Дело №2а-190/24
УИД - 05RS0013-01-2023-002195-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 января 2024 года г.Дербент
Дербентский районный суд Республики Дагестьан в составе председательствующего судьи Рагимова Р.А., при секретаре Айдунбековой З.Ш., с участием административных истцов Тагирова Низами Тажировича, Нифталиева Чингиза Нифталиевича, представителя административного ответчика – председателя Собрания депутатов сельского поселения «<адрес> Курбанова О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №1839/2023 по административному исковому заявлению Нифталиева Чингиза Нифталиевича и Тагирова Низами Тажировича к Собранию депутатов сельского поселения «сельсовет Первомайский» о признании незаконным Решения Собрания депутатов сельского поселения «<адрес>» от 14.10.2023 года за № «О досрочном прекращении полномочий депутатов сельского поселения «сельсовет Первомайский» шестого созыва» и возложении на административного ответчика обязанности устранить допущенные нарушения и препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов в качестве депутатов, восстановив их в полномочиях депутатов Собрания депутатов сельского поселения «сельсовет Первомайский» шестого созыва,
УСТАНОВИЛ:
Нифталиев Ч.Н. и Тагиров Н.Т. обратились в суд с заявлением к Собранию депутатов сельского поселения «сельсовет Первомайский» о признании незаконным Решения Собрания депутатов сельского поселения «<адрес>» от 14.10.2023 года за № «О досрочном прекращении полномочий депутатов сельского поселения «сельсовет Первомайский» шестого созыва» и обязании устранить допущенные нарушения и препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов в качестве депутатов, восстановив их в полномочиях депутатов Собрания депутатов сельского поселения «сельсовет Первомайский» шестого созыва.
Административные истцы считают, что решение Собрания депутатов сельского поселения «сельсовет Первомайский» является незаконным и подлежит отмене, что послужило основанием их обращения в суд, поскольку не указаны основания прекращения их полномочий, ими не допущены какие-либо нарушения.
Административный истец Тагиров Н.Т. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении. При этом показал, что его неявка на заседания Собрания депутатов связана с тем, что его надлежащим образом не уведомляли о времени и месте их проведения. Примерно в начале февраля 2023 года номер №, на который ему со слов представителя административного ответчика отправлялись СМС-уведомления о времени заседания Собрания депутатов сельского поселения «<адрес>» заблокировался и он им не пользовался, после этого он не был в его пользовании, им пользовался его сын. Он по неизвестной ему причине был удален председателем Собрания депутатов сельского поселения <адрес>» Курбановым О.А. с депутатской группы в социальной сети и не был информирован о времени заседаний Собрания депутатов.
Административный истец Нифталиев Ч.Н. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении. При этом он также показал, что его неявка на заседания Собрания депутатов связана с тем, что его надлежащим образом не уведомляли о времени и месте их проведения. Он по неизвестной ему причине был удален председателем Собрания депутатов сельского поселения <адрес>» Курбановым О.А. с депутатской группы в социальной сети и не был информирован о времени заседаний Собрания депутатов.
Представитель административного ответчика - Собрания депутатов сельского поселения «<адрес>» Курбанов О.А. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что Тагиров Н.Т. и Нифталиев Ч.Н. на протяжении 6 месяцев подряд без уважительной причины отсутствовали на заседаниях Собрания депутатов сельского поселения «сельсовет Первомайский». В этой связи Тагиров Н.Т. и Нифталиев Ч.Н. Решением Собрания депутатов сельского поселения <адрес>» от 14.10.2023 были лишены депутатских полномочий. При этом он пояснил, что он сам лично отправлял СМС-уведомления Тагирову Н.Т. и Нифталиеву Ч.Н. о предстоящих заседаниях Собрания депутатов сельского поселения ««сельсовет Первомайский», т.е. они своевременно уведомлялись о заседаниях Собрания депутатов.
Суд, выслушав стороны, свидетелей и изучив материалы дела, дав оценку собранным по делу доказательствам в совокупности, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим обстоятельствам.
Так, в ходе судебного заседания установлено, что решением Собрания депутатов сельского поселения «сельсовет Первомайский» от 14.10.2023 № прекращены полномочия депутатов Собрания Тагирова Н.Т. и Нифталиева Ч.Н. со ссылкой на основания, предусмотренные частями 10.2, 10.3 и абзац первый части 11 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч.3 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.11.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.
В соответствии с ч.10.3 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.11.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата представительного органа муниципального образования прекращаются досрочно решением представительного органа муниципального образования в случае отсутствия депутата без уважительных причин на всех заседаниях представительного органа муниципального образования в течение шести месяцев подряд.
Согласно ч.1 ст. 11 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.11.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.11.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дополнена частью 10.3 Федеральным законом от 06.02.2023 N 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", вступившей в законную силу с 1 марта 2023 года.
