Дело № 2а-190/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Токаревка 2 июня 2021 г.
Токаревский районный суд Тамбовской области в составе:
судьи Копченкиной Н.В.
при секретаре Караваевой Н.И.,
с участием помощника прокурора Токаревского района Мананникова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Токаревского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Управлению по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области о признании бездействия незаконным и обязании поставить на государственный кадастровый учет границы памятника природы регионального значения
установил:
Прокурор Токаревского районного Тамбовской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Управлению по охране окружающей среды и природопользованию о признании бездействия в части обеспечения кадастрового учета границ памятника природы регионального значения «Полетаевские осиновые кусты» незаконным и обязании поставить на государственный кадастровый учет границы памятника природы регионального значения «Полетаевские осиновые кусты» в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда, указывая, что прокуратурой Токаревского района в соответствии с заданием прокуратуры Тамбовской области проведена проверка исполнения законодательства в области особо охраняемых природных территорий. В соответствии с постановлением администрации Тамбовской области от 25.04.2011 № 414 «О Схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Тамбовской области» на территории области размещено 107 особо охраняемых природных территорий регионального значения (памятники природы и биологические заказники). В число особо охраняемых территорий регионального значения включены «Полетаевские осиновые кусты», являющиеся памятником природы и расположенные на территории Токаревского района. Постановлением Главы администрации Тамбовской области от 22.08.2013 № 251 утверждено Положение об управлении по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области. Согласно п.3.1.13.21 Положения Управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области в рамках своей компетенции и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет подготовку и направление документов (содержащихся в них сведений) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия администрацией Тамбовской области решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемых природных территорий регионального значения. Вместе с тем, согласно информации Управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области от 12.03.2021 сведения о границах памятника природы «Полетаевские осиновые кусты» в единый государственный реестр недвижимости не внесены. В отсутствии сведений о границах земельных участков, на которых расположены особо охраняемые природные территории, невозможно осуществление надлежащего контроля за их сохранностью и соблюдением установленного режима хозяйственной деятельности в ее пределах. Неисполнение обязанностей по надлежащему кадастровому учету особо охраняемых природных территорий делает невозможным обеспечение их сохранности и нарушает права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду.
Просит суд признать незаконным бездействие Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области в части обеспечения кадастрового учета границ памятника природы регионального значения «Полетаевские осиновые кусты» и обязать Управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области поставить на государственный кадастровый учет границы памятника природы регионального значения «Полетаевские осиновые кусты» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением Токаревского районного суда Тамбовской области от 23 апреля 2021 года привлечено к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Управление Росреестра по Тамбовской области, ТОГКУ Уваровское лесничество Тамбовского управления лесами (Жердевский участок).
Определением Токаревского районного суда Тамбовской области от 18 мая 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Полетаевского сельсовета Токаревского района Тамбовской области.
В судебном заседание административный истец помощник прокурора Токаревского района Мананников Д.А. просил суд признать незаконным бездействие Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области в части обеспечения кадастрового учета границ памятника природы регионального значения «Полетаевские осиновые кусты» и обязать Управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области осуществить подготовку и направление документов, необходимых для постановки на государственный кадастровый учет границ памятника природы регионального значения «Полетаевские осиновые кусты» в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда.
Представитель административного ответчика Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области по доверенности Лисицына С.С. в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных административных исковых требованиях в части признания незаконным бездействия по установлению границ памятника природы регионального значения «Полетаевские осиновые кусты» отказать, поскольку Управлением в рамках имеющихся полномочий предпринимались и предпринимаются все возможные меры по постановке на учет в Росреестре указанного памятника природы регионального значения. В настоящее время также продолжается работа по обеспечению кадастрового учета границ памятника природы регионального значения «Полетаевские осиновые кусты». В остальной части против удовлетворения административных исковых требований не возражала.
Представитель заинтересованных лиц Управление Росреестра по Тамбовской области, администрации Полетаевского сельсовета Токаревского района Тамбовской области в судебное заседание не явились, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица ТОГКУ «Уваровское лесничество» Тамбовского управления лесами в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в своем письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав прокурора Токаревского района Тамбовской области, представителя Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области, изучив материалы дела, суд считает, что данный административный иск подлежит удовлетворению в части.
К такому выводу суд пришел исходя из следующего.
В соответствии с пунктами «в», «д» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользования, охраны окружающей среды, особо охраняемых природных территорий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.
