ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1911/18 от 19.09.2018 Артемовского городского суда (Приморский край)

Дело № 2а-1911/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

19 сентября 2018 год город Артем Приморский край

Артемовский городской суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Левицкой Ж.В.,

при секретаре Петрушенко А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Владивостокской таможни к ФИО2 о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пеней,

установил:

Владивостокская таможня обратилась в суд с названным иском, указав, что в 2015 году в счет исполнения внешнеторгового контракта от 30.03.2015 ИП ФИО2 был ввезен на единую таможенную территорию Таможенного союза и помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ товар «Оборудование для сельского хозяйства - лесная фреза для валки леса на гусеничном ходу». Дальневосточным таможенным управлением проведена камеральная проверка в отношении ответчика по , в результате которой выявлено недостоверное заявление сведений о таможенной стоимости товаров. По результатам проверки составлен акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 11.04.2018, принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров. 02.07.2017 таможенным постом составлена корректировочная таможенная декларация на сумму 971 987,21 руб. 03.07.2017 таможенным органом ФИО2 выставлено требование на сумму 971 987,21 руб. 11.07.2017 указанное требование отозвано. 10.07.2017 направлено требование на сумму 971 987,21 руб. В связи с неуплатой в установленный срок таможенных платежей таможенным органом начислены пени за период с 17.07.2015 по 03.07.2017 на сумму 228 854,39 руб., и 19.07.2017 направлено требование об оплате пени. Таможенным органом ФИО2 выставлены следующие требования об уплате пени: 14.08.2017 на сумму 2041,17 руб.; 29.08.2017 на сумму 12538,64 руб.; 23.10.2017 № на сумму 9282,47 руб. В связи с неоплатой задолженности по таможенным платежам, согласно вышеуказанным требованиям, таможенным органом принято решение о взыскании данной задолженности в бесспорном порядке. В связи с отсутствием денежных средств на счетах плательщика в банке, данная задолженность передана в службу судебных приставов для взыскания за счет иного имущества. Административный истец просил взыскать с ФИО2 в пользу Владивостокской таможни задолженность по уплате таможенных платежей и пеней по ДТ в размере 1 224 703,88 руб.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО3 исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в иске, настаивала на их удовлетворении. Пояснила, что постановлением судебного пристава исполнительное производство в отношении ФИО2 прекращено, исполнительный документ возвращен взыскателю. Полагала, что таможенным органом срок обращения с иском в суд не пропущен.

Административный ответчик ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что административным истцом пропущен срок для обращения с иском в суд, предусмотренный пунктом 1 части 5 статьей 150 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Просили в иске отказать.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 211 ТК ТС (действующего в период спорных отношений) (далее –ТК ТС) обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации. Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов в отношении указанного товара прекращается их уплатой или взысканием в размерах, установленных ТК ТС (подпункт 2 пункта 2 статьи 80 названного Кодекса).

Положениями статьи 164 Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (действующего в период спорных отношений) (далее – Федеральный закон № 311-ФЗ) установлены сроки осуществления таможенного контроля: проверка соблюдения положений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле в отношении условно выпущенных товаров, а также товаров, вывезенных из Российской Федерации под обязательство об обратном ввозе либо в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории, допускается в течение сроков нахождения товаров под таможенным контролем либо до завершения действия таможенных процедур временного вывоза или переработки вне таможенной территории. Таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

В соответствии с пунктом 1 статьи 91 ТК ТС в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и (или) сумм авансовых платежей, а также за счет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено международным договором государств - членов Таможенного союза.

Взыскание неуплаченных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов (пункт 3 статьи 91 ТК ТС).

Согласно части 2 статьи 150 Федерального закона № 311-ФЗ принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случая, установленного частью 3 статьи 154 настоящего Федерального закона.

До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 Федерального закона № 311-ФЗ.

Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования (часть 11 статьи 152 Федерального Закона № 311-ФЗ).

Как следует из материалов дела, в счет исполнения внешнеторгового контракта от 30.03.2015 ИП ФИО2 на единую таможенную территорию Таможенного союза ввезен товар и помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ (л.д. 17).

Согласно ДТ товар выпущен в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления 08.07.2015.

Таможенным органом проведена камеральная таможенная проверка в ходе которой выявлены недостоверное заявление ИП ФИО1 сведений о таможенной стоимости товаров.

По результатам камеральной проверки 11.04.2017 составлен акт (л.д. 18-30) и 09.06.2017 принято решение о корректировке таможенной стоимости (л.д. 31-37).

02.07.2017 таможенным постом составлена корректировочная таможенная декларация на сумму 971 987,21 руб. (л.д. 38)

03.07.2017 таможенным органом ФИО2 выставлено требование на сумму 971 987,21 руб. (л.д. 39-40), которое получено ФИО2 14.07.2017.

