ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1902/18 от 05.07.2018 Советского районного суда г. Рязани (Рязанская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Рязань 05 июля 2018 года

Советский районный суд г.Рязани в составе председательствующего судьи Никишиной Н.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, возложении обязанности по устранению нарушений,

У С Т А Н О В И Л:

Политическая партия «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» обратилась в суд с вышеуказанным административным иском к Управлению Министерства юстиции РФ по Рязанской области, мотивируя тем, что решением бюро Президиума Центрального Совета политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» от 20.03.2018 года было созвано общее собрание регионального отделения партии в Рязанской области 24.04.2018 года, на котором были избраны руководящие и контрольно-ревизионные органы, председатель правления регионального отделения партии в Рязанской области, а также уполномоченный представитель регионального отделения партии в Рязанской области ФИО1 - для внесения изменений в сведения о юридическом лице - региональном отделении политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Рязанской области, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц. 02.04.2018 года ФИО1 представил административному ответчику заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице с необходимыми документами, на которое 18.04.2018 год административный ответчик направил уведомление о приостановлении государственной регистрации изменений на основании п.2.1 ст.20 Федерального Закона от 11.07.2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», ссылаясь на отсутствие сведений, подтверждающих полномочия лица на подпись заявления о внесении изменений и представление документов Управление для регистрации в нарушение п.1 ст.18, п.5 ст.27 Федерального Закона от 11.07.2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» и на неверное указание в п.3.4 представленного заявления должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица: «председатель правления» что не соответствует положениям Устава политической партии и является нарушением п.п. «е» п.2 ст.2 Федерального Закона от 11.07.2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях. Считает указанное решение незаконным, поскольку требования, предусмотренные ст.18 Федерального Закона «О партиях», распространяются только на случай государственной регистрации регионального отделения политической партии, а не на случаи государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о региональном отделении политической партии, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы регионального отделения политической партии. Специальный порядок, содержащий требования к подписанию заявления о внесении таких изменений названным Законом не предусмотрен. ФИО2, избранный председателем правления регионального отделения партии в Рязанской области сроком на 4 года на основании решения общего собрания регионального отделения партии в Рязанской области от 24.04.2018 года, является уполномоченным лицом, имеющим право действовать от имени регионального отделения партии без доверенности и был вправе подписывать заявление о внесении изменений. Должность ФИО2 в п.3.4 заявления о внесении изменений была указана правильно - «председатель правления», а слова «регионального отделения» - является лишь указанием на то, в структурном подразделении какого вида должностное лицо занимает должность. Полагая, что оспариваемым решением нарушаются права и законные интересы регионального отделения партии, в том числе по осуществлению полномочий председателя правления партии ФИО2, связанных с проведением выборов и референдумов, просила признать незаконным и отменить решение Управления Министерства юстиции по Рязанской области о приостановлении государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц - региональном отделении политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Рязанской области, выраженное в сообщении от 18.04.2018 года №, обязать Управление Министерства юстиции по Рязанской области устранить нарушения прав и законных интересов регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Рязанской области путем принятия решения о направлении в регистрирующий орган поданного ФИО1 заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц - региональном отделении политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Рязанской области и соответствующих документов. Одновременно просила рассмотреть дело в порядке упрощенного судопроизводства.

Административный ответчик направил в суд возражения на административный иск, в котором, ссылаясь на ст.ст.18, 27, п.1 ст.15, п.2.1 ст.20 Федерального Закона от 11.07.2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», п.34 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 30.12.2011 года № 455, п.1 ст.10 Федерального Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", указал, что порядок, предусмотренный для внесения изменений, вносимых в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, такой же, что предусмотрен для государственной регистрации региональных отделений партии. Поскольку при подаче документов о внесении соответствующих документов не были представлены полномочия лица, на их подачу, а также ввиду того, что указанная в заявлении о внесении изменений должность заявителя не соответствует его должности, согласно Уставу партии, заявителю было отказано в государственной регистрации изменений, а в последующем - 14.06.2018 года Управлением было принято решение об отказе в государственной регистрации изменений на основании п.п. «в» п.2 ст.20 Федерального Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", поскольку не были устранены основания, вызвавшие приостановление государственной регистрации изменений.

Суд, руководствуясь положениями ст.ст.140, п.2 ст.291 КАС РФ, посчитав возможным рассмотреть дело без проведения судебного заседания в порядке упрощенного (письменного) производства, исследовав материалы дела в полном объеме, оценив представленные доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также их достаточность и взаимную связь в совокупности, приходит к следующему.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 года № 129-ФЗ.

Пунктом 1 статьи 10 данного Закона предусмотрено, что федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

Так, в частности, согласно п.1 ст.15 Федерального закона «О политических партиях» от 11.07.2001 года № 95-ФЗ (далее по тексту - Федеральный закон о партиях), политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений. Политическая партия и ее региональные отделения осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации.

В силу п.2 ст.15 того же Закона решение о государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений принимается соответственно федеральным уполномоченным органом и его территориальными органами. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации политической партии и ее региональных отделений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого федеральным уполномоченным органом или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации.

