УИД 32RS0017-01-2021-000203-03
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июня 2021 года Дело № 2а-190/2021
п.Комаричи
Комаричский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи- Кадыковой Е.С.,
при секретаре- Вдовенковой Т.В.,
с участием административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Брянской области к ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям,
УСТАНОВИЛ:
Федеральная налоговая служба № 5 по Брянской области (далее МИФНС № 5 по Брянской области) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям.
В обоснование заявленных требований указала, что за время осуществления деятельности в статусе адвоката административный ответчик ненадлежащим образом исполнял обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, в связи с чем, по состоянию на 02 июля 2020 года образовалась задолженность по обязательным платежам и санкциям.
Принимая во внимание, что требование № по состоянию на 02 июля 2020, которым ФИО1 было предложено до 28 июля 2020 добровольно погасить задолженность, не исполнено последним, а судебный приказ от 14.12.2020 отменен, в виду представленных возражений административным ответчиком, МИФНС № 5 по Брянской области просит суд взыскать в ее пользу с ФИО1 задолженность на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ в сумме 2 730 руб. 24 коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в сумме 640 руб. 29 коп., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в сумме 96 руб. 93 коп., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет фонда ОМС в сумме 22 руб. 73 коп., а всего на сумму 3490 руб. 19 коп.
В судебное заседание административный истец – представитель МИФНС № 5 по Брянской области не явился, будучи надлежащим образом, извещенным о дате, времени и месте судебного разбирательства, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, административный иск поддерживает. В письменных пояснениях указал, что согласно сведениям, представленным в Инспекцию Адвокатской палатой Брянской области, ФИО1 13.09.2019 присвоен статус адвоката. Таким образом, размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 год (за период с 13.09.2019 по 31.12.2019) в отношении ФИО1 составил 8 806 руб. 20 коп. ((29 354,00 руб./12) * 3 + (29 354,00 руб./12) * 18/30), размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2019 год (за период с 13.09.2019 по 31.12.2019) составил 2 065 руб. 20 коп. ((6 884,00 руб./12) * 3 + (6 884,00 руб./12) * 18/30). Вместе с тем, ФИО1 26.12.2019 были уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 6 075 руб. 96 коп. и на обязательное медицинское страхование в размере 1 424 руб. 91 коп. В связи с чем, ФИО1 было выставлено требование от 02.07.2020 № на сумму 3490 руб. 19 коп.
Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований, указав, что страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование ему должны быть начислены с 18.10.2019 с момента получения удостоверения, поскольку именно с этого момента приступил к адвокатской деятельности. Ссылаясь на положения ст.430 НК РФ, указал, что календарным месяцем начала деятельности адвоката признается календарный месяц, в котором адвокат поставлен на учет в налоговом органе 17.10.2019.
Руководствуясь положениями ст. 289 КАС РФ, суд определил рассмотреть настоящий спор в отсутствие представителя административного истца.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с ФЗ № 243-ФЗ от 03.07.2016 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», вступившим в силу с 01.01.2017, администратором страховых взносов с указанной даты являются налоговые органы.
В силу ч.1 ст.419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются, в том числе адвокаты.
Согласно п.3 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для адвокатов признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, а также в установленном случае доход, полученный плательщиком страховых взносов.
Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год (ст.423 НК РФ).
В силу п.3 ст.430 НК РФ если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах (п.5 ст.430 НК РФ).
В соответствии с п.5 ст.432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12, пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 63-ФЗ) решение квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта Российской Федерации о присвоении претенденту статуса адвоката вступает в силу со дня принятия претендентом присяги адвоката. Со дня принятия присяги претендент получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты.
В силу ст.15 Федеральный закон N 63-ФЗ квалификационная комиссия в семидневный срок со дня принятия присяги лицом, успешно сдавшим квалификационный экзамен, уведомляет о присвоении претенденту статуса адвоката и принятии им присяги территориальный орган юстиции, который в месячный срок со дня получения уведомления вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату соответствующее удостоверение.
Как установлено в судебном заседании, адвокатской палатой Брянской области в ИФНС России по г.Брянску были направлены сведения о присвоении ФИО1 статуса адвоката 13.09.2019.
Распоряжением № от 17.10.2019 в реестр внесены сведения о присвоении ФИО1 статуса адвоката.
На налоговый учет в МИФНС №5 по Брянской области ФИО1 был поставлен 17.10.2019.
В соответствии с положениями пп. 2 п. 3 ст. 430 НК РФ календарным месяцем начала деятельности для адвоката признается календарный месяц, в котором адвокат поставлен на учет в налоговом органе. В соответствии с абзацем третьим п. 13 "Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента", утвержденного приказом Минфина РФ от 05.11.2009 N 114н, датой постановки на учет в налоговом органе адвоката является дата приобретения статуса адвоката, содержащаяся в сведениях, сообщенных адвокатской палатой субъекта Российской Федерации в соответствии с положениями п. 2 ст. 85 НК РФ (Письмо Федеральной палаты адвокатов от 22.07.2020 № 118-07/20-АП).
