Дело № 2а-1911/2018 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 19 сентября 2018 год город Артем Приморский край Артемовский городской суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Левицкой Ж.В., при секретаре Петрушенко А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Владивостокской таможни к ФИО2 о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пеней, установил: Владивостокская таможня обратилась в суд с названным иском, указав, что в 2015 году в счет исполнения внешнеторгового контракта от 30.03.2015 № ИП ФИО2 был ввезен на единую таможенную территорию Таможенного союза и помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ № товар «Оборудование для сельского хозяйства - лесная фреза для валки леса на гусеничном ходу». Дальневосточным таможенным управлением проведена камеральная проверка в отношении ответчика по №, в результате которой выявлено недостоверное заявление сведений о таможенной стоимости товаров. По результатам проверки составлен акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 11.04.2018, принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров. 02.07.2017 таможенным постом составлена корректировочная таможенная декларация на сумму 971 987,21 руб. 03.07.2017 таможенным органом ФИО2 выставлено требование № на сумму 971 987,21 руб. 11.07.2017 указанное требование отозвано. 10.07.2017 направлено требование № на сумму 971 987,21 руб. В связи с неуплатой в установленный срок таможенных платежей таможенным органом начислены пени за период с 17.07.2015 по 03.07.2017 на сумму 228 854,39 руб., и 19.07.2017 направлено требование об оплате пени. Таможенным органом ФИО2 выставлены следующие требования об уплате пени: № 14.08.2017 на сумму 2041,17 руб.; 29.08.2017 № на сумму 12538,64 руб.; 23.10.2017 № на сумму 9282,47 руб. В связи с неоплатой задолженности по таможенным платежам, согласно вышеуказанным требованиям, таможенным органом принято решение о взыскании данной задолженности в бесспорном порядке. В связи с отсутствием денежных средств на счетах плательщика в банке, данная задолженность передана в службу судебных приставов для взыскания за счет иного имущества. Административный истец просил взыскать с ФИО2 в пользу Владивостокской таможни задолженность по уплате таможенных платежей и пеней по ДТ№ в размере 1 224 703,88 руб. В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО3 исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в иске, настаивала на их удовлетворении. Пояснила, что постановлением судебного пристава исполнительное производство в отношении ФИО2 прекращено, исполнительный документ возвращен взыскателю. Полагала, что таможенным органом срок обращения с иском в суд не пропущен. Административный ответчик ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что административным истцом пропущен срок для обращения с иском в суд, предусмотренный пунктом 1 части 5 статьей 150 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Просили в иске отказать. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему. В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. В соответствии с пунктом 1 статьи 211 ТК ТС (действующего в период спорных отношений) (далее –ТК ТС) обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации. Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов в отношении указанного товара прекращается их уплатой или взысканием в размерах, установленных ТК ТС (подпункт 2 пункта 2 статьи 80 названного Кодекса). Положениями статьи 164 Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (действующего в период спорных отношений) (далее – Федеральный закон № 311-ФЗ) установлены сроки осуществления таможенного контроля: проверка соблюдения положений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле в отношении условно выпущенных товаров, а также товаров, вывезенных из Российской Федерации под обязательство об обратном ввозе либо в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории, допускается в течение сроков нахождения товаров под таможенным контролем либо до завершения действия таможенных процедур временного вывоза или переработки вне таможенной территории. Таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем. В соответствии с пунктом 1 статьи 91 ТК ТС в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и (или) сумм авансовых платежей, а также за счет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено международным договором государств - членов Таможенного союза. Взыскание неуплаченных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов (пункт 3 статьи 91 ТК ТС). Согласно части 2 статьи 150 Федерального закона № 311-ФЗ принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случая, установленного частью 3 статьи 154 настоящего Федерального закона. До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 Федерального закона № 311-ФЗ. Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования (часть 11 статьи 152 Федерального Закона № 311-ФЗ). Как следует из материалов дела, в счет исполнения внешнеторгового контракта от 30.03.2015 № ИП ФИО2 на единую таможенную территорию Таможенного союза ввезен товар и помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ № (л.д. 17). Согласно ДТ № товар выпущен в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления 08.07.2015. Таможенным органом проведена камеральная таможенная проверка в ходе которой выявлены недостоверное заявление ИП ФИО1 сведений о таможенной стоимости товаров. По результатам камеральной проверки 11.04.2017 составлен акт (л.