ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1911/2022 от 23.08.2022 Аксайского районного суда (Ростовская область)

№2а-1911/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 августа 2022 года г.Аксай

Аксайский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Чимидова М.В.,

при секретаре Морозове Д.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Аксайского района Ростовской области к Администрации Аксайского района, заинтересованное лицо Региональная служба государственного строительного надзора Ростовской области о признании бездействия незаконным, обязании осуществить консервацию объекта незавершенного строительства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Аксайского района Ростовской области обратился в суд с административным иском к Администрации Аксайского района о признании незаконными бездействия и обязании осуществить консервацию объекта незавершенного строительства, сославшись на следующие обстоятельства.

Прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Аксайского района и её структурным подразделением — управлением образования администрации Аксайского района (далее - УОААР) федерального законодательства при заключении и исполнении муниципальных контрактов на строительство образовательных учреждений.

Установлено, что между УОААР и ООО «Ростстрой» заключен муниципальный контракт от 02.06.2017 ... (реестровый ...) на выполнение работ по строительству школы на 1000 мест в 8, 10 строительном квартале г. Аксая, цена контракта составила 755 184 080 рублей. Сторонами 27.12.2018 принято решение о расторжении муниципального контракта в связи с необходимостью доработки и изменения проектно-сметной документации, последующего получения положительного заключения государственной экспертизы. На момент расторжения контракта подрядчиком выполнены работы на сумму 370 730 278,36 рублей.

Строительство осуществлялось в границах земельного участка с кадастровым номером ... площадью ... кв. м.

После расторжения муниципального контракта администрацией Аксайского района приняты меры к постановке на кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности объекта незавершенного строительства площадью 5 598,1 кв.м, которому 14.06.2019 присвоен кадастровый ....

В целях завершения строительства указанного объекта УОААР с АО «Ростовгражданпроект» заключен муниципальный контракт от 04.10.2019 ... (реестровый ...) на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту: «Строительство школы на 1000 мест в 8, 10 строительном квартале г. Аксая (завершение строительства)». В соответствии с п. 4.1 муниципального контракта начало выполнения работ - со следующей даты после подписания муниципального контракта до 10.12.2019, с предоставлением в этот срок положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, и положительного заключения по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости объекта.

Учитывая, что в соответствии с ч. 7 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) срок проведения государственной экспертизы не должен превышать сорок два рабочих дня, установленный заказчиком срок исполнения договора в сорок шесть рабочих дней (в период с 05.10.2019 по 10.12.2019) является необоснованно сокращенным. Следствием изложенного является факт невыполнения АО «Ростовгражданпроект» проектных и изыскательских работ в предусмотренный п. 4.1 муниципального контракта срок - до 10.12.2019.

Определением Арбитражного суда Ростовской области от 18.03.2020 по делу № А53-4288/20 утверждено мировое соглашение между УОААР и АО «Ростовгражданпроект», согласно п. 1.1 которого, срок выполнения работ продлен до 01.07.2020.

В связи с невыполнением АО «Ростовгражданпроект» указанных работ в срок, установленный мировым соглашением, определением Арбитражного суда Ростовской области от 01.09.2020 по делу № ... срок выполнения работ продлен до 01.07.2021.

Однако, в указанный срок АО «Ростовгражданпроект» проектные и изыскательские работы не выполнены, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также положительное заключение по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости объекта не получены.

Определением Арбитражного суда Ростовской области от 23.12.2021 по делу № ... установлен новый срок исполнения проектноизыскательских работ, включая выполнение инженерных изысканий и разработку проектной документации, прохождение государственной экспертизы проектной документации, разработку рабочей документации — до 31.10.2022.

При таких обстоятельствах в период с 27.12.2018 по настоящее время строительные работы на объекте не ведутся, их возобновление до момента получения положительного заключения в отношении проектно-сметной документации, разрабатываемой АО «Ростовгражданпроект» в рамках исполнения муниципального контракта от 04.10.2019 ..., и последующего проведения закупочных процедур, не является возможным.

Однако, администрацией Аксайского района при условии приостановления работ по строительству школы на 1000 мест в 8, 10 строительном квартале г. Аксая более чем на шесть месяцев после принятия 27.12.2018 решения о расторжении муниципального контракта от 02.06.2017 ... мер к консервации объекта не принято: соответствующее решение не принято, инвентаризация выполненных работ по строительству объекта не проведена, разработка технической документации не обеспечена, работы по консервации не выполнены.