Этот же Федеральный закон в ст. 2, разграничивая особо охраняемые природные территории на территории федерального, регионального и местного значения и предметы ведения между органами государственной власти различного уровня, относит особо охраняемые природные территории регионального значения к собственности субъектов Российской Федерации и ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также предусматривает, что территории памятников природы могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения, и определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 6, 7).
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 14 марта 1995г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации п. 2, 3 названной статьи).
Судом установлено, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства в области особо охраняемых природных территорий прокуратурой Токаревского района Тамбовской области было установлено, что сведения о границах особо охраняемой природной территории памятника природы регионального значения «Полетаевские осиновые кусты» в единый государственный реестр недвижимости не внесены, что подтверждено информацией Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области от 12.03.2021 № 01-32/832.
В соответствии с постановлением администрации Тамбовской области от 25 апреля 2011 года № 414 «О Схеме развития и замещения особо охраняемых природных территорий в Тамбовской области» в число особо охраняемых природных территорий регионального значения включены «Полетаевские осиновые кусты», являющиеся памятником природы и расположенные на территории Токаревского района.
Как следует из паспорта ООПТ «Полетаевские осиновые кусты», площадь составялет 119,51 га., год создания 1983, основание: решение Облисполкома от 21.01.1983 №, кадастровый квартал №, местоположение: Тамбовская область, Токаревский район, Государственный лесной фонд Жердевского участка Уваровского лесничества вблизи с.Полетаево.
В настоящее время отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением содержащихся в нем сведений, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
С 01.01.2017г. государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставления сведений, содержащихся в нем; государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, что следует из Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии».
Согласно п.4 указанного Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В силу ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13 июля 2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества; реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий; реестровых дел; кадастровых карт; книг учета документов.
Статья 32 названного закона закрепляет обязанность органов государственной власти направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об утверждении положения об особо охраняемой природной территории; об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий; об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.
В силу ст. 6 Закона Тамбовской области от 6 июля 2010г. № 672-З «Об особо охраняемых природных территориях Тамбовской области» процедура создания особо охраняемых природных территорий регионального значения включает проведение комплексного экологического обследования участков территорий для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий. При этом, материалы комплексного экологического обследования участков территорий, на которых предполагается создание особо охраняемой природной территории, включают сведения о границах особо охраняемой природной территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно ч. 2 ст.95 Земельного кодекса Российской Федерации земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов российской Федерации и в муниципальной собственности.
Использование включенных в состав особо охраняемых природных территорий земель и земельных участков иных категорий ограничивается с учетом необходимости защиты природных комплексов особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрены ограничения любой деятельности в пределах особо охраняемых природных территорий в целях исключения нарушения их сохранности.
В силу ч. 4 и ч. 4.1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости), частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету. Надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, а также описания его границ, являются сведения из единого государственного реестра недвижимости.
Постановлением Главы администрации Тамбовской области от 22 августа 2013г. № 251 утверждено Положение об Управлении по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области (далее - Положение). Согласно п. 3.1.13.21. Положения Управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области в рамках своей компетенции и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет подготовку и направление документов (содержащихся в них сведений) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия администрацией Тамбовской области решений (актов): об утверждении положений обо особо охраняемых природных территориях, а также их охранных зонах; об установлении или изменении границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также их охранных зонах.
Таким образом, к полномочиям администрации Тамбовской области отнесено принятие решений об установлении границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, а к полномочиям Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области последующая подготовка и направление документов (содержащихся в них сведений) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
В судебном заседании установлено, что Управлением по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области проводятся работы по подготовке и направлению документов (содержащихся в них сведений) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в отношении памятника природы регионального значения «Полетаевские осиновые кусты», о чем в материалах дела имеется контракт № от 23.05.2017г. «О проведении работ по уточнению границ особо охраняемых природных территорий регионального значения на территории Тамбовской области.
В 2017 году Управлением по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области были проведены работы по уточнению границ всех на тот момент существующих особо охраняемых природных территорий регионального значения на территории Тамбовской области, в том числе и памятника природы «Полетаевские осиновые кусты». Результатом выполненных работ являлась карта (план), компакт-диск с электронным образом карты (плана).
После выполнения работ Управление направило в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области электронных документов в формате XML в 2018г.
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области проинформировал Управление о невозможности внесения сведений о границах особо охраняемых природных территорий регионального значения в ЕГРН в связи с выявленными недостатками.
Была проведена работа по устранению недостатков в 2019 году.