В соответствии с ч.3 ст. 5 этого же закона действие положений части 10.3 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Исчисление срока, предусмотренного пунктом 11 части 21 статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" или частью 10.3 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", начинается не ранее дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.2 ст. 19 Регламента Собрания депутатов сельского поселения «сельсовет Первомайский» для оповещения депутата Собрания о созыве заседания Собрания депутатов направляется сообщение в виде SMS-уведомления (напоминания) на сотовый телефонный номер депутата Собрания депутатов до времени начала проведения созываемого заседания Собрания депутатов. Председатель Собрания депутатов лично (либо депутат Собрания депутатов, уполномоченный Председателем Собрания депутатов) организует направление депутатам Собрания депутатов уведомлений о созыве заседания Собрания депутатов в соответствии с порядком и требованиями, установленными настоящей статьей (ч.4 ст. 19 Регламента).
Согласно представленным представителем административного ответчика сведениям заседания Собрания депутатов «сельсовет Первомайский» после введения в действие части 10.3 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" проводились: 30 марта, 03 апреля, 8 мая, 1 июня, 16 июня, 13 июля, 11 августа, 6 октября и 14 октября 2023 года.
Представителем административного ответчика представлены снимки экрана мобильного телефона (далее скриншоты) SMS-уведомлений на номер №, известный ему как находящийся в пользовании Тагирова Н.Т., о заседаниях, назначенных на 03 апреля, 06 мая, 01июня, 13 июля, 07 августа, 06 октября и 14 октября 2023 года, а также списки депутатов Собрания, присутствовавших на заседаниях Собрания депутатов сельского поселения «сельсовет Первомайский».
Согласно представленным спискам, Тагиров Н.Т. отсутствовал на заседаниях Собрания, проведенных в период с апреля по август 2023 года, 6 и 14 октября 2023 года. В сентябре заседание Собрания депутатов «сельсовет Первомайский» не проводилось и он был лишен возможности участвовать в заседании Собрания депутатов сельского поселения «сельсовет Первомайский», а на заседании Собрания депутатов 14 октября 2023 года он уже лишен депутатских полномочий. При этом согласно представленным административным ответчиком сведениям 06 мая 2023 заседание Собрания депутатов «сельсовет Первомайский» не проводилось, а на 08 мая копия SMS-уведомления (скриншот), подтверждающая факт надлежащего уведомления указанного лица в установленном порядке, суду не представлена. Доводы административного ответчика в той части, что Тагиров Н.Т. был в телефонном режиме заблаговременно предупрежден о том, что заседание собрания депутатов состоится не 6, а 8 мая подтверждаются лишь голословными свидетельскими показаниями депутата ФИО9, ранее в числе прочих голосовавшего за обжалованное административными истцами решение, другими доказательствами не подтверждаются, в связи с чем, суд дает им критическую оценку, т.к. в установленном регламентом Собрания депутатов порядке депутат Тагиров Н.Т. не был извещен о проведении заседания Собрания депутатов 08 мая 2023 года.
Административным ответчиком представлены скриншоты SMS-уведомлений на номер телефона №, известный ему как находящийся в пользовании Нифталиева Ч.Н., о сессиях, назначенных на 03 апреля, 08 мая, 01 июня, 16 июня, 13 июля, 07 августа, 06 октября и 14 октября 2023 года. Таким образом, Нифталиев Ч.Н. отсутствовал на заседаниях Собрания, проведенных в период с апреля по август 2023 года, 6 и 14 октября 2023 года. В сентябре заседание Собрания депутатов «сельсовет Первомайский» не проводилось и он был лишен возможности участвовать в заседании Собрания депутатов сельского поселения «сельсовет Первомайский», а на заседании Собрания депутатов 14 октября 2023 года он уже лишен депутатских полномочий. Нифталиев Ч.Н. пояснил, что у него в пользовании имеется два телефонных номера, телефон с номером № в основном бывал у внуков, которые играли на нем, в связи с чем, если даже СМС-уведомления ему отправлялись, он мог их не видеть. Эти доводы Нифталиева Ч.Н. административным ответчиком не опровергнуты.
Кроме того, некоторые из представленных административным ответчиком скриншотов не содержат сведений о получении СМС-уведомлений или значатся полученными в ночное время суток. Так, согласно представленному скриншоту уведомление о предстоящем 03 апреля 2023 года заседании Собрания депутатов значится отправленным на номер № 03.04.2023 года в 5:01, но полученным не значится. Согласно представленному скриншоту, уведомление о предстоящем 03 апреля 2023 года заседании Собрания депутатов значится отправленным на номер № 03.04.2023 в 5:02, а полученным значится 03:04.2023 в 5:03, то есть, СМС-уведомление значится отправленным и полученным в ночное время.
Допрошенные в судебном заседании по ходатайству председателя Собрания депутатов сельского поселения «<адрес>» Курбанова О.А. депутаты ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 и ФИО12 подтвердили, что председатель Собрания депутатов Курбанов О.А. сам извещал их о времени судебного заседания, они не были уполномочены на извещение других депутатов о заседаниях Собрания депутатов. ФИО8, ФИО10 и ФИО12 также показали, что они в установленном порядке никого не уведомляли о заседаниях Собрания депутатов, депутат ФИО6 показала, что уведомляла Тагирова Н.Т. о заседаниях Собрания депутатов путем направления ему СМС-уведомлений, однако, точные даты она не помнит и соответствующие СМС-уведомления у нее не сохранились, депутат ФИО7 показала, что она один раз уведомляла Тагирова Н.Т. и ФИО1 о заседаниях Собрания депутатов, примерно в сентября или октябре, но когда конкретно и на какие заседания не помнит, сами СМС-уведомления у нее не сохранились (суду не представлены). Таким образом, свидетельские показания указанных депутатов Собрания не подтверждают факт надлежащего уведомления депутатов Тагирова Н.Т. и Нифталиева Ч.Н. о предстоящих заседаниях Собрания депутатов.
