<...>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 2а – 18/2019
5 февраля 2019 года город Петропавловск-Камчатский
35 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - судьи Онищенко Ф.И., при секретаре судебного заседания Початковой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело по административному исковому заявлению <...> Воробьёва М. В. об оспаривании действий руководителя ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» Министерства обороны Российской Федерации и руководителя ФКУ «Департамент финансового планирования» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с начислением денежных средств на именной накопительный счет участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих,
установил:
Воробьёв в административном исковом заявлении просит военный суд:
- признать незаконным отказ руководителя ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Росвоенипотека») в перерасчёте накоплений на его именном накопительном счёте, с учётом включения его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее участников НИС) с 1 июля 2009 года по 31 декабря 2014 года включительно, и возложить на указанное должностное лицо обязанность произвести перерасчёт накоплений за приведенный выше период;
- возложить обязанность на директора ФКУ «Департамент финансового планирования» Министерства обороны Российской Федерации перечислить ему на именной накопительный счёт денежные средства, определенные ФГКУ «Росвоенипотека» в размере не начисленного ему инвестиционного дохода с 1 июля 2009 года по 31 декабря 2014 года включительно.
Обосновывая свои исковые требования, административный истец в исковом заявлении указал, что с 1 июля 2006 года по настоящее время он проходит военную службу по контракту. 1 июля 2009 года он установленным порядком обратился по команде с просьбой признать его участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и включения его в соответствующий реестр. Однако, по причине бездействия и волокиты со стороны командования войсковой части № его включили в реестр участников НИС только в ноябре 2014 года с датой возникновения основания для включения в реестр - с 1 июля 2009 года.
30 сентября 2018 года он обратился с заявлением в ФГКУ «Росвоенипотека», в котором просил сделать ему перерасчет по доходам денежных средств от инвестиций по военной ипотеке за период с 1 июля 2009 года по 31 декабря 2014 года, в чём ему было отказано должностными лицами данного учреждения Минобороны РФ. Таким образом, вышеуказанными действиями должностных лиц нарушено его право на жилищное обеспечение, как участника НИС.
По характеру спорных правоотношений к участию в деле привлечены Министр обороны Российской Федерации и руководитель Департамента жилищного обеспечения МО РФ, в качестве административных ответчиков.
Министр обороны Российской Федерации, руководитель ФГКУ «Росвоенипотека», ДЖО МО РФ, ФКУ Департамент финансового планирования Министерства обороны РФ и начальник 3-го отдела «Востокрегионжилье», будучи надлежаще извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли и не направили своих представителей, каких-либо ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, что в соответствии со ст. 226 КАС РФ не является препятствием для рассмотрения искового заявления.
Возражая против удовлетворения исковых требований Воробьёва, представитель Министерства обороны Российской Федерации в заявлении указал, что у Воробьёва отсутствуют доказательства, подтверждающие нарушения его прав и свобод должностными лицами Минобороны РФ. Согласно уведомлению ФГКУ «Росвоенипотека» Воробьёв включен в реестр участников НИС в ноябре 2014 года, с датой возникновения – 1 июля 2009 года. Таким образом, именной накопительный счёт истцу восстановлен, следовательно ответчиком выполнены все требования, обязанности и нарушения порядка функционирования НИС в отношении прав и законных интересов административного истца.
Согласно позиции директора Департамента финансового планирования Министерства обороны РФ, законодатель, определив Федеральным законом № 117-фз от 20 августа 2008 года «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» порядок функционирования НИС жилищного обеспечения военнослужащих, зафиксировал тот минимум средств (ежегодный накопительный взнос) и источник их формирования, на которые вправе рассчитывать военнослужащий. В соответствии с ч. 8 ст. 5 Федерального закона накопления для жилищного обеспечения являются собственностью Российской Федерации в лице ФГКУ «Росвоенипотека». Более того, получение военнослужащим недополученного инвестиционного дохода действующим законодательством за счёт средств федерального бюджета не предусмотрено, наносит материальный ущерб не только Минобороны РФ, но и Российской Федерации в целом.