Следствием бездействия заказчика является ухудшение эксплуатационных качеств и безопасности объекта незавершенного строительства.

Так, согласно заключениям по результатам 1-го этапа мониторинга технического состояния возведенных строительных конструкций зданий объекта «Строительство школы на 1000 мест в 8, 10 строительном квартале г. Аксая (реконструкция)», выполненном ООО «Строительно-производственное

управление» в 2020 г., общее техническое состояние здания блока Г оценивается как аварийное, выявлены вертикальные трещины в балках покрытия блока Г; в блоках А, Б, В выявлены участки замачивания конструкций наружных и внутренних стен и перегородок, плит перекрытий и покрытия, вследствие незаконченности конструкций кровли и отсутствия мероприятий по консервации объекта, что снижает их эксплуатационные качества. По результатам 2-го этапа мониторинга, выполненного ООО «Строительно-производственное управление» в 2021 г., общее техническое состояние здания блока Г оценивается как аварийное, выявлено образование трещин в балках покрытия указанного блока, при этом имеет место развитие ранее установленных дефектов.

По данным фактам прокурором района главе администрации Аксайского района 23.09.2021 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено, однако конкретных мер к консервации объекта незавершенного строительства органом местного самоуправления не принято. Согласно ответу на указанное представление работы по консервации объекта будут выполнены после получения положительного заключения государственной экспертизы проектносметной документации, а также при наличии финансирования из бюджета Аксайского района; при этом вопрос о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на указанные цели в 2022 году находится на рассмотрении администрации Аксайского района.

Поскольку указанное бездействие может повлечь опасность для жизни и здоровья третьих лиц, в том числе несовершеннолетних, круг которых невозможно определить, настоящее административное исковое заявление предъявлено прокурором района в интересах неопределенного круга лиц.

На основании изложенного административный истец просит суд: признать незаконным бездействие администрации Аксайского района, выразившееся в непринятии мер к консервации объекта незавершенного строительства площадью 5 598,1 кв.м, кадастровый ..., расположенного на земельном участке с КН ... по адресу: ... строительный квартал; обязать администрацию Аксайского района выделить бюджетные средства для осуществления консервации объекта незавершенного строительства площадью 5 598,1 кв. м, кадастровый ..., расположенного на земельном участке с кадастровым номером ... по адресу: ... строительный квартал; обязать администрацию ... осуществить консервацию объекта незавершенного строительства площадью 5 598,1 кв. м, кадастровый ..., расположенного на земельном участке с кадастровым номером ... по адресу: ... строительный квартал.

Представитель административного истца – помощник прокурора Дологодина Ю.А. в судебном заседании требования административного иска поддержала, дав пояснения в соответствии с доводами, изложенными в иске, просила требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика - Администрации Аксайского района по доверенности Аркатова А.А. с требованиями административного иска не согласилась, просила в его удовлетворении отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление, указав также, что в 2023 году планируется завершение строительства школы.

Заинтересованное лицо - Региональная служба государственного строительного надзора Ростовской области, извещенная о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание явку представителя не обеспечила, о причинах неявки суд в известность не поставила, об отложении судебного разбирательства суд не просила.

Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица.

Выслушав представителей административного истца и административного ответчика, изучив материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства по делу как в совокупности, так и каждое в отдельности, суд приходит к следующему выводу.

В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что между УОААР и ООО «Ростстрой» заключен муниципальный контракт от 02.06.2017 ... (реестровый ...) на выполнение работ по строительству школы на 1000 мест в 8, 10 строительном квартале г. Аксая, цена контракта составила 755 184 080 рублей.

Строительство осуществлялось в границах земельного участка с кадастровым номером 61:02:0120104:657 площадью 34 090 кв.м.

На основании ст.95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ч. 1 ст. 450 ГК РФ, п. 11.3 указанного контракта, а также ввиду необходимости доработки и изменения проектно-сметной документации и получения ею положительного заключения ГАУ РО «Государственная экспертиза проектов», по причине недостигнутого соглашения о преобразовании контракта, чтобы его условия соответствовали выявленным в процессе проведения работ обстоятельствам, о которых Подрядчик уведомлял «Заказчика» письмами исх. № ... от 17.04.2018 г., № ... от 21.06.2018 г., ... от 23.10.2018 г., ... от 14.11.2018 г. стороны муниципального контракта пришли к Соглашению о расторжении Контракта, заключенного по результатам аукциона (Идентификационный код закупки ...) проведенного Управлением образования ... (Протокол ... от 22.05.2017г.) на Строительство школы на 1000 мест в 8, 10 строительном квартале ....