Письмом от 21.01.2019г. № 291 филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области проинформировал о невозможности внесения сведений о границах особо охраняемых природных территорий регионального значения в ЕГРН в связи с тем, что в представленных xml- документах были выявлены недостатки, в том числе и несоответствие площади особо охраняемых природных территорий, указанной в xml- документах, площади в предоставленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия документах. В связи с выявленными недостатками в рабочем порядке кадастровым инженером проводилась работа по их устранению в части порядка оформления xml- документов.
В целях продолжения работы по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территорий регионального значения Управлением была организована работа по внесению изменений, в том числе в постановление администрации области от 25.04.2011г. № «О Схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Тамбовской области» в части актуализации площадей памятников природы регионального значения.
После завершения согласования и уточнения всех ООПТ постановлением администрации области от 25.04.2011г. № 414 «О Схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Тамбовской области» (в редакции от 20.11.2019г.) были закреплены фактические площади территорий.
Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области со ссылкой на разъяснения, изложенные в письме от 25.11.2019г. № 11-2946-МС, о том, что действующим законодательством, регулирующим вопрос внесения в ЕГРН сведений об объектах реестра границ, не предусмотрена возможность заверения документов, предоставляемых в орган регистрации прав в соответствии со статьей 32 Закона №218-ФЗ, усиленной квалифицированной электронной подписью иного лица, действующего на основании доверенности, выданной ему органом государственной власти, принявшим решение об установлении границ объекта реестра границ было отказано в принятии документов, в связи с тем, что документы подавались за подписью начальника управления Конакова М.А. по доверенности, выданной администрацией области, но в связи с ограничениями, установленными постановлением администрации Тамбовской области от 26.03.2020г. № «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (2019-пСоУ) на территории Тамбовской области» (в редакции от 01.04.2021г.), процедура взаимодействия с Росреестром, а также подготовка и формирование необходимых документов была усложнена и потребовала дополнительного времени.
После прохождения установленной процедуры согласования постановлением главы администрации области от 24.12.2020г. № 253 в Положение об Управлении, утвержденное постановлением главы администрации области от 22.08.2013г. № 251, внесены изменения в части дополнения функцией по осуществлению подготовки и направления документов (содержащихся в них сведений) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия администрацией Тамбовской области решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также их охранных зон.
В настоящее время продолжается работа по обеспечению кадастрового учета границ памятников природы регионального значения, расположенных на территории Тамбовской области (письма от 18.03.2021г. № 00-32/886, № 01-32/887).
21.04.2021г. Росреестром в письме № 2698 указаны замечания, в частности, о несоответствии поступивших документов требованиям к формату таких документов в электронной форме.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Управлением по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области в рамках имеющихся полномочий предпринимались и предпринимаются все возможные меры по установлению границ памятника природы регионального значения «Полетаевские осиновые кусты и постановке их на кадастровый учет в ЕГРН, поэтому у суда не имеется оснований признать незаконным бездействие административного ответчика.
Вместе с этим подготовка и направление документов для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, необходимых для постановки на государственный кадастровый учет границ памятника природы регионального значения «Полетаевские осиновые кусты» является прямой обязанностью Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области, которая на момент рассмотрения дела не исполнена. Данное обстоятельство в судебном заседании представителем административного ответчика не оспаривалось.
В судебном заседании представитель административного ответчика Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области по доверенности Лисицына С.С. согласилась с требованиями прокурора о возложении обязанностей устранить допущенные нарушения, полагая, что срок предложенный прокурором является достаточным для выполнения всех действий по постановке границ памятника природы «Полетаевские осиновые кусты» на кадастровый учет.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что административные исковые требования прокурора Токаревского района подлежат удовлетворению в части возложения обязанности на административного ответчика осуществить подготовку и направление документов, необходимых для постановки на государственный кадастровый учет границ памятника природы регионального значения «Полетаевские осиновые кусты» в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда, а в части требований о признании незаконным бездействия административного ответчика следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ
решил:
Административное исковое заявление прокурора Токаревского района Тамбовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Управлению по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области о признании бездействия незаконным и обязании поставить на государственный кадастровый учет границы памятника природы регионального значения удовлетворить частично.
Обязать Управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области осуществить подготовку и направление документов для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, необходимых для постановки на государственный кадастровый учет границ памятника природы регионального значения «Полетаевские осиновые кусты» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В.Копченкина
Мотивированное решение составлено
Судья Н.В.Копченкина