Таким федеральным уполномоченным органом, согласно п.п.1 п.1, пп. 30.7 п. 7 Положения о Министерстве юстиции РФ (утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации") является Министерство юстиции РФ.

Внесение в Единый государственный реестр изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, равно как региональном отделении политической партии является государственной услугой, порядок предоставления которой регулируется Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденном приказом Министерства юстиции РФ от 30.12.2011 года № 455.

Из материалов дела усматривается, что:

13.06.2012 года Министерством юстиции РФ принято решение о государственной регистрации политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость»; 21.06.2012 года сведения о государственной регистрации партии внесены в Единый государственный реестр юридических лиц

12.09.2012 года Управлением Министерства юстиции РФ принято решение о государственной регистрации в качестве юридического лица регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость»; 13.09.2012 года сведения о государственной регистрации регионального отделения партии внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.

20.03.2018 года на заседании Бюро Президиума Центрального Совета политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» (ранее - Российская партия пенсионеров за справедливость») принято решение, оформленное протоколом № о рекомендации к избранию на должность председателя Правления регионального отделения» политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Рязанской области ФИО1

24.03.2018 года на общем собрании регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Рязанской области в числе прочих принято решение, оформленное протоколом, об избрании на должность председателя Правления регионального отделения» политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Рязанской области ФИО1 сроком на 4 года с досрочным прекращением полномочий бывшего председателя регионального отделения партии ФИО3, о принятии к работе регионального отделения партии Устава Партии с изменениями и дополнениями, внесенными IV съездом Партии.

ФИО2 обратился в Управление Министерства юстиции РФ по Рязанской области с заявлением от 30.03.2018 года о внесении указанных изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, с приложением комплекта документов, поступивших в Управление 02.04.2018 года.

Решением Управления Министерства юстиции РФ по Рязанской области от 18.04.2018 года №, принятым в пределах предоставленных ему полномочий, государственная регистрация изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, была приостановлена на основании п.п.2.1 ст.20 Федерального закона о политических партиях в соответствии с пунктом 5.1 статьи 15 настоящего Федерального закона на срок до 31 мая 2018 года при наличии основания для отказа в государственной регистрации регионального отделения политической партии, предусмотренного подпунктом "б" пункта 2 настоящей статьи.

Проверяя законность и обоснованность данного решения, которое административным истцом оспорено в установленный ст.219 КАС РФ срок со дня, когда ему стало известно о его принятии, суд приходит к следующему.

Согласно п.2.1 ст.20 Федерального закона о политических партиях, государственная регистрация регионального отделения политической партии может быть приостановлена в соответствии с пунктом 5.1 статьи 15 настоящего Федерального закона при наличии основания для отказа в государственной регистрации регионального отделения политической партии, предусмотренного подпунктом "б" пункта 2 настоящей статьи.

В силу подпункта "б" пункта 2 настоящей статьи региональному отделению политической партии может быть отказано в государственной регистрации в случае, если территориальным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации регионального отделения политической партии документах информация не соответствует требованиям настоящего Федерального закона.

Как следует из оспариваемого решения, фактическим основанием для приостановления государственной регистрации изменений в сведения, вносимые о региональном отделении политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Рязанской области послужило то, в представленных отделением документах отсутствуют сведения, подтверждающие полномочия лица на подпись заявления о внесении изменений и на представление документов Управление для регистрации в нарушение п.1 ст.18, п.5 ст.27 Федерального Закона от 11.07.2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» и на неверное указание должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица: «председатель правления» в п.3.4 представленного заявления, что не соответствует положениям Устава политической партии и является нарушением п.п. «е» п.2 ст.2 Федерального Закона от 11.07.2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях.

В соответствии с п.7 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 года некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Аналогичная норма приведена и абзаце 1 пункта 5 ст.27 Федерального Закона «О политических партиях.

Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии, в соответствии с п.п. «л» ч.1 ст.5 Федерального Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" - «содержание государственных реестров») входит в содержание государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с п.34 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденном приказом Министерства юстиции РФ от 30.12.2011 года № 455 (далее - Административный регламент), в соответствии с пунктом 1 статьи 23 и пунктом 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", частью 9 статьи 21 Федерального закона "Об общественных объединениях", пунктом 4 статьи 21 Федерального закона "О политических партиях", пунктом 11 статьи 11 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях" государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, и внесение изменений в сведения о некоммерческой организации, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, осуществляется в том же порядке, что и государственная регистрация некоммерческой организации.

В силу п.1 ст.18 Федерального Закона о политических партиях для государственной регистрации регионального отделения политической партии в территориальный орган представляется заявление, подписанное уполномоченными лицами политической партии, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства и контактных телефонов с приложением комплекта документов, исчерпывающий перечень которых приведен в данной статье.

Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что заявителем при подаче заявления о внесении изменений в сведения о региональном отделении политической партии является уполномоченное политической партией, а не её региональным отделением лицо.

Как видно из содержания поданных на регистрацию изменений документов, сведений, подтверждающих полномочия ФИО1 как представителя политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» на подачу таковых документов в регистрирующий орган представлено не было.

