ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1903/2023 от 16.10.2023 Фрунзенского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

УИД 76RS0024-01-2023-000835-63

Дело № 2а-1903/2023

Мотивированное

решение изготовлено 16.10.2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 сентября 2023 года г. Ярославль

Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи Ивахненко Л.А.,

при секретаре Якименко М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шубина Александра Васильевича к УМВД России по Ярославской области, МРЭО ГИБДД УМВД России по Ярославской области об оспаривании решения, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Шубин А.В. обратился в суд с административным иском к УМВД России по Ярославской области, МРЭО ГИБДД УМВД России по Ярославской области о признании незаконным отказа в нанесении дополнительного маркировочного обозначения, обязании выдать копию заявления с отметкой о наличии оснований для нанесения дополнительной маркировки, а также идентификационный элемент (пломбу, печать, бирку), закрепленную должностным лицом на несъемных частях транспортного средства в месте, защищенном от воздействия внешней среды.

В обоснование административных исковых требований указал, что уведомлением УМВД России по Ярославской области от 07.04.2022 административному истцу сообщено об обнаружении 13.01.2022 МРЭО ГИБДД УМВД России по Ярославской области признаков изменения (уничтожения) первичной маркировки VIN НОМЕР транспортного средства CAMPO, 1997 года выпуска, г.р.з. АВ734576, принадлежащего административному истцу на праве собственности. В ходе проведенной проверки установлено, что маркировочное обозначение номера шасси полуприцепа на правом лонжероне рамы отсутствует, следов механической обработки, указывающих на удаление (уничтожение) не обнаружено, уничтожено предположительно коррозией. Административному истцу было отказано в проведении регистрационных действий в отношении транспортного средства. В удовлетворении заявления административного истца об установке дублирующего маркировочного обозначения и выдаче копии заявления с отметкой о наличии оснований для нанесения дополнительной маркировки, а также идентификационного элемента (пломбы, печати, бирки), закрепленной должностным лицом на несъемных частях транспортного средства в месте, защищенном от воздействия внешней среды административным ответчиком отказано. Административный истец полагает отказ в нанесении дополнительной маркировки транспортного средства незаконным.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Ландырев С.Н., ОМВД России по Красноперекопскому городскому району, Отделение судебных приставов по Фрунзенскому и Красноперекопскому районам г. Ярославля.

Административный истец Шубин А.В., представитель административного истца по устному ходатайству Мальцева С.В. в судебное заседание явились, административные исковые требования поддержали в полном объеме, дали пояснения согласно тексту административного искового заявления.

Представители административного ответчика УМВД России по Ярославской области по доверенностям Кригер О.В., Барсукова Ю.А. в судебное заседание явились, в удовлетворении административных исковых требований возражали, дали пояснения согласно тексту возражений.

Административный ответчик МРЭО ГИБДД УМВД России по Ярославской области, заинтересованные лица Ландырев С.Н., ОМВД России по Красноперекопскому городскому району, ОСП по Фрунзенскому и Красноперекопскому районам г. Ярославля в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлены надлежаще.

Судом определено рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает требования административного истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения определены Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно п. 3 ст. 15 которого допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией транспортных средств, регулируются Федеральным законом от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о регистрации транспортных средств), Правилами государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 № 1764 (далее – Правила), Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденным приказом МВД России от 21.12.2019 № 950 (далее – Административный регламент).

В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона о регистрации транспортных средств идентификация транспортного средства - проводимое без разборки транспортного средства установление тождественности идентификационного номера транспортного средства или идентификационного номера основного компонента транспортного средства (кузова, рамы, кабины) и данных, содержащихся в документе, идентифицирующем транспортное средство, или в электронном паспорте транспортного средства (электронном паспорте шасси транспортного средства).

Документами, идентифицирующими транспортное средство, являются: 1) паспорт транспортного средства (паспорт шасси транспортного средства); 2) регистрационный документ (свидетельство о регистрации транспортного средства, регистрационные документы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, РСФСР, СССР, выданные до 1993 года, в том числе свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт транспортного средства, технический талон транспортного средства) (ст. 14 Закона о регистрации транспортных средств).

Согласно ч. 1 ст. 12 Закона о регистрации транспортных средств идентификационный номер - комбинация цифровых и (или) буквенных обозначений, присваиваемая изготовителем транспортному средству или его основным компонентам в целях идентификации транспортного средства или его основных компонентов.

