ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1909/2022 от 04.08.2022 Щекинского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Щекинский межрайонный суд Тульской области в составе:

председательствующего Бродовской О.В.,

при помощнике судьи Гончаровой Е.Н.,

с участием административного истца Муравьевой О.В.,

представителя административного ответчика администрации МО Щекинский район Тульской области по доверенности Шавловой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-1909/2022 по административному исковому заявлению Муравьевой О.В. к администрации МО Огаревское Щекинского района Тульской области, администрации МО Щекинского района Тульской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предъявить требование о сносе дома,

установил:

Муравьева О.В. обратилась в суд с иском к администрации МО Огаревское Щекинского района Тульской области, администрации МО Щекинского района Тульской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предъявить требование о сносе дома, ссылаясь на то, что она, является собственником квартиры , расположенной по адресу: .

В рамках принятого судебного решения Щекинским районным судом Тульской области от 24.05.2021, вступившего в законную силу 07.09.2021 на межведомственную комиссию по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции муниципального образования Огаревское Щекинского района Тульской области была возложена обязанность в течение 35 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу провести очередную оценку жилого помещения - квартиры , а также многоквартирного дома, в котором расположено данное жилое помещение, принять в отношении этих объектов одно из предусмотренных п.47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года за № 47, решений и выдать Муравьевой О.В. заключение с указанием в нем принятого решения.

Кроме того, до проведения очередной оценки жилого помещения – квартиры , а также многоквартирного дома, в котором расположено данное жилое помещение на предмет их соответствия установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года за № 47, требованиям, обязать администрацию МО Огаревское Щекинского района Тульской области установить вертикальные подпорки по фасаду здания жилого дома со стороны и ограждение территории в границах возможного обрушения.

В целях исполнения решения суда администрацией МО Огаревское Щекинского района были приняты следующие постановления:

- постановление администрации МО Огаревское Щекинского района от 19.11.2021, которым жилое помещение квартира признано непригодным для проживания;

- постановление администрации МО Огаревское, Щекинского района от 19.11.2021, которым дом , признан аварийным и подлежащим сносу.

Согласно п.7 постановления № 135 от 19.11.2021, работа по заключению соглашений с собственниками жилых помещений жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, по предоставлению других жилых помещений взамен изымаемых, с зачетом их стоимости в выкупную цену, должна быть организована ответчиком в срок до 01.01.2025 года, при начале процедуры расселения.

С момента признания дома аварийным и подлежащим сносу, ей как собственнику жилого помещения, не направлено требование о сносе дома.

Законом не установлены сроки для принятия решения об изъятии земельного участка и об изъятии каждого жилого помещения в аварийном доме, сроки принятия такого решения должны быть объективно обусловлены степенью аварийности дома и существованием опасности продолжения проживания в нем граждан.

В соответствии с заключением эксперта центра независимых экспертиз от 18.04.2021, экспертиза была назначена в рамках рассмотрения административного дела № 2а-81/2021, категория технического состояния многоквартирного дома , расположенного по адресу: - аварийное состояние, дальнейшее состояние строительных конструктивных элементов многоквартирного жилого дома создает опасность для окружающих и проживающих в жилом доме лиц, проживание в доме , квартире в частности, невозможно.

Учитывая, что состояние многоквартирного дома аварийное, существует угроза обрушения конструкций и дальнейшее проживание в нем граждан создает реальную угрозу для их жизни и здоровья, то непредъявление до настоящего времени органом местного самоуправления требований о сносе дома в разумный срок собственнику жилого помещения ей является неправомерным.

По изложенным основаниям просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Огаревское Щекинского района Тульской области по не направлению ей требования о сносе дома, расположенного по адресу: ;

При признании бездействия администрации муниципального образования Огаревское, Щекинского района, Тульской области по не направлению ей как собственнику квартиры , расположенной требования о сносе дома в соответствии с ч.10 ст. 32 ЖК РФ незаконным, возложить обязанность на администрацию муниципального образования Огаревское, Щекинского района, Тульской области установить ей - собственнику квартиры , расположенной срок для сноса дома в шесть месяцев, направив ей требование о сносе дома в соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании административный истец Муравьева О.В. требования административного иска поддержала, просила удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации МО Щекинский район Тульской области по доверенности Шавлова О.В. в удовлетворении административного иска просила отказать. Представила возражения на иск, оформив их, в том числе, в письменном виде.

Представитель административного ответчика администрации МО Огаревское Щекинского района Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом на основании договора дарения жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Муравьева О.В. является собственником квартиры , что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Постановлением администрации муниципального образования рабочий поселок Огаревка Щёкинского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола от ДД.ММ.ГГГГ жилищно-бытовой комиссии при администрации муниципального образования » этот многоквартирный дом включен в список очередности ветхих домов, подлежащих расселению до 2016 года, по муниципальному образованию .

