ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-18/2022 от 24.03.2022 Уфимского гарнизонного военного суда (Республика Башкортостан)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 марта 2022 г. г. Ижевск

Уфимский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Вялых А.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Матвеевой Е.С., с участием административного истца Болотова В.В., представителя административных ответчиков Суворова С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-18/2022 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике полковника запаса Болотова Владимира Владимировича об оспаривании решения жилищной комиссии данного Управления о снятии его с жилищного учёта,

установил:

в военный суд обратился полковник запаса Болотов В.В. с административным исковым заявлением, в котором указал, что во время прохождения военной службы в Управлении Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике (далее - Управление) он с 9 октября 1997 г. решением социально-бытовой комиссии данного Управления был признан нуждающимся в жилом помещении с составом семьи три человека, включая своих супругу и дочь.

Решением жилищной комиссией Управления от 25 ноября 2016 г., отражённым в протоколе , он восстановлен на жилищном учёте с тем же составом семьи с 9 октября 1997 г., а решением названного жилищного органа от 30 ноября 2021 г., отражённым в протоколе , одобрено предоставление ему и двум членам его семьи жилищной субсидии.

Однако в соответствии с решением жилищной комиссии Управления от 24 декабря 2021 г. (протокол ) оба предыдущих указанных решения отменены и одновременно принято решение о снятии его с учёта нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

Считая свои жилищные права нарушенными, не соглашаясь с последним из перечисленных выше решений жилищной комиссии, Болотов просил суд признать незаконным и отменить данное решение от 24 декабря 2021 г., обязать жилищную комиссию восстановить его с двумя членами семьи на учёте нуждающихся в предоставлении жилого помещения с 9 октября 1997 г., а также обязать Управление предоставить ему жилищную субсидию.

В судебном заседании административный истец свои требования поддержал и настаивал на их удовлетворении, в обоснование чего указал следующее.

На момент принятия его с супругой и дочерью на жилищный учёт, 9 октября 1997 г., обеспеченность на каждого из членов семьи жилой площадью составляла 4,86 кв.м, т.е. менее учётной нормы, предусмотренной решением органов власти на основании Жилищного кодекса РСФСР. В это время они проживали по адресу: 1, в жилом помещении жилой площадью 24,3 кв.м, принадлежащем родителям супруги.

Далее, в 2004 г. отец супруги продал указанную квартиру и приобрёл другую квартиру по адресу: 2, имеющую жилую площадь 42,3 кв.м, оформив её в собственность в равных долях на себя и на свою дочь. Таким образом, на него, Болотова В.В., и членов его семьи стало приходиться 7,05 кв.м жилой площади, что также менее учётной нормы. В данном жилом помещении они проживают и в настоящее время.

Поскольку согласно положениям Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» лица, состоявшие на учёте нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие указанного Кодекса, не могли быть сняты с такого учёта, за исключением прямо предусмотренных в упомянутом Федеральном законе оснований, он с членами своей семьи подлежал обеспечению жилым помещением, исходя из ранее действовавших норм учёта.

Также Болотов сослался на то обстоятельство, что жилищной комиссией Управления при принятии оспариваемого решения не приняты во внимание нормы предоставления жилых помещений в соответствии с Решением Городской думы г. Ижевска в размере 13,3 кв.м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи и 18 кв.м общей площади согласно ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

По его мнению, именно эти нормы должны были применяться при определении нормы обеспеченности жилым помещением, а не учётная норма в г. Ижевске.

Кроме того, административный истец пояснил, что в период с 2003 г. по февраль 2010 г. он имел в собственности в порядке наследования 1/2 жилого дома с жилой площадью 18,5 кв.м, впоследствии подаренную своей матери.

Однако в указанном жилом помещении он не проживал, сам дом для постоянного проживания пригоден не был, а после его отчуждения прошло более 11 лет, поэтому жилищной комиссией Управления названное жилое помещение учёту не подлежало.

Надлежаще извещённые о времени и месте судебного заседания, заинтересованные лица ФИО1 и ФИО2 в суд не прибыли, просили рассмотреть административное дело без их участия.

Представитель административных ответчиков – начальника Управления ФСБ России по Республике и жилищной комиссии данного Управления – Суворов С.Н. в судебном заседании административный иск Болотова В.В. не признал и просил суд в его удовлетворении отказать.

В обоснование этого он указал, что в 1997 г. административный истец действительно был принят на жилищный учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения на состав семьи из трёх человек, так как на тот момент проживал в жилом помещении, в котором жилая площадь на каждого из в нём проживающих составляла менее 9 кв.м.

При этом в Управлении не сохранился протокол заседания социально-бытовой комиссии по данному вопросу, имеются лишь рапорт Болотова и акт проверки его жилищных условий.

Ввиду изложенного, в 2016 г. жилищной комиссией было принято решение повторно рассмотреть вопрос о постановке его на жилищный учёт с первоначальной даты, т.е. с 9 октября 1997 г.

