ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-190/2018 от 04.07.2018 Нагайбакского районного суда (Челябинская область)

Дело № 2а- 190/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Фершампенуаз 04 июля 2018 года

Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Корсаковой Т.Г., при секретаре Жулидовой Н.Н., с участием прокурора Нагайбакского района Челябинской области Васильева Б.С., помощника прокурора Шуваловой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Нагайбакского района Челябинской области в интересах Российской Федерации к Совету депутатов Парижского сельского поселения Нагайбакского муниципального района о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей,

Установил:

Прокурор Нагайбакского района Челябинской области действуя в интересах Российской Федерации обратился в суд с требованиями с учетом уточнений) к Собранию депутатов Парижского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области о признании бездействия Совета депутатов незаконным по непринятию мер к рассмотрению в порядке ст. 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопроса об удалении главы Парижского сельского поселения ФИО1 в связи с несоблюдением им ограничений, запретов и неисполнением обязанностей, которые установлены законодательством о противодействии коррупции в отставку, не рассмотрению поступившей из прокуратуры Нагайбакского района информации о совершении ФИО1 коррупционных правонарушений и непринятию мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Обязать Совет депутатов Парижского сельского поселения Нагайбакского муниципального района устранить нарушения требований законодательства, путем рассмотрения в порядке ст. 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопроса об удалении главы Парижского сельского поселения ФИО1 в связи с несоблюдением им ограничений, запретов и неисполнением обязанностей, которые установлены законодательством о коррупции в отставку, рассмотрении поступившей из прокуратуры информации о совершении ФИО1 коррупционных правонарушений и непринятию мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

В обосновании заявленных требований указано, что прокуратурой Нагайбакского района при проведение проверки соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции в деятельности главы Парижского сельского поселения установлено, что ФИО1, - главой Парижского сельского поселения нарушены требования законодательства о противодействии коррупции. Было установлено, что в 2016 году между администрацией Парижского сельского поселения в лице главы поселения ФИО1 и физическим лицом ФИО1 заключено три муниципальных контракта на выполнение определенного вида работ. В данных договорных правоотношениях имеет место совпадения в одном лице заказчика и исполнителя, что влечет возникновение конфликта интересов. Однако ФИО1 о возможности возникновение конфликта интересов в установленном порядке не сообщил. В адрес председателя Совета Депутатов Парижского сельского поселения направлена информация для проведения проверки и рассмотрения вопроса об инициировании удаления в отставку главы Парижского сельского поселения в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ. По результатам рассмотрения информации выдвинута инициатива об удалении главы поселения в отставку. Направлено обращение в Правительство Челябинской области. Получен ответ, согласно которому решение вопроса о досрочном прекращении полномочий главы поселения уполномочен принимать Совет депутатов Парижского сельского поселения. Однако рассмотрение данного вопроса не осуществлено. Непринятие Советом депутатов Парижского сельского поселения мер по рассмотрению вопроса об удалении главы Парижского сельского поселения в отставку свидетельствует об отсутствии реализации Советом депутатом обязанности по противодействию коррупции. Бездействие Совета депутатов Парижского сельского поселения не обеспечило точное исполнение требований закона, данное обстоятельство посягает на утвержденный порядок осуществления публичной власти на территории Российской Федерации.

Прокурор Нагайбакского района Челябинской области Васильев Б.С. в судебном заседании уточненные требования поддержал, пояснил, что изучение Советом депутатов Парижского сельского поселения информации прокурора, а так же инициирование вопроса об удалении главы Парижского сельского поселения в отставку, направление обращения в Правительство не обеспечило точное исполнение требований закона.

Представитель ответчика -Председатель Совета депутатов Парижского сельского поселения ФИО2 в судебном заседании показал, что действительно Собрание депутатов не исполнило в точности требования законодательства, а именно ст. 74.1 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления». Данное обстоятельство возникло от непонимания закона. На собрании депутатов за инициирование отставки главы поселения проголосовало 3 человека из присутствующих 9, что обеспечило возможность обращения в Правительство области. После получения ответа, они ждали разъяснений прокурора.

Заинтересованное лицо- глава поселения ФИО1 в судебном заседании пояснил, что при проведении Собрания депутатов, секретарем был избран ФИО2, который вел протокол собрания на черновике. После его составления им были допущены неправильные формулировки, что искажало смысл, в связи с чем, данный протокол не был подписан председательствующим на тот момент ФИО3. О том, что в Правительство направлено обращение никто не знал. В его действиях никакой коррупции нет. Его действия продиктованы во благо поселения. Муниципальные договора составлялись бухгалтером, который допустил их неправильное оформление.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ признается и гарантируется местное самоуправление, которое самостоятельно в пределах своих полномочий.

В порядке реализации положений указанной статьи Конституции РФ принят и действует Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее ФЗ № 131), которым установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определены государственные гарантии его осуществления.