д. 18-30) и 09.06.2017 принято решение о корректировке таможенной стоимости (л.д. 31-37). 02.07.2017 таможенным постом составлена корректировочная таможенная декларация на сумму 971 987,21 руб. (л.д. 38) 03.07.2017 таможенным органом ФИО2 выставлено требование № на сумму 971 987,21 руб. (л.д. 39-40), которое получено ФИО2 14.07.2017. 11.07.2017 указанное требование таможенным органом отозвано (л.д. 49-51).Взамен требования от 03.07.2017 таможенным органом направлено требование от 10.07.2017 № на сумму 971 987,21 руб. (л.д. 47-48), которое получено ФИО2 20.07.2017 (л.д. 51) В связи с неуплатой в установленный срок таможенных платежей таможенным органом начислены пени и 19.07.2017 ФИО2 выставлено требование № об оплате пени за период с 17.07.2015 по 03.07.2017 на сумму 228 854,39 руб. (л.д. 55-56), которое получено ФИО2 01.08.2017 (л.д. 57-59). 14.08.2017 таможенным органом ФИО2 выставлено требование № об оплате пени за период с 17.07.2015 по 14.08.2017 на сумму 2041,17 руб. (л.д. 60-61), которое получено ФИО2 07.09.2017 (л.д. 64). 29.08.2017 таможенным органом ФИО2 выставлено требование № об оплате пени за период с 17.07.2015 по 22.08.2017 на сумму 12538,64 руб. (л.д. 67-68), которое направлено ФИО2 29.08.2017 (л.д. 78). 23.10.2017 таможенным органом ФИО2 выставлено требование № об оплате пени за период с 17.07.2015 по 22.08.2017 на сумму 9282,47 руб. (л.д. 73-74), которое получено ФИО2 01.11.2017 (л.д. 77). В соответствии с пунктом 1 статьи 34 НК РФ таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, НК РФ, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами. В силу пункта 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица. В соответствии с пунктом 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) подается в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч. 2 ст. 286). Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования (часть 11 статьи 152 Федерального Закона № 311-ФЗ). Таким образом, сроки исполнения административным ответчиком ФИО2 требований таможенного органа истекли: требования от 10.07.2017 № на сумму 971 987,21 руб., полученного 20.07.2017, истек 08.08.2017; требования от 19.07.2017 № на сумму 228854,39 руб., полученного 01.08.2017, истек 20.08.2017; требования от 14.08.2017 № на сумму 2041,17 руб., полученного 07.09.2017, истек 26.09.2017; требования от 29.08.2017 № на сумму 12538,64 руб., направленного 29.08.2017, с учетом требований части 6 статьи 69 НК РФ, истек 16.09.2017; требования от 23.10.2017 № на сумму 9282,47 руб., полученного 01.11.2017, истек 20.11.2017. Соответственно, срок для обращения в суд с иском о взыскании задолженности по указанным требованиям истек (по последнему требованию от 23.10.2017 истек 20.04.2018). Между тем таможенный орган согласно штампу почтового уведомления обратился в суд с иском 31.07.2018, то есть за пределами установленного законом срока. Также суд отмечает, что 08.07.2018 истек и предусмотренный пунктом 1 части 5 статьи 150 Федерального закона № 311-ФЗ трехлетний пресекательный срок для принудительного взыскания таможенных платежей после выпуска товаров по ДТ № согласно которой, товар выпущен в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления 08.07.2015. Так, согласно пункту 1 части 5 статьи 150 Федерального закона № 311-ФЗ принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 года № 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", установленный пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании пресекательный срок распространяется также на обращение таможенного органа за принудительным взысканием в суд. Согласно пункту 23 названного Постановления Пленума, наделяя таможенные органы компетенцией по проведению ведомственного контроля за законностью решений, действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов, статьи 24 Закона о таможенном регулировании не устанавливает предельный срок его осуществления. Однако отсутствие данного срока не исключает необходимости учета трехлетнего срока таможенного контроля, проводимого после выпуска товаров (часть 2 статьи 164 Закона о таможенном регулировании), если в результате проведения ведомственного контроля затрагиваются права и обязанности декларанта, например, на нижестоящий таможенный орган возлагается обязанность по принятию решения о корректировке таможенной стоимости взамен отмененного решения. Исходя из названных норм права и разъяснений Постановления Пленума № 18 следует, что и в том случае, когда основания для начисления сумм таможенных платежей, пеней, процентов возникли по итогам проведения ведомственного контроля, обращение таможенного органа в суд за принудительным взысканием может быть осуществлено лишь в пределах трехлетнего срока, предусмотренного пунктом 1 части 5 статьи 150 Федерального закона № 311-ФЗ. В силу части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. С учетом изложенного, поскольку срок для обращения в суд административным истцом пропущен без уважительных причин, исковые требования удовлетворению не подлежат. Руководствуясь статьей 227 КАС РФ, решил: административный иск Владивостокской таможни к ФИО2 о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пени в размере 1 224 703,88 рублей оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня изготовления решения путём подачи апелляционной жалобы через Артемовский городской суд Приморского края. Мотивированное решение изготовлено 21.09.2018.
|