ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1915/20 от 18.03.2020 Василеостровского районного суда (Город Санкт-Петербург)

XXX

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

XX.XX.XXXX года г.Санкт-Петербург

Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга в составе судьи Чекрий Л.М., при секретаре Параскуне Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ивановой М.Б. к администрации района Санкт-Петербурга об оспаривании решения,

УСТАНОВИЛ:

Иванова М.Б. обратилась в суд к администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга с административным иском об оспаривании решения администрации Василеостровского района Санкт- Петербурга, выраженного в виде предложения об изменении места проведения публичного мероприятия, содержащегося в письме № 01-12-19/20-0-1 от 4 марта 2020 года.

Свои требования административный истец обосновала тем, что 3 марта 2020 года Апахончич Д.А., обратились в администрацию Василеостровского района Санкт-Петербурга с уведомлением о проведении 8 марта 2020 года в период с 14:00 до 16:00 публичного мероприятия в форме пикетирования с предполагаемым количеством участников 49 человек по адресу: Санкт-Петербург, Сад Василеостровец, у памятника Рериху с целью защиты прав женщин в России, призыва к решению проблемы дискриминации женщин, демонстрации протеста граждан против проявления дискриминации, в том числе трудовой, различным формам сексизма и насилия, демонстрации несогласия с политикой органов государственной власти, отдельных членов этих органов, в области равенства полов, защиты женщин от насилия и дискриминации, за принятие закона о криминализации домашнего насилия.

4 марта 2020 года истцом в качестве лица, уполномоченного организаторами выполнять распорядительные функции, было получено письмо за подписью заместителя главы администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга В.Е. Мартыненко № 01-12-19/20-0-01 от 4 марта 2020 года, в котором содержалось решение администрации, выраженное в предложении организаторам провести заявленное мероприятие в Сквере Александра Володина. Административный ответчик мотивировал предложение тем, что 8 марта 2020 года в период с 13:00 до 17:00 в Саду Василеостровец будет производиться механизированная уборка территории, требующая соблюдения специальных правил техники безопасности в зоне работ.

С указанным решением административного ответчика административный истец не согласна, полагает его незаконным и необоснованным, поскольку оно является немотивированным, не основано на законе и носит произвольный характер, нарушает право административного истца на свободу собраний, гарантированное статьей 31 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

При согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны привести веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, однако обжалуемое решение административного ответчика подобных доводов не содержит, следовательно, является немотивированным.

Административный истец утверждает, что отсутствует реальная необходимость в изменении места проведения публичного мероприятия.

Так, администрацией не представлено доказательств того, что уборка территории с использованием специализированной техники повлечет за собой угрозу безопасности участником запланированного пикетирования, особенно, учитывая тот факт, что подобного рода уборка регулярно проводится в самых многолюдных местах Санкт-Петербурга, включая такие, в которых имеется интенсивное движение пешеходов и автотранспорта (к примеру, Невский проспект, Дворцовая площадь). При этом во время подобных уборок городские и муниципальные власти никогда не перекрывают движение пешеходов и транспортных средств. Данный факт является общеизвестным фактом и на основании части 1 статьи 64 КАС РФ не нуждаются в доказывании.

Наконец, это доказывает возможность безопасного проведения механизированной уборки в присутствии жителей города. Доказательства действительной невозможности проведения механизированной уборки в присутствии граждан в соответствии с требованиями части 2 статьи 62 КАС РФ должны быть представлены административным ответчиком.

В судебном заседании административный истец на требованиях настаивал по изложенным доводам, пояснила, что предложенное место является малолюдным, расположено на удалении мест скопления людей, жилых домов, что не обеспечивало целей проведения мероприятия и делало нецелесообразным проведение публичного мероприятия.

Организатор мероприятия Апахончич Д.А., , привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в суд не явилась, ходатайств не заявила.

Представитель административного ответчика Шаймарданова Т.В. в суде возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на законность оспариваемого решения, пояснила, что отказа в согласовании публичного мероприятия не имело места. По информации, полученной администрацией от АО «СПХ «Василеостровец», в Саду Василеостровец (между Средним пр. В.О., Большим пр. В.О., 24-25 линиями В.О. и Клубным переулком) 08.03.2020 в период с 13.00 до 17.00 будет производиться механизированная уборка территории силами ОАО «СПХ «Василеостровец». При проведении указанных работ используется специализированная техника и механизмы, что требует соблюдения специальных правил техники безопасности, как в зоне так и вблизи проведения работ. Следовательно, проведение публичного мероприятия в заявленном организатором месте создает опасность для жизни и здоровья участников публичного мероприятия.