Аналогичные доводы приведены в своих возражениях представителем руководителя ФГКУ «Росвоенипотека». Кроме того указано, что учёт накоплений по ИНС Воробьёва и передача их в доверительное управление производилась только с 1 января 2015 года, в связи с чем доход от инвестирования начислялся истцу с указанной даты.
Изучив материалы административного дела, военный суд находит требования искового заявления подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 15 этой же статьи предусматривается, что военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 4 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы может осуществляться посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений, а также предоставлением целевого жилищного займа.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» субъектами отношений по формированию и инвестированию накоплений для жилищного обеспечения являются федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, уполномоченный федеральный орган, специализированный депозитарий, управляющие компании, кредитные организации и брокеры.
Статьей 7 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» определены функции федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба и функции уполномоченного федерального органа. Так, федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, формируют и ведут реестр участников и представляют в уполномоченный федеральный орган сведения об участниках накопительно-ипотечной системы, необходимые для ведения их именных накопительных счетов. К числу функций уполномоченного федерального органа относится оформление получения в установленном порядке бюджетных ассигнований для накопления средств на именных накопительных счетах участников и проведение учета накоплений для жилищного обеспечения, в том числе на именных накопительных счетах участников.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента РФ от 20 апреля 2005 года № 449 «Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, возложены на Министерство обороны Российской Федерации.
Таким образом, в отношении административного истца, являющегося военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом выступает одновременно в качестве федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба и уполномоченного федерального органа, осуществляющего учет накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников.
Пунктом 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от 28 февраля 2013 года № 166 «Об утверждении порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации» функции по формированию и ведению реестра участников накопительно-ипотечной системы Вооруженных Сил Российской Федерации возложены на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 года № 800 «О создании федерального государственного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», для обеспечения функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и реализации Министерством обороны РФ функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование указанной накопительно-ипотечной системы, в структуре Министерства обороны РФ создано федеральное государственное учреждение «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих».
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» накопления для жилищного обеспечения формируются за счет следующих источников:
1) учитываемые на именных накопительных счетах участников накопительные взносы за счет средств федерального бюджета;
2) доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения;
3) иные не запрещенные законодательством Российской Федерации поступления.
Учет накопительных взносов на именных накопительных счетах участников, согласно части 4 статьи 5 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», осуществляется на основании сведений об участниках накопительно-ипотечной системы, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Частью 6 этой же статьи предусмотрено, что учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
Основанием для исключения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, из реестра участников, как это указано в части 3 статьи 9 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», являются:
1) увольнение его с военной службы;
2) исключение его из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим;
3) исполнение государством своих обязательств по обеспечению военнослужащего в период прохождения военной службы жилым помещением (за исключением жилого помещения специализированного жилищного фонда) иным предусмотренным нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации способом за счет средств федерального бюджета.
Из исследованных в суде копий контрактов о прохождении военной службы, послужного списка военнослужащего усматривается, что Воробьёв с 1 июля 2006 года непрерывно проходит военную службу по контракту на различных воинских должностях в войсковой части №.
Согласно исследованным в судебном заседании уведомлению о включении военнослужащего в реестр от 27 ноября 2014 года и личной карточке участника НИС Воробьёв включен в реестр участников НИС с присвоением регистрационного номера участника <...>, категория участника «03», а дата возникновения основания для включения в реестр НИС – с 1 июля 2009 года.
Как усматривается из сообщений и расчёта ФГКУ «Росвоенипотека» от 15 октября 2018 года и 31 января 2019 года, инвестиционный доход административному истцу не начислялся за период с 1 июля 2009 года по 31 декабря 2014 года, поскольку он был включен в реестр участников НИС только с 27 ноября 2014 года, и доход от инвестирования накоплений за период с 1 квартала 2015 года по 4 квартал 2018 года составляет <...>. При этом, размер недоначисленного Воробьёву инвестиционного дохода за период с 1 июля 2009 года по 31 декабря 2014 года составляет <...>, который должностные лица ФГКУ «Росвоенипотека» отказались учесть как доход на ИНС Воробьёва за указанный выше период.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года его участия в накопительно-ипотечной системе имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа в целях:
1) приобретения жилого помещения или жилых помещений, приобретения земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования, под залог приобретаемых жилого помещения или жилых помещений, указанного земельного участка, а также приобретения жилого помещения или жилых помещений по договору участия в долевом строительстве;
2) уплаты первоначального взноса при приобретении с использованием ипотечного кредита (займа) жилого помещения или жилых помещений, приобретении земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования, уплаты части цены договора участия в долевом строительстве с использованием ипотечного кредита (займа) и (или) погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу).