Согласно ч.1 ст. 4 ФЗ № 131 правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования ( чч.1, 3 т.7 ФЗ № 131)

В соответствии с ч.1 ст. 34 ФЗ № 131 структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ч. 3 этой же статьи порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

В силу ч.10 ст. 35 ФЗ № 131 в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений (п.1); принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку (п.10); Кроме того, представительный орган муниципального образования рассматривает и иные вопросы предусмотренные в данной статье.

Согласно чч.5,5.1 ст. 36 ФЗ № 131 глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

В соответствии с п.2.1 ч.6 ст. 36 ФЗ № 1316. Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае: удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 настоящего Федерального закона;

Правомочие представительного органа местного самоуправления на удаление в отставку Главы муниципального образования, закрепленное законодателем в ст. 74.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предполагает необходимость строгого соблюдения депутатами норм права, регулирующих процедуру удаления в отставку главы муниципального образования. В противном случае практика удаления в отставку глав муниципальных образований приобретет необоснованно широкий характер, по существу исключающий возможность надлежащего исполнения главами муниципальных образований своих служебных полномочий.

Судом установлено, что в границах Нагайбакского муниципального района Челябинской области существует самостоятельное муниципальное образование Парижское сельское поселение Нагайбакского района Челябинской области (далее по тексту МО Парижское сельское поселение).

Согласно Устава МО Парижского сельского поселения принятого постановлением Совета депутатов Парижского сельского поселения 30 июня 2005 года № 11 утвержденного Законодательным собранием Челябинской области 02 декабря 2005 года структуру органов местного самоуправления в том числе- представительный орган Парижского сельского поселения- составляет Совет депутатов (ч.1 ст. 17), который является постоянно действующим коллегиальным органом Парижского сельского поселения, наделенный собственными полномочиями по решению вопрос местного значения. Совет депутатов состоит из 10 депутатов, избираемых на срок пять лет.

Глава поселения - является высшим должностным лицом Парижского сельского поселения, избирается Советом депутатов поселения сроком на пять лет и возглавляет администрацию поселения ( чч.1, 2 ст. 24 Устава). Глава поселения подконтролен и подотчетен населению и Совету депутатов ( ч.7 ст. 24 Устава).

В силу п.14ч.1ст. 27 Устава Парижского сельского поселения досрочное прекращение полномочий Главы поселения возможно при удалении в отставку в соответствии со ст. 74.1 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Решением № 22 от 28 апреля 2014 года « О результатах выборов главы Парижского сельского поселения» ФИО1 был избран на должность главы поселения. Распоряжением № 8-р от 05 мая 2014 года ФИО1 вступил в должность главы муниципального образования « Парижское сельское поселение» с 05 мая 2014 года /л.д. 8-9/

Согласно пояснений помощника прокурора Шуваловой Е.В. при проведении проверки определения правомерности целевого характера, эффективности и результативности использования бюджетных средств в Администрации Парижского сельского поселения Нагайбакского муниципального района было установлено, что главой Парижского сельского поселения ФИО1 заключено три муниципальных контракта на общую сумму <данные изъяты> рублей на выполнение работ по благоустройству (установка мусорных контейнеров) на территории поселения: на выполнение работ по устройству дорожной разметки на территории поселения; на выполнение работ по обеспечению безопасности дорожного движения. В указанных договорах имеет место совпадение в одном лице заказчика и исполнителя ФИО1, что влечен за собой возникновение конфликта интересов, то есть нарушение требований Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Глава Парижского сельского поселения о возможности возникновения конфликта интересов в установленном порядке не сообщил.

Данные пояснения подтверждаются Актом от ДД.ММ.ГГГГ представленным в материалы дела и муниципальными контрактами от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ / л.д.11-34, л.д.96-126/

01 ноября 2017 года за в адрес Собрания депутатов Парижского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области направлена информация о выявленных нарушениях и предложено обсудить данную информацию на ближайшем заседании собрания депутатов Парижского сельского поселения Нагайбакского муниципального района и принять комплекс мер по исполнению требований Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента РФ, путем инициирования удаления в отставку главы поселения согласно ст. 74.1 ФЗ- 131 в связи с несоблюдением им ограничений, запретов и неисполнение обязанностей, установленных ФЗ №273 « О противодействии коррупции / л.д. 35-38/.

В адрес прокурора 21 декабря 2017 года за Советом депутатов Парижского сельского поселения направлен ответ, согласно которого, 20 декабря 2017 года на заседании Совета депутатов рассматривался вопрос « О принятии комплекса мер по исполнению требований Национальной стратегии противодействия коррупции» путем инициирования удаления в отставку главы Парижского сельского поселения в связи с несоблюдением им ограничений, запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены ФЗ № 273. После объяснения ситуации главой поселения ФИО1 вопрос по инициированию удаления в отставку главы поселения был поставлен на голосование. За инициирование проголосовало 3 депутата, против - 4, воздержалось 2 /л.д. 39/.

