РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
№ 2а-18/2020
4 марта 2020 года город Омск
Омский гарнизонный военный суд в составе председательствующего судьи Текушана А.А., при секретаре судебного заседания Надежиной Т.Т., с участием административного истца ФИО1, представителей административного ответчика ФИО2 и заинтересованного лица ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего, проходящего военную службу в войсковой части 0000, <данные изъяты> ФИО1 об оспаривании действий начальника Федерального казенного учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Омской области», связанных с отказом в возмещении командировочных расходов,
установил:
ФИО1, полагая свои права нарушенными, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, c учетом уточнений, просит признать незаконными действия начальника Федерального казенного учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Омской области» (далее – Отдел финансового обеспечения) об отказе в возмещении командировочных расходов, связанных с оплатой проживания в гостинице и приобретением проездных билетов для следования к месту командирования в город <адрес> в период с 19 по 22 мая 2019 года, возложив на указанный финансовый орган обязанность принять к оплате его авансовый отчет и возместить ему сумму упомянутых расходов в размере 7600 рублей.
В судебном заседании ФИО1 просил административное исковое заявление удовлетворить и пояснил, что он проходит военную службу по контракту в войсковой части 0000 (авиационной эскадрилье). 19 мая 2019 года по приказу командования он направлялся в служебную командировку в город <адрес> в <данные изъяты> с целью получения и возврата на базовый аэродром в город <адрес> военного самолета. До города <адрес> он добирался гражданским транспортом через <адрес>, поскольку прямые рейсы из города <адрес> отсутствовали, в том числе на самолете, авиабилеты приобретал в обмен на воинские перевозочные документы, полученные им по месту службы, а также автобусом, для приобретения билетов на которые в воинской части ему воинских перевозочных документов не выдали, в связи с чем он приобретал проездной билет на автобус за счет собственных средств и затратил 1000 рублей. Находясь в указанной командировке в городе <адрес>, он в связи с необеспечением бесплатным служебным жильем ввиду его отсутствия в месте командирования проживал в гостинице в однокомнатном двухместном стандартном номере, на что затратил из собственных средств 6600 рублей. По прибытию из указанной командировки он, ФИО1, составил отчет о произведенных расходах, к которому приложил соответствующие документы, и направил данный отчет в Отдел финансового обеспечения. Однако, несмотря на то, что указанные затраты им произведены с разрешения командования и в служебных целях, начальник Отдела финансового обеспечения ему в возмещении этих расходов отказал и возвратил авансовый отчет, что является неправомерным и нарушает его права.
Представитель административного ответчика – начальника Отдела финансового обеспечения по доверенности Усов требования ФИО1 не признал, просил применить последствия пропуска процессуального срока для обращения в суд и пояснил, что направление данного военнослужащего для совершения полетов не является служебной командировкой, данная поездка отнесена к мероприятиям, проводимым вне пункта постоянной дислокации воинской части, о чем командиром части издан приказ, однако возможность возмещения военнослужащим стоимости проезда и проживания в таком случае законодательством не предусмотрена. В данном случае ФИО1 подлежал обеспечению воинскими перевозочными документами по месту службы, а служебным жильем по месту проведения указанных мероприятий. При этом город <адрес> не входит в утвержденный командованием Воздушно-космическими силами перечень населенных пунктов, где отсутствует возможность размещения военнослужащих в жилых помещениях Министерства обороны Российской Федерации.
Представитель командира войсковой части 45097-3 по доверенности ФИО3 просил административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить и пояснил, что действительно административный истец по распоряжению вышестоящего командования направлялся в указанную служебную командировку гражданским транспортом. При этом ФИО1 в воинской части были выданы воинские перевозочные документы для приобретения авиабилетов из города <адрес> в <адрес>. Из <адрес> в город <адрес> административному истцу было разрешено самостоятельно выбрать имеющийся транспорт и приобрести билеты за счет собственных средств с последующим возмещением расходов. Также ФИО1 правомерно проживал в месте командирования в гостинице, поскольку не был обеспечен бесплатным служебным жильем в виду его отсутствия в месте командирования. Так как проезд и проживание ФИО1 не было организовано воинскими должностными лицами и на указанные цели он затратил собственные средства начальник Отдела финансового обеспечения обязан был возместить ему эти средства.
Заслушав объяснения административного истца, представителей административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
ФИО1, обратившись с указанным административным иском в суд 14 февраля 2020 года, установленный статьей 219 КАС РФ трехмесячный срок обращения не пропустил, поскольку об оспариваемых действиях и решении должностного лица ему стало известно не ранее 19 декабря 2019 года – дня направления ему начальником Отдела финансового обеспечения соответствующего письма с нереализованным авансовым отчетом.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции Федерального закона, действовавшей 19 - 22 мая 2019 года) военнослужащие имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, в том числе в служебные командировки. Расходы, связанные с перевозкой, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации в пунктах 1, 5 и 6 постановления № 354 от 20 апреля 2000 года «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества» (в редакции, действовавшей 22 мая 2019 года) Министерству обороны Российской Федерации определено реализовывать указанное выше право военнослужащих на проезд на безвозмездной основе путем выдачи им воинских перевозочных документов, а в случае приобретения ими проездных документов (билетов) за свой счет - путем возмещения понесенных расходов в порядке, установленном этим же министерством.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 июня 2000 года № 300 «О мерах по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 года № 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества», командующим войсками военных округов, командирам соединений и воинских частей, начальникам (руководителей) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации предписано возмещать военнослужащим, имеющим право на бесплатный проезд, расходы, связанные с приобретением проездных и перевозочных документов, после осуществления проезда и предъявления документов, подтверждающих фактические затраты по проезду.