В соответствии с представленным в суд заключением эксперта от 18.04.2021 г. ООО «» проведенного в рамках рассмотрения административного дела № 2а-81/2021: категория технического состояния многоквартирного дома , расположенного по адресу: - аварийное состояние, дальнейшее состояние строительных конструктивных элементов многоквартирного жилого дома создает опасность для окружающих и проживающих в жилом доме лиц, проживание в доме , квартире в частности, невозможно.

Решением Щекинского районного суда Тульской области от 24.05.2021 года постановлено: административные исковые требования Муравьевой О.В. удовлетворить частично.

Признать незаконным заключение межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции муниципального образования Огаревское Щёкинского района Тульской области от 31 июля 2020 года .

Признать незаконным заключение межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещение, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции муниципального образования Огаревское Щёкинского района Тульской области от 31 июля 2020 года .

Признать незаконным постановление администрации муниципального образования Огаревское Щёкинского района Тульской области от 05 августа 2020 года «Об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции».

Признать незаконным постановление администрации муниципального образования Огаревское Щёкинского района от 05 августа 2020 года «О признании жилого помещения , подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке».

Обязать межведомственную комиссию по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции муниципального образования Огаревское Щёкинского района Тульской области в течение 35 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу провести очередную оценку жилого помещения - квартиры , а также многоквартирного дома, в котором расположено данное жилое помещение, принять в отношении этих объектов одно из предусмотренных п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года за № 47, решений и выдать Муравьевой О.В. заключение с указанием в нем принятого решения.

До проведения очередной оценки жилого помещения - квартиры , а также многоквартирного дома, в котором расположено данное жилое помещение, на предмет их соответствия установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, требованиям, обязать администрацию МО Огаревское Щекинского района Тульской области установить вертикальные подпорки по фасаду здания жилого дома со стороны и ограждение территории в границах возможного обрушения.

Взыскать с администрации МО Огаревское Щёкинского района Тульской области в пользу Муравьевой О.В. в возмещение судебных расходов 66936 руб. 40 коп.

В удовлетворении остальной части исковых требований Муравьевой О.В. отказать. Решение суда вступило в законную силу.

Согласно п. 8, п. 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, осуществление муниципального жилищного контроля.

Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением администрации МО Огаревское, Щекинского района от ДД.ММ.ГГГГ, которым дом по адресу: , признан аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с п.2 данного постановления, срок отселения граждан из указанного дома установлен до 01.01.2025 года.

Согласно п.7 постановления от ДД.ММ.ГГГГ, работа по заключению соглашений с собственниками жилых помещений жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, по предоставлению других жилых помещений взамен изымаемых, с зачетом их стоимости в выкупную цену, должна быть организована ответчиком в срок до 01.01.2025 года, при начале процедуры расселения.

Постановлением администрации МО Огаревское Щекинского района от ДД.ММ.ГГГГ, которым жилое помещение квартира по адресу: признано непригодным для проживания.

Из постановления администрации МО Огаревское, Щекинского района от ДД.ММ.ГГГГ о признании дома по адресу: , аварийным и подлежащим сносу следует, что данным актом не определены ни конкретный срок, когда надлежит направить административному истцу как собственнику помещений в многоквартирном жилом доме требование о сносе дома в соответствии с ч.10 ст. 32 ЖК РФ, ни конкретный срок, который следует установить ему и другим собственникам дома для его сноса.

В соответствии с частью 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

До настоящего времени, то есть в течение более года, административному истцу требование о сносе дома не направлено. Материалы дела не содержат доказательств совершения административным ответчиком действий, направленных на снос аварийного дома, выкуп жилых помещений.

Как следует из анализа исковых требований применительно к данным нормам закона, предъявление административному истцу как собственнику квартир в подлежащем сносу аварийном доме со стороны органа местного самоуправления требования о сносе дома в разумный срок за счет собственных средств является необходимым этапом на пути разрешения вопроса о выплате выкупной цены за жилое помещение, с целью реализации истцом своих жилищных прав.

Объективно, порядок и сроки предъявления требования о сносе аварийного дома законодателем не урегулированы. Нет и нормативного определения «разумного срока», который надлежит предоставлять собственникам жилых помещений для сноса аварийного дома своими силами.

Порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение независимо от формы собственности признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года за № 47.

Из анализа содержания данного нормативного акта следует, что аварийное состояние – это категория технического состояния строительной конструкции, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения объекта. При аварийном состоянии конструкций их эксплуатация должна быть запрещена.

