Дело № 2а-190/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Невельский городской суд Сахалинской области в составе:
Председательствующего судьи - Плешевеня О.В.,
при секретаре – Сарычевой Е.А.,
рассмотрев, в открытом судебном заседании, административное дело по административному исковому заявлению Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Невельского городского округа, о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке проекта рекультивации земельного участка, загрязненного отходами, а также его рекультивации, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
14 марта 2022 г. Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Невельский городской суд с указанным административным исковым заявлением, предъявленным в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Невельского городского округа, по следующим основаниям.
Постановлением администрации Невельского муниципального района от 22 апреля 2009 г. № администрации предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м. в постоянное (бессрочное) пользование для размещения свалки в <адрес>. В апреле 2018 г. администрацией Невельского городского округа принято решение о прекращении эксплуатации свалки твердых коммунальных отходов на данном земельном участке. По состоянию на 10 декабря 2021 г. объем отходов, размещенных на свалке, составил 149,6 тыс.куб м. Согласно требованиям Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России 02 ноября 1996 г., средний срок стабилизации закрытых полигонов составляет 3 года, в том числе, для северных районов. Вместе с тем, при проведении Сахалинским межрайонным природоохранным прокурором проверки соблюдения законодательства при проведении рекультивации объектов размещения отходов на территории муниципального образования «Невельский городской округ», в соответствии с пунктом 7 Плана работы прокуратуры на второе полугодие 2021 г., установлено, что до настоящего времени администрацией Невельского городского округа не приняты меры, направленные на разработку проекта рекультивации земель, загрязненных отходами, а также не проведены мероприятия по рекультивации свалки отходов, расположенной в непосредственной близости от жилых домов <адрес>. 12 января 2022 г. в адрес администрации Невельского городского округа направлено представление об устранении нарушений действующего законодательства, однако в ответе от 24 февраля 2022 г. в его удовлетворении отказано. Бездействие административного ответчика в данном вопросе полагает незаконным, поскольку длительное непринятие мер к устранению выявленных нарушений путем проведения работ по рекультивации свалки может привести к негативным последствиям для окружающей среды и стать причиной неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки для населения. Кроме того, поскольку проведение мероприятий по рекультивации земельных участков, на которых расположены несанкционированные свалки, предусмотрены пунктом 1 паспорта федерального проекта "Чистая страна" в рамках национального проекта "Экология", бездействие администрации Невельского городского округа также препятствует надлежащей реализации государственной политики в сфере обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности в Российской Федерации. На основании изложенного, со ссылкой ню 13 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3, 11 - 13 Федерального закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, статью 22 Федерального закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ, статью 15 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ, Правила проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. № 800, просит суд:
- признать незаконным бездействие администрации МО «Невельский городской округ», выразившееся в непринятии мер по разработке проекта рекультивации земельного участка с кадастровым номером №, загрязненного отходами, а также не проведению мероприятий по его рекультивации;
- обязать администрацию Невельского городского округа разработать проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером №. в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- обязать администрацию Невельского городского округа провести мероприятия по рекультивации земельного участка с кадастровым номером №, в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением Невельского городского суда от 01 апреля 2022 г. в качестве заинтересованного лица по делу привлечены отдел ОКС и ЖКХ администрации Невельского городского округа.
В судебное заседание по делу, назначенное посредством использования систем видеоконференц-связи, явились старший помощник Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора Ткаченко О.А., представитель административного ответчика Островлянчик А.В.
Иные участвующие в деле лица в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем суд определяет рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании старший помощник Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора Ткаченко О.А. административные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика Островлянчик А.В. административные исковые требования не признала, поскольку план мероприятий по рекультивации свалки, разработанный Министерством жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области, предусматривает срок разработки проектно-сметной документации по рекультивации свалки – 2022 г., срок выполнения рекультивации – 2025 г. Также обращает внимание на то обстоятельство, что местный бюджет МО «Невельский городской округ» является высокодотационным, в связи с чем заявленные прокурором сроки выполнения работ являются недостаточными.
Выслушав участников процесса, исследовав совокупность представленных доказательств, суд приходит к следующему.
В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с положениями статьи 3, статьи 4 Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов, в частности: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно пункта 1 Федерального закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 12, статьи 13 Федерального закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункта 24 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктами 5 – 6 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель, в соответствии с пунктами 2, 8, 13, 26 которых под проектом рекультивации земель понимается документ, на основании которого проводится рекультивация земель.