Таким образом, административный ответчик с 13.09.2019, т.е. с момента приобретения статуса адвоката, являлся плательщиком страховых взносов.
Выявив у налогоплательщика ФИО1 недоимку по уплате страховых взносов, налоговый орган начислил пени, а также направил последнему- требование N65620 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени по состоянию на 02 июля 2020 на сумму 3490руб. 19 коп. с установленным сроком уплаты до 28 июля 2020 года.
В указанный срок требование не было исполнено административным ответчиком, в связи, с чем МИФНС №5 по Брянской области обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по обязательным платежам и санкциям, однако определением мирового судьи судебного участка № 40 Комаричского судебного района Брянской области от 14 января 2021 года, судебный приказ от 14 декабря 2020 года о взыскании с административного ответчика задолженности по обязательным платежам и санкциям по заявлению последнего, отменен.
13 мая 2021 года МИФНС №5 по Брянской области обратилась в Комаричский районный суд Брянской области с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям.
Действительно, положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Вместе с тем, при рассмотрении дел о взыскании налога(сбора, пени) судам необходимо проверять, не истекли ли установленные ст.48 НК РФ сроки для обращения налоговых органов в суд(сроки давности взыскания налогов и сборов).
По общему правилу, в силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. При этом в силу абзаца 2 пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, - предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Аналогичные положения содержатся в части 2 статьи 286 КАС РФ.
В соответствии с частью 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Таким образом, законодателем, на суд возложена обязанность, проверять соблюдение срока обращения в суд, без заявления стороны в споре.
Судом установлено, что срок исполнения требования N 65620 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени по состоянию на 02 июля 2020 года установлен до 28 июля 2020 года, в связи с чем, за вынесением судебного приказа о взыскании суммы задолженности, указанной в данном требовании, налоговый орган должен был обратиться в срок по 28 января 2021 года включительно (28 июля 2020года +6 месяцев).
Судебный приказ в отношении ФИО1 вынесен 14.12.2020, что свидетельствует об обращении налогового органа к мировому судье с соблюдением срока.
Как уже было указано выше, определением мирового судьи судебного участка № 40 Комаричского судебного района Брянской области от 14 января 2021года судебный приказ от 14 декабря 2020 года о взыскании с административного ответчика задолженности по обязательным платежам и санкциям отменен по заявлению последнего.
В связи с чем, административное исковое заявление о взыскании с ФИО1 сумм задолженности по обязательным платежам и санкциям указанных в требовании № 65620, могло быть подано в соответствии со ст.286 КАС РФ до 14 июля 2021 года включительно.
Соответствующий иск направлен почтой и поступил в суд 13 мая 2021 года, т.е. с соблюдением срока.
Таким образом, налоговый орган, обратившись в суд с иском, не утратил право на принудительное взыскание с ФИО1 задолженности по страховым взносам и пени.
Доводы административного ответчика о том, что административным истцом должны быть начислены страховые взносы с 18.10.2019, поскольку в указанный период он получил удостоверение адвоката и приступил к адвокатской деятельности судом отклоняются, поскольку статус адвоката ФИО1 был присвоен 13.09.2019.
Как отмечалось ранее, согласно письму Федеральной палаты адвокатов от 22.07.2020 №118-07/20-АП датой постановки на учет в налоговом органе адвоката является дата приобретения статуса адвоката, содержащаяся в сведениях, сообщенных адвокатской палатой субъекта Российской Федерации в соответствии с положениями п. 2 ст. 85 НК РФ.
Таким образом, административный истец правомерно произвел расчет страховых взносов и пени за период с 13.09.2019 по 31.12.2019.
На основании изложенного, учитывая установленные по делу обстоятельства и представленные доказательства, суд считает заявленный административный иск МИФНС России №5 по Брянской области к ФИО1 обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 333.36 НК РФ МИФНС России № 5 по Брянской области при подаче административного иска была освобождена от уплаты государственной пошлины.
Согласно ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Вместе с тем, исходя из разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", о том, что при разрешении коллизий между ч. 1 ст. 114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а положениями п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.
Таким образом, с ФИО1 в доход Комаричского муниципального района Брянской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.
Руководствуясь ст.ст. 290, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Брянской области к ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям – удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Брянской области задолженность по обязательным платежам и санкциям в общей сумме 3490 (три тысячи четыреста девяносто) руб. 19 коп., в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ в сумме 2730 (две тысячи семьсот тридцать) руб. 24 коп., пени по страховым взносами на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ в сумме 96 (девяносто шесть) руб. 93 коп., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые федеральный фонд ОМС в сумме 640 (шестьсот сорок) руб. 29 коп.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые федеральный фонд ОМС в сумме 22 (двадцать два) руб. 73 коп.
Взыскать с ФИО1 в доход Комаричского муниципального района Брянской области государственную пошлину в размере 400 рублей (четыреста рублей) 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Комаричский районный суд Брянской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий по делу Е.С. Кадыкова
Резолютивная часть решения объявлена 24 июня 2021 года.
Мотивированное решение составлено 25 июня 2021 года.