11.07.2017 указанное требование таможенным органом отозвано (л.д. 49-51).Взамен требования от 03.07.2017 таможенным органом направлено требование от 10.07.2017 на сумму 971 987,21 руб. (л.д. 47-48), которое получено ФИО2 20.07.2017 (л.д. 51)

В связи с неуплатой в установленный срок таможенных платежей таможенным органом начислены пени и 19.07.2017 ФИО2 выставлено требование об оплате пени за период с 17.07.2015 по 03.07.2017 на сумму 228 854,39 руб. (л.д. 55-56), которое получено ФИО2 01.08.2017 (л.д. 57-59).

14.08.2017 таможенным органом ФИО2 выставлено требование об оплате пени за период с 17.07.2015 по 14.08.2017 на сумму 2041,17 руб. (л.д. 60-61), которое получено ФИО2 07.09.2017 (л.д. 64).

29.08.2017 таможенным органом ФИО2 выставлено требование об оплате пени за период с 17.07.2015 по 22.08.2017 на сумму 12538,64 руб. (л.д. 67-68), которое направлено ФИО2 29.08.2017 (л.д. 78).

23.10.2017 таможенным органом ФИО2 выставлено требование об оплате пени за период с 17.07.2015 по 22.08.2017 на сумму 9282,47 руб. (л.д. 73-74), которое получено ФИО2 01.11.2017 (л.д. 77).

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 НК РФ таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, НК РФ, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

В силу пункта 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) подается в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч. 2 ст. 286).

Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования (часть 11 статьи 152 Федерального Закона № 311-ФЗ).

Таким образом, сроки исполнения административным ответчиком ФИО2 требований таможенного органа истекли:

требования от 10.07.2017 на сумму 971 987,21 руб., полученного 20.07.2017, истек 08.08.2017;

требования от 19.07.2017 на сумму 228854,39 руб., полученного 01.08.2017, истек 20.08.2017;

требования от 14.08.2017 на сумму 2041,17 руб., полученного 07.09.2017, истек 26.09.2017;

требования от 29.08.2017 на сумму 12538,64 руб., направленного 29.08.2017, с учетом требований части 6 статьи 69 НК РФ, истек 16.09.2017;

требования от 23.10.2017 на сумму 9282,47 руб., полученного 01.11.2017, истек 20.11.2017.

Соответственно, срок для обращения в суд с иском о взыскании задолженности по указанным требованиям истек (по последнему требованию от 23.10.2017 истек 20.04.2018).

Между тем таможенный орган согласно штампу почтового уведомления обратился в суд с иском 31.07.2018, то есть за пределами установленного законом срока.

Также суд отмечает, что 08.07.2018 истек и предусмотренный пунктом 1 части 5 статьи 150 Федерального закона № 311-ФЗ трехлетний пресекательный срок для принудительного взыскания таможенных платежей после выпуска товаров по ДТ согласно которой, товар выпущен в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления 08.07.2015.

Так, согласно пункту 1 части 5 статьи 150 Федерального закона № 311-ФЗ принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 года № 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", установленный пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании пресекательный срок распространяется также на обращение таможенного органа за принудительным взысканием в суд.

Согласно пункту 23 названного Постановления Пленума, наделяя таможенные органы компетенцией по проведению ведомственного контроля за законностью решений, действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов, статьи 24 Закона о таможенном регулировании не устанавливает предельный срок его осуществления.

Однако отсутствие данного срока не исключает необходимости учета трехлетнего срока таможенного контроля, проводимого после выпуска товаров (часть 2 статьи 164 Закона о таможенном регулировании), если в результате проведения ведомственного контроля затрагиваются права и обязанности декларанта, например, на нижестоящий таможенный орган возлагается обязанность по принятию решения о корректировке таможенной стоимости взамен отмененного решения.

Исходя из названных норм права и разъяснений Постановления Пленума № 18 следует, что и в том случае, когда основания для начисления сумм таможенных платежей, пеней, процентов возникли по итогам проведения ведомственного контроля, обращение таможенного органа в суд за принудительным взысканием может быть осуществлено лишь в пределах трехлетнего срока, предусмотренного пунктом 1 части 5 статьи 150 Федерального закона № 311-ФЗ.

В силу части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

С учетом изложенного, поскольку срок для обращения в суд административным истцом пропущен без уважительных причин, исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьей 227 КАС РФ,

решил:

административный иск Владивостокской таможни к ФИО2 о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пени в размере 1 224 703,88 рублей оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня изготовления решения путём подачи апелляционной жалобы через Артемовский городской суд Приморского края.

Мотивированное решение изготовлено 21.09.2018.

Судья

Ж.В. Левицкая