Вместе с тем, в ответе администрации района отказа в согласовании проведения публичного мероприятия не содержится, прав и законных интересов административного истца не нарушают, поскольку содержат обоснование невозможности согласования проведения заявленного организатором в уведомлении публичного мероприятия в заявленном месте и времени. Организаторы публичного мероприятия должны предпринимать разумные и достаточные усилия по достижении возможного компромисса на основе баланса интересов, с тем чтобы реализовать свое конституционное право на свободу мирных собраний. При этом требования законодательства к обеспечению общественного порядка и безопасности адресованы как к органам государственной власти, так и к организаторам и к участникам публичного мероприятия.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований.

В соответствии со ст. 2 названного закона публичное мероприятие – это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики; пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Из представленных доказательств следует, что 03.08.2020 в качестве организатора публичного мероприятия Апахончич Д.А., в администрацию Василеостровского района Санкт-Петербурга подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования 08.03.2020 с 14.00 до 16.00, с количеством участников 49 человек. В качестве цели проведения пикета заявлено защита прав женщин в России, призыв к решению проблемы дискриминации женщин: избавлению от различных форм сексизма, насилия по отношению к женщинам, демонстрации протеста граждан против проявления дискриминации, в том числе трудовой, различным формам сексизма и насилия, демонстрации несогласия с политикой органов государственной власти, отдельных членов этих органов в области равенства полов, защиты женщин от насилия и дискриминации, за принятие закона о криминализации домашнего насилия. Пикет посвящен Международному женскому дню 8 Марта.

Проведение публичного мероприятия организатором заявлено по адресу: Санкт-Петербург, сад «Василеостровец», у памятника Рериху.

Лицом, уполномоченным организатором выполнять распорядительные функции указана Ивановой М.Б. .

Данное уведомление рассмотрено администрацией района 04.03.2020. В письме администрации № 01-12-19/20-0-1, направленном организатору публичного мероприятия, изложено предложение рассмотреть вопрос об изменении места и (или) времени проведения мероприятия или проведении заявленного мероприятия в заявленный день и время на территории Сквера Александра Володина.

Предложение мотивировано целями обеспечения безопасности участников публичного мероприятия.

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абз.4, 5 п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", при рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействий), связанных с проведением согласительных процедур, судам следует исходить из того, что вмешательство органа публичной власти в право проведения мирных публичных мероприятий должно основываться на законе, быть необходимым и соразмерным преследуемой этим органом правомерной цели.

С учетом этого суду в каждом конкретном случае надлежит исследовать все выдвигаемые органом публичной власти доводы и представленные им доказательства, а также оценивать их на предмет наличия относимых и достаточных оснований для осуществленного вмешательства.

В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.

В силу разъяснений абзаца 2 пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия направление органом публичной власти в адрес организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона о публичных мероприятиях. Указанные меры предполагают дальнейшее взаимодействие организатора публичного мероприятия с органом публичной власти в целях определения места, времени, формы и иных условий проведения публичного мероприятия (пункт 2 части 1, часть 2 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях).

Доводы административного ответчика о проведении в заявленном месте и в заявленное время механизированной уборки территории сада нашли подтверждение в ходе рассмотрения дела.

Согласно представленным доказательствам АО «СПХ «Василеостровец» установлен график сгребания садов и парков Василеостровского района, в соответствии с которым на 8-9 марта 2020г. назначено проведение механизированной уборки силами СПХ. В соответствии с ответом на запрос администрации запланированные работы намечены на 08.03.2020 с 13:00 до 17:00 часов. При проведении работ требуется соблюдение специальных правил техники безопасности.

Согласно сведениям о выдаче нарядов на проведение соответствующих работ 08.03.2020 выдан наряд н проведение на спорном объекте механизированной уборки газонов: подгребание газонов, складирование мусора и листвы в кучи и мешки, механизированная погрузка куч и мешков на газель, вывоз на газели. Кроме того, СПХ 08.03.2020 выдан путевой лист грузового автомобиля для выполнения задания по указанному адресу.

Проведение публичного мероприятия одновременно с механизированной уборкой территории не может быть признано безопасным в силу объективных причин. Следовательно, предложение организатору публичного мероприятия об изменении места и (или) времени мероприятия выдано правомерно.

Не могут быть признаны обоснованными и доводы административного истца, изложенные в устных пояснениях, о предложении ненадлежащего места проведения пикета.

Сквер Александра Володина также относится к объектам зеленых насаждений Василеостровского района, расположен на пересечении Морской наб. и наб. р. Смоленки. Вблизи расположена территория многоэтажной застройки, станция метро «Приморская», обеспечена пешая и транспортная доступность а также возможность использования участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, соблюдения санитарных норм и правил, безопасности организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц.

Таким образом, предложенное административным ответчиком место проведения публичного мероприятия обеспечивало возможность достижения его целей. Между тем, организатором мероприятия предложение об изменении места проведения мероприятия не принято, не дано согласия и на изменение времени проведения мероприятия в заявленном месте.

На основании изложенного исковые требования подлежат отклонению.

Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение десяти дней путем подачи апелляционной жалобы через Василеостровский районный суд.

Судья Л.М.Чекрий