Далее, после направления Управлением ФСБ России по Республике в 2021 г. в Управление капитального строительства ФСБ России заявки на выделение Болотову субсидии для приобретения жилья из Центральной жилищной комиссии ФСБ России поступила рекомендация пересмотреть решение о признании административного истца нуждающимся в улучшении жилищных условий с учётом всех имевшихся у него жилых помещений.

В связи с этим жилищной комиссией Управления была проведена проверка, в ходе которой установлено, что с 2003 г. Болотов имел в собственности 1/2 доли в жилом доме, а с 2004 г. в собственности его супруги находилась ? доли квартиры, суммарно жилая площадь которых на каждого из членов семьи административного истца превышала учётную норму по действующему в тот период Жилищному кодексу РСФСР и составляла более 10 кв.м.

Представитель административных ответчиков Суворов также пояснил, что указанная информация, в частности, о площади жилого дома, ранее жилищной комиссии Управления известна не была, поэтому вопрос о снятии с жилищного учёта Болотова до 2021 г. не рассматривался.

Также названный представитель указал, что на момент дарения административным истцом своей доли в жилом доме, т.е. в 2010 г., уже действовал Жилищный кодекс РФ, предполагающий для признания нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма наличие, в том числе, общей площади жилого помещения менее учётной нормы.

Так как Болотов, его супруга и дочь с 2010 г. по настоящее время обеспечены жилым помещением, в котором учётная норма на каждого из них составляет более 10 кв.м, то в соответствии с Решением Государственной думы г. Ижевска они не вправе претендовать на улучшение жилищных условий, а поэтому жилищная комиссия Управления обоснованно приняла решение об их снятии с жилищного учёта.

Заслушав объяснения административного истца и представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 г., нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались, в том числе, граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

Постановлением Совета Министров Удмуртской АССР и Удмуртского областного совета профсоюзов от 30 августа 1984 г. № 231 были утверждены Правила учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Удмуртской АССР.

В соответствии с п. 7 указанных Правил нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 9 кв. м.

Выпиской из приказа начальника Управления ФСБ России по Республике от 30 декабря 2020 г. -ЛС по личному составу, выпиской из протокола заседания жилищной комиссии данного Управления от 25 ноября 2016 г., копиями акта проверки жилищных условий от 15 сентября 1997 г. и рапорта от 9 октября 1997 г., справкой отдела кадров Управления, а также пояснениями Болотова В.В. в суде установлено, что он первый контракт о прохождении военной службы заключил 19 июля 1996 г., уволен в запас по возрасту – по достижении предельного возраста пребывания на военной службе приказом ФСБ России от 22 декабря 2020 г. -ЛС, исключён из списков личного состава Управления 12 января 2021 г., решением социально-бытовой комиссии Управления 9 октября 1997 г. признан с двумя членами своей семьи нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как проживал с супругой, дочерью и родителями супруги, всего 5 человек, в жилом помещении по адресу: 1, имеющем жилую площадь 24,3 кв.м, т.е. на каждого из проживающих лиц приходилось менее 9 кв.м жилой площади.

При этом в связи с отсутствием первичных документов о постановке на жилищный учёт жилищная комиссия в 2016 г. приняла решение о восстановлении его на данном учёте на основании сохранившихся рапорта и акта проверки жилищных условий с 9 октября 1997 г.

Таким образом, исходя из учётной нормы, действовавшей по состоянию на названную дату, Болотов с составом семьи 3 человека, включая его супругу и дочь, обоснованно был принят на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями Жилищного кодекса РСФСР.

Как видно из выписки из протокола заседания жилищной комиссии Управления от 30 ноября 2021 г., указанной комиссией принято решение предоставить полковнику запаса Болотову В.В. и 2 членам его семьи жилищную субсидию в установленном размере.

Вместе с тем из копии протокола заседания той же жилищной комиссии от 24 декабря 2021 г., утверждённого начальником Управления также 24 декабря 2021 г., усматривается, что жилищная комиссия своим решением отменила выше упомянутые решения от 25 ноября 2016 г. о восстановлении административного истца на учёте нуждающихся в жилых помещениях с 9 октября 1997 г. и от 30 ноября 2021 г. о предоставлении ему жилищной субсидии, а также сняла его с жилищного учёта.

Принимая такое решение, жилищная комиссия, как следует из протокола , руководствовалась п. 2 и п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, разделом «д» ч. 1 ст. 29 Правил организации в органах Федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утверждённых приказом ФСБ России от 24 октября 2011 г. , и установила, в частности, следующее.

На момент принятия Болотова на жилищный учёт в 1997 г. обеспеченность его с членами семьи составляла 4,86 кв.м жилой площади на одного человека, а после продажи отцом супруги жилого помещения, приобретения новой квартиры и оформления её в долевую собственность в мае 2004 г. – 7,05 кв.м.

Вместе с тем в период с 7 августа 2003 г. по 26 ноября 2010 г. в долевой собственности Болотова находился жилой дом, имеющий жилую площадь 18,5 кв.м., т.е. на каждого члена семьи административного истца стало приходиться 10,13 кв.м жилой площади, а это, в свою очередь, препятствовало его нахождению на жилищном учёте.