В силу п. 18 технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (далее – технический регламент), каждое транспортное средство имеет индивидуальный идентификационный номер. Требования к идентификации выпускаемых в обращение транспортных средств (шасси) установлены приложением № 7 к настоящему техническому регламенту.

Пунктом 1.1 приложения № 7 к техническому регламенту определено, что на каждое транспортное средство (шасси) изготовителем должен быть нанесен идентификационный номер, который является уникальным в течение, по крайней мере, 30 лет.

Идентификационный номер транспортного средства относится к регистрационным данным транспортного средства (п. 5 ч. 2 ст. 11 Закона о регистрации транспортных средств).

По смыслу приведенных положений идентификационный номер (VIN) транспортного средства является индивидуальным на каждом транспортном средстве. Идентификация транспортного средства является необходимым условием для совершения действий по государственной регистрации транспортного средства.

Из материалов дела следует, что транспортное средство марка и модель: SAMRO SR 334, тип: полуприцеп, 1997 года выпуска, г.р.з. АВ734576, VIN НОМЕР приобретено ФИО2 на основании договора купли-продажи НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, заключенного между Шубиным А.В. и Ландыревым С.Н. в лице ООО «СПЦ Агент».

13.01.2022 административный истец в связи со сменой собственника транспортного средства обратился в МРЭО ГИБДД УМВД России по Ярославской области (дислокация г. Ярославль) для совершения регистрационного действия с транспортным средством CAMPO, 1997 года выпуска, VIN НОМЕР г.р.з. АВ734576.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 20 Закона о регистрации транспортных средств, п. 92.1 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в совершении регистрационных действий: невозможность идентификации транспортного средства вследствие подделки, сокрытия, изменения и (или) уничтожения маркировки транспортного средства и (или) маркировки основного компонента транспортного средства; замена имеющего маркировку основного компонента транспортного средства на аналогичный компонент, не имеющий маркировки, если это препятствует идентификации транспортного средства, или на аналогичный компонент, имеющий идентификационный номер другого транспортного средства; снятие транспортного средства с государственного учета после утилизации; несоответствие регистрационных данных или конструкции транспортного средства сведениям, указанным в документах, идентифицирующих транспортное средство, за исключением регистрационных и иных данных транспортного средства, подлежащих изменению (внесению в документ, идентифицирующий транспортное средство) на основании представленных документов; наличие сведений о нахождении транспортного средства или основного компонента транспортного средства в розыске; неуплата в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, государственной пошлины за осуществление юридически значимых действий, связанных с регистрацией транспортных средств; обращение в регистрационное подразделение лица, не являющегося владельцем транспортного средства и (или) не имеющего полномочий его представлять; непредставление документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком регистрации транспортных средств, либо представление документов, исполненных карандашом либо имеющих подчистки или приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, а также документов с повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание; отсутствие электронного паспорта транспортного средства (электронного паспорта шасси транспортного средства) со статусом «действующий» в системе электронных паспортов в отношении транспортного средства (шасси транспортного средства), на которое оформлен электронный паспорт; непредставление транспортного средства для осмотра в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 16 Закона о регистрации транспортных средств; наличие запретов и (или) ограничений, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

13.01.2022 МРЭО ГИБДД УМВД России по Ярославской области вынесен отказ в проведении регистрационных действий на основании п. 1 ч. 1 и п. 1 ч. 5 ст. 20 Закона о государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также п. 92.1 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД России от 21.12.2019 № 950, т.к. запрещается совершение регистрационных действий в случае невозможности идентификации транспортного средства вследствие подделки, сокрытия, изменения и (или) уничтожения маркировки транспортного средства и (или) маркировки основного компонента транспортного средства. Номер шасси уничтожен.

При осмотре ТС CAMPO, 1997 года выпуска, VIN (кузов) НОМЕР г.р.з. НОМЕР были обнаружены признаки уничтожения первичной маркировки номера шасси, VIN. Маркировочное обозначение номера VIN, шасси уничтожено. Материал проверки зарегистрирован в КУСП № 651 от 13.01.2022.

Согласно справке об исследовании маркировочных обозначений транспортного средства ЭКЦ УМВД России по Ярославской области от 01.03.2022 № 42-30 на маркировочной площадке на правом лонжероне рамы обозначение идентификационного номера шасси НОМЕР отсутствует. Маркировочная площадка подвержена коррозии. Следов, указывающих на изменение содержания знаков маркировки, не обнаружено. Идентификационная маркировка номера шасси уничтожена коррозией естественного происхождения. В месте должного расположения маркировочная табличка с идентификационным номером НОМЕР отсутствует, утрачена в результате длительной эксплуатации полуприцепа, следов демонтажа таблички не обнаружено. В процессе эксплуатации элементы комплектации ТС не заменялись.

