ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1906/2023 от 29.05.2023 Геленджикского городского суда (Краснодарский край)

К делу №2а-1906/2023

УИД 23RS0011-01-2023-000810-18

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Геленджик «29» мая 2023 года

Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего – судьи Тарасенко И.А.,

при секретаре судебного заседания Архипове А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО5 к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе-курорте Геленджике об обжаловании решения должностного лица, нарушившего право на получение установленной Законом компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратилась в суд с административным иском к Государственному учреждению – отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании незаконным отказа от 02.02.2023 №39930/23-У руководителя ГУСВ № 2 ОСФР по Краснодарскому краю ФИО1 в выплате ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. компенсационных расходов, связанных с переездом (проездом и провозом багажа) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в соответствии с представленными документами.

В обоснование заявленных административных исковых требований ФИО5 указала, что с апреля 1994 года по декабрь 2014 года работала в районах, приравненных к Крайнему Северу, соответственно в этот период там проживала, а также после выхода на пенсию, осталась жить в <адрес>, так как её супруг ФИО2 продолжал работать в этом городе до ноября 2022 года.

Имея квартиру в селе Кабардинка г.Геленджик и предполагая переезд в этот регион, в 2022 году они отправили домашние вещи по новому месту жительства путем заключения с транспортной компанией ООО «7Дорог» договора перевозки от 20.04.2022. Согласно транспортной накладной на этот груз, а также справке по операции и выписке по счету дебетовой карты, за эту услугу оплачено 85 000 рублей.

Кроме того, сама ФИО5 перебралась на постоянное место жительства в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ из <адрес> до <адрес> самолетом, а затем из <адрес> в <адрес> поездом. Всего за передвижение по указанному маршруту этими видами транспорта, согласно проездным документам, уплатила 14 129,40 рублей.

В августе 2022 года ФИО5 обратилась в Клиентскую службу (на правах отдела) в г.Геленджик ГУ-ОПФР по Краснодарскому краю с заявлением о компенсации расходов, связанных с переездом из района Крайнего Севера и приложенными к нему необходимыми документами. Позже уточнила требования к этому перечню и вновь 18.01.2023 направила туда документы.

Однако в окончательном ответе от 02.02.2023 за № 39930/23-У Группой установления социальных выплат №2 ОСФР по Краснодарскому краю в лице ее руководителя ФИО1, ФИО5 было отказано в оплате компенсации расходов, связанных с переездом (проездом и провозом багажа), в связи с тем, что она не предоставила справку, подтверждающую, что мне по последнему месту работы в организации, расположенной в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при переезде из района Крайнего Севера к новому месту жительства, не производилась оплата стоимости проезда и провоза багажа за счет средств работодателя.

Считает указанный отказ незаконным поскольку последним местом работы ФИО5 в <адрес> было ИП ФИО3, там она работала в должности продавца-консультанта с 02.01.2014 по 31.12.2014, при увольнении справку об отсутствии выплаты компенсации не получала, так как на тот период не планировала переезд и не предполагала.

Согласно выписке из ЕГРИП от 21.10.2022 ИП ФИО3 прекратила свою деятельность 07.04.2015. Из справки Архивного отдела <адрес> от 12.10.2022 при закрытии предпринимательства ФИО3 в архив города необходимые документы не сдавала.

Таким образом, считает отказ административного органа незаконным по указанным в нем основаниям, поскольку получить указанные в нем документы, а именно справку об отсутствии выплаты компенсации, не представляется возможным по вышеуказанным причинам.

При этом, указывает, что действительно согласно п. а ст.10 Постановления Правительства России от 10.02.2020 г. №114 указано, что необходимо предоставить справку пенсионеру по последнему месту работы в организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях о том, что компенсация за счет средств работодателя на перевоз багажа и переезд не производилась.

Однако, полагает, что это требование возникло по отношениям, действующим с даты вступления в силу этого Постановления, а именно после 10.02.2020.

В судебное заседание административный истец не явилась, в заявлении в адрес суда просила рассмотреть дело в свое отсутствие, поддержала административные исковые требования и просила удовлетворить их.

Представитель административного ответчика ОПФР по Краснодарскому краю по доверенности ФИО4 в судебное заседание не явилась, направила в адрес суда письменное возражение на иск, согласно которым просит в иске отказать за отсутствием справки, подтверждающей, что пенсионеру по последнему месту работы в организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не производилась оплата стоимости проезда и провоза багажа.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании, ФИО5 с апреля 1994 года по декабрь 2014 года работала в районах, приравненных к Крайнему Северу, соответственно в этот период там проживала.

Согласно паспортным данным, ФИО5 была зарегистрирована по месту жительства в <адрес>, с 14.06.2022 зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.

В соответствии с ч.5 ст.21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при смене пенсионером места жительства выплата страховой пенсии, включая организацию ее доставки, осуществляется на основании его выплатного дела по его новому месту жительства, подтвержденным документами о регистрации, выданными органами регистрационного учета, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что ФИО5 получает пенсию по новому месту жительства в г.Геленджике.

18.01.2023 ФИО5 обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Геленджике с заявлением о компенсации расходов на провоз багажа, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, с приложением соответствующих документов, подтверждающих факт несения расходов на сумму 85 000 руб.

Решением ГУ УПФ РФ в г. Геленджике от 02.02.2023 №39930/23-У ФИО5 отказано в выплате компенсации расходов на провоз багажа, в связи с тем, что она не предоставила справку, подтверждающую, что мне по последнему месту работы в организации, расположенной в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при переезде из района Крайнего Севера к новому месту жительства, не производилась оплата стоимости проезда и провоза багажа за счет средств работодателя.