Согласно сообщения Правительства Челябинской области - Управления по внутренней политике- указано, что обращение губернатору Челябинской области о нарушении главой Парижского сельского поселения ФИО1 нормативных правовых актов в сфере коррупции и Устава Парижского сельского поселения информирую о том, что порядок удаления главы муниципального образования в отставку регламентируется ст. 74.1 ФЗ № 131. Инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку выдвигается не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вноситься в представительный орган муниципального образования, Указанное обращение вноситься вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта РФ уведомляется не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования /л.д. 40/.

В судебном заседании согласно пояснений представителя административного ответчика председателя Совета депутатов ФИО2 на заседании Совета депутатов 20 декабря 2017 года решался вопрос об инициировании вопроса об удалении главы поселения в отставку, однако, большинство депутатов поддерживают главу поселения в его деятельности, до настоящего времени вопрос до конца не разрешен, он уверен, что большинством депутатов кандидатура главы поселения ФИО1 в очередной раз будет поддержана. Он входит в состав группы, которая поддерживает инициирование вопроса об удалении главы поселения в отставку.

Свидетели ФИО9, ФИО10 и ФИО11 в судебном заседании показали, что глава района действовал согласно своих полномочий, работа им ведется, видны результаты. ФИО2 провоцирует всех против ФИО12 О том, что направлено обращение в правительство Челябинской области их не информировали, как и не предоставили информации о полученном ответе. Пролагают, что акты, которые явились вопросом о нарушении главой поселения закона « О коррупционной деятельности» неправильно составлены экономистом.

Свидетель ФИО9 данные пояснения дополнил тем, что на Собрании депутатов 20 декабря 2017 года он являлся председателем собрания, после которого вынужден был уйти с должности председателя в связи возникшими разногласиями. Протокол вел ФИО2, который им был в дальнейшем переписан, он его не подписывал, так как ФИО2 в него внесены искажения.

Свидетель ФИО13 в суде пояснил, что на собрании большинство голосовали за кандидатуру ФИО1, так как считают, что в его действиях никакой антикоррупционной деятельности не имеется, напротив, ФИО1, старается экономить денежные средства поселения.

В материалы дела представлен протокол заседания Собрания депутатов Парижского сельского поселения от 20 декабря 2017 года. Одним из вопросов заседания был вопрос о нарушении ФИО1 закона « О противодействии коррупции» и удалении его в отставку. По данному вопросу инициативная группа из трех человек проголосовала за обращение к губернатору, двое воздержались, трое проголосовали против.

Оценивая данный протокол, суд приходит к следующему, что нормы права, регулирующие удаление в отставку Главы муниципального образования, представительным органом местного самоуправления при удалении Главы Парижского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области ФИО1 в отставку в полном объеме соблюдены не были.

Выразилось это в том, что протокол заседания Собрания депутатов от 20 декабря 2017 года не содержит четких и обоснованных обстоятельств, признанных депутатами установленными и послужившими основаниями для удаления главы поселения в отставку, не содержат доказательств подтверждающих обоснованность претензий депутатов к служебной деятельности главы ФИО1 как главы поселения. Данный протокол не подписан надлежащим образом, в связи с чем, не может являться доказательством по надлежащему рассмотрению вопроса по инициированию вопроса по удалению в отставку главы поселения в соответствии с нормами ст. 74.1 ФЗ № 131.

Данных о том, что направлялось обращение в Правительство Челябинской области и какое именно, с проектом решения представительного органа муниципального образования- Совета депутатов Парижского сельского поселения суду не предоставлено и согласно пояснений председателя совета Депутатов Парижского поселения, обращение было составлено им и членами инициативной группы, какого- либо проекта решения ими не составлялось и не направлялось вместе с обращением.

Оценивая все представленные доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что в действиях Собрания депутатов Парижского сельского поселения усматривается бездействие по непринятию мер по надлежащему рассмотрению в порядке ст. 74.1 ФЗ № 131 вопроса об удалении главы Парижского сельского поселения ФИО1 в отставку. Данный вопрос до настоящего времени надлежащим образом, в соответствии с нормами законодательства не рассмотрен, ссылка председателя Совета Депутатов Парижского сельского поселения, в том, что процедуру им должна была разъяснить прокуратура и они ждут от них каких- то действий не состоятельна, в связи с чем, требования прокурора законны и обоснованными, так как действия Собрания депутатов прямо предусмотрены в ст. 74.1 Федерального Закона № 131 « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Решил:

Требования прокурора Нагайбакского района Челябинской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Совета депутатов Парижского сельского поселения Нагайбакского муниципального района по непринятию мер к рассмотрению вопроса об удавлении главы Парижского сельского поселения в отставку.

Обязать Совет Депутатов Парижского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области устранить нарушения требований законодательства, путем рассмотрения в порядке ст. 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 - ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопроса об удалении главы поселения в отставку.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение месяца, со дня составления решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Нагайбакский районный суд Челябинской области.

Председательствующий