После намеренного ухудшения в 2010 г. жилищных условий Болотовым, выразившемся в дарении своей доли в жилом доме, на основании ст. 53 Жилищного кодекса РФ он мог быть принят на жилищный учёт не ранее через пять лет после этого, т.е. в 2016 г.

Вместе с тем к тому времени действовал уже Жилищный кодекс РФ, предусматривающий для признания нуждающимися в жилых помещениях лиц, обеспеченных жильём ниже учётной нормы, которая определяется уровнем обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения.

На территории г. Ижевска учётная норма составляет 10 кв.м, а, исходя из общей площади жилого помещения, в котором проживает административный истец и 2 члена его семьи, с учётом доли его супруги, на каждого из них приходится 11,21 кв.м, что выше учётной нормы.

Выше изложенные обстоятельства нашли своё подтверждение исследованными в суде доказательствами.

Так, согласно копиям договора купли-продажи от 5 мая 2004 г., свидетельства о государственной регистрации права от 3 июня 2004 г., выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 19 сентября 2016 г., паспортов Болотова В.В., его супруги и дочери, в долевой собственности (доля:1/2) у адресу 2, супруги административного истца, со 2 июня 2004 г. находится трёхкомнатная квартира по адресу: 2, общей площадью 67,3 кв.м, в которой они всей семьёй зарегистрированы и проживают по настоящее время.

Из копий завещания от 21 декабря 1988 г., свидетельства о государственной регистрации права от 27 июня 2003 г., сведений из Центра кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества от 22 декабря 2021 г. и договора дарения доли в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок от 16 февраля 2010 г. следует, что в период с 23 июня 2003 г. по 16 февраля 2010 г. в общей долевой собственности административного истца (доля: 1/2) находился жилой дом по адресу: 3 общей площадью 29,2 кв.м и имеющий жилую площадь 18,5 кв.м.

Таким образом, находясь с 9 октября 1997 г. на законных основаниях на жилищном учёте, Болотов с членами своей семьи был обеспечен жильём по состоянию на эту дату в размере 4,86 кв.м жилой площади на одного человека, что соответствовало учётной норме для признания нуждающимися в жилом помещении.

После того, как в его долевую собственность был оформлен жилой дом, на каждого члена семьи стало приходиться после 23 июня 2003 г. 7,94 кв.м жилой площади, однако после приобретения супругой Болотова в долевую собственность жилого помещения по адресу: 2 обеспеченность жилой площадью с 3 июня 2004 г. составляла для них уже 10,13 кв.м.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным федеральным законом.

Частью 2 статьи 6 упомянутого Федерального закона предусмотрено, что граждане, принятые на учёт до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учёте до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учёта по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3 – 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане подлежали снятию с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.

Согласно п. 19 Правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Удмуртской АССР, утверждённых постановлением Совета Министров Удмуртской АССР и Удмуртского областного совета профсоюзов от 30 августа 1984 г. № 231, граждане снимались с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе, в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляла не менее 9 кв. метров и отпали другие основания признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Таким образом, в силу приведённых нормативных положений Болотов с составом семьи 3 человека, включая супругу и дочь, подлежал снятию с жилищного учёта после 3 июня 2004 г. в связи с улучшением своих жилищных условий, поскольку в результате этого на каждого члена его семьи стало приходиться более 9 кв.м жилой площади.

Что касается возможности нахождения на жилищном учёте после введения в действие Жилищного кодекса РФ, суд исходит из следующего.

Согласно подп. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Решением Городской думы города Ижевска от 28 июля 2005 г. № 349 на территории г. Ижевска установлена учётная норма площади жилого помещения в размере 10 кв.м и менее общей площади жилого помещения на одного человека в целях принятия на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Как установлено выше приведёнными доказательствами, в общей долевой собственности супруги административного истца находится квартира общей площадью 67,3 кв.м, т.е., исходя из 1/2 доли, на каждого члена семьи Болотова приходится 11,23 кв.м, что превышает учётную норму в г. Ижевске, а, следовательно, препятствует постановке его на жилищный учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Довод административного истца о том, что при принятии оспариваемого решения жилищной комиссией Управления должна была учитываться ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», является несостоятельным, так как данная норма устанавливает размер предоставляемого жилого помещения лицам, признанным нуждающимися в жилых помещениях в установленном порядке, а Болотов к таковым не относится, так как нуждающимся в улучшении жилищных условий он не признан и жилое помещение ему не предоставлялось.

Таким образом, оценив исследованные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что решение жилищной комиссии Управления ФСБ России по Республике от 24 декабря 2021 г., отражённое в протоколе , о снятии Болотова В.В. с составом семьи 3 человека с жилищного учёта и действия начальника данного Управления, связанные с утверждением указанного решения, являются законными, а требования административного истца находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 и 227 КАС РФ, гарнизонный военный суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления Болотова Владимира Владимировича об оспаривании решения жилищной комиссии Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике о снятии его с жилищного учёта отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Центральный окружной военный суд через Уфимский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме 4 апреля 2022 г.

Председательствующий А.А. Вялых