ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1909/19 от 21.05.2019 Советского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

25RS0004-01-2019-002004-88

Дело № 2а-1909/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 мая 2019 года г.Владивосток,

Советский районный суд г.Владивостока в составе:

председательствующего судьи Шульга Е.А.,

с участием помощника прокурора Советского района г. Владивостока Сосницкого Д.П.

при секретаре Несиной В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г.Находки в защиту прав неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю (Управление Роскомнадзора по ПК) о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Находки обратился в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц к Управление Роскомнадзора по ПК о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной на территории Российской Федерации, указав, что, в связи с поступившим обращением гражданина, направленным из Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Воронежской области, прокуратурой г.Находки было установлено, что по адресу: <данные изъяты> к которому осуществляется беспрепятственный доступ, размещена информация о возможности приобретения неограниченным кругом лиц дипломов и аттестатов государственного образца. Вместе с тем, в нарушение требований действующего законодательства, на сайте в сети «Интернет» по адресу: <данные изъяты> размещено предложение, адресованное неопределенному кругу лиц, по оказанию услуг по продаже (покупке) дипломов и аттестатов государственного образца, с указанием цены за приобретение того или иного документа, подробно отражена информация о способах их приобретения. Согласно информации ОМВД России по г.Находке (исх.<номер>) установить лицо (владельца сайта), разместившее указанную выше информацию в сети «Интернет» по адресу: <данные изъяты> не представилось возможным. В соответствии с нормами Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при этом за выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается. При таком положении сведения, размещенные на указанном выше интернет-сайте, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования документа об образовании, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению. Просит суд признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на страницах сайта URL с адресом: <данные изъяты> информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В судебном заседании помощник прокурора на удовлетворении административного иска настаивал в полном объеме, по доводам и основаниям, изложенным в административном иске. Суду пояснил, что, в связи с поступившим обращением гражданина, направленным из Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Воронежской области, прокуратурой г.Находки была проведена проверка, в ходе которой было установлено, что по адресу: <данные изъяты>/, к которому осуществляется беспрепятственный доступ, размещена информация о возможности приобретения неограниченным кругом лиц дипломов и аттестатов государственного образца. Размещенные на указанном выше интернет-сайте сведения, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования документа об образовании, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению. В настоящее время сайт продолжает функционировать. Просит суд административный иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель Управления Роскомнадзора по ПК в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил в суд письменный отзыв, согласно которому, просит суд рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления, указывает, что Управления Роскомнадзора по ПК не может быть административным ответчиком по данному делу, так как не является владельцем сайта. Надлежащим ответчиком по данной категории дела будет являться владелец сайта в сети «Интернет», на котором размещена информация, а при невозможности его установить - хостинг-провайдер. Управления Роскомнадзора по ПК не наделено полномочиями по осуществлению государственного контроля и надзора в сети Интернет в целях поиска и выявления противоправной информации. Процессуальный статус Роскомнадзора, как органа уполномоченного на ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в полной мере соответствует определению заинтересованного лица. В части заявленного требования о признании информации запрещенной, считают возможным признание указанной информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя Управления Роскомнадзора по ПК, в силу ч.6 ст.226 КАС РФ.

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела в их совокупности, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст.10 Федерального закона №149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.15.1 Федерального закона №149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет».

Согласно ч.2 ст.15.1 данного Закона, в реестр включаются адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной на территории Российской Федерации (ч.5 ст.15.1 Федерального закона №149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Внесение в единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с п.9 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №1101 от 26.10.2012 в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.

Из материалов дела следует, что 04.03.2019 прокуратурой г.Находки проведена проверка в связи с поступившим в прокуратуру г.Находки обращения о свободно размещенной в сети «Интернет» на сайте с сетевым адресом: <данные изъяты> информация о продаже дипломов и аттестатов государственного образца без прохождения соответствующего обучения в образовательном учреждении, по результатам которой установлено, что в сети «Интернет» по адресу: <данные изъяты> к которому осуществляется доступ, размещена информация о возможности приобретения неограниченным кругом лиц дипломов и аттестатов государственного образца без прохождения соответствующего обучения в образовательном учреждении, сведения о цене за приобретение того и иного документа, а также информацию о способах их приобретения, что подтверждается рапортом от 04.03.2019 года (л.д.6).

В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона №149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Как указано в ст.4 Закона РФ №2124-1 от 27.12.1991 «О средствах массовой информации», не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Размещенная на указанном сайте информация позволяет неограниченному кругу граждан воспользоваться онлайн услугами по приобретению дипломов и аттестатов государственного образца без прохождения соответствующего обучения в образовательном учреждении.

В соответствии с ч.3 и ч.4 ст.60 Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Образцы таких документов об образовании, документов об образовании и о квалификации (за исключением образцов дипломов об окончании ординатуры или ассистентуры-стажировки) и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Образец диплома об окончании ординатуры, описание указанного диплома, порядок заполнения, учета и выдачи указанного диплома и его дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Образец диплома об окончании ассистентуры-стажировки, описание указанного диплома, порядок заполнения, учета и выдачи указанного диплома и его дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры. При этом, согласно ч.16 ст.60 названного Закона за выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается.

В соответствии с ст.324 УК РФ незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, а согласно ч.1 ст.327 УК РФ, подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Данное преступление посягает на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок создания, приобретения и оборота документов (раздел 10 глава 32 УК РФ).

На основании ст.19.23 КРФоАП, подделка документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения.

Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о возможности приобретения и использования документов об образовании.

На основании изложенного, информация, размещенная на интернет-сайте <данные изъяты> вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования вышеуказанных документов, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.

По делам о признании указанной информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации, юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной.

Установить конкретных лиц, осуществляющих свободное распространение вышеуказанной информации, на странице сайта URL с адресом: <данные изъяты> не представляется возможным, поскольку сегмент расположен в г.Дюссельдорф Германии, что не входит в юрисдикцию правоохранительных органов Российской Федерации (л.д.21).

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Роскомнадзор), подлежит привлечению к участию в рассмотрении соответствующих административных дел в качестве административного ответчика.

Защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети Интернет информации запрещенной при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию, возможна путем рассмотрения дела с привлечением Управления Роскомнадзора по ПК, итоговым результатом которого являются обязательные в силу закона действия компетентного органа по включению сведений в реестр и запрещений к распространению.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице сайта URL с адресом: <данные изъяты> информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, являются законными и обоснованными, направлены на защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, поскольку размещенная на указанном сайте информация позволяет неограниченному кругу лиц, в нарушение требований действующего законодательства Российской Федерации приобрести и использовать документ об образовании, что вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования вышеуказанных документов, побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.

Руководствуясь ст.ст.175-177,180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора г.Находки в защиту прав неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю (Управление Роскомнадзора по ПК) о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной на территории Российской Федерации – удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на страницах сайта URL с адресом: <данные изъяты> информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Советский районный суд г.Владивостока в течение месяца, со дня изготовления в мотивированном виде.

Мотивированное решение изготовлено 21.05.2019.

Судья Е.А. Шульга