РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 26 апреля 2021 года г. Самара Октябрьский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Родивиловой Е.О., при секретаре Мовсисян Р.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1902/21 по административному иску ИФНС России по Октябрьскому району г.Самары к ФИО1 ФИО5 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, УСТАНОВИЛ: ИФНС России по Октябрьскому району г.Самары обратилась в суд с административным иском, в котором просит суд взыскать с ФИО1 в пользу административного истца задолженность за 2018г. по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением в размере 5618,20 руб., пени в размере 81,37 руб. В судебном заседании представитель административного истца ФИО2, действующая на основании доверенности, административный иск поддержала, просила удовлетворить, пояснила, что от административного ответчика поступили денежные средства в счет оплаты задолженности по налогам, однако, указала, что оплаты задолженности по налогам по штрих-коду недостаточно, платеж необходимо привязать к налоговому требованию и указать назначение платежа, а также период, за который плательщик оплачивает налог, в связи с этим сумма в размере 7183 руб. зачислилась в погашение задолженности по налогам за предыдущие периоды. Когда поступают платежи и не указан налоговый период, программа автоматически зачисляет денежные средства в счет погашения задолженности за предыдущий период, если таковая имеется. Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании с иском не согласился, указав, что налог на имущество физических лиц за 2018 г. им был своевременно оплачен в полном объеме, реквизиты для оплаты им самостоятельно при оплате не вбивались, оплату налогов он произвел по штрих-коду, имеющемуся на налоговом уведомлении. Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Согласно п. 1 ст. 19 НК РФ, налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы. В соответствии с пп.1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (п.3 ст. 75 НК РФ). Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков – физических лиц, относится транспортный налог (гл. 28 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ), налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ). Пунктом 2 ст. 44 НК РФ установлено, что обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату. В соответствии с подпунктом 1 п. 3 данной статьи, обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога налогоплательщиком. Пунктом 1 ст. 52 НК РФ установлено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено НК РФ. В соответствии с пунктом 2 данной статьи, налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Согласно ч.1 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года. Из материалов дела следует, что у ФИО1 в 2018г. в собственности находились, в том числе, следующие квартиры: квартира, расположенная по адресу: адрес, квартира, расположенная по адресу: адрес ИФНС по Октябрьскому району г. Самара ФИО1 был начислен налог на имущество физических лиц за 2018г. за указанные квартиры в размере 8649 руб. (7183 руб. за квартиру, расположенную по адресу: адресА-32, 1466 руб. - за квартиру, расположенную по адресу: адрес) и направлено налоговое уведомление № 44833627 от 25.07.2019г. со сроком оплаты до 02.12.2019г. В связи с неоплатой в полном объеме имущественного налога ИФНС были начислены пени. По состоянию на 10.02.2020г. ФИО1 было выставлено требование № 8209 об уплате налога на имущество физических лиц в размере 5618,20 руб., пени в размере 81,37 руб. со сроком оплаты до 06.04.2020г. Как усматривается из материалов дела, ИФНС России по Октябрьскому району г.Самары обращалось к мировому судье судебного участка № 33 Октябрьского судебного района г.Самары с заявлением о выдаче судебного приказа, 25.08.2020г. мировым судьей был вынесен судебный приказ № 2а-2390/20 о взыскании с ФИО1 задолженности по налогу в размере 5618,20 руб., пени в размере 81,37 руб. Определением мирового судьи судебного участка № 33 Октябрьского судебного района г.Самары от 10.09.2020г. судебный приказ № 2а-2390/20 отменен по заявлению ФИО1 В связи с отменой указанного судебного приказа ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары 02.03.2021г. обратилась в суд с настоящим административным иском. Согласно статье 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.Обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы предусмотрена статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Понятие налога, сбора и страховых взносов дано в статье 8 НК РФ. Согласно статье 114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Порядок обращения в суд с заявлением о взыскании с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, предусмотрен статьями 104, 105 НК РФ. Из налогового уведомления № 44833627 от 25.07.2019г. усматривается, что для оплаты налога на имущество ФИО1 Инспекцией представлены конкретные реквизиты, а именно, для оплаты налога на квартиру, расположенную по адресу: <...