11.03.2022 УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Красноперекопскому району вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием события преступления, предусмотренного ст. 326 УК РФ.

22.03.2022 МРЭО ГИБДД УМВД России по Ярославской области вынесено заключение по результатам рассмотрения факта выявления признаков изменения (уничтожения) маркировки, согласно которому принято решение о прекращении регистрации полуприцепа САМРО, 1997 года выпуска, г.р.з. АВ 734576.

07.04.2022 УМВД России по Ярославской области в адрес административного истца направлено уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги по совершению регистрационных действий с транспортным средством полуприцепом САМРО, 1997 года выпуска, г.р.з. АВ734576, прекращении регистрационного учета транспортного средства 07.04.2022 в связи с тем, что первичная идентификационная маркировка в виде идентификационного номера VIN (шасси), нанесенная организацией-изготовителем транспортного средства отсутствует, идентификация транспортного средства невозможна.

06.02.2023 УМВД России по Ярославской области направлен ответ Шубину А.В. на обращение административного истца об отсутствии возможности нанесения дополнительной маркировки идентификационного номера и номера шасси на транспортном средстве САМРО, гос.рег.номер АВ734576 в связи с тем, что указанное транспортное средство не идентифицировано.

В судебных заседаниях от 30.05.2023, 15.09.2023 представитель административного ответчика УМВД России по Ярославской области по доверенности Барсукова Ю.А. дополнительно к возражениям на административное исковое заявление пояснила, что поскольку маркировочная табличка на спорном транспортном средстве отсутствует, а номер на раме сгнил, установить первичный заводской номер транспортного средства не представилось возможным, при невозможности идентифицировать транспортное средство его регистрационный учет был прекращен. При этом для идентификации полуприцепа требуется 17 символов. Оставшихся согласно представленным в материалы дела фотоматериалам символов для идентификации транспортного средства недостаточно.

О назначении по делу судебной экспертизы стороны не заявили. Представитель административного истца по устному ходатайству Мальцева С.В. в судебном заседании от 27.09.2023 пояснила, что при консультации с экспертом было разъяснено о том, что с учетом особенностей производства спорного транспортного средства проведение экспертизы в целях идентификации данного транспортного средства не представляется возможным.

В соответствии с ч. 2 ст. 20 Закона о государственной регистрации транспортных средств в случае, если идентификация транспортного средства невозможна вследствие того, что маркировка этого транспортного средства или маркировка основного компонента этого транспортного средства уничтожена вследствие коррозии или проведенного ремонта либо подделана, сокрыта, изменена или уничтожена вследствие противоправных действий третьих лиц, наносится дополнительная маркировка транспортного средства или дополнительная маркировка основного компонента транспортного средства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Требования к дополнительной маркировке транспортных средств, порядок ее нанесения и применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Требования к дополнительной маркировке транспортных средств, порядок ее нанесения и применения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2019 № 1653 (далее - Требования к дополнительной маркировке).

Согласно п. 2 Требований к дополнительной маркировке нанесение дополнительной маркировки осуществляется органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами); организациями, являющимися изготовителями транспортных средств.

В силу п. 6 Требований к дополнительной маркировке для нанесения дополнительной маркировки в организацию, указанную в пункте 2 настоящих требований, владельцем транспортного средства (его уполномоченным представителем) представляются:

а) заявление, с которым владелец транспортного средства обращался в подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которое возложены обязанности по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации транспортных средств, для совершения регистрационных действий в отношении транспортного средства в случаях, установленных Федеральным законом, либо копию этого заявления, заверенную уполномоченным лицом подразделения Госавтоинспекции. Указанное заявление (либо его копия) представляется с отметками на нем уполномоченного лица подразделения Госавтоинспекции, содержащими сведения:

о наличии оснований для нанесения дополнительной маркировки в соответствии с пунктом 5 настоящих требований;

об установленном присвоенном изготовителем транспортного средства идентификационном номере транспортного средства;

об идентификационных элементах (пломбах, печатях, бирках), закрепленных должностными лицами подразделений Госавтоинспекции на несъемных частях транспортного средства в местах, защищенных от воздействия внешней среды;

б) паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий его личность. Уполномоченным представителем владельца транспортного средства дополнительно представляется документ, удостоверяющий его полномочия на представление интересов владельца транспортного средства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) транспортное средство с наложенными должностными лицами подразделения Госавтоинспекции пломбами.

