ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-18/2018 от 02.02.2018 Качугского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Качуг 02 февраля 2018года.

Качугский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Поповой О.М.,

при секретаре судебного заседания Антонове А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Качугского района к администрации Качугского муниципального образования (сельского поселения), Думе Качугского муниципального образования (сельского поселения) о признании незаконным бездействие, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Качугского района обратился в суд с административным иском к Главе Качугского муниципального образования (сельского поселения) о признании незаконным бездействие Главы Качугского муниципального образования (сельского поселения), выразившееся в неисполнении обязанности по утверждению программы комплексного развития социальной инфраструктуры в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также обязанности по предоставлению информации об итогах мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур в Службу архитектуры Иркутской области в установленные законодательством сроки, о возложении обязанности на Главу Качугского муниципального образования (сельского поселения) утвердить на территории Качугского муниципального образования (сельского поселения) программу комплексного развития социальной инфраструктуры в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также привести в соответствие нормам действующего законодательства программы комплексного развития систем коммунальной, транспортной инфраструктур.

До рассмотрения дела по существу, прокурор в силу ч.1 ст.43 КАС РФ уточнил требования, в качестве соответчиков по делу заявил администрацию Качугского муниципального образования (сельского поселения), а также Думу Качугского муниципального образования (сельского поселения), просил признать незаконным бездействие администрации Качугского муниципального образования (сельского поселения), выразившееся: в неисполнении обязанности по разработке программ комплексного развития систем социальной, транспортной, коммунальной инфраструктур в соответствии с требованиями действующего законодательства; в неисполнении обязанности по предоставлению информации об итогах мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур в Службу архитектуры Иркутской области в установленные законодательством сроки, а также обязать администрацию Качугского муниципального образования (сельского поселения) устранить допущенные нарушения, признать незаконным бездействие Думы Качугского муниципального образования (сельского поселения), выразившееся в неисполнении обязанности по утверждению программ комплексного развития социальной, коммунальной, транспортной инфраструктур; обязать Думу Качугского муниципального образования (сельского поселения) устранить допущенные нарушения.

В обоснование требований прокурором указано, что Прокуратурой района в ходе осуществления анализа состояния законности в сфере исполнения муниципальными образованиями требований градостроительного законодательства установлено следующее.

Решением Думы Качугского сельского поселения от 06.11.2013 года № 40 утвержден генеральный план поселения на срок до 2032 года.

В силу п. 6.1. ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 5.1 ст. 26 ГрК РФ программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов и подлежат утверждению органами местного самоуправления таких поселений, городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, городских округов.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений.

По состоянию на 15.12.2017 года программа комплексного развития социальной инфраструктуры на территории Качугского сельского поселения не утверждена.

Таким образом, налицо нарушение Качугским сельским поселением требований ст. 26 ГрК РФ.

Качугским сельским поселением также принята программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры на срок с 2014 по 2017 год.

В соответствии с п. 3 Требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 июня 2013 года № 502 «Об утверждении требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов» если на момент разработки программы генеральный план реализуется менее 5 лет, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели указываются с разбивкой по годам в течение первых 5 лет, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам.

Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Качугского сельского поселения принята по истечении 1 года с момента начала реализации генерального плана Качугского сельского поселения, следовательно, срок мероприятия и целевые показатели программы должны быть разработаны на оставшийся срок действия генерального плана, однако в нарушение норм действующего законодательства мероприятия и целевые показатели запланированы до 2017 года, а не до 2032 года.

Качугским сельским поселением также принята программа комплексного развития транспортной инфраструктуры на срок с 2016 по 2026 год.

В соответствии с п. 5 Требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2015 года № 1440 «Об утверждении требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов» если на момент разработки программы генеральный план реализуется менее 5 лет, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели (индикаторы) указываются с разбивкой по годам в течение первых 5 лет, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам.

Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Качугского сельского поселения принята по истечении 3 лет с момента начала реализации генерального плана Качугского сельского поселения, следовательно, срок мероприятия и целевые показатели программы должны быть разработаны на оставшийся срок действия генерального плана, однако в нарушение норм действующего законодательства мероприятия и целевые показатели запланированы до 2026 года, а не до 2032 года.

