ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-18/20 от 18.03.2020 Эхирит-булагатского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 марта 2020г. Эхирит-Булагатский районный суд Иркутской области в составе судьи Черкашиной Д.С., при секретаре Шадаевой Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-18/2020 по административному исковому заявлению Прокурора Эхирит-Булагатского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Усть-Ордынское» об оспаривании бездействия органа местного самоуправления по организации транспортного обслуживания населения,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований административный истец указал, что прокуратурой Эхирит-Булагатского района в связи с поступившим обращением В об отсутствии автобусных маршрутов в п. Усть-Ордынский проведена проверка исполнения администрацией МО «Усть-Ордынское» требований законодательства в сфере транспортной доступности населения, реализации полномочий по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах поселка Усть-Ордынский. В ходе проверки установлено, что в летнее время курсирует только один маршрут , действующие маршруты не охватывают дальние районы поселка – <адрес> в сторону ОГБУЗ «Усть-Ордынский противотуберкулезный диспансер», районы старого аэропорта и <адрес>, <адрес> этом, указанные районы поселка активно застраиваются жителями, соответственно, численность населения в них увеличивается. Кроме того, транспортная доступность населения во временном интервале также не соответствует требованиям "СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", так как фактически действующий в летнее время единственный маршрут не обеспечивает жителей проездом к ОГБУЗ «Областная больница № 2», ОГБУЗ «Усть-Ордынский противотуберкулезный диспансер», иным организациям здравоохранения в пределах 30-минутного интервала времени ввиду того, что маршрут односторонний, интервал движения автобусов по каждой остановке составляет 1 час. О необходимости изменения схемы движения действующих маршрутов, введения большего количества автобусов свидетельствуют и неоднократные обращения к главе МО «Усть-Ордынское» жителей поселка с вопросом увеличения протяженности маршрута и приобретения муниципального автобуса, однако эта проблема осталась до сих пор нерешенной. По результатам проверки в адрес главы МО «Усть-Ордынское» внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере транспортной доступности (исх. от ***), которое фактически в настоящее время осталось без удовлетворения. Кроме того, о грубых нарушениях прав жителей п. Усть-Ордынский на транспортное обслуживание свидетельствует видеорепортаж «Вести-Иркутск» «Кардиотренировка поневоле. В Усть-Ордынском люди вынуждены пешком накручивать километры» (выпуск от 29.10.2019, 14:25), опубликованный в средствах массовой информации, в частности, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах http://vestiirk.ru/news_day/248240/, http://sibir.info/video/23769/. Из видеорепортажа следует, что у жителей отдаленных районов поселка Усть-Ордынский отсутствует возможность пользоваться услугами общественного транспорта, т.к. имеющиеся маршруты движения общественного транспорта охватывают преимущественно центральную часть поселка. В настоящее время жители отдаленных районов поселка Усть-Ордынский ограничены в свободном передвижении. Согласно п. 7 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования «Усть-Ордынское», утв. решением Думы МО «Усть-Ордынское» от ***, к вопросам местного значения поселения относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения. Организация транспортного обслуживания подразумевает обеспечение фактического осуществления данного действия, то есть принятие таких мер по организации транспортного обслуживания населения, результатом которых является наличие в населенном пункте регулярно функционирующих маршрутов. Из ответов и.о. главы администрации МО «Усть-Ордынское» А и начальника отдела по правовому обеспечению администрации МО «Усть-Ордынское» Х на представление прокурора об устранении нарушений законодательства в сфере транспортной доступности от *** следует, что в п. Усть-Ордынский в настоящее время действительно имеется необходимость в организации дополнительного маршрута, охватывающего дальние районы поселка. Однако, в местном бюджете не имеется средств на приобретение и содержание автобуса, соответствующего всем техническим нормам по перевозке пассажиров. Администрацией МО «Усть-Ордынское» в *** направлена заявка в министерство жилищной политики, энергетики и транспорта <адрес> о потребности в закупке новой техники для осуществления пассажирских перевозок на период ******. Из объяснения А, заместителя главы администрации МО «Усть-Ордынское», следует, что действующие в настоящее время вышеуказанные маршруты не охватывают западную и северную часть п. Усть-Ордынский, в частности, следующие районы и улицы в п. Усть-Ордынский: <адрес> Согласно информации ОГИБДД МО МВД России «Эхирит-Булагатский» от *** (исх. ) по состоянию на *** на территории п. Усть-Ордынский действуют два автобусных маршрута , , обслуживаемых ИП Б1 На оба автобусных маршрута имеются паспорта маршрутов, имеются схемы передвижения, остановки, график движения. Автобусы осуществляют маршрутное движение только в будние дни. Начала работы маршрута – с 07 часов 40 минут с конечной остановки «Котельная» по <адрес>, движение автобуса осуществляется по <адрес> Маршрут – с 07 часов 35 минут, движется с <адрес> где заканчивается в 19 часов 06 минут. Действующие маршруты не соответствуют требованиям пунктов 5.4, 6.2 приказа Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 820 "Об утверждении свода правил "СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", так как не обеспечивают транспортную доступность граждан к объектам социальной инфраструктуры в сельской местности в пределах 30 мин. Ввиду того, что маршруты односторонние, интервал движения автобусов относительно каждой остановки составляет 1 час и более. Таким образом, выше указанные маршруты не охватывают следующие районы и улицы п. Усть-Ордынский: <адрес> тем самым у жителей поселка отсутствует возможность пользоваться услугами общественного транспорта. В связи с отсутствием регулярного транспортного обслуживания населения, у жителей вышеперечисленных улиц п. Усть-Ордынский, расположенных вне зоны движения автобусов по маршрутам и , нарушаются права на транспортную доступность, поскольку последние лишены возможности передвижения, в т.ч. до таких социально значимых объектов и учреждений, как больницы, школы, детские сады, отделения почтовой связи, учреждения культуры, спорта и др. Более того, жители поселка в зимний период времени вынуждены пользоваться услугами коммерческого транспорта (такси), стоимость услуг которого в разы превышает тариф, установленный для автобусных маршрутов и . Таким образом, предпринимаемые администрацией муниципального образования «Усть-Ордынское» меры к решению вопросов местного значения в части организации транспортного обслуживания населения в границах поселения являются недостаточными и не позволяют гражданам реализовать в полной мере предусмотренное ст. 27 Конституции РФ право на свободу передвижения.

