ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1918/2021 от 21.06.2021 Нефтеюганского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело №2а- 1918/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июня 2021 года города Нефтеюганск

Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе

председательствующего судьи Ефремовой И.Б.

при секретаре Матовой Е.Н.

с участием представителя истца Мингалёва М.М.

представителя административного ответчика Фоменкиной Н.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Югра-Экология» к администрации сельского поселения Лемпино о признании нормативного правового акта недействующим

У С Т А Н О В И Л:

Акционерное общество «Югра-Экология» обратилось с исковыми требованиями к администрации сельского поселения Лемпино о признании недействующим постановления №24 от 26 марта 2021 года «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Лемпино» с даты его принятия.

Требования мотивированы тем, что административный истец является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на основании соглашения №25, заключенного с департаментом промышленности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры 02 апреля 2018 года. В целях расчетов с собственниками ТКО, коммерческий учет ТКО осуществляется региональным оператором в соответствии с пп. «а» п. 5 постановления Правительства РФ №505 от 03 июня 2016 года « Об утверждении Правил коммерческого учета обьема и (или) массы твердых коммунальных отходов». Установление нормативов накопления ТКО отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в соответствии с Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 ноября 2016 года N 79-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами".

26 марта 2021 года административным ответчиком в целях реализации отдельных государственных полномочий, принято постановление №24 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Лемпино». С данным постановлением административный истец не согласен, считает его подлежащим отмене по следующим основаниям:

1. Норматив накопления ТКО рассчитан с нарушением положений Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №269 от 04 апреля 2016 года. Так, в соответствии со ст.ст. 11 и 12 вышеуказанных Правил, замеры по объекту каждой категории осуществляется каждый сезон в течение семи дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта, каждой категории суммируются по дням недели.

2. В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года N 269 утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов. В соответствии с п. 9 Методических рекомендаций установлены следующие сроки проведения замеров:

- зима – декабрь, январь

- весна – апрель

- лето – июнь, июль

- осень – сентябрь, октябрь.

Административным ответчиком, при принятии оспариваемого постановления, использовались методы, которые противоречат требованиям постановления Правительства №269.

3.В силу ст. 24.14 Федерального закона №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, российский экологический оператор осуществляет следующие функции: проводит экспертизу и готовит рекомендации при утверждении или корректировке региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, территориальной схемы обращения с отходами, а также при установлении или корректировке нормативов накопления твердых коммунальных отходов, планировании расходов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с п. 6 постановления №1815 от 25 декабря 2019 года, при установлении и корректировке нормативов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на установление нормативов, или орган местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (далее - орган, уполномоченный на установление нормативов) направляет обращение, содержащее сведения о нормативах, подлежащих установлению или корректировке, сведения о результатах замеров отходов и произведенных на их основе расчетах по определению нормативов, проведенных в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов", оператору для получения рекомендаций (далее - обращение при установлении нормативов) в срок не менее чем за 30 рабочих дней до предполагаемой даты установления указанных нормативов. К обращению при установлении нормативов должны быть приложены копии документов, подтверждающих проведение замеров.

Административным ответчиком оспариваемое постановление принято с нарушением требований, установленных постановлением №1815 от 25 декабря 2019 года, что влечет его недействительность.

Принятое постановление повлекло для административного истца убытки.

В судебном заседании представитель административного истца Мингалёв М.Ш., действующий на основании доверенности от (дата) ( т. 1 л.д.76-77), исковые требования поддержал. Дополнительно пояснил, что замеры отходов проводились не в установленные п. 9 Методических рекомендаций месяцы. Замеры производили не каждый день в течение семи дней. Кроме того, административный ответчик не направил административному истцу обращение, содержащее сведения о нормативах, подлежащих установлению или корректировке.

