ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1915/15 от 26.11.2015 Гулькевичского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-1915/15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Гулькевичи 26 ноября 2015 года

Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Ермакова Ю.Б.,

при секретаре Воликовой В.П.,

с участием помощника прокурора Гулькевичского района Саркисова А.В.,

представителя администрации МО Гулькевичский район по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Гулькевичского района в интересах неопределенного круга лиц МО Гулькевичское городское поселение к административному ответчику Совету Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района о признании незаконным решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц МО Гулькевичское городское поселение и просит признать незаконным решение Совета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района от 30.10.2015 №8/15 «Об отказе в выделении финансовых средств из бюджета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района на 2015 год для обеспечения исполнения решений Гулькевичского районного суда Краснодарского края», как несоответствующее нормативным правовым актам и нарушающее права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, а также интересы муниципального образования Гулькевичское городское поселение Гулькевичского района. Обязать Совет Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района устранить нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов муниципального образования Гулькевичское городское поселение Гулькевичского района путем отмены решения Совета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района от 30.10.2015 №8/15 «Об отказе в выделении финансовых средств из бюджета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района на 2015 год для обеспечения исполнения решений Гулькевичского районного суда Краснодарского края».

Свои требования обосновывает тем, что прокуратурой Гулькевичского района проверено принятие правовых актов органами местного самоуправления во исполнение возложенных законодательством полномочий. В ходе чего установлено, что на 15 сессии III созыва Совета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района от 30.10.2015 принято решение №8 «Об отказе в выделении финансовых средств из бюджета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района на 2015 год для обеспечения исполнения решений Гулькевичского районного суда Краснодарского края». Согласно Решению Совет Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района решил в связи с отсутствием бюджетных ассигнований, подлежащих перераспределению и оснований для их сокращения по отдельным статьям расходов бюджета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района, отсутствием возможности привлечения дополнительных финансовых средств кредитных организаций, отказать главе Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района в выделении дополнительных финансовых средств для обеспечения исполнения решений Гулькевичского районного суда Краснодарского края. Решение принято с превышением полномочий представительного органа, т.к. представительным органом не рассмотрен проект внесения изменения в решение Совета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района от 19 декабря 2014 года № 2/5 «О бюджете Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района на 2015 год», необходимой информации к нему, в целях выполнения бюджетных полномочий представительного органа, в пределах компетенции по бюджетным вопросам. Кроме того, нарушен принцип неукоснительного исполнения на всей территории Российской Федерации вступивших в законную силу судебных постановлений.

В судебном заседании помощник прокурора Гулькевичского района поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика, по доверенности ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования признала.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, находит, что требования административного истца обоснованны и подлежат удовлетворению.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 35 Федерального закона от'06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.

Статьей 52 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 15 Бюджетного кодекса РФ определено, что каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

В соответствии со ст. 153 Бюджетного кодекса РФ представительные органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения соответствующих бюджетов на своих заседаниях, заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп представительных органов, в ходе проводимых представительными органами слушаний и в связи с депутатскими запросами, осуществляют другие полномочия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований.

Представительным органам в пределах их компетенции по бюджетным вопросам, установленной Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, для обеспечения их полномочий должна быть предоставлена местными администрациями вся необходимая информация.

Решением Совета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района от 29 ноября 2007 года № 5 (с изм. от 17.04.2015, от 30.10.2015) утверждено Положение о бюджетном процессе в Гулькевичском городском поселении Гулькевичского района (далее - Положение).

В соответствии с п. 2.1 подраздела 2 раздела II Положения Совет поселения: рассматривает и утверждает бюджет поселения и годовой отчет о его исполнении; осуществляет контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджета поселения на своих заседаниях, заседаниях комитетов, комиссий и рабочих групп в ходе проводимых слушаний и в связи с депутатскими запросами; осуществляет другие полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации.

Составление проекта бюджета поселения — исключительная компетенция администрации поселения (п. 1.1 подраздела 1 раздела IV Положения).

Согласно п. 1.1 подраздела 1 раздела V Положения глава Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района вносит проект решения о бюджете на очередной финансовый год в Совет поселения не позднее 15 ноября текущего года (с учетом изменений - 25 ноября).

На основании заключения постоянно действующей депутатской комиссии по бюджету, налогам и сборам председатель Совета принимает решение о принятии проекта решения о бюджете к рассмотрению Советом поселения либо возвращении в администрацию поселения на доработку (п. 2.2 подраздела 2 раздела V Положения).

Органы местного самоуправления Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района обязаны принять все возможные меры в пределах их компетенции по обеспечению своевременного рассмотрения, утверждения, подписания и опубликования решения о бюджете поселения (п. 3.1 подраздела 3 раздела V Положения).В соответствии с подразделом 4 раздела V Положения структурные, функциональные органы администрации Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района осуществляют непосредственное составление проекта решения о внесении изменений в решение о бюджете поселения, а глава поселения вносит его на рассмотрение в Совет поселения.