Согласно п.2 Соглашения о расторжении муниципального контракта на момент заключения Соглашения Подрядчиком выполнены работы на сумму 370 730 278 руб. 36 коп., что подтверждается актами приемки выполненных работ (форма КС-2), справками о стоимости выполненных работ (форма КС-3). За выполненные работы Заказчиком произведена оплата в размере 370 730 278 руб. 36 коп., что подтверждается платежными поручениями. Акт сверки взаиморасчетов прилагается.

После расторжения муниципального контракта администрацией Аксайского района приняты меры к постановке на кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности объекта незавершенного строительства площадью 5598,1 кв.м., которому 14.06.2019 присвоен кадастровый ....

В целях завершения строительства указанного объекта УОААР с АО «Ростовгражданпроект» заключен муниципальный контракт от 04.10.2019 ... (реестровый ...) на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту: «Строительство школы на 1000 мест в 8, 10 строительном квартале г. Аксая (завершение строительства)». В соответствии с п. 4.1 муниципального контракта начало выполнения работ - со следующей даты после подписания муниципального контракта до 10.12.2019, с предоставлением в этот срок положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, и положительного заключения по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости объекта.

В связи невыполнением АО «Ростовгражданпроект» проектных и изыскательских работ в предусмотренный п. 4.1 муниципального контракта срок - до 10.12.2019, определением Арбитражного суда Ростовской области от 18.03.2020 по делу № ... утверждено мировое соглашение между УОААР и АО «Ростовгражданпроект», согласно п. 1.1 которого, срок выполнения работ продлен до 01.07.2020.

В связи с невыполнением АО «Ростовгражданпроект» указанных работ в срок до 01.07.2020г., установленный мировым соглашением, определением Арбитражного суда Ростовской области от 01.09.2020 по делу № ... срок выполнения работ продлен до 01.07.2021.

Поскольку в указанный срок АО «Ростовгражданпроект» проектные и изыскательские работы не выполнены, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также положительное заключение по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости объекта не получены, определением Арбитражного суда Ростовской области от 23.12.2021 по делу № ... установлен новый срок исполнения проектно-изыскательских работ, включая выполнение инженерных изысканий и разработку проектной документации, прохождение государственной экспертизы проектной документации, разработку рабочей документации до 31.10.2022.

Из изложенного следует, что в период с 27.12.2018 по настоящее время строительные работы на объекте не ведутся, их возобновление до момента получения положительного заключения в отношении проектно-сметной документации, разрабатываемой АО «Ростовгражданпроект» в рамках исполнения муниципального контракта от 04.10.2019 ..., и последующего проведения закупочных процедур, является невозможным.

В силу ч. 4 ст. 52 Градостроительного Кодекса РФ, при необходимости прекращения работ или их приостановлению более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства. В соответствии с п.п. 2-4 Правил проведения консервации объекта капитального строительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.09.2011 N 802, в случае прекращения строительства объекта или приостановления строительства на срок более шести месяцев, застройщик принимает решение о консервации объекта и обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения (далее – строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды. Согласно п.5 указанных Правил, в решении о консервации объекта должны быть определены: перечень работ по консервации объекта, сформированный с учетом требований пункта 9 настоящих Правил; лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, в том числе конструкций, оборудования, материалов и строительной площадки (должностное лицо или организация); сроки разработки технической документации, необходимой для проведения работ по консервации объекта (далее - техническая документация), а также сроки проведения работ по его консервации; размер средств на проведение работ по консервации объекта, определяемый на основании акта, подготовленного лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объекта (далее - подрядчик), и утвержденного застройщиком (заказчиком).

Пунктом 9 указанных Правил установлено, что в состав работ по консервации объекта входит, в том числе, выполнение конструкций, принимающих проектные нагрузки (в том числе временных); монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы, или демонтаж таких конструкций и элементов; закрытие или сварка люков и крупных отверстий; приведение технологического оборудования в безопасное состояние; принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки. На основании п.10 Правил, застройщик в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет об этом орган, выдавший разрешение на строительство.

