УИД: 91RS0009-01-2019-002821-87 Дело № 2а-1908/2019 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 02 октября 2019 года г. Евпатория Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Лантратовой А.И. при секретаре Кувшиновой А.В. с участием представителя административного истца ФИО1, заинтересованного лица ФИО2 рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО3 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО4, заинтересованные лица ФИО2, ФИО5 о признании незаконным и отмене решения государственного регистратора и обязании совершить определенные действия, У С Т А Н О В И Л: ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным представителем административного истца в судебном заседании в устной форме, к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО4, заинтересованные лица ФИО2, ФИО5 о признании незаконным и отмене решения государственного регистратора и обязании совершить определенные действия. Требования мотивированы тем, что 20.02.2019г. между административным истцом и ФИО2 в лице своего представителя по доверенности ФИО5 заключен договор купли-продажи <адрес>. 22.02.2019г. совместным заявлением участники сделки сдали в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру РК документы на регистрацию перехода права собственности на квартиру. Однако, 03.06.2019г. государственным регистратором ФИО4 было принято решение о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности в связи с тем, что согласно сведениям из переданной в Госкомрегистр Единой информационной системы нотариусов «еНОТ» в отношении <адрес> нотариусом Евпаторийского городского нотариального округа ФИО7 наложено запрещение «ипотека» от 29.11.2007г., сведения о снятии данного запрещения отсутствуют. Также регистратором было указано, что осуществление действий по регистрации права собственности приостанавливается до 02.09.2019г. и в проведении государственной регистрации будет отказано, в случае если в течении срока приостановления не будут устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации. При этом также указывает, что ФИО2 является собственником квартиры на основании договора дарения от 15.07.2015г., который прошел государственную регистрацию в Госкомрегистре 31.07.2015г., при этом у государственного регистратора, при регистрации права собственности за ФИО2 не возникло никаких замечаний относительно наличия обременений в отношении данной квартиры, хотя по состоянию на 2015г. сведения о наличии «ипотеки» система «еНОТ» уже содержала. На сегодняшний день ЕГРН не содержит информации об обременении на спорную квартиру, возникшую из договора ипотеки. ИЕС «еНОТ» не является официальной базой запрещений и арестов Российской Федерации и не может быть актуальной, а носит лишь информационный характер только для нотариусов Российской Федерации. Ссылается на то, что действующее законодательство не устанавливает в качестве требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав на объект недвижимости, возникшим на территории РК до вступления в силу Закона № 6-ФЗ, наличие документов о снятии установленных до 18.03.2014г. договорами ипотеки ограничений (обременений) на указанные права либо заявления залогодателя о государственной регистрации соответствующей ипотеки по договору. Государственная регистрация таких ограничений (обременений) прав осуществляется после регистрации вещных прав залогодателя на соответствующее недвижимое имущество или права, являющегося предметом ипотеки по договору, и исключительно по совместному заявлению залогодателя и залогодержателя либо нотариуса, удостоверившего договор об ипотеке. Считает, что оснований для приостановления государственной регистрации права (и в дальнейшем отказа в государственной регистрации перехода права собственности на квартиру) у административного ответчика не имелось. В связи с чем, данное решение нарушает права административного истца и охраняемые законом интересы. Просит суд признать незаконным и отменить решение государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО4 от 03.06.2019г. о приостановлении государственной регистрации права собственности на <адрес>. Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым рассмотреть документы, принятые на основании описи № 90/014/150/2019-1616 от 22.02.2019г. для оказания государственной услуги по государственной регистрации перехода права собственности на основании договора купли-продажи от 20.02.2019г., заключенного между ФИО3 и ФИО2 в лице своего представителя по доверенности ФИО5 и принять решение о регистрации права собственности за ФИО3 на <адрес> без учета обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО4 от 03.06.2019г. о приостановлении государственной регистрации права собственности на <адрес> либо отказе в государственной регистрации перехода права собственности. В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 административный иск поддержала с учетом его уточнения, дала суду пояснения, аналогично изложенному в административном исковом заявлении, просила суд исковые требования удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен в установленном порядке, направил в адрес суда возражения, согласно которым 22.02.2019г. с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимого имущества – <адрес> кадастровый №, общей площадью 77,6 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, обратился ФИО3. В качестве документа-основания заявителем представлен договор купли - продажи от 20.02.2019г. заключенный между ФИО3 и ФИО5 действующим в интересах ФИО2 При проведении правовой экспертизы представленных документов, государственным регистратором установлено, что согласно сведениям из переданной в Госкомрегистр Единой информационной системы нотариусов «еНОТ», нотариусом Евпаторийского городского нотариального округа ФИО7 наложено