ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1905/2021 от 24.12.2021 Дзержинского районного суда г. Нижнего Тагила (Свердловская область)

.

66RS0008-01-2021-002716-45

Дело № 2а-1905/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 декабря 2021 года город Нижний Тагил Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Охотиной С.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никель К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Свердловской области к Чугунову К.С. о взыскании задолженности по налогам и пени,

и по встречному административному исковому заявлению Чугунова К.С. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Свердловской области о признании безнадежными ко взысканию сумм недоимок по страховым взносам и пени, возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец МИФНС России № 16 по Свердловской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Чугунову К.С. о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в сумме 4194 рубля 47 копеек.

В обоснование административного иска указано, что Чугунов К.С. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в период с 26.10.2009 по 25.06.2015. В связи с тем, что Чугунов К.С. в установленные налоговым законодательством сроки не уплатил страховые взносы на обязательное медицинское страхование за расчетный периоды, истекшие до 01.01.2017, на сумму недоимки налоговым органом за период с 01.01.2012 по 15.12.2019 начислены пени в размере 4194 рублей 47 копеек. Налоговым органом Чугунову К.С. выставлено требование <№> от 04.02.2020 об уплате налога. 09.06.2020 инспекцией в адрес мирового судьи судебного участка № 1 Дзержинского судебного района города Нижний Тагил направлено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Чугунова К.С. пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 в размере 7818 рублей 31 копейки. 30.06.2018 произведено списание недоимки по страховым взносам и пени, в связи с чем, остаток задолженности пени составил 4194 рубля 47 копеек. 02.10.2020 мировым судьей вынесен судебный приказ № 2а-4635/2020, который в связи с поступлением от должника возражений отменен 26.03.2021. Неисполнение Чугуновым К.С. конституционной обязанности по уплате налогов подрывает авторитет и бюджет Российской Федерации.

24.09.2021 вынесено определение о принятии к рассмотрению административного искового заявления, подготовки по делу и назначении дела к рассмотрению в упрощенном производстве; сторонам предоставлен срок для предоставления отзыва и доказательств по 09.11.2021 и дополнительный срок по 30.11.2021.

Определением суда от 30.11.2021 принято встречное административное исковое заявление Чугунова К.С. к МИФНС № 16 России по Свердловской области, в котором просит признать задолженность по страховым взносам в общей сумме 6874 рубля 62 копейки и пени в сумме 6561 рубль 56 копеек безнадежными ко взысканию и обязать административного ответчика указанную сумму недоимки списать с лицевого счета Чугунова К.С., а также определено о переходе к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.

В обоснование заявленных встречных исковых требований указано, что ФИО2 состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Административный истец хранил документы ИП Чугунов К.С., бухгалтерского и налогового учета, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в том числе документы, подтверждающие получение доходов, осуществление расходов, уплату (удержание) налогов с 26.06.2015 по 30.01.2020, в соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ. После 30.01.2020 данные документы были утилизированы в связи с истечение сроков предусмотренных подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ, что делает невозможным проверку правильности исчисления налоговым органом задолженности. Административный истец полагает, что в настоящее время, налоговый орган утратил право на взыскание задолженности, в соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ, а также в связи с тем, что сроки для взыскания недоимки истекли. Налоговый орган в установленные ст. 46, 70 НК РФ сроки не предпринимал никаких мер по взысканию этих сумм налога, пеней, штрафов, процентов, с 26.06.2015 по 30.06.2019, следовательно, отраженная в лицевом счете налогоплательщика, а также в справке <№> от 30.09.2021 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, задолженность по налогам, страховым взносам в общей сумме 6874 рубля 62 копейки, и по пени в размере 6561 рубля 56 копеек, является безденежной к взысканию налоговым органом.

В судебное заседание представитель административного истца по первоначальному иску и административного ответчика по встречному иску МИФНС №16 по Свердловской области не явился, о дате, месте и времени рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом, о чем в деле имеется расписка.

Административный ответчик по первоначальному иску Чугунов К.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Огласив административное исковое заявление, встречное административное исковое заявление, изучив письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

С 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» утратил силу.

В связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются гл. 34 части II НК РФ, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.