Рекультивация земель - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
Рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий.
Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.
Разработка проекта рекультивации земель, проекта консервации земель осуществляется с учетом: а) площади нарушенных земель, степени и характера их деградации, выявленных в результате проведенного обследования земель; б) требований в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологических требований, требований технических регламентов, а также региональных природно-климатических условий и местоположения земельного участка; в) целевого назначения и разрешенного использования нарушенных земель.
Лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев со дня, в частности: окончания лицом или органом государственной власти, органом местного самоуправления деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения; со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель; со дня выявления деградации земель.
Согласно Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов, утвержденной Минстроем России 02 ноября 1996 г., средний срок стабилизации закрытых полигонов для северных районов составляет 3 года.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Невельского муниципального района от 22 апреля 2009 г. № администрации предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м. в постоянное (бессрочное) пользование для размещения свалки в <адрес>.
В апреле 2018 г. администрацией Невельского городского округа принято решение о прекращении эксплуатации свалки твердых коммунальных отходов на данном земельном участке. По состоянию на 10 декабря 2021 г. объем отходов, размещенных на свалке, составил 149,6 тыс.куб.м.
При проведении Сахалинским межрайонным природоохранным прокурором проверки соблюдения законодательства при проведении рекультивации объектов размещения отходов на территории муниципального образования «Невельский городской округ» установлено, что до настоящего времени администрацией Невельского городского округа не приняты меры, направленные на разработку проекта рекультивации земель, загрязненных отходами, а также не проведены мероприятия по рекультивации свалки отходов, расположенной в непосредственной близости от жилых домов <адрес>.
12 января 2022 г. в адрес администрации Невельского городского округа направлено представление об устранении нарушений действующего законодательства, однако в ответе от 24 февраля 2022 г. в его удовлетворении отказано.
В отзыве на административное исковое заявление Министерство жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области, со ссылкой на Правила проведения рекультивации и консервации земель, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года N 800, полагает, что разработку проекта рекультивации и рекультивацию земельного участка с кадастровым номером №, должен проводить его пользователь – администрация Невельского городского округа.
При таких обстоятельствах, ввиду ненадлежащего выполнения администрацией Невельского городского округа своих полномочий по разработке проекта рекультивации земельного участка, загрязненного отходами, а также его рекультивации, административные исковые требования Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора, предъявленные в интересах неопределенного круга лиц, суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Доводы администрации Невельского городского округа об установлении в дорожной карте по проведению заявленных в административном иске мероприятий соответствующих сроков их выполнения, с учетом длительного неприятия мер к устранению выявленных нарушений, а также изложенной позиции Министерства жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области, основанием для иного вывода суда не являются.
В порядке части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд устанавливает сроки выполнения административным ответчиком обязанностей по разработке проекта рекультивации земельного участка и проведении мероприятий по рекультивации в заявленные административным истцом сроки.
Оснований для установления иных, более длительных сроков, суд не усматривает ввиду непредоставления администрацией Невельского городского округа соответствующих доказательств невозможности исполнения решения суда в заявленные Сахалинским межрайонным природоохранным прокурором сроки.
Также суд возлагает на административного ответчика обязанность сообщить в указанные сроки об исполнении решения суда в Невельский городской суд и административному истцу.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Невельского городского округа, о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке проекта рекультивации земельного участка, загрязненного отходами, а также его рекультивации, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Невельского городского округа, выразившееся в непринятии мер по разработке проекта рекультивации земельного участка с кадастровым номером №, загрязненного отходами, а также не проведению мероприятий по его рекультивации.
Обязать администрацию Невельского городского округа, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, разработать проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером №
Обязать администрацию Невельского городского округа, в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу, провести мероприятия по рекультивации земельного участка с кадастровым номером №.
Обязать администрацию Невельского городского округа, по истечении шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, сообщить о его исполнении в Невельский городской суд и Сахалинскому межрайонному природоохранному прокурору в части принятия мер по разработке проекта рекультивации земельного участка.
Обязать администрацию Невельского городского округа, по истечении двух лет с момента вступления решения суда в законную силу, сообщить о его исполнении в Невельский городской суд и Сахалинскому межрайонному природоохранному прокурору в части проведения мероприятий по рекультивации земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Невельский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 03 июня 2022 г.
Председательствующий судья О.В.Плешевеня