При этих обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что представителем административного ответчика не представлены доказательства надлежащего уведомления депутата Тагирова Н.Т. о заседаниях Собрания депутатов сельского поселения «сельсовет Первомайский», состоявшихся 03 апреля 2023 года и 08 мая 2023 года, а депутата Нифталиева Ч.Н. о заседании Собрания депутатов, состоявшемся 03 апреля 2023 года.
Кроме того, при принятии решения суд учитывает, что административным ответчиком не представлены доказательства согласования Собранием депутатов (или Курбановым О.А. как председателем Собрания) с административными истцами направления СМС-уведомлений о предстоящих заседаниях Собрания депутатов именно на соответствующие телефонные номера, их нахождения в пользовании Тагирова Н.Т. и Нифталиева Ч.Н. в интересующий период. При этом суд приходит к выводу о том, что председателем Собрания депутатов сельского поселения «сельсовет Первомайский» не приняты меры по установлению достоверных и актуальных номеров телефонов, находящихся в пользовании Тагирова Н.Т. и Нифталиева Ч.Н, с тем, чтобы надлежащим образом уведомлять их о заседаниях Собрания депутатов.
Согласно ч.2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Однако, административным ответчиком доказательства отсутствия депутатов Нифталиева Ч.Н. и Тагирова Н.Т. без уважительных причин на всех заседаниях представительного органа муниципального образования в течение шести месяцев подряд не представлены, следовательно, судом этот факт не установлен.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что доводы административных истцов об их отсутствии на заседаниях Собрания депутатов по уважительным причинам частично подтвердились.
При этих обстоятельствах суд не усматривает со стороны Тагирова Н.Т. и Нифталива Ч.Н. нарушения требований ч.10.3 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.11.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" после 01 марта 2023 года, то есть после введения в действие соответствующей нормы закона.
Согласно п.26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Суд вправе отказать в удовлетворении требований о возложении на орган или лицо, наделенные публичными полномочиями, обязанности принять решение, совершить действия, если установлены обстоятельства, исключающие возможность удовлетворения таких требований.
Для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие административным ответчиком (органом или лицом, наделенными публичными полномочиями) конкретного решения, совершение определенного действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия решения, совершения действия.
Суд вправе ограничиться признанием оспоренного решения незаконным без возложения на наделенные публичными полномочиями орган или лицо определенных обязанностей в случае, когда путем такого признания достигается защита нарушенного права, свободы, законного интереса (например, при признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на имущество административного истца или при состоявшемся добровольном удовлетворении предъявленных требований).
С учетом указанных положений указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 суд считает возможным обязать Собрание депутатов сельского поселения «<адрес> не позднее 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда устранить допущенное нарушение, восстановив Нифталиева Ч.Н. и Тагирова Н.Т. в полномочиях депутатов Собрания депутатов сельского поселения «<адрес> шестого созыва
При этих обстоятельствах суд приходит к выводу, что административное исковое заявление Нифталиева Ч.Н. и Тагирова Н.Т. о признании незаконным Решения Собрания депутатов сельского поселения «<адрес> от 14.10.2023с года за № «О досрочном прекращении полномочий депутатов сельского поселения «сельсовет Первомайский» шестого созыва» и обязании устранить допущенные нарушения и препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов в качестве депутатов, восстановив их в полномочиях депутатов Собрания депутатов сельского поселения «сельсовет Первомайский» шестого созыва, подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Тагирова Низами Тажировича и Нифталиева Чингиза Нифталиевича к Собранию депутатов сельского поселения «<адрес>, расположенному по адресу: <адрес>, о признании незаконным решения Собрания депутатов сельского поселения «<адрес>№ от 14.10.2023 «О досрочном прекращении полномочий депутатов сельского поселения «<адрес>» шестого созыва» и обязании устранить допущенные нарушения и препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов в качестве депутатов, восстановив их в полномочиях депутатов Собрания депутатов сельского поселения «<адрес>» шестого созыва, удовлетворить.
Признать незаконным решение Собрания депутатов сельского поселения «<адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, № от 14.10.2023 года «О досрочном прекращении полномочий депутатов сельского поселения «<адрес>» шестого созыва».
Обязать Собрание депутатов сельского поселения «<адрес> не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение закона, восстановив Нифталиева Ч.Н. и Тагирова Н.Т. в полномочиях депутатов Собрания депутатов сельского поселения «<адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Дербентский районный суд Республики Дагестан.
Судья Р.А. Рагимов
Решение принято в окончательной форме 15 января 2024 года.