В судебном заседании Фоменкина Н.Н., действующая на основании решения об избрании Главой сельского поселения Лемпино от (дата) (т.1 л.д.58-59), исковые требования признала частично и пояснила, что действительно замеры отходов производились не каждый день в течение семи дней, а в дни, когда отходы вывозились. Также нарушены сроки проведения замеров по сезонам. Так, весной замеры проводились в мае вместо апреля, зимой в феврале вместо декабря-января. Однако административный ответчик не должен направлять административному истцу обращение, содержащее сведения о нормативах, подлежащих установлению или корректировке. Данное обращение, в соответствии с требованиями законодательства, было направлено Российскому экологическому оператору 22 декабря 2020 года через Департамент промышленности ХМАО-Югры. В ответ на обращение, Российский экологический оператор направил рекомендации, которые, в свою очередь, были отправлены подрядчику – ООО «Янэнерго», которое их отработало.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с ч. 7 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.

В судебном заседании установлено, что административный истец является региональным оператором по обращению с ТКО, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством автономного округа и соглашением на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на основании соглашения №25, заключенного с департаментом промышленности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры 02 апреля 2018 года (т.1л.д.13).

Установление нормативов накопления ТКО отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 ноября 2016 года N 79-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами".

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24.10 Федерального закона N 89-ФЗ от 24 июня 1998 года, нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

На основании пункта 4 статьи 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" порядок определения нормативов накопления ТКО устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года N 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 вышеуказанных Правил, в соответствии с которыми в целях определения массы и объема отходов в процессе проведения замеров отходов используются контейнеры, бункеры и полиэтиленовые мешки. При проведении замеров отходов исключается смешивание отходов объектов различных категорий и уплотнение отходов. Замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели.

В судебном заседании установлено, что постановлением администрации сельского поселения Лемпино №24 от 26 марта 2021 года утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения Лемпино (т.1л.д.10).

Административный истец обратился с исковыми требованиями к административному ответчику, оспаривая вышеуказанное постановление, указывая на имеющиеся нарушения при определении нормативов накопления ТБО.

Также установлено, что для определения нормативов накопления ТКО, 06 декабря 2019 года администрацией сельского поселения Лемпино Нефтеюганского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, именуемым заказчиком заключен договор с обществом с ограниченной ответственностью «Янэнерго», именуемым исполнитель, на выполнение работ по определению нормативов накопления ТКО сельского поселения Лемпино (лт.1л.д.87).

ООО «Янэнерго» провело работы по определению нормативов накопления ТКО сельского поселения Лемпино. Сведения о нормативах, подлежащих установлению на территории сельского поселения Лемпино, для рассмотрения и согласования административным ответчиком 22 декабря 2020 года направлены в ППК «Российский экологический оператор» через департамент промышленности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ( т.1 л.д.80-81).

ППК «Российский экологический оператор провел экспертизу проекта нормативов накопления твердых коммунальных отходов и направил административному ответчику рекомендации, согласно которых в соответствии с первичными ведомостями замеров, замеры производились на протяжении менее 7 дней в неделю с учетом периодичности вывоза на протяжении 4 сезонов. В связи с чем рекомендовано провести проверочный расчет результатов произведенных замеров в соответствии с первичными ведомостями замеров и данных сводной ведомости, а также в соответствии с требованиями Правил (т.1 л.д.81-84).

Из сведений ООО «Янэнерго» следует, что замеры объема и массы отходов производились во вторник (включающие в себя суммарный объем и массу накопленных отходов за 4 дня – суббота, воскресенье, понедельник, вторник) и в пятницу (включающий в себя суммарный объем накопленных отходов за три дня – среда, четверг, пятница)(л.д.85 оборот).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что административным ответчиком, в нарушение п. 11 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года N 269, замеры не осуществлялись ежедневно, в течение семи дней подряд.

В соответствии с пп. 2,3 ч.8, ч.9 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта. Соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с ч.9 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Таких доказательств административным ответчиком не предоставлено.

Суд приходит к выводу, что установленные административным ответчиком нормативы накопления ТКО в нарушение установленных Правил, являются экономически необоснованными, несоответствующими действующему правовому регулированию, соответственно, постановление администрации сельского поселения Лемпино №24 от 26 марта 2021 года является недействующим с даты его принятия.