Согласно пунктам 4 и 6 этой же статьи, предельный размер целевого жилищного займа не может превышать общую сумму расчетного суммарного взноса и учтенных на именном накопительном счете доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на день предоставления целевого жилищного займа. Источником предоставления участнику накопительно-ипотечной системы целевого жилищного займа являются накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника.
Таким образом, доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, вопреки мнению стороны ответчика, учитываются при определении размера целевого жилищного займа.
На основании изложенного и поскольку в судебном заседании установлены обстоятельства не начисления Воробьёву инвестиционного дохода от накопительного счета за период с 1 июля 2009 года по 31 декабря 2014 года, то есть учтены накопления в меньшем размере, военный суд приходит к выводу, что права административного истца, гарантированные пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», по использованию целевого жилищного займа на цели, предусмотренные частью 1 статьи 14 этого же Федерального закона, были ущемлены вопреки мнению представителей министерства обороны РФ и его учреждений (департаментов).
В соответствии с п.п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд, признав незаконными оспариваемые действия, принимает решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
При определении органа государственной власти, на который необходимо возложить обязанность устранить допущенное нарушение права административного истца военный суд исходит из следующего.
Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, в котором административный истец проходит военную службу, и на который Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» возложены функции по ведению реестра участников накопительно-ипотечной системы.
Согласно подпункту 31 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082, Министр обороны РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны РФ и реализацию возложенных на него полномочий.
В соответствии с пунктом 13 этого Положения Министерство обороны Российской Федерации является юридическим лицом, имеет смету, текущие, расчетные, валютные и иные счета в банках и других кредитных организациях, лицевые счета в органах федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, Министерство обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Росвоенипотека» является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и непосредственно осуществляющим учет доходов от инвестирования накоплений.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 – 181 КАС РФ военный суд,
решил:
Административное исковое заявление Воробьёва М. В. об оспаривании действий руководителя ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» Министерства обороны Российской Федерации и руководителя ФКУ «Департамент финансового планирования» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с начислением денежных средств на именной накопительный счет участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, – удовлетворить.
Признать незаконными действия руководителя ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» Министерства обороны Российской Федерации, связанные с отказом в производстве расчета суммы дохода от инвестирования средств, учтенных на именном накопительном счете Воробьёва М.В. за период с 1 июля 2009 года по 31 декабря 2014 года.
Обязать руководителя ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» Министерства обороны Российской Федерации произвести расчёт и определить величину инвестиционного дохода, который должен был быть начислен на именном накопительном счёте Воробьёва М.В. в период с 1 июля 2009 года по 31 декабря 2014 года.
Обязать руководителя ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» Министерства обороны Российской Федерации истребовать в установленном порядке от Министерства обороны Российской Федерации сверх лимитов бюджетных средств, выделяемых на цели накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, сумму инвестиционного дохода, который должен был быть начислен на именном накопительном счёте Воробьёва М.В. в период с 1 июля 2009 года по 31 декабря 2014 года.
Обязать руководителя ФКУ «Департамент финансового планирования» Министерства обороны Российской Федерации перечислить на именной накопительный счёт Воробьёва М. В. денежные средства в размере не начисленного ему инвестиционного дохода, определённого руководителем ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» Министерства обороны Российской Федерации за период с 1 июля 2009 года по 31 декабря 2014 года.
Решение может быть обжаловано в Тихоокеанский флотский военный суд через 35 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
<...>
Председательствующий по делу Ф.И. Онищенко
Секретарь судебного заседания В.В. Початкова