Одновременно с проектом указанного решения в Совет поселения представляется пояснительная записка с обоснованием предлагаемых изменений.

Принятое решение о внесении изменений в решение о бюджете поселения направляется главе для подписания и опубликования.

Федеральным законом от 05.10.2015 № 288-ФЗ «О внесении изменений в статью 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» расширены обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях в отношении должностных лиц органов местного самоуправления.

Так, установлено, что в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления и при этом бюджетные средства на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц подлежит прекращению.

Таким образом, указанные изменения предполагают с соблюдением бюджетных полномочий, а также порядка и сроков с проектом местного бюджета вносить предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления.

Установлено, что на 15 сессии III созыва Совета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района от 30.10.2015 принято решение №8 «Об отказе в выделении финансовых средств из бюджета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района на 2015 год для обеспечения исполнения решений Гулькевичского районного суда Краснодарского края» (далее -Решение).

Согласно Решению Совет Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района решил в связи с отсутствием бюджетных ассигнований, подлежащих перераспределению и оснований для их сокращения по отдельным статьям расходов бюджета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района, отсутствием возможности привлечения дополнительных финансовых средств кредитных организаций, отказать главе Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района в выделении дополнительных финансовых средств в сумме 10 500 рублей для обеспечения исполнения решений Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 30 октября 2013 года №2- 1360/13 об обязании проведения работ по постановке на государственный кадастровый учет границ муниципального образования, от 12 сентября 2013 года № 2-1078/13 об обязании администрации Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района приведения в исправное состояние имеющихся на территории Гулькевичского городского поселения источников наружного противопожарного водоснабжения, пожарных гидрантов, от 13 февраля 2012 года № 2-212/12 о признании незаконным бездействия администрации Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района по обеспечению должного уровня содержания муниципальных дорог общего пользования, от 14 апреля 2011 года №2-436/11 о признании незаконным бездействия администрации Гулькевичского городского поселения по оформлению права собственности на земельные участки под общественными кладбищами.

При этом устранение указанных в Решении нарушений в соответствии с п.п. 5, 9, 20, 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к вопросам местного значения городского поселения, что не направлено на увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые не исполнялись муниципальным образованием.

Исходя из вышеперечисленных норм Решение принято с превышением полномочий представительного органа, т.к. представительным органом не рассмотрен проект внесения изменения в решение Совета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района от 19 декабря 2014 года № 2/5 «О бюджете Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района на 2015 год», необходимой информации к нему, в целях выполнения бюджетных полномочий представительного органа, в пределах компетенции по бюджетным вопросам.

Кроме того, нарушен принцип неукоснительного исполнения на всей территории Российской Федерации вступивших в законную силу судебных постановлений.

Так, в соответствии со ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ суды принимают судебные постановления в форме судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции.

Вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Таким образом, принятием незаконного правового акта органом местного самоуправления Гулькевичского городского поселения Гулькевичкого района не обеспечено исполнение возложенных на орган местного самоуправления полномочий. Также нарушены права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц при неисполнении решений Гулькевичского районного суда, так как вопросы местного значения городского поселения это сферы общественных отношений, в которых органы местного самоуправления поселений обязаны обеспечивать жизнедеятельность населения. За это они несут установленную законодательством ответственность, в связи с чем, решениями Гулькевичского районного суда ранее бездействия органа местного самоуправления Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района в перечисленных сферах признаны незаконными.

Кроме того, принятием незаконного правового акта органом местного самоуправления Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района нарушены интересы муниципального образования Гулькевичское городское поселение Гулькевичского района, так как представительный орган муниципального образования это коллегиальный орган, представляющий интересы населения муниципального образования и обладающий исключительной компетенцией по принятию ряда решений от его имени, будучи выборным органом, он один объединяет в своем лице все местное население и уполномочен этим населением на решение важнейших вопросов его жизнедеятельности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение Совета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района от 30.10.2015 №8/15 «Об отказе в выделении финансовых средств из бюджета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района на 2015 год для обеспечения исполнения решений Гулькевичского районного суда Краснодарского края», как несоответствующее нормативным правовым актам и нарушающее права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, а также интересы муниципального образования Гулькевичское городское поселение Гулькевичского района.

Обязать Совет Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района устранить нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов муниципального образования Гулькевичское городское поселение Гулькевичского района путем отмены решения Совета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района от 30.10.2015 №8/15 «Об отказе в выделении финансовых средств из бюджета Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района на 2015 год для обеспечения исполнения решений Гулькевичского районного суда Краснодарского края».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий