ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1908/202023И от 23.07.2020 Тосненского городского суда (Ленинградская область)

47RS0-77

Дело №2а-1908/2020 23 июля 2020 года

в г.Тосно Ленинградской области

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Тосненский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Ваганова А.В.,

с участием представителя административного истца – помощника Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора Резниковой Д.Р.,

представителя административного ответчика Хандусенко О.А.,

при помощнике судьи Пыщенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия,

установил:

Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в несвоевременном проведении лесоустройства на землях лесного фонда Учебно-опытного лесничества – филиала ЛОГКУ «Ленобллес»; обязании провести лесоустройство путём таксации лесов на землях лесного фонда указанного лесничества в срок не позднее одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование административного иска указал, что Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании задания прокуратуры Ленинградской области от 18.07.2019 №7-58-2019 и плана работы природоохранной прокуратуры на I полугодие 2020 года проведена проверка соблюдения лесного законодательства Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области (далее – Комитет) при проведении лесоустройства на территории Ленинградской области, законности и полноты принятых мер к актуализации его материалов.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по проведению на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 31.01.2014 №341, Комитет является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий и функций Ленинградской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, лесных отношений, отношений недропользования по участкам недр, распоряжение которыми относится к компетенции Ленинградской области, водных отношений, отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, охраны атмосферного воздуха, а также обеспечения радиационной безопасности, экологической экспертизы, безопасности гидротехнических сооружений, использования атомной энергии. К полномочиям Комитета в сфере лесных отношений относится, в том числе, проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 2.2 Положения).

В соответствии с частью 1 статьи 67 ЛК Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 2 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть вторая).

Согласно части 1 статьи 68 ЛК Российской Федерации лесоустройство включает в себя: 1) проектирование лесничеств; 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; 3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; 4) таксацию лесов; 5) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

В силу части 1 статьи 69.1 ЛК Российской Федерации таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков и лесничеств, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов (часть вторая).

Иными словами, таксация лесов проводится в целях их учёта, установления пространственного размещения, выявления лесосырьевых ресурсов, определение товарной структуры древостоев и объёмов заготавливаемой лесопродукции.

Приказом Минприроды России от 29.03.2018 №122 утверждена Лесоустроительная инструкция. В соответствии с пунктом 30 Лесоустроительной инструкции таксация лесов осуществляется по первому, второму, третьему таксационным разрядам лесов, которыми устанавливаются степень детализации и точность таксационных работ в зависимости от интенсивности использования лесов и объемов выполняемых мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. По данным критериям леса Ленинградской области относятся к I таксационному разряду. Согласно пункту 31 Лесоустроительной инструкции для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов периодичность проведения таксации лесов составляет 10 лет. Таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации (далее - камеральные работы) – пункт 32 Лесоустроительной инструкции.

Пунктом 1.1.1 Лесохозяйственного регламента Учебно-опытного лесничества Ленинградской области, утвержденного приказом Комитета от 26.11.2018 №27 предусмотрено, что лесничество представлено двумя несоприкасающимися лесными массивами в центральной части Ленинградской области, расположенными на территории Всеволожского и Тосненского муниципальных районов. Учебно-опытное лесничество как филиал ЛОГКУ «Ленобллес» расположено по адресу: 187010, Ленинградская область, Тосненский район, пгт Ульяновка, Московское шоссе. В нарушение указанных требований закона, лесоустройство на территории участковых лесничеств Учебно-опытного лесничества проведено более 10 лет назад: на территории Жерновского, Кастенского, Кудровского, Лисинского и Перинского участковых лесничеств – в 2005 году (давность лесоустройства составляет 15 лет).

Плановые сроки лесоустроительных мероприятий на территории Ленинградской области приведены в приложении №28 к Лесному плану Ленинградской области, утвержденному постановлением Губернатора Ленинградской области от 25.12.2018 №75-пг на срок действия 2019-2029 гг., согласно которому лесоустройство в Учебно-опытном лесничестве на площади 29 763 га планируется провести в 2023-2024 гг. Указанные сроки не соответствуют установленной лесным законодательством периодичности проведения таксации лесов (на момент планируемого проведения лесоустроительных работ давность лесоустройства по участковым лесничествам будет составлять от 18 до 19 лет) и не отвечают его основным принципам, таким как: устойчивое управления лесами, повышение их потенциала, улучшение обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, поскольку эффективное использование лесов и надлежащее осуществление мероприятий по их охране, защите и воспроизводству напрямую зависит от достоверности данных о состоянии лесов, получить которые можно исключительно путём проведения таксации лесов. В связи с этим лесоустройство в отношении лесничеств Ленинградской области ответчик обязан выполнять с периодичностью, прямо указанной в законе.

Учитывая, что проведение лесоустройства в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 83 ЛК Российской Федерации относится к переданным Российской Федерацией полномочиям, их неисполнение (несвоевременное исполнение) нарушает интересы Российской Федерации. Устаревшие материалы лесоустройства, недостоверная информация о состоянии лесов снижают эффективность лесопользования, влекут непроведение либо несвоевременное проведение мероприятий по охране и защите лесов, тем самым создавая угрозу благоприятной окружающей среде и нарушая права и законные интересы неопределённого круга лиц (л.д.4-9).

К участию в деле заинтересованными лицами привлечены ЛОГКУ «Ленобллес» и Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, которые извещены о времени и месте судебного разбирательства, не направили в суд своих представителей (л.д.46, 55, 57).

В судебном заседании представитель административного истца Резникова Д.Р. поддержала административный иск, пояснила, что в настоящее время заявленные требования не удовлетворены, лесоустройство не проведено, нарушенные права граждан не восстановлены. Срок исполнения может быть продлен до двух лет, как это предусмотрено Лесоустроительной инструкцией.

Представитель административного ответчика Хандусенко О.А. административный иск не признала, пояснила, что между Комитетом и Федеральным государственным бюджетным учреждением «Рослесинфорг» заключен государственный контракт №11 от 03.04.2020 на выполнение лесоустроительных работ по таксации лесов на землях лесного фонда, проектированию мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов Учебно-опытного лесничества Ленинградской области в 2020-2021 годах (далее – ГК №11). Согласно разделу 1 ГК №11 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Рослесинфорг» обязуется выполнить и сдать Комитету, а последний обязуется принять и оплатить работу по выполнению лесоустроительных работ по таксации лесов на землях лесного фонда, проектированию мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов Учебно-опытного лесничества Ленинградской области в 2020-2021 годах. Предусмотренная контрактом работа выполняется на основании Лесного кодекса Российской Федерации, Областного закона Ленинградской области от 04.12.2019 №94-оз «Об областном бюджете Ленинградской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», а также в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ленинградской области, в том числе нормативными правовыми актами, принятыми и вступившими в силу в период выполнения работ. Согласно пункту 4.1 раздела 4 ГК №11 общий срок (продолжительность) выполнения работ по ГК №11 устанавливается в соответствии с календарным планом (пункт 15 Технического задания).

Календарный план на выполнение лесоустроительных работ по таксации лесов на землях лесного фонда, проектированию мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов Учебно-опытного лесничества Ленинградской области в 2020-2021 годах (пункт 15 технического задания на выполнение лесоустроительных работ по таксации лесов на землях лесного фонда, проектированию мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов Учебно-опытного лесничества Ленинградской области в 2020-2021 годах, являющегося приложением №1 к ГК №11 (далее – ТЗ)) предусматривает следующие этапы и сроки выполнения работ по указанному контракту: подготовительные работы (первый этап) – по 01.12.2020; полевые работы (второй этап) – по 01.09.2021; составление лесоустроительной документации (третий этап) – по 29.10.2021; подготовка материалов для внесения изменений в лесохозяйственный регламент (четвертый этап) – по 15.11.2021. Таким образом, на момент рассмотрения настоящего административного дела требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора исполнены Комитетом.

При этом Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 №122, регламентированы правила проведения лесоустройства, содержащие требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности и землях населённых пунктов, на которых расположены городские леса. Пунктами 32 и 33 Лесоустроительной инструкции установлено, что таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации (камеральные работы). Таким образом, Лесоустроительной инструкцией установлены императивные нормы, определяющие сроки проведения мероприятий по таксации лесов – в течение двух лет и поэтапность обозначенных мероприятий.

Комитет считает, что требование Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора об обязании Комитета провести лесоустройство путём таксации лесов на землях лесного фонда Учебно-опытного лесничества – филиала ЛОГКУ «Ленобллес» в срок не позднее одного года с момента вступления решения суда в законную силу противоречит положениям Лесоустроительной инструкции.

Ранее, правила проведения лесоустройства, содержащие требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности и землях населённых пунктов, на которых расположены городские леса, регулировались Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 №516. Утратившая сила Лесоустроительная инструкция не содержала положений, предусматривающих периодичность проведения таксации лесов, а также сроки действия лесоустроительной документации. Комитет ежегодно заключает государственные контракты на проведение лесоустроительных работ на территории земель лесного фонда Ленинградской области в объёмах выделяемых средств субвенций из федерального бюджета. Учитывая, что до 2018 г. периодичность проведения мероприятий по таксации лесов Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 №516, не была установлена, а также то обстоятельство, что Комитетом заключен ГК №11, то довод Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора о длительном бездействии Комитета, выразившемся в несвоевременном проведении лесоустройства на землях лесного фонда Учебно-опытного лесничества – филиала ЛОГКУ «Ленобллес», не обоснован (л.д.60-63).

Выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд пришёл к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 67 ЛК Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 2 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть вторая).

Согласно части 1 статьи 68 ЛК Российской Федерации 1. лесоустройство включает в себя: 1) проектирование лесничеств; 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; 3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; 4) таксацию лесов; 5) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

В силу части 1 статьи 69.1 ЛК Российской Федерации таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков и лесничеств, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов (часть вторая).

Приказом Минприроды России от 29.03.2018 №122 утверждена Лесоустроительная инструкция. В соответствии с пунктом 30 Лесоустроительной инструкции таксация лесов осуществляется по первому, второму, третьему таксационным разрядам лесов, которыми устанавливаются степень детализации и точность таксационных работ в зависимости от интенсивности использования лесов и объемов выполняемых мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Согласно пункту 31 Лесоустроительной инструкции для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов периодичность проведения таксации лесов составляет 10 лет. Таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации (далее – камеральные работы) – пункт 32 Лесоустроительной инструкции.

Судом установлено, что лесоустройство на землях лесного фонда Учебно-опытного лесничества – филиала ЛОГКУ «Ленобллес» было проведено в 2005 году, что подтверждает ответом Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 30.01.2020 на запрос Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора (л.д.11. 13, 19).

Между Комитетом и Федеральным государственным бюджетным учреждением «Рослесинфорг» заключен государственный контракт №11 от 03.04.2020 на выполнение лесоустроительных работ по таксации лесов на землях лесного фонда, проектированию мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов Учебно-опытного лесничества Ленинградской области в 2020-2021 годах (л.д.64). Календарный план на выполнение лесоустроительных работ по таксации лесов на землях лесного фонда, проектированию мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов Учебно-опытного лесничества Ленинградской области в 2020-2021 годах предусматривает следующие этапы и сроки выполнения работ по указанному контракту: подготовительные работы (первый этап) – по 01.12.2020; полевые работы (второй этап) – по 01.09.2021; составление лесоустроительной документации (третий этап) – по 29.10.2021; подготовка материалов для внесения изменений в лесохозяйственный регламент (четвертый этап) – по 15.11.2021 (л.д.100).

Суд находит Комитет по природным ресурсам Ленинградской области надлежащим административным ответчиком, поскольку в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по проведению на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса; к полномочиям Комитета в сфере лесных отношений относится, в частности, проведение на землях лесного фонда лесоустройства (пункт 2.2 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 31.01.2014 №341).

Частью 2 статьи 227 КАС Российской Федерации предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Суд находит доказанным бездействие Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, выразившееся в несвоевременном проведении лесоустройства на землях лесного фонда Учебно-опытного лесничества – филиала ЛОГКУ «Ленобллес», поскольку Лесоустроительная инструкция утверждена Приказом Минприроды России от 29.03.2018 №122, тогда же в 2018 г. необходимо было заключить государственный контракт на выполнение лесоустроительных работ по таксации лесов на землях лесного фонда Учебно-опытного лесничества. Государственный контракт был заключен двумя годами спустя. Данное бездействие не соответствует пункту 31 Лесоустроительной инструкции, поскольку лесоустройство на указанных землях было проведено в 2005 году; нарушает интересы Российской Федерации в сфере лесных отношений, а также интересы неопределенного круга лиц. Поэтому суд удовлетворяет административный иск и обзывает административного ответчика провести лесоустройство, путём таксации лесов на землях лесного фонда Учебно-опытного лесничества.

Согласно требованиям статьи 187 КАС Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Исходя из предусмотренного пунктом 32 Лесоустроительной инструкции требования о выполнении таксации лесов в течение двух лет, суд считает предлагаемый прокурором срок исполнения решения суда – не позднее одного года с момента вступления решения суда в законную силу, – необоснованным, поскольку государственный контракт заключен 3 апреля 2020 г., документы по лесоустройству будут оформлены не раньше 29 октября 2021 г. Поэтому устанавливает срок исполнения решения суда не позднее 31 декабря 2021 года.

С доводами административного ответчика об исполнении исковых требований суд не может согласиться, поскольку лесоустройство на землях лесного фонда Учебно-опытного лесничества в настоящее время не выполнено. Вышеуказанный государственный контракт предусматривает выполнение лесоустройства ещё в течение более одного года.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

признать незаконным бездействие Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, выразившееся в несвоевременном проведении лесоустройства на землях лесного фонда Учебно-опытного лесничества – филиала ЛОГКУ «Ленобллес», нарушающим законные интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, исковые требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области в срок не позднее 31 декабря 2021 года провести лесоустройство, путём таксации лесов на землях лесного фонда Учебно-опытного лесничества – филиала ЛОГКУ «Ленобллес».

Административному ответчику сообщить об исполнении решения по настоящему делу в суд, Ленинградскому межрайонному природоохранному прокурору не позднее одного месяца по истечению указанного срока.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (1 августа 2020 года) путем подачи апелляционной жалобы или представления через Тосненский городской суд.

Судья: подпись