В силу положений части 1 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» военнослужащим, направляемым в служебные командировки, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 № 467 «О возмещении расходов по бронированию и найму жилого помещения, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, за счет средств федерального бюджета», возмещение военнослужащим расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, по найму жилого помещения (кроме случая, когда направленному в служебную командировку военнослужащему предоставляется бесплатное жилое помещение) осуществляется за счет средств федерального бюджета в размере фактических затрат, подтвержденных соответствующими документами, но не более стоимости однокомнатного (одноместного) номера (для военнослужащих, имеющих служебное положение, равное тому, в котором проходит службу ФИО1).
В силу пункта 1 Инструкции по организации направления военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, в служебные командировки на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2014 года № 988, служебной командировкой является направление военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне пункта постоянной дислокации или временного расквартирования воинской части (подразделения), в которой военнослужащий проходит военную службу.
При этом согласно пункту 10 названной Инструкции, а также пунктам 58 и 125 Порядка обеспечения денежным довольствием Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 2700 (действовавшего 19 - 22 мая 2019 года), пункту 9 Перечня, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 ноября 2014 года № 844 дсп, не считаются служебными командировками поездки военнослужащих для участия в мероприятиях вне пункта постоянной дислокации воинской части, в том числе для выполнения полетов на воздушных судах.Как усматривается из телеграммы начальника штаба войсковой части 0001 (Управление военно-транспортной авиации) командиру войсковой части 0000 предписано командировать необходимое количество летного и инженерно-технического состава в город <адрес> в <данные изъяты> с 17 мая 2019 года для выполнения проверочных полетов и возвращения самолета на базовый аэродром в город <адрес>.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части 0000 от 20 мая 2019 года № 94, а также командировочному удостоверению от 17 мая 2019 года № 252, ФИО1 в период с 19 по 22 мая 2019 года убывал в командировку в <данные изъяты> в город <адрес> для получения и возврата на базовый аэродром Ан-26, что командиром части определено как мероприятие, предусмотренное в Перечне, утвержденном приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 ноября 2014 года № 844 дсп. При этом командиром части определено выдать ФИО1 воинские перевозочные документы от аэропорта Омска до аэропорта <адрес>, проезд и проживание, в том числе в гостинице, осуществлять за счет бюджетных средств.
Согласно справке <данные изъяты>, ФИО1 в период пребывания в указанной служебной поездке бесплатным служебным жильем не обеспечивался в связи с его отсутствием.
Как следует из авансового отчета ФИО1 отчитался о произведенных расходах на проезд и проживание на общую сумму 7600 рублей, приложил документы о расходах, данные расходы подтверждены личной подписью командира войсковой части 0000
Согласно письму начальника Отдела финансового обеспечения от 19 декабря 2019 года, ФИО1 возращен авансовый отчет за расходы в указанной служебной поездке без оплаты, поскольку проезд и проживание при направлении военнослужащих для участия в мероприятиях, указанных в Перечне, утвержденном приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 ноября 2014 года № 844 дсп, должны быть организованы соответствующими должностными лицами, в приказе командира части содержатся ошибочные данные о размере произведенных расходов, которые просил возместить ФИО1, и город <адрес> не относится к населенным пунктам, перечень которых утвержден главнокомандующим Воздушно-космическими силами, где расходы на проживание летного состава военно-транспортной авиации подлежат возмещению.
Квитанцией от 19 мая 2019 года подтверждается, что ФИО1 в этот день затрачено на поездку на автобусе из <адрес> в город <адрес> 1000 рублей.
Из кассовых чеков, счетов от 19 и 21 мая 2019 года, справки отеля «Шеддок» от 22 мая 2019 года следует, что ФИО1 в период с 19 по 22 мая 2019 года проживал в указанной гостинице, расположенной в городе <адрес>, в однокомнатном двухместном стандартном номере с оплатой одного койко-места по 2200 рублей в сутки, всего 6600 рублей.
Согласно договору на обслуживание № 57, финансово-экономическое обеспечение войсковой части 0000, в том числе обеспечение личного состава установленными выплатами, осуществляет Отдел финансового обеспечения.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 по приказу командования совершил поездку для участия в служебном мероприятии, проводимом вне пункта постоянной дислокации воинской части, - совершении полетов на воздушном судне, формально не подпадающую под понятие служебная командировка, в период проведения данных мероприятий проживал в гостинице, оплатил за счет собственных средств с разрешения командования указанные проезд и проживание, однако ему в возмещении указанных расходов, понесенных им в служебных целях по причине необеспечения его Министерством обороны Российской Федерации воинскими перевозочными документами и бесплатным жильем, отказано финансовым органом ввиду отсутствия в законодательстве положений, предусматривающих возможность возмещения таких расходов.