В соответствии со ст.5 Порядка осуществления мониторинга разработки и утверждения ПКР СКИ, утв. приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 28.10.2013 № 397/ГС информация по итогам мониторинга предоставляется муниципальными образованиями субъекту РФ (Службе архитектуры Иркутской области) ежеквартально. Согласно ст. 4 Порядка осуществления мониторинга разработки и утверждения ПКР ТИ, утв. приказом министерства транспорта РФ от 26.05.2016 № 131 и статьей 4 Порядка осуществления мониторинга разработки и утверждения ПКР СИ, утв. приказом министерства экономического развития РФ от 29.03.2016 № 181 мониторинг ПКР ТИ, ПКР СИ проводится Службой по итогам полугодия, года.

Между тем, установлено, что информация об итогах мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур в Службу архитектуры Иркутской области в установленные законодательством сроки Качугским сельским поселением не предоставляется.

Допущенные нарушения стали возможны в связи с отсутствием надлежащего контроля со стороны Главы Качугского сельского поселения, являющегося главой представительного органа Качугского сельского поселения, за деятельность представительного органа поселения, что является недопустимым, так как нарушает ряд норм Градостроительного Кодекса РФ, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 14 июня 2013 года № 502 «Об утверждении требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов», Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2015 года № 1440 «Об утверждении требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов».

В силу ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также соответствие законам правовых актов, издаваемых последними.

В судебном заседании до вынесения решения по делу помощник прокурора Черненко В.Э. в соответствии с требованиями ч.5 ст.39 КАС РФ от административных исковых требований в части признать незаконным бездействие администрации Качугского муниципального образования (сельского поселения), выразившееся: в неисполнении обязанности по разработке программ комплексного развития систем социальной, транспортной, коммунальной инфраструктур в соответствии с требованиями действующего законодательства отказался, так как ответчиками в этой части требования прокурора выполнены.

Отказ от части иска судом принят, так как он заявлен в соответствии с требованиями ч.5 статьи 39 КАС РФ, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Производство по делу в указанной части прекращено в соответствии с ч.3 ст.194 КАС РФ.

В остальной части административных исковых требований помощник прокурора Черненко В.Э. требования поддержал и просил суд их удовлетворить.

Представитель ответчиков по доверенности Усольцева Е.Г. в судебном заседании административные исковые требования прокурора Качугского района в части неисполнении обязанности по предоставлению информации об итогах мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур в Службу архитектуры Иркутской области в установленные законодательством сроки, устранения допущенных нарушений, а также о признании незаконным бездействие Думы Качугского муниципального образования (сельского поселения), выразившееся в неисполнении обязанности по утверждению программ комплексного развития социальной, коммунальной, транспортной инфраструктур; возложении обязанности на Думу Качугского муниципального образования (сельского поселения) устранить допущенные нарушения, признала.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о принятии признания исковых требований ответчиками и об удовлетворении требований прокурора в полном объеме.

Согласно ч.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992г. № 2202-1 « О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч.4 ст.218 КАС прокурор может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п.6.1 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п.5.1 ст.26 Градостроительного кодекса РФ программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов и подлежат утверждению органами местного самоуправления таких поселений, городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, городских округов.

В силу п.8 ч.1 ст.8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений.

В силу ст.46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

В судебном заседании представитель ответчиков Усольцева Е.Г. исковые требования прокурора района признала в полном объеме, признание иска ответчиком не противоречит закону, и не нарушает прав и интересов других лиц, поэтому принимается судом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, ст.46 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Принять признание иска ответчиком.

Административные требования прокурора Качугского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Качугского сельского поселения выразившееся: в неисполнении обязанности по предоставлению информации об итогах мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур в Службу архитектуры Иркутской области в установленные законодательством сроки, а также обязать администрацию Качугского муниципального образования (сельского поселения) устранить допущенные нарушения.

Признать незаконным бездействие Думы Качугского муниципального образования (сельского поселения), выразившееся в неисполнении обязанности по утверждению программ комплексного развития социальной, коммунальной, транспортной инфраструктур; обязать Думу Качугского муниципального образования (сельского поселения) устранить допущенные нарушения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: О.М. Попова