Дело №2а -1917/2020 (24RS0040-01-2020-001558-44)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 августа 2020 года город Норильск Красноярского края
Норильский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Захаровой Н.В., при секретаре судебного заседания Захаренко А.В., с участием представителя административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Отделу Министерства внутренних дел России по городу Норильск Красноярского края, Главному управлению Министерства внутренних дел по Красноярскому краю о признании незаконным решения,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с административным иском к ОГИБДД ОМВД России по г.Норильску Красноярского края о признании решения незаконным, в обоснование своих требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ административные истец обратилась к административному ответчику с заявлением о внесении изменения в регистрационные данные, не связанные с изменением конструкции автомобиля марки М-3143, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, регистрационный знак №. В проведении регламентных действий должностным лицом ОГИБДД ОМВД России по г.Норильску отказано на основании наложенного ФССП ограничения. ФИО2 не согласна с данным отказом, поскольку ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя частично снят запрет в отношении транспортного средства на внесение изменений в конструкцию легкового автомобиля, с направлением данного постановления для исполнения в РЭО ГИБДД УВД г.Норильска. Иных ограничений в отношении указанного транспортного средства не имеется. В связи с чем просит признать незаконным решение ОГИБДД ОМВД по г.Норильску от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в проведении регламентных действий о внесении изменений в регистрационные данные, не связанные с изменением конструкции автомобиля марки М-3143, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, регистрационный знак №.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ГУ МВД России по Красноярскому краю, в качестве заинтересованных лиц – УФССП России по Красноярскому краю, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, КГБУЗ «ККПНД №5» г.Норильска.
Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом, о рассмотрении дела в её отсутствие не просила.
Представитель административного ответчика ОМВД России по г.Норильску ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что при обращении административного истца за регистрационными действиями с указанным автомобилем в ходе проверки было установлено, что на регистрационные действия с автомобилем наложено ограничение, в связи с чем было принято решение об отказе в предоставлении услуги по совершению регистрационных действий. Ограничения на регистрационные действия с автомобилем были наложены судебным приставом-исполнителем путем внесения данных сведений в базу данных федеральной информационной системы Госавтоинспекции – ФИС ГИБДД-М. В случае снятия ограничений судебный пристав-исполнитель должен самостоятельно вносить данную информацию в указанную базу данных. Сотрудник Госавтоинспекции МВД России не имеет ни материального, ни процессуального права, а также технических возможностей в программном обеспечении снимать ограничения, наложенные судебными приставами-исполнителями, сведения о которых внесены самим судебным приставом-исполнителем в федеральную информационную систему Госавтоинспекции МВД России (ФИС ГИБДД) через систему межведомственного электронного взаимодействия.
Представитель административного ответчика ГУ МВД России по Красноярскому краю, заинтересованные лица – УФССП России по Красноярскому краю, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, КГБУЗ «ККПНД №5» г.Норильска, надлежаще извещавшиеся о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представителей в судебное заседание не направили, об отложении рассмотрения дела не просили, возражений и отзывов на иск не представили.
Суд не признал явку указанных лиц в судебное заседание обязательной и считает, что их неявка в судебное заседание не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, в связи с чем находит возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии с положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, учитывая доводы представителя административного ответчика и доводы административного истца, изложенные в исковом заявлении, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, которая в каждом конкретном деле осуществляется в одной из форм отправления правосудия, в том числе путем обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен главой 22 названного кодекса.
Частью 1 статьи 218 Кодекса КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Системное толкование приведенных положений процессуального закона с учетом использованных в нем оборотов и юридической техники позволяет сделать вывод, что основанием для признания действий (бездействия) незаконным является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика.
Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ, определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, установил регистрацию транспортных средств.
В силу п. 3 ст. 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе в электронной форме.
Согласно п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Согласно Положению о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711, Госавтоинспекция, выполняя специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, осуществляет регистрацию и учет автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдачу регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним, а также выдачу паспортов транспортных средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (подпункт "в" пункта 11).
В соответствии с п. 13 названного Положения гражданин, считающий, что действия либо бездействие сотрудника Госавтоинспекции привели к ущемлению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия либо бездействие вышестоящему должностному лицу Госавтоинспекции, прокурору и (или) в суд.
Судом установлено, что ФИО2 является владельцем транспортного средства М-3143, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный номер №.
ФИО2 обратилась в ОГИБДД ОМВД России по г.Норильску с заявлением о внесении изменений в отношении транспортного средства М-3143, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный номер № в связи с изменением конструкции – установлено 7 пассажирских сидений с целью переоборудования автомобиля в пассажирский 16-местный, включая место водителя, с последующей сменой категории транспортного средства с В на С.
ДД.ММ.ГГГГ в совершении регистрационных действий было отказано в связи с наличием в информационной базе ФИС ГИБДД-М сведений о запрете на совершение регистрационных действий с указанным транспортным средством, объявленном судебным приставом-исполнителем.
В соответствии с абзацем 6 пункта 3 Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 26.06.2008 № 399, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации наложены запреты и (или) ограничения на совершение регистрационных действий.
Согласно пункту 46 указанных Правил в отношении транспортных средств, на которые судом, следственными, таможенными органами, органами социальной защиты населения либо другими органами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, были наложены запреты или ограничения на совершение регистрационных действий, регистрационные действия производятся после снятия указанных запретов или ограничений.
Приказом МВД России от 07.08.2013 №605 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.
В соответствии с положениями указанного Административного регламента предоставление государственной услуги включает в себя, в том числе, такую административную процедуру, как проверка полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и прилагаемых документах, в том числе с использованием СМЭВ. Формирование и направление межведомственного запроса (пункт 32.2).