Кроме того, в соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года N 269, приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года N 524/пр утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Методические рекомендации разработаны в целях оказания методического содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проведению замеров отходов, определению расчетных единиц и категорий объектов, на которых образуются отходы (п.1). Методические рекомендации не содержат положений обязательного характера (п.2). Рекомендуемые сроки проведения замеров:

а) зима - декабрь, январь;

б) весна - апрель;

в) лето - июнь, июль;

г) осень - сентябрь, октябрь (п.9).

Из предоставленных отчетов следует, что замеры производились

- осенью - 01 по 07 сентября 2020 года (т.1л.д.109);

- летом – с 30 июня по 06 июля 2020 года (т.1л.д.147);

- весной - с 25 по 31 мая 2020 года (т.1л.д.185);

- зимой – с 17 по 23 февраля 2020 года (т.1л.д.223).

Поскольку сроки проведения замеров носят рекомендательный характер по сезонам, соответственно, проведение замеров не в месяцы, указанные в Методических рекомендациях не является основанием для признания оспариваемого постановления недействительным.

Кроме того, в соответствии со ст. 24.14 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" российский экологический оператор осуществляет деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации и своим уставом. В порядке, установленном Правительством Российской Федерации, российский экологический оператор проводит экспертизу и готовит рекомендации при утверждении или корректировке региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, территориальной схемы обращения с отходами, а также при установлении или корректировке нормативов накопления твердых коммунальных отходов, планировании расходов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Порядок направления субъектам Российской Федерации и рассмотрения ими рекомендаций российского экологического оператора при утверждении или корректировке региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также при установлении или корректировке нормативов накопления твердых коммунальных отходов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N 1815.

В соответствии с п. 6 постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N 1815 при установлении и корректировке нормативов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на установление нормативов, или орган местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (далее - орган, уполномоченный на установление нормативов) направляет обращение, содержащее сведения о нормативах, подлежащих установлению или корректировке, сведения о результатах замеров отходов и произведенных на их основе расчетах по определению нормативов, проведенных в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов", оператору для получения рекомендаций (далее - обращение при установлении нормативов) в срок не менее чем за 30 рабочих дней до предполагаемой даты установления указанных нормативов. К обращению при установлении нормативов должны быть приложены копии документов, подтверждающих проведение замеров.

Доводы административного истца о том, что административный ответчик не направил ему обращение, содержащее сведения о нормативах, подлежащих установлению или корректировке, сведения о результатах замеров отходов и произведенных на их основе расчетах по определению нормативов, в связи с чем постановление административного ответчика подлежит признанию недействующим по вышеуказанному основанию суд считает несостоятельными, поскольку у административного ответчика такая обязанность отсутствует.

При этом суд учитывает, что административным ответчиком требования п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N 1815 исполнены полностью - обращение с необходимыми документами направлены 22 декабря 2020 года в ППК «Российский экологический оператор» через департамент промышленности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (т.1л.д.81-83).

Сроки обращения в суд административным истцом с настоящим административным исковым заявлением соблюдены.

В соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд взыскивает с административного ответчика в пользу административного истца 4 500 рублей в счет возмещения расходов по уплате госпошлины за подачу административного иска, указанные расходы подтверждены платежным поручением от 31 мая 2021 года (т.1л.д.8).

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление акционерного общества «Югра-Экология» удовлетворить.

Постановление администрации сельского поселения Лемпино №24 от 26 марта 2021 года «Об утверждении нормативов накопления ТКО на территории сельского поселения Лемпино» признать недействующим с даты принятия.

Взыскать с администрации сельского поселения Лемпино в пользу акционерного общества «Югра-Экология» в возмещение понесенных судебных расходов по уплате государственной пошлины денежные средства в сумме 4 500 рублей.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с подачей апелляционной жалобы через Нефтеюганский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Нефтеюганского

районного суда