В соответствии с п. 2 ст. 419 НК РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов. Согласно п. 1 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 НК РФ, если иное не предусмотрено данной статьей. Согласно п. 2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Вместе с тем, согласно ч. 5 названной статьи, - в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, в срок, установленный абз. 2 данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абз. 2 указанного пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном НК РФ, недоимку по страховым взносам.

В силу ст. 11 НК РФ недоимка – сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Судом установлено, что Чугунов К.С. в период с 26.10.2009 по 26.06.2015 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, соответственно, был обязан уплатить страховые взносы в установленный в законе срок и порядке, в частности не позднее чем в течение 15 календарных дней с даты прекращения деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Согласно п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ).

Исключения из порядка для взыскания пени не предусмотрено.

Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Как следует из правовой позиции КС РФ, изложенной в Постановлении от 15.07.1999 № 11-П, пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, то есть представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.

Согласно п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В тех случаях, когда недоимка налогоплательщиком не погашена, истец вправе заявить исковые требования в части взыскания пеней; пени могут взыскиваться в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога и не утрачена возможность взыскания самой суммы налога. Соответствующие разъяснения даны Конституционным судом РФ в Определении от 17.02.2015 № 422-О.

Так, на основании п. 1, 2, 3 ст. 69НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

В силу п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с НК РФ. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, у организации или индивидуального предпринимателя - 3 000 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Поскольку у Чугунова К.С. была выявлена недоимка по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2011 и 2013 годы (согласно расчету пени в административном иске), было выставлено требование <№> от 04.02.2020 об уплате пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 в размере 5056 рублей 63 копеек со сроком исполнения до 31.03.2020.

Как указано административным истцом, 30.06.2018 произведено списание недоимки по страховым взносам и пени, в связи с чем, остаток задолженности по пени по требованию <№> от 04.02.2020 составил 4194 рубля 47 копеек.

Согласно предоставленной 22.12.2021 МИФНС № 16 по СО информации, в Инспекцию из ПФР поступила информация о задолженности административного ответчика по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 в том числе: задолженность по страховых взносам за период с 2011 по 2015 годы в сумме 13 830 рублей 99 копеек, пени в сумме 4 929 рублей 02 копейки. Взносы в сумме 6956 рублей 37 копеек и пени в сумме 1388 рублей 79 копеек были списаны. По состоянию на 30.09.2021 за административным ответчиком числится задолженность по страховым взносам на ОМС за отчетные периоды до 01.01.2017 в сумме 6874 рубля 62 копейки и пени в сумме 6561 рубль 56 копеек. Расчет пени в сумме 4194 рубля 47 копеек был произведен МИФНС № 16 по СО на основании сведений предоставленных ПФР. При этом, предоставить расчет пени, отраженный в справе <№> от 30.09.2021 не представляется возможным, поскольку информация о задолженности по страховым взносам и пени поступила в инспекцию в виде сальдо.

Административный ответчик Чугунов К.С. указал, что хранил все документы бухгалтерского и налогового учету и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в том числе документы, подтверждающие получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов с 26.06.2015 по 30.01.2020 в соответствии с пп.8 п. ст. 23 НК РФ, однако данные документы после 30.01.2020 были утилизированы, в связи с истечением сроков, что делает невозможным проверку правильности исчисления налоговым органом задолженности.

Суд полагает заслуживающим внимания довод Чугунова К.С. о том, что обязанность по уплате недоимки отсутствует и возможность уплаты недоимки по страховым взносам со стороны налогового органа утрачена; в частности принимает во внимание, что у Чугунова К.С. в настоящее время не имеется возможности подтвердить факт оплаты страховых взносов и отсутствие долга ввиду того, что срок хранения документов, подтверждающих уплату обязательных платежей, в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации составляет три года.

Так, подпунктом 8 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации закреплена обязанность налогоплательщиков в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.

В силу части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Налоговым органом в нарушение ст. ст.62 и 289 КАС РФ к иску не приложено доказательств тому, что не утрачена возможность взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 2649,96 рублей и 3185,46 рублей за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 (в частности за указанный в расчете в административном иске период начислений – 2011 и 2013 годы), на которую исчислена заявленная ко взысканию пеня.