Ссылаясь на ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Закон Иркутской области от 28.12.2015 N 145-ОЗ "Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Иркутской области" с учетом уточнений истец просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Усть-Ордынское» в части создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах поселения: в северной и западной части п. Усть-Ордынский <адрес> путем организации и обеспечения регулярного функционирования дополнительных автобусных маршрутов, в том числе в праздничные и выходные дни.

В судебном заседании помощник прокурора Саватеев И.А. административные исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика ФИО1 против административных исковых требований возражал.

Представитель администрации МО «Эхирит-Булагатский район» в судебное заседание не явился.

Выслушав явившихся лиц, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч. 1 ст. 40 КАС РФ в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Кодексом и другими федеральными законами, государственные органы, должностные лица, могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.

Пунктом 7 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что муниципальный маршрут регулярных перевозок – это маршрут регулярных перевозок в границах поселения, либо двух и более поселений одного муниципального района.

Частью 2 статьи 11 ФЗ от 13.07.2015 № 220-ФЗ предусмотрено, что муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного сельского поселения устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится указанное поселение.

В силу пунктов 1, 2 ст. 9 Закона Иркутской области от 28.12.2015 N 145-ОЗ "Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Иркутской области" муниципальные маршруты в границах одного сельского поселения Иркутской области, в границах двух и более поселений Иркутской области, находящихся в границах одного муниципального района Иркутской области, устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района Иркутской области, в состав которого входят указанные поселения Иркутской области. Порядок установления, изменения и отмены муниципальных маршрутов (в том числе порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) в границах одного сельского поселения Иркутской области, в границах двух и более поселений Иркутской области, находящихся в границах одного муниципального района Иркутской области, устанавливается органом местного самоуправления муниципального района Иркутской области, в состав которого входят указанные поселения Иркутской области.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования «Усть-Ордынское», утв. решением Думы МО «Усть-Ордынское» от ***, к вопросам местного значения поселения относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.

Согласно Своду правил СП 42 13330.2011, Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, СНиП 2.07.01-89, раздел 11, подраздел Сеть общественного транспорта и пешеходного движения, п.п. 11.15-11.16 дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного транспорта не должна превышать 500 м, расстояние между остановочными пунктами на линиях общественного пассажирского транспорта в пределах территории поселений следует принимать: для автобусов, троллейбусов, трамваев - 400-600 метров. Доступность поликлиник, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и аптек в сельской местности принимается в пределах 30 мин (с использованием транспорта) (п. 10.4 Свода правил). Аналогичные правила содержатся в Своде правил 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр).