Проверка полноты достоверности сведений о владельце транспортного средства и (или) транспортном средстве осуществляется в автоматизированном порядке по автоматизированным информационным системам во время ввода данных при проведении соответствующих административных действий (пункт 35.1).
Согласно абзацу 7 пункта 24 указанного Административного регламента услуга по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним не предоставляется при наличии запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определено, что непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав-исполнитель обязан принять все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения, предусмотренные статьей 64 и статьей 68 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Перечень исполнительных действий, приведенный в части 1 статьи 64 указанного Закона, не является исчерпывающим и судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительного документа, в том числе устанавливать запрет на совершение регистрационных действий в отношении транспортных средств.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
Согласно части 2.1 указанной статьи постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и может быть направлено адресату в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг с учетом Правил оказания услуг почтовой связи. Требования к формату постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, вынесенного в форме электронного документа, устанавливаются Федеральной службой судебных приставов.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 6 указанного Закона об исполнительном производстве законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ между ФССП России и МВД России в рамках межведомственного взаимодействия заключено соглашение № об обмене информацией в электронном виде.
Согласно пункту 5 этого Соглашения межведомственное информационное взаимодействие осуществляется Сторонами путем предоставления сведений в электронном виде, в том числе с использованием санкционированного удаленного доступа к банкам данных.
В настоящее время действует Порядок оказания сотрудниками органов внутренних дел содействия судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства, в том числе при осуществлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка, а также при розыске на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина-ответчика, утвержденный Приказом Минюста России №, МВД России № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 4 этого порядка в целях создания условий для оказания содействия сотрудниками органов внутренних дел ФССП России, ее территориальные органы направляют в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в территориальные органы МВД России по месту совершения исполнительных действий копии постановлений о наложении (снятии) запрета на проведение регистрационных действий в отношении транспортных средств, зарегистрированных за должником (подпункт 1).
На момент вынесения постановления о наложении запрета на совершение регистрационных действий со спорным автомобилем действовал порядок межведомственного электронного взаимодействия, определенный в Положении о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденном Постановлением Правительства от 08.09.2010 N 697.
Имелось также соглашение об информационном взаимодействии между ГУВД по Красноярскому краю и Управлением Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю от 2008 года.
Требования к порядку формирования, актуализации и использования базовых государственных информационных ресурсов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2012 г. N 928.
Согласно должностному регламенту (типовому) судебного пристава-исполнителя структурного подразделения Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю, утвержденному приказом УФССП России по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№ судебный пристав-исполнитель обязан: взаимодействовать с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, судебными органами, правоохранительными органами, общественными объединениями и иными организациями по вопросам принудительного исполнения (п.ДД.ММ.ГГГГ); вносить в базу данных структурного подразделения достоверную информацию о совершенных исполнительных действиях… (п.ДД.ММ.ГГГГ); ежедневно вносить в электронную базу данных АИС ФССП России (не позднее трех рабочих дней с момента совершения исполнительных действий, либо поступления информации) исчерпывающие сведения о совершенных исполнительных действиях, вынесенных постановлениях, составленных актах и иных процессуальных и платежных документах (п.ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с указанным регламентом судебный пристав-исполнитель имеет право на: использование в установленном порядке информационных банков данных и систем связи (п.4.2.7); внесение информации в электронные базы данных автоматизированной информационной системы ФССП России.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, в отношении ФИО2 Отделом судебных приставов по району Талнах УФССП России по Красноярскому краю возбуждены исполнительные производства о взыскании с неё в пользу ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, Черной К.А., Минфина Красноярского края (КГБУЗ «ККПНД №5» г.Норильска) денежных средств на общую сумму 3472687,91 руб.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Талнаху УФССП России по Красноярскому краю вынесено постановление о запрете на совершение регистрационных действий по распоряжению, регистрационных действий в отношении легкового автомобиля М-3143, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска. Данные сведения внесены в ФИС ГИБДД-М ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Талнаху А.В.. вынесено постановление о частичном снятии запрета и разрешении внесения изменений в конструкцию легкового автомобиля М-3143, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, без изменения собственника.
ДД.ММ.ГГГГ в базу данных было загружено данное постановление, но при этом запрет на регистрационные действия судебным приставом-исполнителем снят не был. В связи с чем в ФИС ГИБДД-М данное транспортное средство учитывалось как имеющее ограничения в виде запрета на регистрационные действия. ДД.ММ.ГГГГ в отношении него повторно установлен запрет на регистрационные действия.
Судом установлено, что исходя из вышеприведенных норм права, ОГИБДД ОМВД России по г.Норильску лишено технической возможности по внесению информации в ФИС ГИБДД-М о совершении каких-либо регистрационных действий, в том числе об изменении регистрационных данных транспортного средства, при наличии запретов на совершение регистрационных действий, наложенных судебным приставом-исполнителем с использованием системы межведомственного взаимодействия.
При таком положении, с учетом пункта 1 статьи 7.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и постановления Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 N 697 "О Единой системе межведомственного электронного взаимодействия", суд приходит к выводу, что при предоставлении государственной услуги по совершению регистрационных действий с транспортным средством государственный инспектор правомерно исходил из информации о наличии запрета на совершение указанных действий, содержащейся в базе данных ФИС ГИБДД-М, внесенной туда на основании постановления судебного пристава-исполнителя, в связи с чем оснований для признания решения об отказе в проведении регистрационных действий от ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
Таким образом суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении административного иска ФИО2 к Отделу Министерства внутренних дел России по городу Норильск Красноярского края, Главному управлению Министерства внутренних дел по Красноярскому краю о признании незаконным решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Норильский городской Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.В. Захарова
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 21 сентября 2020 года.