Также суд полагает обоснованными доводы встречного иска о признании задолженности по страховым взносам в общей сумме 6874 рубля 62 копейки и пени в общей сумме 6561 рубль 56 копеек, в т.ч. включающие сумму 4194,47 рублей, безнадежными ко взысканию по следующим основаниям.

Статьей 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается, в том числе и с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

В силу подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

По смыслу положений ст. 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм подп. 5 п. 3 ст.44 и подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться, в том числе в мотивировочной части судебного акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу.

Исходя из толкования подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию.

Институт признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию предполагает существование юридических или фактических препятствий к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов). Списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности является невозможным, в связи с чем задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания.

Чугунов К.С. воспользовавшись правом, предоставленным ему законом, обратился с соответствующим иском в суд, указав, что МИФНС № 16 по СО не предпринимала никаких мер по взысканию задолженности, не обращалась в суд с иском о взыскании с истца причитающихся к уплате сумм налога в виде страховых взносов в общей сумме 6874 рубля 62 копейки и пеней в размере 6561 рубль 56 копеек в период с 26.06.2015 по 30.06.2019.

Согласно справке МИФНС № 16 по СО <№> от 30.09.2021 за Чугуновым К.С. числится задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за отчетные периоды до 01.01.2017 в сумме 6874 рубля 62 копейки и пени в сумме 6561 рубль 56 копеек.

Пунктом 6 ст. 45 НК РФ установлено, что неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных НК РФ.

Судом принимается во внимание, что с 25.06.2015 Чугунов К.С. прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, и соответственно с указанного срока (не позднее) подлежали применению меры принудительного взыскания задолженности по страховым взносам за 2011-2013 годы, в т.ч. и ПФР, а впоследствии с 2017 года – налоговым органом.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют сведения о принятии Налоговым органом своевременных и надлежащих мер к принудительному взысканию задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 6874,52 рубля, в частности: не представлено сведений о направлении соответствующих требований о взыскании указанной недоимки за 2011 и 2013 годы в адрес налогоплательщика Чугунова К.С., как не представлено и самих требований на указанную сумму; не представлено решений и постановлений, в частности на которые имеется ссылка в дополнениях к иску, о принятии ПФР и впоследствии налоговым органом мер к принудительному взысканию недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование; не представлено доказательств возбуждения исполнительных производств по взысканию недоимки в установленном в законе порядке, а согласно информации с сайта УФССП по Свердловской области в банке исполнительных производств отсутствует информация о возбужденных либо оконченных исполнительных производствах в отношении Чугунова К.С. по взысканию указанной выше суммы недоимки по страховым взносам за 2011 и 2013 годы.

Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 53 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении споров судам необходимо исходить из того, что в силу прямого указания закона (п. 6 ст. 69 НК РФ) соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом.

Каких-либо доказательств, подтверждающих направление административному ответчику вышеуказанных требований надлежащим способом либо свидетельствующих об их получении им, в материалах дела не имеется.

Так, после передачи 01.01.2017 Пенсионным фондом РФ в Налоговый орган сведений о задолженности Чигунова К.С. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование налоговый орган имел возможность выявить сумму недоимки, а значит и исполнить возложенную на него законом обязанность по направлению Чигунову К.С. в установленные сроки – в течение 3 месяцев, требования о взыскании как суммы задолженности, так и пени. Однако Налоговым органом уважительных причин нарушения срока направления требования и доказательств его направления, не приведено и не представлено; а также не представлено доказательств, бесспорно свидетельствующих о получении требований иным способом.

Доводы налоговой инспекции в дополнении иску о том, что ПФР были приняты меры к принудительному взысканию недоимки, не нашли своего объективного подтверждения; не представлено сведений об оплате недоимки добровольно, с указанием даты, либо о принятии мер к ее принудительному взысканию. Также Налоговый орган, согласно представленным доказательствам, с момента передачи недоимки в виде сальдо - с 2017 года с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по страховым взносам на сумму числящейся недоимки фактически не обращался. Иного суду не представлено.