Из ответов и.о. главы администрации МО «Усть-Ордынское» А и начальника отдела по правовому обеспечению администрации МО «Усть-Ордынское» Х на представление прокурора об устранении нарушений законодательства в сфере транспортной доступности от *** следует, что в п. Усть-Ордынский в настоящее время действительно имеется необходимость в организации дополнительного маршрута, охватывающего дальние районы поселка. Однако, в местном бюджете не имеется средств на приобретение и содержание автобуса, соответствующего всем техническим нормам по перевозке пассажиров. Администрацией МО «Усть-Ордынское» в *** направлена заявка в министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области о потребности в закупке новой техники для осуществления пассажирских перевозок на период ******

Из объяснения А, заместителя главы администрации МО «Усть-Ордынское», следует, что действующие в настоящее время вышеуказанные маршруты не охватывают западную и северную часть п. Усть-Ордынский, в частности, следующие районы и улицы в <адрес>

Согласно информации ОГИБДД МО МВД России «Эхирит-Булагатский» от *** (исх. ) по состоянию на *** на территории п. Усть-Ордынский действуют два автобусных маршрута , , обслуживаемых ИП Б1 На оба автобусных маршрута имеются паспорта маршрутов, имеются схемы передвижения, остановки, график движения. Автобусы осуществляют маршрутное движение только в будние дни.

Начала работы маршрута – с 07 часов 40 минут с конечной остановки «Котельная» по <адрес>, движение автобуса осуществляется по <адрес> Маршрут завершает работу в 18 часов 38 минут на ост. «Котельная» по <адрес>.

Маршрут – с 07 часов 35 минут, движется с <адрес>, где заканчивается в 19 часов 06 минут.

Действующие маршруты не соответствуют требованиям пунктов 5.4, 6.2 приказа Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 820 "Об утверждении свода правил "СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", так как не обеспечивают транспортную доступность граждан к объектам социальной инфраструктуры в сельской местности в пределах 30 мин. Ввиду того, что маршруты односторонние, интервал движения автобусов относительно каждой остановки составляет 1 час и более.

Таким образом, выше указанные маршруты не охватывают следующие районы и улицы п. Усть-Ордынский: <адрес> тем самым у жителей поселка отсутствует возможность пользоваться услугами общественного транспорта.

Допрошенные в судебном заседании свидетели В, Б2 подтвердили, что имеющиеся автобусные маршруты не затрагивают большую часть поселка, интервал движения автобусов относительно каждой остановки составляет 1 час и более, кроме того автобусные маршруты не работают в летние месяцы и выходные дни. В связи с чем жители поселка, проживающие вне зоны движения автобусов, вынуждены пользоваться услугами такси.

Оснований не доверять показаниям свидетелей у суда не имеется.

Администрация МО «Усть-Ордынское» в ходе рассмотрения дела не представила никаких доказательств того, что администрацией были надлежащим образом созданы условия для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах поселения, а также доказательства, опровергающие доводы административного истца.

Доводы прокурора о фактическом отсутствии транспортных услуг для жителей п.Усть-Ордынское: <адрес> не были опровергнуты Администрацией МО «Усть-Ордынское». Кроме того, факт отсутствия организации транспортного обслуживания населения п.Усть-Ордынское в указанной выше части подтвержден результатами проверки прокуратуры Эхирит-Булагатского района Иркутской области, по результатам которой в адрес главы МО «Усть-Ордынское» внесено представление об устранении выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих (л.д. 26-27).

Отсутствие надлежащего транспортного обслуживания населения п.Усть-Ордынское с учетом фактических расстояний (удаленности) мест проживания жителей от центральной части поселка, безусловно свидетельствует о нарушении прав жителей, поскольку создает препятствия в доступности посещения объектов социально-бытового, административно-делового, культурно-развлекательного, культового и иного назначения.

Таким образом, с учетом установленного ч. 11 ст. 226 КАС РФ порядка распределения бремени доказывания юридически значимых обстоятельств по настоящему делу, принимая во внимание представленные сторонами доказательства и доводы сторон, суд приходит к выводу об обоснованности требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации МО «Усть-Ордынское» в части создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах поселения: в северной и западной части п. Усть-Ордынский <адрес>

Заявленное в целях восстановления прав требование о возложении обязанности на Администрацию «Усть-Ордынское» организовать транспортное обслуживание населения, проживающего в северной и западной части п. Усть-Ордынский <адрес> путем организации и обеспечения регулярного функционирования дополнительных автобусных маршрутов, в том числе в праздничные и выходные дни также подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Эхирит-Булагатского района Иркутской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Усть-Ордынское» в части создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах поселения: в северной и западной части п. Усть-Ордынский <адрес>

Обязать администрацию муниципального образования «Усть-Ордынское» организовать транспортное обслуживание населения, проживающего в северной и западной части п. Усть-Ордынский <адрес> путем организации и обеспечения регулярного функционирования дополнительных автобусных маршрутов, в том числе в праздничные и выходные дни.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд в течение одного месяца со дня его вынесения путем подачи жалобы через Эхирит-Булагатский районный суд.

Судья <данные изъяты> Д.С. Черкашина

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>