Давая правовую оценку доводам ответчика, суд находит их несостоятельными.

Исходя из Перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967г. N 1029, г. Ниневартовск, откуда истица вместе с семьей выехала в г. Геленджик, отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее - Закон N 4520-1) устанавливает гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

На основании статьи 4 Закона N 4520-1 компенсация расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, указанным в части 6 статьи 35 настоящего Закона, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предоставляемых из федерального бюджета в форме межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.

В силу части 6 статьи 35 Закона N 4520-1 лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, не работающим по трудовым договорам, не получающим выплат и иных вознаграждений по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений науки, литературы, искусства и не осуществляющим иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации, и членам их семей, находящимся на их иждивении, в случае переезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства на территории Российской Федерации, не относящемуся к указанным районам и местностям, однократно компенсируются расходы на оплату стоимости проезда к новому месту жительства и стоимости провоза багажа.

Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, указанным в части 6 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 35).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014г. N 1351 «О порядке компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей» утверждены Правила компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей.

Пунктом 3 названных Правил определено, что компенсация производится в размере: б) фактически произведенных расходов на оплату стоимости провоза багажа пенсионера и членов семьи пенсионера весом не более 1 тонны на пенсионера и каждого выезжающего вместе с ним члена семьи пенсионера, но не более 5 тонн на семью железнодорожным, внутренним водным, морским, автомобильным транспортом (за исключением такси), но не выше установленных тарифов на перевозку багажа железнодорожным транспортом.

В пункте 15 Правил перечислены все основания, по которым может быть отказано в выплате компенсации за провоз багажа и проезд при переезде, согласно которому основаниями для принятия решения об отказе в выплате компенсации являются:

а) несоответствие сведений, содержащихся в представленных с заявлением о компенсации документах, требованиям настоящих Правил, выявленное при их рассмотрении территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации;

б) оплата стоимости проезда и провоза багажа пенсионеру и членам семьи пенсионера, произведенная за счет средств работодателя по последнему месту работы пенсионера в организации, расположенной в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, либо за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в случае переезда к новому месту жительства в указанный в заявлении о компенсации срок, определенный датами выезда и приезда;

в) произведенная ранее оплата стоимости проезда и провоза багажа пенсионеру и членам семьи пенсионера территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации (в том числе на основании судебных решений).

В соответствии с пунктом 10 Правил, заявление подается с приложением документов, подтверждающих, что по последнему месту работы в организации, расположенный в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, и членам семьи не производилась выплата компенсации за счет средств работодателя.

Как следует из решения ГУ УПФ РФ в г. Геленджике от 02.02.2023 №408 об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости провоза багажа, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, ФИО5 отказано в выплате компенсации в соответствии с п.п. «а» и п.п. «ж» п.10 Правил, поскольку она не предоставила справку, подтверждающую, что мне по последнему месту работы в организации, расположенной в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при переезде из района Крайнего Севера к новому месту жительства, не производилась оплата стоимости проезда и провоза багажа за счет средств работодателя.

Согласно данным трудовой книжки ФИО5, последним местом работы истца является ИП ФИО3, которая ликвидирована 07.04.2015, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 21.10.2022.

Таким образом, к моменту непосредственного переезда истца в 2022 году, организация не существовала и не имела правопреемников.

При этом уволена ФИО5 с последнего места работы в декабре 2014 года, то есть более, чем за восемь года до фактического переезда из <адрес> в <адрес>.

Следовательно, оснований полагать, что компенсационная выплата истцу в связи с переездом из районов Крайнего Севера была произведена работодателем, не имеется.

Сам по себе факт того, что работодатель не передал в государственных архив соответствующие документы, не может служить основанием для отказа в выплате соответствующей компенсации.

Совокупность представленных доказательств позволяет суду прийти к выводу о том, что оплата стоимости проезда и провоза багажа в связи с переездом из районов Крайнего Севера истцу по месту её последней работы не производилась, в связи с чем ФИО5 имеет право на получение соответствующих компенсационных выплат, а отказ руководителя ГУСВ № 2 ОСФР по Краснодарскому краю ФИО1 от 02.02.2023 №39930/23-У в выплате ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. компенсационных расходов, связанных с переездом (проездом и провозом багажа) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в соответствии с представленными документами, является незаконным.

В соответствии со ст.227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться в частности указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Защита прав административного истца может быть осуществлена путем возложения обязанности на административного ответчика.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии правовых и фактических оснований для удовлетворения административного иска.

Все представленные в материалы дела доказательства, а также иные юридически значимые обстоятельства, исследованы в судебном заседании, и получили свою оценку в соответствии с требованиями статей 59-61, 70, 84 КАС РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО5 удовлетворить.

Признать незаконным отказ руководителя ГУСВ № 2 ОСФР по Краснодарскому краю ФИО1 от 02.02.2023 №39930/23-У в выплате ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. компенсационных расходов, связанных с переездом (проездом и провозом багажа) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в соответствии с представленными документами.

Обязать Государственное учреждение – отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>) повторно рассмотреть вопрос о выплате ФИО5, <данные изъяты>), компенсацию расходов на переезд из районов Крайнего Севера в размере 85 000 (восемьдесят пять тысяч) руб.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Геленджикский городской суд в течение месяца.

Председательствующий: