеспечения Минобороны РФ, суд приходит к выводу о их несостоятельности, поскольку они, как и само бездействие Департамента жилищного обеспечения Минобороны РФ, не основаны на нормах действующего законодательства.

Вопреки мнению, административного ответчика и его представителей, указанные п. 18 Инструкции и п. 8 Порядка регулируют правоотношения возникающие, в связи с заключением договора социального найма на жилые помещения, предоставляемые для постоянного проживания и предоставление жилых помещений в собственность бесплатно, и не относится к вопросу предоставления жилищной субсидии.

Одновременно, как положения Инструкции, так и положения Порядка, на которых ссылается административный ответчик, не содержат обязанности для лиц, реализующих свои жилищные права в форме получения жилищной субсидии, по сдаче занимаемых служебных жилых помещений перед предоставлением субсидии.

Кроме того, в Порядке предоставления субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения военнослужащим – гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, и гражданам РФ, уволенным с военной службы не предусмотрено предоставление в жилищный орган такого документа как соглашения о сдаче жилого помещения.

Ссылка административного ответчика и его представителей на «Порядок принятия решения о предоставлении жилищной субсидии», утвержденный приказом начальника соответствующего жилищного органа, в котором имеется указание о предоставлении военнослужащими в жилищный орган соглашения о сдаче жилого помещения, является не состоятельной, поскольку данный Порядок не является нормативно-правовым актом, а его содержание сводится к порядку действий должностных лиц соответствующего жилищного органа по предоставлению жилищной субсидии военнослужащим.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что бездействие Департамента жилищного обеспечения Минобороны РФ, выраженное в не предоставлении Криворучко жилищной субсидии является незаконным.

В связи с этим также незаконно решение Департамента жилищного обеспечения Минобороны РФ от 4 декабря 2017 года об отмене решения от 2 октября 2017 года о предоставлении Криворучко жилищной субсидии, поскольку данное решение принято по тем не основаниям, что и незаконное бездействие.

При таких обстоятельствах, для восстановления нарушенных прав административного истца, на Департамент жилищного обеспечения Минобороны РФ следует возложить обязанность по отмене решения от 4 декабря 2017 года и обеспечения Криворучко и членов его семьи жилищной субсидии.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, военный суд

решил:

административный иск военнослужащего войсковой части подполковника Криворучко Алексея Александровича об оспаривании действий (бездействия) Департамента жилищного обеспечения Минобороны РФ, связанного с необеспечением жилищной субсидии, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Департамента жилищного обеспечения Минобороны РФ, связанное с необеспечением Криворучко А.А. жилищной субсидией.

Признать незаконным решение Департамента жилищного обеспечения Минобороны РФ от 4 декабря 2017 года отмене решения от 2 октября 2017 года о предоставлении Криворучко А.А. и членам его семьи субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения и внесении изменений в единый реестр нуждающихся в обеспечении жильем.

Обязать Департамент жилищного обеспечения Минобороны РФ отменить указанное решение от 4 декабря 2017 года № , обеспечив Криворучко А.А. и членов его семьи жилищной субсидией.

Решение суда подлежит исполнению в течение 10 рабочих дней со дня его вступления в законную силу. Об исполнении решения надлежит сообщить в суд и лицу, которое являлось административным истцом по данному административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Дальневосточный окружной военный суд через Хабаровский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 22 января 2018 года.

Председательствующий – судья С.В. Аджян