...
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
09 января 2017 г. г. Челябинск
Челябинский гарнизонный военный суд под председательством заместителя председателя ФИО1, при секретаре Ким А.А., с участием административного истца ФИО2, представителя административного ответчика – ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-8/2017 по административному иску военнослужащего по контракту <данные изъяты> ФИО2 к командиру войсковой части № об оспаривании действий связанных с расчетом продолжительности ежегодного основного отпуска,
У С Т А Н О В И Л:
Военнослужащий по контракту <данные изъяты> ФИО2 обратился в военный суд с административным иском к командиру войсковой части № о признании незаконными действий данного командира, связанных с расчетом продолжительности ежегодного основного отпуска истца за 2016 (письмо-ответ от 30.06.2016 № №).
В обоснование своего административного иска ФИО2 указал, что он в период с 03.08.1998 по 06.09.2007 проходил службу в органах прокуратуры <адрес>, а с 07.09.2007 по 19.02.2009 – в Следственном комитете России по <адрес>. На день увольнения из следствия 19.02.2009 имел классный чин – младший советник юстиции и выслугу лет 13 лет 10 месяцев 27 дней. 21.08.2013 с ним заключен контракт о прохождении военной службы в войсковой части №, где ежегодный основной отпуск в 2013-2015 гг. ему предоставлялся без учета прохождения им службы в органах прокуратуры и следственного комитета (35 суток, вместо положенных 40 суток). В марте 2016 года он подал командиру войсковой части № рапорт о предоставлении дополнительных дней отпуска с учетом указанной им продолжительности службы, на что получил отказ (письмо от 30.06.2016 № № по мотиву того, что служба в органах прокуратуры и следственного комитета не является военной службой, в связи с чем не учитывается при предоставлении основного отпуска. С данными действиями командира не согласен, считает их незаконными, поскольку Положением о порядке исчисления выслуги лет и т.д., утв. постановлениями Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 и от 12.08.1994 № 942 определено, что в общий стаж службы включается, в т.ч. служба в органах прокуратуры и следствия, в связи с чем общая продолжительность его службы в льготном исчислении составляет более 15 лет и ему положен основной отпуск 40 суток.
Административный истец ФИО2 в судебном заседании свои требования поддержал, считая оспариваемые им действия командира незаконными. По обстоятельствам пропуска 3-месячного срока обращения в суд, указал, что считает данный срок не пропущенным, поскольку о нарушении своего права, несмотря на письмо командира от 30.06.2016 окончательно узнал только в ноябре 2016 года при выдаче ему отпускного билета.
Представитель административного ответчика – командира войсковой части № – ФИО3 в судебном заседании против иска возражал. Поддержал свои письменные возражения, в которых указал, что служба в органах прокуратуры и следственного комитета не является военной службой, в связи с чем не учитывается при исчислении продолжительности основного отпуска, что следует из постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941, определяющего порядок расчета общей продолжительности военной службы, в т.ч. в льготном исчислении только для назначения пенсии. Ссылка истца на ФЗ «О прокуратуре» и постановление Правительства РФ от 12.08.1994 № 942 несостоятельна, поскольку истец военную службу в органах прокуратуры и следственного комитета не проходил и воинского звания офицера не имел. Также, считает, что 3-месячный срок обращения в суд истцом пропущен без уважительных причин, т.к. о предполагаемом нарушении своего права он узнал в июле 2016 года, а в суд с иском обратился только в декабре 2016 года.
Суд, заслушав пояснения административного истца и представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, признает требования истца несостоятельными и подлежащими отказу в удовлетворении.
Из материалов дела следует, что 21.08.2013 ФИО2 заключил первый контракт о прохождении военной службы во внутренних войсках МВД России в войсковой части № сроком на три года.
21.08.2016 с <данные изъяты> ФИО2 заключен новый контракт о прохождении военной службы в войсковой части № (в настоящее время Федеральная служба войск национальной гвардии) также сроком на три года.
В 2013-2015 гг. командованием ФИО2 предоставлялись основные отпуска (как военнослужащему, общая продолжительность военной службы которого в льготном исчислении составляет менее 10 лет) продолжительностью – в год 30 суток и 5 дополнительных суток за прохождение службы по контракту в местностях с неблагоприятными климатическими условиями.
Весной 2016 года <данные изъяты> ФИО2 обратился с рапортом к командиру войсковой части № о предоставлении ему неиспользованных частей основного отпуска за период с августа 2013 года по август 2016 года либо выплате денежной компенсации за неиспользованный отпуск, обосновывая свой рапорт тем, что он в период с 03.08.1998 по 06.09.2007 проходил службу в органах прокуратуры <адрес>, а с 07.09.2007 по 19.02.2009 – в Следственном комитете России по <адрес> и на день увольнения из следствия 19.02.2009 имел классный чин – младший советник юстиции и выслугу лет 13 лет 10 месяцев 27 дней.
