Дело № 2а-1900/2021
Поступило: 22.07.2021 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«23» ноября 2021 года г.Новосибирск
Советский районный суд г.Новосибирска в составе:
Председательствующего судьи: Нефедовой Е.П.
При секретаре: Сметаниной Ю.Ю.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административному делу по административному исковому заявлению прокурора г. Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г. Новосибирска об обязании принять меры, направленные на установление санитарно-защитной зоны для кладбища «Южное»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к мэрии г. Новосибирска об обязании принять меры, направленные на установление санитарно-защитной зоны для кладбища «Южное», указав, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения мэрией города законодательства при эксплуатации кладбища «Южное» в г.Новосибирске. В нарушение требований ч. 1 ст. 17 Закона № 8-ФЗ, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-защитная зона кладбища «Южное», как единого объекта, не установлена.
Санитарно-защитная зона кладбища предназначена для того, чтобы концентрация опасных для человеческого организма веществ и возбудителей инфекций, попавших в почву и грунтовые воды, снизилась до значений предельно допустимой концентрации.
Мэрией г. Новосибирска, как владельцем кладбища, проект санитарно-защитной зоны в отношении кладбища «Южное», как единого объекта, не разработан, экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны кладбища «Южное», как единого объекта, не получено, санитарно-защитная зона кладбища «Южное», как единого объекта, не установлена.
В связи с изложенным ДД.ММ.ГГГГ мэру г. Новосибирска внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены.
Интерес неопределенного круга лиц в данном случае заключается в том, что непринятие мер по установлению санитарно-защитной зоны кладбища создает угрозу для причинения вреда жизни и здоровью жителей <адрес>.
Просит признать бездействие мэрии г. Новосибирска, выразившееся в непринятии мер, направленных на установление санитарно-защитной зоны кладбища «Южное», площадью 294 470 кв.м., расположенного на земельных участках с кадастровыми номерами № (площадью 41 730 кв.м.), № (площадью 140 188 кв.м.), № (площадью 107 483 кв.м.), № (площадью 819 кв.м.), № (площадью 4 250 кв.м.), как единого объекта, незаконным.
Обязать мэрию г. Новосибирска в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на установление санитарно-защитной зоны кладбища «Южное», площадью 294 470 кв.м., расположенного на земельных участках с кадастровыми номерами № (площадью 41 730 кв.м.), № (площадью 140 188 кв.м.), № (площадью 107 483 кв.м.), № (площадью 819 кв.м.), № (площадью 4 250 кв.м.), как единого объекта.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора г. Новосибирска Шипачев С.А. доводы, изложенные в иске, поддержал, просил административный иск удовлетворить, дополнительно пояснил, что кладбище является единым объектом, в связи с чем необходимо установление санитарно-защитной зоны для всего кладбища, размещенного на нескольких земельных участках, как единого объекта. Срок для устранения допущенных нарушений является оптимальным.
Представитель административного ответчика мэрии г. Новосибирска ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что расположение общественного кладбища г. Новосибирска «Южное» на указанных земельных участках сложилось до появления норм законодательства, которыми в настоящее время регулируются вопросы создания и содержания кладбищ, каким-либо правовым актом границы кладбища или состав земельных участков, на которых расположено кладбища, не устанавливались. Требования законодательства не устанавливают запрет на установление санитарно-защитных зон от границ отдельных земельных участков, функционально связанных и образующих единый объект.
Захоронения людей расположены на земельных участках с кадастровыми номерами: №, земельные участки с кадастровыми номерами № переданы МКУ «Ритуальные услуги» на праве постоянного (бессрочного) пользования для осуществления уставной деятельности, а именно, для размещения и хранения предметов в целях оказания услуг населению по погребению умерших, согласно гарантированному перечню, установленному законодательством о погребении и похоронном деле, и не предназначены для осуществления погребения умерших. Поскольку на земельных участках с кадастровыми номерами № отсутствуют захоронения людей, они не являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Мэрия г. Новосибирска обращалась в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по вопросу разъяснения санитарного законодательства в части установления санитарно-защитных зон в отношении кладбищ. Рассмотрев указанное обращение, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направила письмо, в котором указала, что санитарно-защитная зона устанавливается расчетным методом и может быть, как больше, так и меньше ориентировочной, а также санитарно-защитная зона может устанавливаться для промышленной площадки, которая может быть сформирована из одного или нескольких земельным участков.
В обоснование своих требований в части установления санитарно-защитной зоны кладбища, как единого объекта административный, истец ссылается на письмо Роспотребнадзора, в котором отсутствуют указания на запрет установления санитарно-защитной зоны для каждого земельного участка, на которых размещен объект.
Требования истца о признании незаконным бездействия мэрии г.Новосибирска не могут быть удовлетворены, поскольку мэрией г.Новосибирска неоднократно предпринимались действия, направленные па установления указанных санитарно-защитных зон, подготовлено соответствующее техническое задание для проведения электронного аукциона. Однако для участия в аукционах ДД.ММ.ГГГГ. не было подано не одной заявки, в связи с чем аукционы не состоялись. Считает, что срок 6 месяцев для исполнения решения суда является недостаточным, т.к. для проведения процедуры с целью разработки необходимых документов и получения заключений, требуется значительное количество времени.
Представитель заинтересованного лица МКУ г. Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги» ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований прокурора, ссылаясь на то, что на земельных участках с кадастровыми номерами № отсутствуют захоронения людей, они не являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круг лиц.
Пункт 23 ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 06.01.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения к вопросам местного значения.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Частью 1 ст.17 данного федерального закона установлено, что деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Абзацем 3 п. 1 ст. 2 названного Федерального закона, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (п. 3.1 СанПиН 1200-03).
Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га относятся к объектам II класса опасности и их санитарно-защитная зона составляет 500 м (п. 7.1.12 СанПиН 1200-03).
Как следует из материалов дела, кладбище «Южное», площадью 294 470 кв.м., расположено на территории <адрес> на земельных участках с кадастровыми номерами № (площадью 41 730 кв.м.), № (площадью 140 188 кв.м.), № (площадью 107 483 кв.м.), № (площадью 819 кв.м.), № (площадью 4 250 кв.м.) (л.д. 21-64).
Прокуратурой г. Новосибирска проведена проверка соблюдения мэрией г. Новосибирска законодательства при использовании и зонировании территории кладбища «Южное», в ходе проверки установлено, что в нарушение требований ч. 1 ст. 17 Закона № 8-ФЗ, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-защитная зона кладбища «Южное», как единого объекта, не установлена.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ мэру г. Новосибирска внесено представление, установлен срок по устранению нарушений в течении месяца со дня внесения представления (л.д. 8-12), которые не устранены до настоящего времени.
В письме № от ДД.ММ.ГГГГ мэр г. Новосибирска на представление прокурора г. Новосибирска указал, что в связи с отсутствием на территории г. Новосибирска свободных мест для захоронения ФГБУ СО РАН в целях расширения территории кладбища «Южное» были осуществлены мероприятия по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером №, указанный земельный участок будет выведен из состава Новосибирского Академического лесничества.
В целях приведения территориального зонирования и использования данного участка для целей размещения кладбища «Южное», постановлением мэрии г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ№ назначены и проведены с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ общественные обсуждения, в том числе по предложению МКУ г. Новосибирска «Специализированная служба по вопросам похоронного дела «Ритуальные услуги» об изменении территориальной зоны в границах земельного участка с кадастровым номером № на зону кладбищ и крематориев.
В рамках осуществления работ по установлению санитарно-защитной зоны для общественного кладбища «Южное» в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № разработан проект расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны, многоквартирные дома по <адрес> расположены за пределами санитарно-защитной зоны. Завершение работ по установлению санитарно-защитной зоны планируется после внесения изменений в Карту градостроительного зонирования территории <адрес> по земельному участку № с переводом территориальной зоны коммунальных и складских объектов (П-2) на зону кладбищ и крематориев (С-1) (л.д. 13-15).
Суд считает, что иск подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно п. 2.5 СанПиН 2.1.2882-11 кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов.
На территориях санитарно-защитных зон кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов (пункт 2.8 названных правил).
В п. 1.1, п. 1.2 СанПиН 2.1.2882-11 установлено, что данные санитарные правила распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.
Вышеуказанные санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.
В нарушение требований ч.1 ст.17 Федерального Закона № 8-ФЗ, ч.2 ст.12 Федерального закона № 52-ФЗ, санитарно-защитная зона кладбища «Южное», как единого объекта, мэрией г. Новосибирска по настоящее время не установлена. Для установления санитарно-защитной зоны правообладателю обьекта необходимо обратиться, в соответствии с п.3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2018г. № 222, в уполномоченный орган с заявлением, разработанным проектом санитарно-защитной зоны, экспертным заключением о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
Необходимость указания в экспертном заключении по результатам проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы обо всех земельных участках, на которых размещен обьект, предусмотрена письмом Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Санитарно-защитная зона кладбища предназначена для того, чтобы концентрация опасных для человеческого организма веществ и возбудителей инфекций, попавших в почву и грунтовые воды, снизилась до значений предельно допустимой концентрации.
Суд признает незаконным бездействие мэрии г.Новосибирска в непринятии мер, направленных на установление санитарно-защитной зоны кладбища «Южное», т.к. в установленный представлением прокурора от ДД.ММ.ГГГГ срок в течение месяца со дня внесения представления устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, ответчик каких-либо мер для этого не предпринимал. Техническое задание для проведения электронного аукциона подготовлено и непосредственно сами аукционы проведены только ДД.ММ.ГГГГ, санитарно-защитные зоны не установлены до настоящего времени.
Также суд считает необходимым возложить на мэрию г. Новосибирска обязанность принять меры, направленные на установление санитарно-защитной зоны для кладбища «Южное» как единого обьекта. При этом суд считает, что не имеют юридического значения доводы ответчика и заинтересованного лица о том, что на земельных участках с кадастровыми номерами ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют захоронения людей, поскольку данные участки относятся к единому обьекту муниципальное общественное кладбище «Южное».
Срок 6 месяцев для указанных действий с даты вступления решения суда в законную силу, суд считает достаточным, поскольку доказательств невозможности исполнить решение суда в указанный срок не представлено.
На основании изложенного, исковые требования прокурора г.Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г.Новосибирска-удовлетворить.
Признать незаконным бездействие мэрии г.Новосибирска, выразившееся в непринятии мер, направленных на установление санитарно-защитной зоны кладбища «Южное», площадью 294 470 кв.м., расположенного на земельных участках с кадастровыми номерами № (площадью 41 730 кв.м.), № (площадью 140 188 кв.м.), № (площадью 107 483 кв.м.), № (площадью 819 кв.м.), № (площадью 4 250 кв.м.).
Обязать мэрию г.Новосибирска в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда принять меры, направленные на установление санитарно-защитной зоны кладбища «Южное», площадью 294 470 кв.м., расположенного на земельных участках с кадастровыми номерами № (площадью 41 730 кв.м.), № (площадью 140 188 кв.м.), № (площадью 107 483 кв.м.), № (площадью 819 кв.м.), № (площадью 4 250 кв.м.) как единого обьекта.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в срок один месяц.
Судья подпись Нефедова Е.П.
Мотивированное решение изготовлено 30.11.2021г.