В силу абз. 1 п. 97 Административного регламента принятие решения о возможности нанесения дополнительной маркировки осуществляется при установлении присвоенного изготовителем транспортного средства идентификационного номера транспортного средства или основного компонента транспортного средства на основании сведений, содержащихся в документах, предусмотренных подпунктом 27.4.9 пункта 27 Административного регламента. А именно - копии постановления органа, осуществляющего предварительное расследование, с представлением заверенной копии справки об исследовании или заключения экспертизы, содержащих результаты исследований, на основании которых было идентифицировано транспортное средство (пп. 27.4.9 п. 27 Административного регламента).

Принятие решения о возможности нанесения дополнительной маркировки на транспортное средство оформляется путем проставления отметки в копии ранее поданного заявления о совершении регистрационного действия о наличии оснований для нанесения дополнительной маркировки транспортного средства. Отметка в копии заявления проставляется регистрационным подразделением, в которое было подано заявление о проведении регистрационных действий с транспортным средством (абз. 2, 3 п. 97 Административного регламента).

Из указанных правовых норм следует, что возможность принятия решения о нанесении дополнительной маркировки обусловлена установлением идентификационного номера транспортного средства или его основного компонента, присвоенного изготовителем транспортного средства. В свою очередь невозможность идентификации транспортного средства вследствие, в том числе, уничтожения маркировки основного компонента транспортного средства, замена имеющего маркировку основного компонента транспортного средства на аналогичный не имеющий маркировки компонент, если это препятствует идентификации транспортного средства, является основанием для отказа в совершении регистрационных действий в отношении такого транспортных средства. При этом началом административной процедуры в виде принятия решения о возможности нанесения дополнительной маркировки является обязательное предоставление документов (справки об исследовании или заключения экспертизы) на основании которых транспортное средство было идентифицировано.

Вместе с тем согласно материалами дела первичная идентификационная маркировка в виде идентификационного номера VIN (шасси), нанесенная организацией-изготовителем транспортного средства отсутствует. Идентификация транспортного средства при указанных обстоятельствах невозможна.

В силу ч. 2 ст. 30 Закона о государственной регистрации транспортных средств подделка, сокрытие, изменение, уничтожение маркировки транспортного средства, выявленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признанные не являющимися препятствием для совершения регистрационных действий в отношении указанного транспортного средства и отраженные в регистрационных документах, не могут служить препятствием для совершения регистрационных действий в отношении указанного транспортного средства после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также являться основанием для прекращения государственного учета указанного транспортного средства или снятия его с государственного учета.

Закон о государственной регистрации транспортных средств вступил в силу с 01.01.2020. При этом факт уничтожения идентификационной маркировки ТС коррозией естественного происхождения выявлен в 2022 году.

Таким образом, необходимое основание для нанесения дополнительной маркировки на транспортное средство, предусмотренное действующим законодательством, отсутствует, присвоенный изготовителем транспортного средства идентификационный номер транспортного средства не установлен.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 18 Закон о государственной регистрации транспортных средств государственный учет транспортного средства прекращается при выявлении оснований, указанных в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.

Согласно п.п. 59, 61 Правил прекращение государственного учета транспортного средства в случае, если постановка транспортного средства на государственный учет осуществлена, при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», осуществляется регистрационным подразделением на основании решения главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по субъекту Российской Федерации (его заместителей) или начальника Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (его заместителей).

Принимая во внимание изложенное, решение МРЭО ГИБДД УМВД России по Ярославской области об отказе в нанесении дополнительной маркировки идентификационного номера и номера шасси на транспортном средстве САМРО, г.р.з. АВ734576 принято с соблюдением требований действующего законодательства с учетом того, что в документах, представленных на административную процедуру нанесения дополнительной маркировки, отсутствовали сведения об установлении идентификационного номера транспортного средства или его основного компонента, присвоенного изготовителем транспортного средства. При этом орган регистрационного учета уполномочен принимать решения о возможности нанесения дополнительной маркировки только на основании документов, бесспорно идентифицирующих транспортное средство, что в спорной ситуации не нашло подтверждение материалами дела.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования Шубина Александра Васильевича к УМВД России по Ярославской области, МРЭО ГИБДД УМВД России по Ярославской области об оспаривании решения, возложении обязанности оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.А. Ивахненко