Поскольку спорный дом является аварийным, а срока эксплуатации аварийного жилого дома не существует, то эксплуатация этого здания, тем более с учетом его фактического состояния, невозможна.

Вследствие изложенного, не предъявление до настоящего времени органом местного самоуправления требований о сносе дома в разумный срок собственникам жилых помещений, к которым относится и административный истец, является неправомерным.

Доводы административного ответчика администрации МО Щекинский район о том, что надлежащим ответчиком по делу является администрации МО Огаревское Щекинский район, суд находит обоснованными, поскольку согласно Соглашению от 07.02.2022 заключенному между муниципальным образованием Щекинский район и муниципальным образованием Огаревское Щекинского района администрацией МО Щекинский район переданы части полномочий органами местного самоуправления муниципального образования Огаревское Щекинского района по решению вопросов местного значения, что подтверждается соответствующим соглашением, в связи с чем суд признает надлежащим ответчиком по настоящему делу администрацию МО Огаревское Щекинский район Тульской области.

Довод административного ответчика о том, что исходя из положений части 10 статьи 32 ЖК РФ, предъявление органом местного самоуправления к собственнику жилого помещения аварийного дома требования о принятии решения о сносе многоквартирного дома является правом, но не обязанностью данного органа, основан на неверном толковании закона. Предъявление такого требования в разумный срок является необходимым этапом на пути разрешения вопроса о выплате выкупной цены за жилое помещение его собственнику.

Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, а также отсутствие каких-либо действий в течение установленного уполномоченным органом местного самоуправления срока, а имеет своей целью переселение граждан, поживающих в аварийном и подлежащем сносу доме, в другие благоустроенные жилые помещения и предоставление собственникам жилых помещений их выкупной стоимости (что даст им возможность обеспечить себя жильем).

Отнесение к исключительной компетенции органа местного самоуправления решения вопроса об определении срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, не свидетельствует о том, что в случае установления срока, в течение которого может быть исполнено соответствующее постановление, суд не вправе установить такой срок самостоятельно, исходя из конкретных обстоятельств.

Доказательств отсутствия объективной возможности реализации полномочий по сносу многоквартирного дома на протяжении более года администрацией МО Огаревское Щекинский район суду не представлено.

Изложенное свидетельствует о нарушении администрацией МО Огаревское Щекинский район Тульской области не только вышеприведенных положений ч.10 ст. 32 ЖК РФ, но и положений п. 6 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которыми, к вопросам местного значения городского поселения относятся организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

При установленных обстоятельствах, направление административному истцу требования о сносе дома в разумный срок не противоречит положениям Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в соответствии с которыми, в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования, и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования.

Промедление с разрешением указанного вопроса может привести к необратимым последствиям для граждан, так как, разрушаясь, дом может не только причинить вред его жильцам и неопределенному кругу лиц, но и прекратить свое существование как объект недвижимости. А это, в свою очередь, приведет к нарушению прав собственников жилых помещений на выкуп принадлежащего им жилья.

Изложенное свидетельствует о том, что бездействие администрации МО Огаревское Щекинский район по не предъявлению до настоящего времени требований о сносе в разумный срок дома собственникам жилых помещений дома , к которым относится и Муравьева О.В., является неправомерным.

В соответствие с ч.2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно п.1 ч.3 ст. 227 КАС РФ, в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия).оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Отсюда следует, что закон связывает возможность устранения нарушений прав и законных интересов административного истца с признанием незаконным оспариваемого, нарушающего данное право бездействия.

По смыслу ч.10 ст. 32 ЖК РФ, срок сноса аварийного дома должен быть достаточным не только для принятия собственниками жилых помещений в аварийном доме, решения о самостоятельном сносе дома, но и для фактического осуществления данного мероприятия.

Поэтому, с учетом степени аварийности дома, срок в шесть месяцев, как этого требует административный истец является разумным сроком для сноса спорного дома его собственниками.

Требование административного истца об обязании административного ответчика направить ему требование о сносе дома в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу суд находит разумным и подлежащим удовлетворению.

В связи с изложенным суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Муравьевой О.В. к администрации МО Огаревское Щекинского района Тульской области, администрации МО Щекинского района Тульской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предъявить требование о сносе дома удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Огаревское Щекинского района Тульской области по не направлению Муравьевой О.В. требования о сносе дома, расположенного по адресу: .

Обязать администрацию муниципального образования Огаревское Щекинского района Тульской области установить Муравьевой О.В. - собственнику квартиры , расположенной срок для сноса дома в шесть месяцев, направив ей требование о сносе дома в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Щекинский межрайонный суд Тульской области в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий – (подпись)