Протокол общего собрания регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Рязанской области от 24.03.2018 года об избрании ФИО1 на должность председателя Правления регионального отделения» политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Рязанской области и делегировании ему полномочий на представление интересов регионального отделения по внесению изменений в сведения о юридическом лице - региональном отделении политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» документом, подтверждающим полномочия ФИО1 выступать от имени партии с заявлением о внесении изменений в сведения о региональном отделении, не является.

Из содержания представленной выписки протокола заседания Бюро Президиума Центрального Совета политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» от 20.03.2018 года наделение ФИО1 таковыми полномочиями также не усматривается.

Сам по себе факт избрания ФИО1 на должность председателя Правления регионального отделения» политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Рязанской области, который в силу п.1 ст.35 Устава политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость», утв. на II съезде общероссийской организации «Российские пенсионеры за справедливость» 07.04.2012 года с изменениями, внесенными на IV съезде политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» 11.03.2017 года, является высшим выборным должностным лицом регионального отделения партии и имеет право на основании п.7 ст. 36 Устава партии представлять региональное отделение без доверенности в органах государственной власти и местного самоуправления, с гражданами и должностными лицами, не свидетельствует о том, что данная должность автоматически наделяет его правом представлять интересы политической партии при регистрации изменений в сведения о региональном отделении политической партии.

При таких обстоятельствах суд полагает, что приостановление государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице - регионального отделения» политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Рязанской области в порядке, предусмотренном для приостановления государственной регистрации регионального отделения политической партии - ввиду отсутствия полномочий на подачу заявления о внесении таковых изменений у представителя регионального отделения ФИО1, что не соответствует требованиям Федерального закона о партиях, является правильным.

В связи с чем доводы административного иска в этой части суд находит не состоятельными.

Вместе с тем, ссылка в оспариваемом решении на абзац 2 п.5 ст.27 Федерального Закона о политических партиях о том, что решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается федеральным уполномоченным органом или его территориальным органом не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения указанных документов в том же порядке, что и решение о государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения является неверной, поскольку в контексте статьи 27 данного Закона приводимый абзац определяет процедуру и сроки направления документов об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" - «содержание государственных реестров»), в соответствующие органы (налоговые органы) для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.

Вместе с тем, на законность принятого решения в части вывода об отсутствии у заявителя полномочий на подачу заявления о внесении изменений применительно к порядку, установленному п.1 ст.18 Федерального Закона о политических партиях, на что есть ссылка в решении, это не повлияло.

В соответствии с п.1 ст. 21 Федерального Закона «О политических партиях» политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.

Приказом Министерства юстиции РФ от 07.05.2013 года № 68 «Об определении форм документов, представляемых в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы для государственной регистрации некоммерческих организаций» определено, что для государственной регистрации некоммерческих организаций, принятия решений о государственной регистрации которых отнесено к компетенции Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов, а также для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра юридических лиц, не связанных с внесением изменений в их учредительные документы, используются формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, утвержденные приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 мая 2012 г., регистрационный N 24139).

Так, согласно п.3.4 формы № Р14001, лист К «Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц" (приложение № к приказу Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. <данные изъяты> в графе «Сведения, подлежащие внесению в Единый государственный реестр юридических лиц» должна быть указана должность данного лица.

Из заявления о внесении изменений, представленного ФИО1, следует, что в графе «должность» им было указано - «Председатель правления».

Вместе с тем, из других представленных им же для государственной регистрации изменений документов следует, что он является председателем правления регионального отделения» политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Рязанской области, в п.35 Устава данной политической партии, его должность определена как председатель правления регионального отделения (партии).

Согласно Уставу, председатель правления регионального отделения является высшим выборным должностным лицом регионального отделения партии, Уставом в соответствии с п. «е» п.2 ст.21 Федерального Закона о политических партиях определены срок полномочий и компетенция руководящих органов политической партии, ее регионального отделения.

Таким образом, в заявлении ФИО1 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, полное наименование его должности в соответствии с Уставом партии не указано, что также не соответствует приведенным выше требованиям законодательства.

При таких обстоятельствах суд полагает, что оспариваемое решение является законным и обоснованным.

В соответствии с п.5.1 ст.15 Федерального закона о политических партиях в случаях, предусмотренных пунктами 1.1 и 2.1 статьи 20 настоящего Федерального закона, федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган принимает решение о приостановлении государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения до устранения оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации, но не более чем на три месяца.

Судом установлено, что 14.06.2018 года Управлением Министерства юстиции РФ по Рязанской области было принято решение об отказе в государственной регистрации изменений на основании п.п. «в» п.2 ст.20 Федерального Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", поскольку не были устранены основания, вызвавшие приостановление государственной регистрации.

С учетом изложенного суд полагает, что административные исковые требования в полном объеме удовлетворению не подлежат, что, однако, не препятствует административному истцу обратиться в соответствующий уполномоченный орган в заявлением о внесении изменений вновь при условии устранения допущенных нарушений.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 291-294 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области о признании незаконным и отмене решения о приостановлении государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, возложении обязанности по устранению нарушений - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Рязанского областного суда через Советский районный суд г.Рязани в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии этого решения.

Судья