запрещение «ипотека» от 29.11.2007г. на <адрес>, на основании договора ипотеки от 29.11.2007г.; арест Евпаторийского городского суда от 11.02.2011г. по делу № 2-621/2011. Так же в ЕГРН имеются записи: о невозможности проведения регистрационных действий без личного участия собственника, запись 90/006/151/2018-4557 от 12.07.2018г.; запрет правообладателя совершать регистрационные действия в отношении объекта на основании определения №2-2189/2018 от 28.08.2018г., запись 90/016/506/2018-4645; арест на основании постановления о наложении ареста на имущество должника №82020/18/37294 от 03.09.2018г., запись 90/016/506/2018-4762 от 10.09.2018г. Сведения о снятии вышеуказанных запрещений отсутствуют. В связи с чем, осуществление действий по регистрации права собственности приостановлено до 05.06.2019г., о чем в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» ФИО3 был уведомлен 06.03.2019 г.. В дальнейшем ФИО3 были представлены дополнительные документы, а именно определение Сакского районного суда Республики Крым от 10.10.2018г., определение Сакского районного суда Республики Крым от 21.02.2019г., согласно которых отменяются меры принятые по определению Сакского районного суда Республики Крым от 28.08.2018г. Однако согласно по сведениям Единой информационной системы нотариусов «еНот» переданной в Госкомрегистр, нотариусом Евпаторийского городского НО ФИО7 наложено запрещение «ипотека» от 29.11.2007г. на <адрес>, договор ипотеки от 29.11.2007г. Сведения о снятии вышеуказанного запрещения отсутствуют. Осуществление действий по регистрации права собственности приостанавливается до 02.09.2019 г. Дополнительно указал, что на вышеуказанный объект недвижимости актуальными в данный момент являются аресты (ограничения) о запрете Госкомрегистру осуществлять какие- либо регистрационные действия на основании: определения Сакского районного суда Республики Крым от 21.08.2019г. об обеспечении иска ФИО6 к ФИО5, ФИО2, о взыскании суммы неосновательного обогащения по делу №М-1937/2019; определения Евпаторийского городского суда по делу № 2-1252/2019 по иску ФИО6 к ФИО5, ФИО2; постановления судебного пристава - исполнителя ОСП по г. Саки и Сакскому району УФСП России по Республике Крым от 05.08.2019г. В связи с чем, исковые требования ФИО3 считает несостоятельными, преждевременными, необоснованными и просят в их удовлетворении отказать, рассмотрев дело в его отсутствие. Административный ответчик государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО4 в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, с заявлениями и ходатайствами, в том числе об отложении рассмотрения дела, к суду не обращался. Заинтересованное лицо ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, пояснив что не желает заключать договор, как нарушающий ее права и все документы по заключению договора ею отозваны. Заинтересованное лицо ФИО5 в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, с заявлениями и ходатайствами, в том числе об отложении рассмотрения дела, к суду не обращался. Выслушав доводы представителя административного истца, заинтересованного лица ФИО2, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования ФИО3 необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению, либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными. Правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации. В случаях, установленных Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. В соответствии с частью 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. В силу положений статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Согласно статье 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения. На основании пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. По смыслу п.п 2 п. 2 ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки. Как следует из п. 6 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Осуществляемый таким образом со стороны государства контроль за совершением сделок с недвижимым имуществом должен обеспечить и защитить права и законные интересы граждан, юридических лиц и публичных образований, как следствие, снизить риски на рынке недвижимости, создать дополнительные гарантии безопасности для участников рынка недвижимости. Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влекут только правомерные действия. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания. Пределы правовой экспертизы документов определяются необходимостью обеспечения баланса публичных интересов, прежде всего, в части достоверности сведений о правах на недвижимое имущество. В этой связи при проведении правовой экспертизы документов необходимо учитывать, влекут ли за собой выявленные в ходе правовой экспертизы дефекты юридической силы документов ничтожность либо оспоримость соответствующих документов, препятствуют ли они возникновению, переходу, прекращению или обременению (ограничению) прав на недвижимое имущество. В соответствии с п. 5, 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный регистратор прав принимает решение о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; несоответствие требованиям законодательства Российской Федерации формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей, (ч. 2 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»). Из материалов дела следует, что 20.02.2019г. года между ФИО2 в лице представителя по доверенности ФИО5, как продавцом, и ФИО3, как покупателем, заключен договор купли-продажи <адрес>, в связи с чем 22.02.2019 года стороны по договору обратились в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлениями о государственной регистрации перехода права собственности на квартиру, предоставив указанный выше договор купли-продажи, а также квитанцию на суму 2000 руб., выписку из ЕРГН от 26.04.2018г. (л.д. 37-41) Судом из материалов дела и пояснений сторон установлено, что ФИО2 <адрес> принадлежит на праве собственности на основании договора дарения квартиры от 15.07.2015г. Государственная регистрация права собственности ФИО2 проведена в Государственном комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 31.07.2015г., о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права. (л.д. 11-12, 16) Из уведомления о приостановлении государственной регистрации от 06.03.2019г., следует, что государственная регистрация в отношении объекта недвижимости – <адрес>, приостановлена в связи с тем, что согласно сведениям из переданной в Госкомрегистр Единой информационной системы нотариусов «еНОТ», нотариусом Евпаторийского городского нотариального округа ФИО7 наложено запрещение «ипотека» от 29.11.2007г. на <адрес>, на основании договора ипотеки от 29.11.2007г.; арест Евпаторийского городского суда от 11.02.2011г. по делу № 2-621/2011. Так же в ЕГРН имеются записи: о невозможности проведения регистрационных действий без личного участия собственника, запись 90/006/151/2018-4557 от 12.07.2018г.; запрет правообладателя совершать регистрационные действия в отношении объекта на основании определения №2-2189/2018 от 28.08.2018г., запись 90/016/506/2018-4645; арест на основании постановления о наложении ареста на имущество должника №82020/18/37294 от 03.09.2018г., запись 90/016/506/2018-4762 от 10.09.2018г. Сведения о снятии вышеуказанного запрещения отсутствуют. Осуществление действий по регистрации права собственности приостанавливаются до 05.06.2019г. (л.д. 100-101) В уведомлении от 03.06.2019г. о приостановлении государственной регистрации в отношении объекта недвижимости – <адрес> указано, что ФИО3 предоставлены дополнительные документы, а именно определение Сакского районного суда Республики Крым от 10.10.2018г., определение Сакского районного суда Республики Крым от 21.02.2019г., согласно которых отменяются меры принятые по определению Сакского районного суда Республики Крым от 28.08.2018г. Однако согласно сведениям переданной в Госкомрегистр Единой информационной системы нотариусов «еНот», нотариусом Евпаторийского городского НО ФИО7 наложено запрещение «ипотека» от 29.11.2007г. на <адрес>, договор ипотеки от 29.11,2007г. Сведения о снятии вышеуказанного запрещения отсутствуют. Осуществление действий по регистрации права собственности приостанавливается до 02.09.2019 г. (л.д. 98) Административный истец в своем исковом заявлении просит суд признать незаконным и отменить решение государственного регистратора от 03.06.2019 года о приостановлении государственной регистрации права собственности на <адрес>, в связи с отсутствием оснований для приостановления. Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым рассмотреть документы, принятые на основании описи № 90/014/150/2019-1616 от 22.02.2019г. для оказания государственной услуги по государственной регистрации перехода права собственности на основании договора купли-продажи от 20.02.2019г., заключенного между ФИО3 и ФИО2 в лице своего представителя по доверенности ФИО5 и принять решение о регистрации права собственности за ФИО3 на <адрес> без учета обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО4 от 03.06.2019г. о приостановлении государственной регистрации права собственности на <адрес> либо отказе в государственной регистрации перехода права собственности. Вместе с тем, суду с возражениями на исковое заявление административным ответчиком были представлены дополнительные документы подтверждающие, что на дату 03.06.2019 года определением Евпаторийского городского суда от 20.05.2019г. приняты меры по обеспечению иска ФИО6 к ФИО5, ФИО2 о понуждении заключить договор купли-продажи квартиры, запрещено Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым вносить в государственный реестр вещных прав любые данные связанные с переходом прав собственности на <адрес>, кадастровый №. (л.д. 104-105) Указанные обстоятельства хотя и не были приведены госрегистратором в уведомлении о приостановлении от 03.06.2019 года, но однозначно являлись препятствием для перехода права собственности. Выбор способа нарушенного права должен соответствовать характеру нарушенного права, способ защиты права, избранный истцом, должен в результате применения восстанавливать это нарушенное право. В данном случае при наличии иных запрещений, признание незаконным и отмена решения государственного регистратора от 03.06.2019 года о приостановлении государственной регистрации права собственности на <адрес> не восстановит нарушенные права истца. Кроме этого исходя из принципа разделения властей, закрепленного в статье 10 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым суды общей юрисдикции не вправе вмешиваться в деятельность органов государственной власти, возлагать на них обязанность по принятию соответствующих решений, суд считает что не вправе обязывать административного ответчика принять решение о регистрации права собственности либо отказе в государственной регистрации перехода права собственности. При таких обстоятельствах, анализируя вышеизложенное, исследовав обстоятельства дела, проверив их доказательствами, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, исходя из принципов разумности и справедливости, суд пришел к выводу о необоснованности требований административного истца ФИО3 и об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения. Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении административного иска ФИО3 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО4, заинтересованные лица ФИО2, ФИО5 о признании незаконным и отмене решения государственного регистратора и обязании совершить определенные действия – отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Евпаторийский городской суд Республики Крым. Судья А.И. Лантратова |