Письмом от 30.06.2016 № № командир войсковой части № отказал ФИО2 в удовлетворении его рапорта по мотиву того, что служба в органах прокуратуры и следственного комитета не является военной службой, поэтому не учитывается при исчислении продолжительности основного отпуска, т.к. он военную службу в органах прокуратуры и следственного комитета не проходил.
Разрешая настоящий спор по существу суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 5 ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск. Продолжительность основного отпуска устанавливается: военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет менее 10 лет, - 30 суток; военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 10 лет и более, - 35 суток; военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 15 лет и более, - 40 суток; военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, - 45 суток.
Абзацем 4 данного пункта определено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей военной службы на которых связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья, продолжительность основного отпуска увеличивается на срок до 15 суток или предоставляются дополнительные сутки отдыха в соответствии с нормами, устанавливаемыми Положением о порядке прохождения военной службы.
В соответствии с п. 1 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, основной отпуск предоставляется ежегодно на основании приказа командира воинской части. По их просьбе основной отпуск может быть предоставлен им по частям.
Подпунктом «б» пункта 4 данной статьи определено, что продолжительность основного отпуска увеличивается (предоставляются дополнительные сутки отдыха) следующим категориям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в соответствии с нормами - военнослужащим, проходящим военную службу - в местностях с неблагоприятными климатическими условиями, в том числе отдаленных, - на 5 суток.
Действительно, согласно справки СУ СК России по <адрес> от 06.06.2013, ФИО2 в период с 03.08.1998 по 06.09.2007 проходил службу в органах прокуратуры <адрес>, а с 07.09.2007 по 19.02.2009 – в Следственном комитете России по <адрес>. На день увольнения из следствия 19.02.2009 имел классный чин – младший советник юстиции и выслугу лет 13 лет 10 месяцев 27 дней.
Вместе с тем, доводы административного истца о том, что командование незаконно не учитывает указанные периоды службы в органах прокуратуры и следственного комитета при исчислении продолжительности его основного отпуска, суд признает несостоятельными.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее также - другие войска), в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.
Согласно абз. 4 п. 2 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в т.ч. увеличение количества социальных гарантий и размера компенсаций в соответствии с полученной квалификацией и со сроком военной службы, который рассчитывается с учетом общей продолжительности военной службы в календарном исчислении (далее - общая продолжительность военной службы) или общей продолжительности военной службы в льготном исчислении. Порядок исчисления общей продолжительности военной службы, а также общей продолжительности военной службы в льготном исчислении определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" регулируются вопросы исчисления выслуги лет, исключительно для назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу, в связи с чем ссылка истца на данный нормативный акт, как определяющий порядок исчисления продолжительности военной службы при определении продолжительности основного отпуска военнослужащего несостоятельна.
Ссылка истца на применение Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942 также несостоятельна, поскольку согласно пункта 1 данного Положения, оно определяет особенности исчисления выслуги лет назначения и выплаты пенсий прокурорам, следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям.
В рассматриваемом случае истец является военнослужащим, проходящим службу по контракту.
Таким образом, указанные периоды службы истца в органах прокуратуры <адрес> и Следственном комитете России по <адрес> не являются военной службой, в связи с чем обоснованно не учитываются командованием войсковой части № при исчислении основного отпуска административного истца, поэтому требования истца по существу несостоятельны и подлежат отказу в удовлетворении.
Кроме того, суд при разрешении спора, суд учитывает факт пропуска административным истцом без уважительных причин 3-месячного срока обращения в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из материалов дела усматривается, что о нарушении своего права административный истец узнал в начале июля 2016 года из письменного ответа на его рапорт - командира войсковой части № от 30.06.2016 № №. В суд с настоящим административным иском ФИО2 обратился только 12.12.2016 (штамп почты на конверте о сдаче письма к отправке), т.е. спустя пять месяцев.
Доводы истца о том, что названный срок он считает не пропущенным, т.к. о нарушении своего права, несмотря на письмо командира от 30.06.2016 (полученное им в начале июля 2016 года) окончательно узнал только в ноябре 2016 года при выдаче ему отпускного билета (по мнению истца, командир до предоставления отпуска мог изменить свое решение), суд признает несостоятельными, поскольку в письме командира войсковой части № от 30.06.2016 № № содержится мотивированное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении рапорта истца.
Доказательств наличия каких-либо предпосылок об изменении командиром своего решения по данному вопросу административным истцом суду не представлено. Ожидание истцом очередного отпуска и предоставление отпускного билета таким доказательством не является.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При таких обстоятельствах суд признает требования истца несостоятельными (как по существу, так и по факту пропуска срока обращения в суд) и подлежащими отказу в удовлетворении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, военный суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска военнослужащего по контракту <данные изъяты> ФИО2 к командиру войсковой части № об оспаривании действий (выражены в письме от 30 июня 2016 г. № №) связанных с расчетом продолжительности ежегодного основного отпуска – отказать.
На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в Уральский окружной военный суд в течении одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Челябинский гарнизонный военный суд.
Председательствующий: п/п ФИО1
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...