Суд полагает, что в рассматриваемом случае, когда пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере исчисляются налоговым органом, а не самостоятельно налогоплательщиком, последний не скрывал наличие у него объектов налогообложения, гарантированное такому лицу право списания задолженности, не может быть поставлено в зависимость от вопросов своевременности межведомственного взаимодействия органов, сроков получения налоговым органом сведений для надлежащего исчисления по на указанной задолженности. Иное не имеет объективного и разумного оправдания, ставит граждан, относящихся к одной категории, при реализации данного права в неравное положение, что не согласуется с конституционными принципами равенства и справедливости, о чем отмечено в Определении ВС РФ от 22.11.2018 № 306-КГ18-10607).

Кроме того, исходя из положений п.2 постановления Правления ПФ РФ от 12.02.2018 N 49п "Об утверждении Порядка признания безнадежными к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам и их списания", признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка и задолженность по пеням и штрафам в случае утраты на 1 января 2017 года возможности их взыскания в связи с истечением срока их взыскания, установленного Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", и отсутствием акта суда, в соответствии с которым утрачена возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 07 марта 2018 года № 48-ФЗ «О внесении изменений в статью 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» часть 2 статьи 43 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» дополнена новым основанием прекращения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем: признание безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Соответственно, оснований для начисления пени по февраль 2020 года на недоимку по страховым взносам по сроку уплаты 2011 и 2013 год фактически не имелось: обоснованности ее начисления и выставлении в требовании <№> от 04.02.2020 со стороны Инспекции не доказано. Указанное начисление пени по момент выставления требования при вышеизложенных обстоятельствах, по мнению суда, не может свидетельствовать о наличии у Инспекции фактически искусственно увеличенных (продленных) сроков для обращения с заявленными в административном иске требованиями, в частности по взысканию пени на недоимку, образовавшуюся до 2014 года.

Учитывая изложенное, суд признает обоснованными доводы Чугунова К.С. о наличии оснований для признания недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и соответственно недоимки по пени, указанных в справке <№> от 30.09.2021, в состав которой включаются и пени, заявленные в первоначальном иске МИФНС №16, безнадежной ко взысканию; поскольку утрачена возможность взыскания самой недоимки в связи с несоблюдением установленных сроков и порядка ее взыскания, что соответственно ведет к необоснованности начисления пени на такую недоимку; отсутствием соответствующих доказательств и расчета задолженности со стороны налогового органа, а также учитывая объективную невозможность со стороны Чугунова К.С. предоставить необходимые доказательства, о чем указано в решении выше.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 г. N381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей. Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 479-О-О).

Также суд приходит к выводу, что несмотря на факт соблюдения сроков обращения в суд о взыскании пени по требованию <№>, вышеуказанное не свидетельствует об обоснованности требований налогового органа; поскольку как указано выше утрачена возможность взыскания самой недоимки по страховым выплатам за 2011 и 2013 года, на которую исчислены и выставлены ко взысканию пени в требовании <№> от 04.02.2020.

В связи с вышеизложенным, оснований для удовлетворения административных требований МИФНС № 16 по Свердловской области к Чугунову К.С. о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 4194 рублей 47 копеек у суда не имеется; в иске налогового органа суду полагает необходимым отказать.

При этом суд полагает возможным, учитывая вышеизложенное, удовлетворить встречный административный иск Чугунова К.С. о признании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 в размере 6874 рубля 62 копейки и пени в размере 6561 рубль 56 копеек безнадежной ко взысканию и обязать МИФНС № 16 по СО списать безнадежную ко взысканию сумму недоимки и пени с лицевого счета Чугунова К.С..

Вопрос о судебных расходах в данном случае судом не разрешается, поскольку административный истец освобождён от уплаты данных расходов, и в иске к ответчику отказано.

Руководствуясь ст. 177-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 16 по Свердловской области к Чугунову К.С. о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в размере 4194 рубля 47 копеек – отказать.

Встречные исковые требования Чугунова К.С. к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 16 по Свердловской области о признании безнадежными ко взысканию сумм недоимок по страховым взносам и пени, возложении обязаности совершить определенные действия удовлетворить; признав безнадежной ко взысканию задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 в размере 6874 рубля 62 копейки и пени в размере 6561 рубль 56 копеек, и обязав списать данную задолженность с лицевого счета Чугунова К.С..

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Судья: С.А. Охотина

Мотивированное решение составлено 10 января 2022 года.

Судья: С.А. Охотина