> 6А-32 ФИО1 предложено ввести УИН №... Из платежного поручения № 3007 от 18.11.2019г. усматривается, что 18.11.2019г. ФИО1 уплачена сумма налога на имущество физических лиц в размере 7183 руб. в ИФНС России по Октябрьскому району г.Самары по предложенным Инспекцией реквизитам. В судебном заседании ФИО1 пояснил, что реквизиты для оплаты им самостоятельно не вбивались, оплату налогов он произвел по штрих-коду. Представленный ФИО1 платежный документ соответствует бланкам платежных документов. При проведении оплаты по платежным документам установленной формы сумма оплаты автоматически зачисляется в счет уплаты налога, указанного в соответствующем налоговом уведомлении или требовании. Представленная квитанция позволяют идентифицировать период, за который произведена оплата, как сумма, так и иные реквизиты, указанные в квитанции для оплаты совпадают с суммой и реквизитами, указанными в налоговом уведомлении. Соответственно, налоговый орган должен иметь информацию о налоговом периоде, за который произошла оплата. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 22 июня 2009 года N 10-П разъяснил, что налогообложение, выступая ограничением права собственности, должно быть основано на конституционном принципе равенства, который в налогообложении понимается прежде всего как его равномерность, нейтральность и справедливость, в связи с чем недопустимо двойное обложение одним и тем же налогом одних и тех же объектов, а также взимание налога при отсутствии экономического обоснования, определенного законом. Таким образом, суд полагает, что налог на имущество физических лиц взысканию с ФИО1 не подлежит, поскольку истребуемая сумма задолженности по налогу административным ответчиком была оплачена, о чем имеется платежное поручение с указанием УИН, который указан в квитанции налогового органа, как уплата налога за 2018 г., ввиду чего отсутствуют правовые основания и для взыскания пени. Как следует из Приказа Минфина России от 12.11.2013 N 107н (ред. от 05.04.2017) "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации", а также разъяснений ФНС России "О порядке указания УИН при заполнении распоряжений о переводе денежных средств в счет уплаты налогов (сборов) в бюджетную систему Российской Федерации" (http://www.nalog.ru/ по состоянию на 30.12.2016) налогоплательщики - физические лица уплачивают имущественные налоги (земельный налог, налог на имущество физических лиц, транспортный налог) на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом, и приложенного к нему платежного документа (извещения) по форме N ПД (налог). При этом в качестве уникального идентификатора начисления (УИН) в платежном документе (извещении) по форме N ПД (налог) указывается индекс документа, который формируется налоговым органом. Физическое лицо самостоятельно может оформить платежный документ на уплату налогов. В данном конкретном случае, у ИФНС России по Октябрьскому району г.Самары не имелось оснований для зачисления денежных средств в размере 5618,20 руб. за иные налоговые периоды, т.к. указание в каждой квитанции административным ответчиком УИН, представленного Инспекцией, делает отсылку к периоду задолженности по налогу на имущество физического лица именно за 2018г. В частности, квитанция с УИН №... сформирована налоговым органом с использованием специального программного обеспечения к налоговому уведомлению за 2018г., а, значит, должна иметь связь при оплате должником в порядке онлайн оплаты имеющейся задолженности, с последующим зачислением на лицевой счет должника, с погашением задолженности за необходимый период. Несовершенство программного обеспечения налогового органа, в части несоотнесения платежа по УИН с периодом задолженности на лицевом счете должника, не может вменяться в вину налогоплательщику. Оплата задолженности по квитанции с УИН, выставленной административному ответчику, указывает на надлежащее исполнение должником своих обязанностей. При наличии сформированного налоговым органом платежного документа, можно ввести его индекс УИН и сразу перейти к оплате. При отсутствии такого документа налогоплательщики самостоятельно указывают свои данные, необходимые для уплаты налога, а также наименование налога и период задолженности. Платежный документ может быть сформирован с помощью электронного сервиса на сайте ФНС России в личном кабинете налогоплательщика. В этом случае индекс (УИН) документа присваивается автоматически. Согласно части 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента). Таким образом, суд приходит к выводу о том, что на день вынесения судебного решения задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018г. истребуемого налоговым органом у ФИО1 не имеется, в связи с чем основания для удовлетворения административного иска отсутствуют. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд РЕШИЛ: Административные исковые требования ИФНС России по Октябрьскому району г.Самары к ФИО1 ФИО6 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.о. Самара в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда. Мотивированное решение суда изготовлено 30.04.2021 г. Судья (подпись) Е.О.Родивилова Копия верна: Судья Секретарь |