К делу №2а-1905/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Новороссийск 05 августа 2019 года
Приморский районный суд г. Новороссийска в составе:
судьи Семенова Н.С.,
при секретаре Монастырской А.А.,
с участием административного истца, представителей: административного ответчика – ФИО1, третьего лица – крестьянского хозяйства «Цемдолинское» - адвоката Нечипоренко Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО2 к администрации муниципального образования г. Новороссийск об оспаривании действий должностных лиц,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском, в котором указал на то, что на основании договора аренды от 01.06.2018 г. №84 и соглашения к нему от 02.04.2019 г., заключенного с КХ «Цемдолинское», ему на праве пользования принадлежит земельный участок площадью 262 033 кв.м., кадастровый <№>, земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>.
Для размещения на земельном участке фермерского хозяйства, 04.07.2018 г. он обратился в администрацию муниципального образования г. Новороссийск (далее «АМО») с заявлением о подготовке градостроительного плана земельного участка, который выдан ему 16.08.2018 г. В указанном градостроительном плане отражено, что находящийся в его владении земельный участок, расположен в зоне комплексного развития преимущественно производственного и коммунально-складского назначения ЗКР-3, предусматривающей необходимость разработки и утверждения проекта планировки и проекта межевания.
19.03.2019 г. он обратился в управление архитектуры и градостроительства АМО с заявлением о подготовке и выдаче разрешения на строительство, к которому приложил все необходимые документы. После проверки представленных им документов, письменным сообщением от 08.04.2019 г. ему отказано в выдаче разрешения на строительство по причине того, что в соответствии с изменениями, внесенными в Правила землепользования и застройки г. Новороссийска (далее «ПЗЗ») решением городской Думы от 17.07.2018 г. №132, находящийся в его пользовании земельный участок переведен в зону П-5, которая не предусматривает такого вида разрешенного использования, как «для сельскохозяйственного производства».
Поскольку, в силу ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации, земли сельскохозяйственного назначения не могут входить в границы населенного пункта, учитывая приоритетное использование по целевому назначению земель сельскохозяйственного назначения, считает, что градостроительное зонирование земель сельскохозяйственного назначения не осуществляется и виды разрешенного использования таких земельных участков и объектов капитального строительства на них не устанавливаются. Полномочиями по изменению категории земель сельскохозяйственного назначения на иную другую категорию наделены власти субъекта Российской Федерации, которые не принимали такого решения в отношении земельного участка, находящегося в его владении. Просит суд признать незаконным отказ АМО в выдаче ему разрешения на строительство фермерского хозяйства, расположенного на земельном участке площадью 262 033 кв.м., кадастровый <№>, земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес> и обязать АМО, в течение десяти дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, устранить нарушение его прав путем выдачи соответствующего разрешения на строительство фермерского хозяйства.
ФИО2 в судебном заседании поддержал свои требования, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении.
ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований ФИО2, ссылаясь на законность отказа АМО в выдаче ФИО2 разрешения на строительство фермерского хозяйства, поскольку по ПЗЗ земельный участок, находящийся во владении ФИО2, отнесен к зоне П-5 (зона предприятий, производств ми объектов v класса опасности». На указанном земельном участке не предусмотрено строительство фермерского хозяйства. Других причин для отказа ФИО2 в выдаче разрешения на строительство не установлено.
Нечипоренко Л.М. в судебном заседании поддержала требования ФИО2, пояснив, что у АМО нет полномочий по переводу земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Законодательная и исполнительная власть Краснодарского края не принимали решения об изменения административных границ г. Новороссийска, в результате которого земельный участок с кадастровым номером <№> вошел бы в границы населенного пункта. Принятие АМО нормативного правового акта об изменении вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения нарушает, как действующее законодательство, так и интересы ФИО2
Выслушав участников рассмотрения дела, исследовав и оценив представленные суду доказательства, суд признает требования ФИО2 законными и обоснованными, в связи с чем считает возможным их удовлетворить.
Договором аренды недвижимости №84, заключенным КХ «Цемдолинское» и ФИО2 01.06.2018 г., а также дополнительным соглашением к нему №1 от 01.05.2018 г. подтверждается законность владения истцом земельным участком площадью 262 033 кв.м., кадастровый <№>, земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, расположенным по адресу: <адрес>.
Как видно из градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером <№>, подготовленного управлением архитектуры и градостроительства АМО 16.08.2018 г., указанный земельный участок, в соответствии с ПЗЗ, расположен в зоне ЗКР-3 – зоне комплексного развития преимущественно производственного и коммунально-складского назначения (требуется разработка и утверждение проекта перепланировки и проекта межевания).
Письменным сообщением начальника управления архитектуры и градостроительства АМО, датированным 08.04.2019 г. и адресованным ФИО2, подтверждается отказ АМО выдать заявителю разрешение на строительство фермерского хозяйства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 23:47:0103001:1618 по причине того, что в соответствии с изменениями, внесенными в ПЗЗ решением городской Думы от 17.07.2018 г. №312, указанный земельный участок отнесен к зоне П-5 – зона предприятий, производств и объектов V класса опасности СЗЗ-50м., которая не предусматривает использование земельного участка с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства».
