ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1903/15 от 25.01.2016 Алуштинского городского суда (Республика Крым)

Дело № 2а- 73 / 2016

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Р Е Ш Е Н И Е

от 25 января 2016 года № 2а - 73/ 2016 Алуштинский городской суд Республики Крым Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Гордейчик Т.Ф.

при секретаре : Зарудневой А.Ю.

лиц, принимающих участие в деле: представителя истца Столяровой О.Н., действующей по доверенности, представителя ответчика Волковой – Кугасян А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Алуште заявление Курис А.А. об оспаривании действий Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> Республики Крым, -

У С Т А Н О В И Л:

Курис А.А. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать действия ответчика по отказу в постановке на учет истца в налоговом органе по месту жительства и присвоении идентификационного номера налогоплательщика незаконными; обязать ответчика устранить допущенное нарушение закона и осуществить постановку истца на учет по месту жительства с присвоением идентификационного номера налогоплательщика.

Заявление мотивировано тем, что заявитель является гражданином Российской Федерации, и с 1997 года зарегистрирован по адресу: <адрес>. Обратившись к ответчику по месту своего жительства за получением единого на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов идентификационного номера, получил отказ по тем основаниям, что его регистрация по месту жительства отсутствует в федеральной информационной системе «ФИАС».

Заявитель считает отказ ответчика произвести постановку его на учет как физического лица незаконным, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Столярова О.Н. требования настоящего административного иска поддержала в соответствии с вышеизложенным. Просила его удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности Волкова – Кугасян А.И. возражала против удовлетворения иска. Представила письменные возражения на заявленные требования, которые огласила в судебном заседании. Пояснила также, что ответственность за достоверность, полноту и актуальность содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах несет орган местного самоуправления или орган государственной власти, разместившие такие сведения. Оператор федеральной информационной адресной системы несет ответственность только за соответствие сведений, содержащихся в государственном адресном реестре, информации, предоставленной ему в соответствии с настоящим Федеральным законом органами государственной власти и ( или) организациями для размещения в государственном адресном реестре. Полагает, что заявителю сначала нужно было решить вопрос о внесении его адреса места жительства в федеральную информационную систему и лишь только после этого обращаться в Инспекцию федеральной налоговой службы по г.Алуште для постановки его на учет. Таким образом, поскольку регистрация по месту жительства заявителя отсутствует в федеральной информационной системе, то оснований для постановки его на учет как физического лица не имеется.

Выслушав мнение участников судебного процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно паспорта гражданина Российской Федерации, а также адресной справки Отдела УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, истец ФИО6 с 04.03.21997 года зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется согласно п. 7 ст. 83 НК РФ налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в ст. 85 Кодекса, либо на основании заявления физического лица. Однако в таких случаях постановка на учет физического лица в налоговом органе носит заявительный, а не обязательный характер.

На основании п. 10 ст. 83 НК РФ налоговые органы обязаны обеспечить постановку на учет на основании имеющихся у них данных и сведений о налогоплательщиках.

Из сообщения ИФНС России по г.Алуште Республике Крым от 03.06.2015 года усматривается, что Курис А.А. отказано его постановке на учет, как физического лица, на территории подведомственной налоговой инспекции, так как его регистрация по месту жительства в федеральной информационной адресной системе – «ФИАС» отсутствует.

Согласно ст. 84 НК РФ каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), который должен указываться в подаваемых налогоплательщиком в налоговый орган декларациях, заявлениях или иных документах.

Постановка на учет, снятие с учета в налоговых органах организаций и физических лиц по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, а также внесение изменений в сведения о них в налоговых органах осуществляются в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

При постановке на учет физических лиц в состав сведений об указанных лицах включаются также их персональные данные, в частности фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; пол; место жительства; данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика; данные о гражданстве.

Согласно п.14 Приказа Министерства финансов РФ от 05.11.2009 года №114н «Об утверждении Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц – граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента» постановка на учет в налоговом органе физического лица по месту нахождения принадлежащих ему недвижимого имущества и (или) транспортного средства осуществляется на основании сведений, сообщенных органами, указанными в пункте 4 статьи 85 Кодекса, в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений, и в тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) физическому лицу уведомление о постановке на учет в налоговом органе по форме, установленной ФНС России.

Согласно п.16 указанного приказа, постановка на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства, в отношении которого получены сведения о факте регистрации по месту жительства и не состоящего на учете в этом налоговом органе, осуществляется налоговым органом на основании сведений, сообщенных в соответствии с пунктом 3 статьи 85 Кодекса органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту жительства, в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений, и в тот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) физическому лицу уведомление о постановке на учет в налоговом органе по форме, установленной ФНС России.

Из материалов дела усматривается, что регистрация истца по месту жительства не отменена и надлежащим образом подтверждена. Каких - либо обязанностей по внесению истцом адреса своей регистрации места жительства в электронные информационные системы учета законодательством на него не возложено.

Согласно ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Вместе с тем, согласно ч.2 указанной статьи обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений

В связи с изложенным суд считает, что выявление территориальным органом ФНС России факта отсутствия информации об адресе в государственном адресном реестре не может являться законным основанием для отказа заявителю в постановке его на учет по месту жительства и присвоении ему идентификационного номера налогоплательщика.

Таким образом, суд находит требования административного истца обоснованными, и такими, что подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь 176-180 КАС РФ, суд -

Р Е Ш И Л :

Заявление удовлетворить.

Признать действия Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> Республики Крым по отказу в постановке на учет физического лица Курис А.А. в налоговом органе по месту жительства и присвоении идентификационного номера налогоплательщика незаконными.

Обязать Инспекцию федеральной налоговой службы по <адрес> Республики Крым устранить допущенное нарушение закона и осуществить постановку на учет физического лица Курис А.А. в налоговом органе по месту жительства с присвоением идентификационного номера налогоплательщика.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Алуштинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.Ф. Гордейчик

Алуштинского городского суда