Между тем суд считает такой отказ начальника Отдела финансового обеспечения противоречащим положениям абзаца 2 пункта 2 статьи 1 и пунктам 2 - 4 статьи 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих», предусматривающим общие начала установления социальных гарантий и компенсаций военнослужащим в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, а также обязанность государства в лице федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, обеспечить реализацию этих гарантий и компенсаций.
По смыслу упомянутых выше положений федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации в случае, если проезд и проживание военнослужащим осуществляется в служебных целях в связи с исполнением приказа командования, такие расходы подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.
В данном случае суд считает, что неурегулирование Министерством обороны Российской Федерации порядка реализации военнослужащими права на проезд и проживание на безвозмездной основе по служебной необходимости в связи с участием в мероприятиях, проводимых вне пункта постоянной дислокации воинской части, не может служить основанием для лишения военнослужащего указанного права и возложения на него материальных затрат на выполнение служебного задания.
В соответствии с частью 6 статьи 15 КАС РФ пробел в правовом регулировании спорных отношений, если это не противоречит их существу, подлежит устранению путем применения аналогии закона или аналогии права.
Поскольку нормативными правовыми актами не установлен порядок и условия возмещения затрат, понесенных военнослужащими на проезд и проживание в связи с направлением командованием для участия в мероприятиях, проводимых вне пункта постоянной дислокации воинской части, суд считает необходимым применить схожие и не противоречащие их существу упомянутые выше положения федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации и приказа Министра обороны Российской Федерации, регулирующие порядок возмещения военнослужащим таких расходов при направлении в служебные командировки.
При таких обстоятельствах, учитывая, что оспариваемые действия и решение начальника Отдела финансового обеспечения, связанные с возвратом ФИО1 авансового отчета и отказом в возмещении ему расходов на проезд и проживание в служебной поездке, нарушают права и законные интересы административного истца, суд считает необходимым административный иск удовлетворить.
Довод представителя административного ответчика о пропуске срока обращения с административным исковым заявлением суд считает несостоятельным, поскольку ФИО1 оспаривает действия и решение начальника Отдела финансового обеспечения, совершенные и принятое 19 декабря 2019 года. С каким именно авансовым отчетом состоялось предыдущее обращение административного истца в финансовый орган, как и факт вручения ему предыдущего ответа на его обращение, установить в судебном заседании не представилось возможным. При этом в последнем письме начальника Отдела финансового обеспечения, содержащем оспариваемое решение, приведены и иные основания, чем в первом ответе, для отказа в возмещении ему расходов, а именно сообщено, что в приказе командира части об оплате расходов допущена ошибка в сумме, которую необходимо возместить, а также то, что расходы, связанные с проездом и проживанием для участия в мероприятиях, указанных в Перечне, утвержденном приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 ноября 2014 года № 844 дсп, должны быть организованы соответствующими должностными лицами, в связи с чем не подлежат возмещению.
Доводы представителя административного ответчика о том, что проезд и проживание в случае участия военнослужащего в указанных выше мероприятиях должны быть организованы воинскими должностными лицами, а также о том, что город Иваново не относится к населенным пунктам, где отсутствует служебное жилье для летного состава военно-транспортной авиации, суд также считает несостоятельным, поскольку приведенные выше доказательства свидетельствуют об отсутствии в рассматриваемом случае должной организации проезда и проживания со стороны должностных лиц, однако данное обстоятельство не может быть основанием для возложения на административного истца служебных расходов.
Для восстановления нарушенного права административного истца суд считает необходимым возложить на начальника Отдела финансового обеспечения обязанность принять у ФИО1 авансовый отчет об указанных выше расходах и возместить ему данные расходы в установленном порядке.
Поскольку административное исковое заявление подлежит удовлетворению, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, подтвержденные соответствующей квитанцией, в соответствии со статьей 111 КАС РФ надлежит взыскать в пользу административного истца с Отдела финансового обеспечения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 и 227 КАС РФ,
решил:
административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконными действия и решение начальника Федерального казенного учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Омской области», связанные с отказом, изложенным в письме указанного должностного лица от 19 декабря 2019 года, ФИО1 в возмещении расходов на проезд и проживание, понесенных им в период с 19 мая 2019 года по 22 мая 2019 года при служебной поездке в город <адрес>
Возложить на начальника Федерального казенного учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Омской области» обязанность принять у ФИО1 авансовый отчет о понесенных им расходах на проезд и проживание в период с 19 мая 2019 года по 22 мая 2019 года при служебной поездке в город <адрес> и возместить ему данные расходы в установленном порядке.
Разъяснить начальнику Федерального казенного учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Омской области», что ему необходимо сообщить об исполнении настоящего решения в Омский гарнизонный военный суд и ФИО1 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Омской области» в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Восточный окружной военный суд через Омский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.А. Текушан