Согласно ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 4 названной статьи закреплено, что разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Как определено п. 7 этой же статьи, в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство. К указанному заявлению прилагаются: правоустанавливающие документы на земельный участок, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка; градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка,
Основания для отказа в выдаче разрешения перечислены в ч. 13 указанной статьи, в соответствии с которой уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено представителем административного ответчика по делу, истцом соблюден порядок обращения в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении муниципальной услуги "Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства" и, ФИО2 предоставлены все документы, предусмотренные частями 7 и 9 статьи 51 ГрК РФ, которые были проверены уполномоченным органом в установленном законом порядке на предмет их соответствия требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Согласно ч. 2 ст. 37 названного кодекса применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Частью 3 этой же статьи определено, что установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.
В судебном заседании нашел подтверждение факт того, что при выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером <№>, указанный земельный участок, в соответствии с ПЗЗ, был расположен в зоне ЗКР-3 – зоне комплексного развития преимущественно производственного и коммунально-складского назначения (требуется разработка и утверждение проекта перепланировки и проекта межевания).
На основании решения городской Думы муниципального образования г. Новороссийск от 17.07.2018 г. №312 в ПЗЗ внесены изменения, в соответствии с которыми этот же земельный участок отнесен к зоне П-5 «зона предприятий, производства и объектов V класса опасности СЗЗ-50м».
Зона П-5, как установлено ПЗЗ, выделена для обеспечения правовых условий формирования предприятий, производств и объектов V класса опасности, с низкими уровнями шума и загрязнения. Допускается широкий спектр коммерческих услуг, сопровождающих производственную деятельность. Сочетание различных видов разрешенного использования недвижимости в единой зоне возможно только при условии соблюдения нормативных санитарных требований. При этом, указанная зона не предусматривает использование земельного участка с кадастровым номером <№> относящегося в категории земель сельскохозяйственного назначения и имеющего вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, в качестве основного, условно разрешенного или вспомогательного вида использования.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что с внесением изменения в ПЗЗ, в результате которого земельный участок с кадастровым номером <№> оказался в зоне П-5 «зона предприятий, производства и объектов V класса опасности СЗЗ-50м», законный владелец указанного земельного участка ФИО2 утратил право на использование земельного участка по целевому назначению.
Вместе с тем, как установлено п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на несколько категорий, в том числе земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов.
Пунктом 2 названной статьи закреплено, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно п. 1 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Землями населенных пунктов, в соответствии с п. 1 ст. 83 этого же кодекса, признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (п.2).
Земли сельскохозяйственного назначения, как установлено п. 1 ст. 78 этого же кодекса, могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Согласно пп.2 п. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую регламентирован Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.2004 г. №172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую».
В соответствии с ч. 1 ст. 7 указанного Федерального закона перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, перечисленных в данной части.
Согласно ч. 1 ст. 3 этого же Федерального закона ходатайство о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Как определено ч. 4 названной статьи, по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
В судебном заседании установлено и не оспаривается административным ответчиком факт того, что в отношении земельного участка с кадастровым номером <№> муниципальным образованием г. Новороссийск не направлялось соответствующее ходатайство о перевозе указанного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и исполнительным органом Краснодарского края не принималось решения о таком переводе.
При таких обстоятельствах суд признает, что принятием решения о внесении изменения в ПЗЗ, повлекшим включение в зону П-5 «зона предприятий, производства и объектов V класса опасности СЗЗ-50м» земельного участка с кадастровым номером <№>, орган местного самоуправления - муниципальное образование г. Новороссийск, в нарушение действующего федерального законодательства и в отсутствие полномочий перевело указанный земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, позволяющую использовать земельный участок сельскохозяйственного назначения под предприятия производств и объектов V класса опасности, не относящихся в предприятиям сельскохозяйственного производства.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, данной в ответе на вопрос 5 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 г., утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 июня 2014 года, с учетом названных положений и правил п. 2 ст. 7 ЗК РФ земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - "земли населенных пунктов". Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.
Частью 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации закреплено, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Как установлено ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
Из разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в п. 7 постановления от 31.10.1995 г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» следует, что если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения.
Принимая во внимание, что решение городской Думы муниципального образования г. Новороссийск №312 от 17.07.2018 г., в части внесения изменений в ПЗЗ, в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером <№>, земель сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства отнесен к зоне П-5 «зона предприятий, производств и объектов V класса опасности», противоречит требованиям Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральному закону Российской Федерации от 21.12.2004 г. №172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую», суд считает необходимым при разрешении настоящего спора применить Земельный кодекс Российской Федерации и указанный федеральный закон, в ситу требований которых, ФИО2, как законный владелец земельного участка сельскохозяйственного назначения, вправе заниматься на этом земельном участке фермерским хозяйством.
Поскольку единственным основанием для отказа ФИО2 в выдаче разрешение на строительство фермерского хозяйства стало несоответствие вида разрешенного использования, находящегося в его владении земельного участка, ПЗЗ, учитывая соблюдение ФИО2 процедуры получения разрешения на строительство, суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенное нарушение прав административного истца.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации муниципального образования г. Новороссийск в выдаче ФИО2 разрешения на строительство фермерского хозяйства на земельном участке площадью 262 033 кв.м., кадастровый <№>, земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию муниципального образования <адрес>, в течение десяти дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, устранить допущенное нарушение прав ФИО2 путем принятия решения о выдаче ему разрешения на строительство фермерского хозяйства, расположенного на земельном участке площадью 262 033 кв.м., кадастровый <№>, земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Приморский районный суд г. Новороссийска в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение вступило в законную силу «_____» ______________ 2019 года
Судья Н.С. Семенов