Таким образом, в силу требований действующих норм права, в случае прекращения строительства объекта капитального строительства или приостановления строительства на срок более шести месяцев по каким-либо обстоятельствам, на застройщика (собственника объекта незавершенного строительства) возлагается обязанность осуществить консервацию объекта незавершенного строительства, то есть, обеспечить приведение объекта и территории, использованной для строительства, в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность основных конструкций и безопасность объекта для населения и окружающей среды.

В данном случае администрацией Аксайского района при условии приостановления работ по строительству школы на 1000 мест в 8, 10 строительном квартале г. Аксая более чем на шесть месяцев после принятия 27.12.2018 решения о расторжении муниципального контракта от 02.06.2017 ... мер к консервации объекта не принято: соответствующее решение не принято, инвентаризация выполненных работ по строительству объекта не проведена, разработка технической документации не обеспечена, работы по консервации не выполнены.

Согласно заключениям по результатам 1-го этапа мониторинга технического состояния возведенных строительных конструкций зданий объекта «Строительство школы на 1000 мест в 8, 10 строительном квартале ... (реконструкция)», выполненном ООО «Строительно-производственное

управление» в 2020 г., общее техническое состояние здания блока Г оценивается как аварийное, выявлены вертикальные трещины в балках покрытия блока Г; в блоках А, Б, В выявлены участки замачивания конструкций наружных и внутренних стен и перегородок, плит перекрытий и покрытия, вследствие незаконченности конструкций кровли и отсутствия мероприятий по консервации объекта, что снижает их эксплуатационные качества.

По результатам 2-го этапа мониторинга, выполненного ООО «Строительно-производственное управление» в 2021 г., общее техническое состояние здания блока Г оценивается как аварийное, выявлено образование трещин в балках покрытия указанного блока, при этом имеет место развитие ранее установленных дефектов.

23.09.2021 года прокурором Аксайского района внесено представление главе администрации Аксайского района об устранении нарушений федерального законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено, однако конкретных мер к консервации объекта незавершенного строительства органом местного самоуправления не принято.

Согласно ответу от 14.12.2021 года на указанное представление, работы по консервации объекта будут выполнены после получения положительного заключения государственной экспертизы проектно-сметной документации, а также при наличии финансирования из бюджета Аксайского района, при этом вопрос о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на указанные цели в 2022 году находится на рассмотрении администрации Аксайского района.

Учитывая установленные судом обстоятельства, принимая во внимание, что принадлежащий администрации Аксайского района на праве собственности объект незавершенного строительства в 8, 10 строительном квартале г. Аксая представляет собой опасность для жизни и здоровья третьих лиц, суд считает, что на администрацию Аксайского района, как на собственника объекта незавершенного строительства, должна возлагаться обязанность по организации проведения консервации объекта незавершенного строительства, к числу которых относятся и принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта - перекрытия доступа в дверные и оконные проемы первого этажа здания.

В соответствии с п. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется на основании бюджетной сметы.

В соответствии с п. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации заключение и исполнение любых договоров осуществляется исключительно в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств.

Финансирование деятельности административного ответчика производится за счет бюджетных средств, поэтому безусловно, для исполнения решения суда необходимо выделение бюджетных средств, в связи с чем, суд находит обоснованными требования прокурора Аксайского района об обязании администрации Аксайского района выделить бюджетные средства для осуществления консервации объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: ... строительный квартал.

Таким образом, требования административного иска судом удовлетворяются в полном объеме.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Прокурора Аксайского района Ростовской области к Администрации Аксайского района, заинтересованное лицо Региональная служба государственного строительного надзора Ростовской области о признании бездействия незаконным, обязании осуществить консервацию объекта незавершенного строительства удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Аксайского района, выразившееся в непринятии мер к консервации объекта незавершенного строительства площадью ... кв.м, КН ..., расположенного на земельном участке с КН ... по адресу: ... квартал.

Обязать администрацию Аксайского района выделить бюджетные средства для осуществления консервации объекта незавершенного строительства площадью ... кв.м, КН ..., расположенного на земельном участке с КН ...657 по адресу: Ростовская область, Аксайский район, г. Аксай, 8, 10 строительный квартал.

Обязать администрацию Аксайского района осуществить консервацию объекта незавершенного строительства площадью ... кв.м, КН ..., расположенного на земельном участке с КН ... по адресу: ...

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Аксайский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 02 сентября 2022 года.

Председательствующий М.В.Чимидов